Обзор S.C.S. Dangerous Waters
Жанр: симулятор
Разработчик: Sonalysts
Издатель: Battlefront.com
Количество CD: 1
Похожесть: Fleet Command, Sub Command
Системные требования: Pentium III-700 MHz, 128 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 850 Mb Hard Disc Space
Симуляторов, в которых авторы отходят от привычных тем самолетов и автомобилей, не так уж и много, но они существуют. Взять тот же Silent Hunter — серию, давно и упорно разрабатывающую тему подводного флота; есть и другие наработки, не менее, а то и более "продвинутые". Например, игры Fleet Command и Sub Command от Sonalysts. Эта контора славится проработанностью своих игр и великолепной реализацией боевой модели.
Sonalysts не остановилась на достигнутом в предыдущих играх и выпустила новый проект — Dangerous Waters.
В основу игры легли предыдущие наработки компании по симуляторам. В итоге мы получили хорошо проработанный проект, за которым не зазорно посидеть пару-тройку десятков часиков даже настоящему командиру боевого корабля. Посидеть — и проверить, насколько удачно все сделано и действительно ли игра заслуживает внимания.
И россияне, и американцы должны быть довольными тем, что "холодная война" завершилась относительно мирно, не закончившись глобальным вооруженным конфликтом. Тем, кто считает, что войну следовало развязать, рекомендую обратиться к таким играм, как Fallout — там коротко и ясно объясняется, что стало бы с миром при таком исходе. Но радость от осознания мирного неба над головой не мешает прорабатывать варианты исторического развития. И на территории бывшего СССР, и в США выходят книги об альтернативной реальности. Реальности, в которой столкновение двух сверхдержав все же произошло.
Естественно, что в этом случае каждый кулик свое болото хвалит. Американцы живописуют, как их авианосцы уничтожают флот Советского Союза, а в это время танки с белыми звездами бравым маршем идут по Европе, встречаемые улыбками и цветами жителей стран Организации Варшавского Договора. Наследники Советской империи рассказывают о том же, но с точностью до наоборот. Разница только в том, что у них основную роль на море играют субмарины и тяжелые корабли. Большинство подобных книг недалеко отошли от "чтива на один раз", но есть и более серьезные работы — например, "Красный шторм" Тома Клэнси. И хотя Клэнси и преувеличил достижения американской технической мысли, в его книге встречается масса интересных моментов, ради которых ее действительно стоит прочитать.
Dangerous Waters пошла примерно по тому же пути. По тому, да не очень. На этот раз речь уже не о могучем и грозном Советском Союзе, а лишь о его преемнице России. Причем рассказ начинается с того, что дела в этой самой России альтернативного мира пошли не лучшим образом. Раздосадованные положением дел в стране, упадком экономики и отсутствием свобод офицеры Тихоокеанского флота подняли мятеж против центрального правительства. И теперь они считают себя и своих товарищей представителями независимого государства и готовятся бороться за независимость любыми доступными средствами. А если учитывать, что в их руки попал практически весь Тихоокеанский флот, возвращение Дальнего Востока "в лоно Российской империи" может оказаться весьма сомнительным.
Российское правительство, однако, не останавливается ни перед чем и посылает верные части флота на подавление мятежа. Но и другие страны не дремлют. Америка посылает во враждебные воды Дальнего Востока субмарины и разведывательные самолеты. Китай прощупывает ситуацию и попутно "разбирается" с Тайванем. Действительно, почему бы под шумок не прибрать мятежный остров к рукам?..
Вот вам и все четыре участника конфликта (а также игры). За них вы сможете поиграть, попытаться понять их цели и выполнить боевые задачи. Это присказка, а теперь будет сказка.
