Обзор Sid Meier's Civilization 6: Rise and Fall

Posted by Anuriel on апреля 5, 2018 - 19:12

Жанр: глобальная стратегия.

Разработчик: Firaxis Games.

Издатель: 2K Games.

Платформа: ПК.

Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i3 2,5 ГГц или Phenom II 2,6 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 450 или Radeon 5570 с 1 ГБ, 12 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i5 4-го поколения или FX8350 4 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 770 или Radeon 7970 с 2 ГБ.

Возрастной рейтинг: 10+.

Всего полгода назад Firaxis показала, что знает формулу идеального дополнения, по крайней мере для стратегической игры. XCOM 2: War of the Chosen – это был набор небольших, но очень уместных нововведений, будто огранивших знакомую игру, и поток восторгов выходил из берегов. Rise and Fall приняли прохладнее, хотя вроде бы Firaxis сделала все так же. Чтобы понять, почему взлет едва не стал падением, надо погрузиться в судьбу Civilization 6 как следует.

Обзор Sid Meier's Civilization 6: Rise and FallПодобно другим критикам, я писал в 2016 году, что последняя номерная Civilization при всей увлекательности правил проигрывает по балансу, AI, интерфейсу и производительности. К игре выходили патчи с внушительными списками изменений. Дали они что-то? Безусловно, да. AI по крайней мере не сумасшедший, предлагает адекватные сделки (пока не дойдет до ручки) и может огрызаться в боях (на всех полях, включая научные, теологические). Кварталы заметно сбавили в цене, больше нет чувства, что ими искусственно затягивают развитие городов. К другим особенностям, вроде дорогих дорог и расходуемых рабочих, мы уже успели привыкнуть.

Но о полном «искуплении грехов» говорить рано. В гневе бот способен потопить пару ваших галер и ограбить торговца, но как подступиться к вашей империи он не знает: правила слишком заковыристы, и ошибки AI накапливаются с каждым десятком ходов. Пока по своей запущенной, заросшей лесами территории он сгоняет к вашим границам всех юнитов подряд, вы откусываете город за городом по неумолимой схеме: расстрелял кораблями или пушками – забрал контактником. При этом культурная победа – все так же что-то непонятное, а на верхушках научного дерева не просматриваются мирные технологии: информационное общество не ищет лекарство от рака, оно хочет аквапарк и новую бомбу. Продолжать? Если вы знакомы с «Цивилизацией 6», то и сами вспомните подобные казусы. Впрочем, если не знакомы, то песочница Civilization увлечет сама по себе: сооружать Утопию под завистливые гримасы нерадивого «компа» хочется ночи напролет.

Обзор Sid Meier's Civilization 6: Rise and FallНо здесь-то и зарыта собака: для большинства цивиломанов эффект новизны уже развеялся, и мы критикуем шестую часть куда строже, чем в 2016 году. А дополнение попросту не ставило целью все эти проблемы решать. Rise and Fall – это фокусник с кроликом в шляпе и шариками в рукавах; он не виноват, что в прошлом номере верблюд плюнул в зрителя. Аддон разыгрывает испытанную схему: добавим полдесятка механик – станет еще веселее. Станет, слов нет. Но где-нибудь в мультиплеере. А бедняге боту остается посочувствовать.

Итак, что нам приготовили:

Кризисы стоит упомянуть первыми, поскольку только эта механика как-то выправляет родовые болячки серии: если один игрок чересчур разогнался в развитии, теперь есть шанс поставить его на место, дабы он не прилетел к финишу по инерции, набранной в ранних эпохах. Охотникам на фаворита предложат цель, обычно отвоевать у последнего особо важный город. За победу – хороший денежный куш. Вот только поражение даст обратный результат: деньги убегут в карман гегемону, а провалившие экзекуцию страны получат штраф. Рискнуть решаются не все. Так что на чью мельницу эта вода, сильных или слабых мира сего, еще вопрос. Зато Firaxis не скрывает, что и без всяких кризисов боты теперь не любят лидера по счету. Кто сказал «автоподстройка сложности»?

Обзор Sid Meier's Civilization 6: Rise and FallЗолотой и Темный века были в «Цивилизации» и раньше, но теперь их привели в относительный порядок. Эпохи, как раунды игры, отныне сменяются для всех игроков единовременно. Поспеваешь или нет за всепланетным прогрессом, игра посчитает в отдельных баллах и выкрутит для следующей эры гамму экрана в тьму или сияние. Есть и сусальная середина: тише едешь – дольше будешь на руководящем посту. В начале эпохи выбираем бонус – так сказать, приоритет развития нации. У кого он лучше: у звезд грифельной хроники или забытого неудачника – еще вопрос, но что я дракон моря в эпоху атома – явно без рандома не обошлось.

