Обзор South Park: The Fractured but Whole

Posted by Anuriel on января 25, 2018 - 22:45

Жанр: RPG
Разработчик: Ubisoft San Francisco
Издатель: Ubisoft
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5-2400 или FX 4320, 6 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 560 Ti или Radeon HD 7850, 20 ГБ на жестком диске.
Возрастной рейтинг: 18+

South Park: TFbW была обречена на сравнение с South Park: The Stick of Truth, причем это касалось как геймплея (грядущие изменения в боевке обсуждались в обязательном порядке), так и сюжетной составляющей. После своего выхода игра стала в чем-то заложницей этого сравнения: от той же боевки многие кривятся, а многие ее превозносят, но и то, и другое делается не само по себе, а в сравнении с SoT. Что остается тому, кто желает быть объективным? Ну, например, задавать наивные вопросы.

Обзор South Park: The Fractured but Whole

Синдром второго сезона?

К изменениям в механиках игры явно подталкивал уже сам сюжет: наигравшись в олдскульные ролевки, детишки Парка примерили на себя костюмы супергероев, и теперь в городе идет настоящая гражданская война. Команда «Енота» Картмана схлестнулась с Борцами за Свободу за лидерством телепата Тимми (вот он, фирменный юморок), а профессор Хаос под шумок, наняв армию приспешников-латинос, строит планы похоронить город под «лавой» (кубиками лего). Каждая из сторон конфликта мнит, что контракт на съемку «блокбастера» с гигантом киноиндустрии у них уже «на мази», но и сотня долларов за поимку пропавшего кота лишней точно не будет, а значит, нужно во что бы то ни стало опередить конкурентов. Новичок (мы по-прежнему играем за него), покинув свой «королевский трон» в уборной и выйдя на улицу в самую гущу схватки, быстро смекает, что к чему. Влившись в компанию Друзей Енота, он становится чуть ли не главным спецагентом, которого можно и «на дело» ночью послать в стрипклуб, и под самым благодушным предлогом внедрить в ряды противника.

Номинально все наши приключения длятся четыре игровых дня, хотя, учитывая события в финале, вопрос о хронометраже можно оставить открытым. Да и так ли он важен, когда, идя по следам неуловимого кота, мы будем узнавать про жуткие тайны религиозных верований полицейских, заговоры и интриги с целью занять кресло мэра, тонкости картельных сговоров наркоторговцев и многое другое? Когда по ночам мы будем безобразничать в полицейском участке и на складах, походя накрывая подпольную лабораторию по производству психотропов, а утром слушать репортажи про неизвестного народного мстителя, что борется с преступностью посредством своих газов?

Обзор South Park: The Fractured but WholeШутки про гендер, расу, будни шлюх и тружеников более честных, про политику и про то, что вне политики, выстреливают сразу канонадой, не особо размениваясь по мелочам. Но реже, чем того хотелось бы. К ритму претензии у многих, и не на пустом месте: он действительно провисает. При этом сама идея обыгрыша супергеройской темы вот лично мне представляется даже более удачной, чем центральная идея SoT. Для пародий самое время: когда что-то близко к состоянию «из каждого утюга», впору принимать ставки на событие «когда утюг перегорит». Частные случаи «Мстителей», «Гражданской войны», «Дней минувшего будущего» и прочих классических тем супергеройской мегатемы — все пошло в сценарий, и не ради галочки. На неизбежный вопрос, какой из двух игровых «сезонов» производит впечатление более, что ли, целостное и просто большее, правильным ответом может быть только «оба хороши и оба — по-своему». Они просто разные, и особенно это касается непосредственно геймплея.

[censored] спасет мир?

Основой его всё так же остается бой, и вот он-то и претерпел наибольшие изменения. Бойцы больше не привязаны к одному месту и свободно перемещаются на определенное число клеток по всему полю боя. QTE-элементы ушли в прошлое, атавизмом оставив нажатие вовремя единственной клавиши «действие»: и при нашей атаке, и при атаке по нам это ускоряет заполнения шкалы, дающей возможность применить суперспособность. Помимо нее, в бою доступны три стандартные атаки. Это могут быть как «чистые» удары — мощные и сконцентрированные на одном близстоящем противнике, или более слабые, но и затрагивающие всех, кто на одной линии, так и удары, сопровождающиеся каким-нибудь негативным эффектом: снижающим здоровье противника, вводящим его в ступор. Некоторые «атаки» лечат — себя или напарников. При этом классическое исцеление склянками идет за полноценный ход. Не считая отдельных сюжетных миссий, где напарники (а часто и их число) строго заданы, мы можем сами подбирать состав своей банды, комбинируя разноплановых бойцов под конкретных противников (ниндзя, девочки-изюминки и т. д.). Сам бой не обязательно должен завершится убедительной победой: иногда наша задача — совсем не по-геройски слинять.