Для управления нам будут доступны четыре вида боевых машин. Первый (самый многочисленный) — подводные лодки. Игрокам выдадут американские и советские подлодки, а также китайские модификации советских субмарин. Среди подводных кораблей будут такие знаменитые машины, как "Кило" и "Акула" — в том числе их самые современные варианты (из тех, о которых знали создатели игры). Второй вид — надводные силы. Представлены фрегатом класса "Перри" (американский флот). С него может стартовать третий вид — вертолет MH-60 Seahawk, предназначение которого — бороться с подводными лодками. Наконец, будет еще разведывательный самолет "Орион", также американский, которым нам позволят управлять в ряде миссий.
Вся техника, встречающаяся в игре, состоит на вооружении упомянутых стран. Причем вы легко ее узнаете по внешним данным (если, конечно, занимаетесь военной историей) — модели проработаны отлично. Другие корабли, встречающиеся в море, также соответствуют реальности, из чего можно смело сделать вывод — разработчики трудились над своей игрой по-настоящему. Единственный отрицательный момент — боевые характеристики кораблей иногда подправлены (порой достаточно серьезно), что было сделано для соблюдения баланса. Так, тот же "Перри" в игре обладает большей живучестью, чем в жизни. Но в противном случае играть за него было бы просто неинтересно по причине быстрой гибели "от первого чиха".
Перед выходом на миссию можно не только прочитать брифинги (о них отдельный разговор), но и снарядить свой корабль. Конечно, это вам не "Звездные волки", и все соответствует (более-менее) реальности, так что навешать на корабли неизвестно каких устройств не дадут — наша задача лишь выбрать вооружение (да и то из списка доступного на складе). Вооружение, как и корабли в игре, реально, но его характеристики изменены. Надо сказать, что разработчики отличаются честностью — они приводят не только характеристики игровых торпед или ракет, но и их реальных аналогов. Похвально, что и говорить.
После выбора оружия рекомендую прочитать инструкцию к миссии. Обычно это маленький шедевр от Sonalysts. В первую очередь благодаря тому, что каждая инструкция оформлена в форме приказа. Нам кратко излагают сложившуюся обстановку (в тех рамках, в каких ее дозволено знать командиру корабля), после чего ставят задачи на миссию. Особо оговаривается ваше право на ведение боевых действий. В большинстве случаев разрешается атаковать корабли противника только после их атаки на вас либо откровенно враждебных действий (вроде подготовки атаки). Не рассчитывайте, что игра сведется к уничтожению всех в зоне видимости — за такое по головке не погладят. К тому же боеприпасы ограничены, что также не способствует их разбрасыванию "направо и налево".
Итак, корабль (самолет, вертолет) снаряжен, и мы выходим на задание. Игроку не придется выполнять процедуру взлета или отхода от причала — этим займется сам компьютер. Мы оказываемся в нужном участке морской поверхности, и теперь остается только с честью выполнить задание командования (или с честью погибнуть — но это для поклонников Гастелло).
Первым делом осмотритесь. Нам открывается уйма всяких приспособлений для получения дополнительной информации. Главное из них — карта квадрата, где развернутся боевые действия. Она достаточно схематична и удобна — те, кто хоть раз играл в подобные игры, вряд ли запутаются. Помимо карты есть много других экранов. Один из них — с видом на корабль, с возможностью вращать камеру, осматривая окрестности. Другие отражают различные отсеки боевой машины. Тут вам и перископ (для подлодок), и приборная панель (для самолетов), и палуба (для фрегата). Везде большое количество датчиков, шкал, управляемых приборов. Первое время будет очень трудно разобраться во всем этом, а потому в игре и существует установка уровней сложности. Она поможет вам делегировать часть функций автоматической команде (которая, признаюсь, удивила меня четкой и слаженной работой), а себе оставить самое важное и интересное (те же боевые действия). И только когда вы начнете разбираться во всех аспектах игры, можно будет возложить все управленческие задачи на себя.
Что дальше? А дальше — выполнение поставленной командованием задачи. Таковых в игре предостаточно. Ведь помимо кампании нам предложат еще и дополнительные миссии с самыми разными целями — тут вам и обыкновенное уничтожение противника, и препятствование его проникновению в регион, и высадка десанта, и даже спасение членов правительства одной маленькой африканской страны. При таком разнообразии нетрудно будет каждому найти себе что-нибудь по душе. Кампания, кстати, может проходиться неоднократно благодаря тому, что в каждой миссии есть возможность управлять разными судами/летательными аппаратами. То есть можно будет не только взглянуть на миссию под разными углами, но еще и выполнить ее за
противоборствующие стороны.
Обычно для успешного выполнения миссии надо будет обнаружить, а иногда и уничтожить противника (или же избежать уничтожения своей боевой машины). Обнаружение ведется как с помощью технических средств (вроде радаров, сонаров и прочего), так и визуальными методами. В последнем случае для обнаружения тех же надводных кораблей нам очень поможет отличный справочник с их силуэтами. Увидели корабль на горизонте, приблизились (или посмотрели на него в бинокль/перископ), сравнили силуэт со справочником — и сразу понятно, кто и что перед нами.
Потом выясняем, мирный контакт или враждебный. Если мирный — все просто, продолжаем поиски. Враждебный — действуем по ситуации. Иногда приходится убегать от превосходящих сил врага, но чаще — самому начинать охоту. Должен сказать, что не у каждого хватит для нее терпения. AI действует очень грамотно, разрывает контакт, уходит, "путает следы" и т.д. Иногда не меньше получаса пройдет, прежде чем вы выйдете на дистанцию поражения и нанесете удар. Но ведь вы можете еще и промазать... А если вы попадете, то либо миссия закончится победой, либо придется охотиться за следующей целью. В этом и заключается главная проблема игры — рядовому игроку будет слишком скучно раз за разом играть в "кошки-мышки", долго искать и преследовать корабли. Удовольствие испытают лишь те, для кого слово "симулятор" означает серьезный уровень реализации игры, ее приближение к существующей реальности.
Игра оснащена также мануалом, который превосходит по числу страниц все, что я до этого видел. Судите сами — только руководство по игре занимает 562 страницы, а ведь есть еще руководство к редактору... Но мануал здесь действительно нужен — иначе кто вам разъяснит все вопросы и нюансы, связанные с управлением подводными лодками, надводными кораблями и летательными аппаратами? Тем, кто заполучит в свои руки Dangerous Waters, настоятельно рекомендую хотя бы просто просмотреть мануал. Поверьте, лишним это не будет.
Что касается вышеупомянутого редактора, то он позволит вам создать такую миссию, какую пожелаете. В итоге, если в списке не нашли ничего по вкусу, — засучиваем рукава и начинаем работу, сверяясь с руководством к редактору.
В игре есть и дополнительные возможности. К примеру, использование микрофона для отдачи голосовых команд. Представляете, как это здорово! Вам кричат: "Контакт там-то и там-то", а вы отдаете приказы в микрофон. И корабль послушно разворачивается и начинает преследование. Правда, команды придется отдавать на английском, так что учите "матчасть", господа.
Графика в игре находится где-то на среднем уровне. Модели кораблей, самолетов и вертолетов выполнены отлично, хорошо выглядит и морская гладь. А вот спецэффекты от взрывов и прочего подкачали — в нашем XXI веке можно было бы сделать и получше. Впрочем, что-то мне подсказывает, что в эту игру будут играть не ради графики или музыки (которая великолепно подходит к игровым ситуациям).
Оценка: 8.
Резюме: "Опасные воды" — великолепный симулятор современной войны на море, игра в альтернативную реальность, где в океанах планеты все-таки развернулись боевые действия, пусть и ограниченного масштаба. К сожалению, не все смогут освоить прелести этой игры — она слишком сложна и по праву может носить звание "хардкорной". Но те, кто испытывает удовольствие от охоты за подлодками или надводными кораблями, кому интересно полноценное воплощение боевых действий на море, кого не пугает перспектива провести время за по-настоящему сложной игрой, вряд ли будут разочарованы.
Morgul Angmarsky