Словом, звучала идея хорошо, но по смыслу – противоположность задумке с кризисами: зачем делать сильного еще сильнее, а слабого еще слабее? В итоге влияние эр выкрутили на минимум, а Europa Universalis 4 с ее историческими вехами осталась непревзойденным образцом.

Лишь на один показатель цвет эпохи правда влияет – на лояльность. В незапамятную молодость Civilization 3 была возможность захватить город без войны, задоминировав его культурно. Лояльность работает по тому же принципу, но результат ровно обратный. Культурная экспансия позволяла без лишнего шума (но не без денежных вливаний) взять плацдарм на чужом материке или увести редкий ресурс. Лояльность, напротив, препятствует колонизации: ни золото, ни довольство граждан, ни развитость нации не помешают удаленному от метрополии поселению в считанные ходы переметнуться к соседу. Конечно, если у вас золотой век, а у недруга тёмный, можно поиграть с ним в сепаратизм, но вероятно он и без вашей помощи развалится на вольные города; тем более это не соперник в открытой войне.

Обзор Sid Meier's Civilization 6: Rise and FallГде-то вы услышите, что лояльность поднимают губернаторы, но вот загвоздка: эту свою способность они не могут развивать. Они вообще толком не прокачиваются, у каждого пара полезных перков – и всё. Скорее, вы посадите их в главные мегаполисы, где эти бонусы дадут наилучший эффект, а надежды удержать с их помощью хутор от мятежа лучше сразу отбросить. Вообще к середине партии о губернаторах почти забываешь, хотя одна польза от них есть: рваться по культурному дереву появился хоть какой-то резон.

Пусть нововведения не кажутся существенными, но удалось добиться синергии со старыми правилами – вопреки слабой связи оных между собой. Возможность покупать рабочих за очки веры, строительство кварталов за деньги, основание городов сразу 3-его уровня – Firaxis знала, какие бонусы мотивируют нас вникать в нюансы. Правда, если не вникать, то можно и запутаться: почему в этом городе я могу нанять танк, а в том – нет? К счастью, «Цивилопедию» уже доработали – одна из множества мелочей, за которые следует благодарить патчи.

Обзор Sid Meier's Civilization 6: Rise and FallЕще Rise and Fall вводит сразу 9 новых цивилизаций и лидеров – нам ведь незачем тут вспоминать Total War: Warhammer, правда? Можно сыграть за агрессивную Индию или каких-нибудь Мапуче – как бы они ни назывались, главное – отличия в правилах, в бонусных юнитах и зданиях. Кстати, о последних. Firaxis несколько пересмотрела цепочку апгрейда юнитов, убрав тупики (осадная башня улучшается до медика, рейнджер – до спецназа) и заполнив пробелы (далеко не все, между галерой и каравеллой все так же пропасть веков). В строительстве добавился административный район, где раз в тысячу лет можно выбрать бонус для всей нации – откровенно недоработанная задумка. Стало больше чудес света. А союзы теперь бывают не только военными (для тех, кто все же рискнет подружиться с ботом). Словом, если вы давно не заходили в Civilization 6, вас ждет много сюрпризов. Вот только какие из них вас больше удивят: те, что привносит Rise and Fall, или от бесплатных патчей – тут еще можно поспорить.

Радости:

  • Ряд небольших нововведений все же меняет игру.
  • Графическая хроника цивилизации – это здорово.
  • Civilization 6 еще заразнее, чем раньше.

Гадости:

  • На радикальное улучшение AI рассчитывать не стоит.
  • Не поэтому ли новшества меньше влияют на геймплей, чем могли бы?

Оценка: 8,0

Вывод:

Создатели Rise and Fall честно сделали свое дело, заполнив пустоты оригинальной Civilization 6 непривычным для серии образом. Если вы смогли получить удовольствие от игры в 2016 году, дополнение берите не иначе как в отпуск – риск забить на реал на красной отметке. Но пока AI и баланс таковы, какие они есть, оценить все достоинства дополнения трудно. Красивый дом не строят на треснувшем фундаменте, у Firaxis впереди еще много работы.

Anuriel

Глобальная стратегия Обзор №215
Упоминаемые игры и серии: 

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в журнале "Виртуальные радости".