Обзор South Park: The Fractured but WholeЧто до боссов, то, помимо стандартного набора (призыв миньонов, приличная полоска здоровья, чувствительный урон), встречается и кое-что интересное. Например, Древнего (ну да, из Мифов Ктулху) не возьмешь обычными атаками, зато он на дух не переносит белое мясо — вот как у своих культистов, и догадайтесь с трех раз, как его одолеть. И, наконец, та самая непристойность, глюк которой экран загрузки нам советует выдавить из себя, чтобы переломить ход боя. Есть особые пуки, которые буквально разрывают пространство-время, и премудростям которых нас обучает сам Морган Фримен (но не всем: кое-что придется вырывать с боем). Их можно применять раз в три хода: вызвать из прошлого своего двойника, остановить время и набить морду противнику без всяких там спецатак, вообще отмотать время назад и тем аннулировать ход противника. Вне боя к применению парочка из них также показана.

Издержки глобализма?

Городок Южный Парк целиком открыт для исследований с самого начала, так что ничто не мешает, наплевав на сообщение смартфона о необходимости срочного прибытия в штаб, отправиться на познавательно-собирательную прогулку. Заходи во все здания подряд, обшаривай тумбы и особые контейнеры с символикой Друзей Енота, срывай со стен яои с изображениями Твика и Крейга — собирательство игра премирует опытом за десяток-другой тех или иных предметов (стань продвинутым модником!). Он же дается и за определенное число предметов созданных, подписчиков в Енотограме, побитых уличных противников, решенных простеньких задачек.

Обзор South Park: The Fractured but WholeНе всё можно заметить невооруженным глазом, часто необходимо включать «режим сканера» и, находясь в нем, активировать некоторые особые совместные способности. Без их использования многие действия, которых требуют поставленные задачи (подняться на крышу, устранить препятствие-лаву, взломать дверь) выполнить невозможно, а поскольку доступны они становятся только по мере прохождения, есть стимул отправляться на прогулки по городу «просто так» снова. Применение способностей (например, катапультный запуск в систему проводки хомячка Баттерса) происходит через известное место нашего героя, но разве это может кого-то смутить? Как и то, что мини-игра, победа в которой дает гордое звание «сортирного мастера», заключается в том, чтобы пересидеть на всех доступных «тронах», делая в них дела каким-нибудь изощренным способом («московский шашлык»!), для чего необходимо вовремя жать на кнопки — привет, QTE! Дополнительные задания в основном сводятся к «раздай визитки мамы Картмана в пивной», но выдаваемые за их выполнение костюмчик или даже артефакт явно не будут лишними. Наградой же за некоторые сайдквесты может стать возможность соответствующего призыва (Джимбо и Неда, например) во время боя — один раз за схватку, несколько раз за игру. Мелочь, а всё разнообразие.

Что насчет истории персонажа, мук выбора класса, трудностей предпочтения при прокачке? А их нет: глобализм на дворе, забудьте об олдскуле. Пол-игры мы ходим с почти что пустой анкетой, а в следующие пол-игры ничто не мешает нам сменить выбранные ранее расу и пол, было бы желание переделаться в… черного японца. На старте на выбор даются три класса, так или иначе связанные с каноническими типажами супергероев, а потом позволяют выбирать еще несколько раз, каждый раз добавляя по два-три новых класса, причем и отвергнутые ранее остаются доступными. Хочется опробовать все классы за одну игру? Без вопросов: заходим к Еноту в штаб и меняем их хоть оптом. Универсала, мощно бьющего за счет силы, вводящего противника в ступор за счет мозгов, умеющего лечить за счет мужества, создать не просто можно, а иногда даже нужно. В бою так или иначе можно использовать только четыре способности, а потому ничто не мешает взять по одной от каждого класса плюс суперспособность. На самом деле 11 доступных игровых классов — фикция: без труда выделяются 3–4 шаблона, по которым они созданы. Прокачка? Сводится к заполнению открывающихся с новым уровнем ячеек подходящими под них артефактами (барахло вроде спинеров) разной мощи, дающими в сумме максимально возможное значение. Характеристики персонажа? Гибко меняются с помощью ДНК-спиралей: уже к середине игры их будет с дюжину, и выбор, какую из них использовать и чему отдать приоритет (силе, стойкости, здоровью) зависит исключительно от того, чего в данный момент требуют используемые способности. В общем, игра в супергероев балансирует на грани того, что называется «заиграться». Свободная специализация как символ глобализма — да, так.

Обзор South Park: The Fractured but WholeВ заключении стоит отметить некоторые проблемы с оптимизацией (в меньшей степени) и баги в боях. Миссия в Доме Престарелых успела стать притчей в интернете (подтверждаю: таки пришлось помучиться), и одной ею не ограничивается: бывает, противник не может сделать ход, и тогда волей-неволей приходится загружать последнее сохранение. Некритично, конечно, и наверняка будет исправлено, но осадочек остается.

Радости:

  • Атмосфера Южного Парка на месте.
  • Гибкая настройка характеристик персонажа.
  • Задачки и мини-игры вносят разнообразие в игровой процесс.

Гадости:

  • 11 разных классов — это иллюзия.
  • Бои достаточно монотонны.
  • Хватает багов.

Оценка: 7,7

Вывод:

Новая история в мире South Park, новые возможности и новые механики — всё на должном уровне, и единственная причина, по которой всё это не вызывает того восторга, что имел место 3,5 года назад, — отсутствие эффекта новизны. А так — да, рекомендуется всем поклонникам и не только.

Обзор написан по ПК-версии игры.

U$D

ролевая игра Обзор №212
Упоминаемые игры и серии: