Обзор Mass Effect [КГ]

Posted by Panko on августа 31, 2008 - 00:00

Жанр: Экшен/ролевая игра.
Разработчик: BioWare.
Издатель: Electronic Arts.
Российский издатель/локализатор: "1С"/Snowball Interactive.
Похожесть: Star Wars: Knights of the Old Republic.
Количество DVD в оригинальной версии: 2.
Минимальные системные требования: P4 2,0 GHz, 1 Gb RAM, 128 video (6600GT или выше).
Рекомендуемые системные требования: Core 2 Duo 2.5, 2 Gb RAM, 512 video (8800GT или выше).

Релиза PC-версии Mass Effect все игровое сообщество ждало с большим нетерпением. Полгода назад, явившись миру на Xbox 360, этот проект установил новую планку качества для всех ролевых игр. Собрав от прессы более 70 наград включая такие престижные, как "Игра года" и "RPG года", Mass Effect тем самым повторил успех своего прямого предшественника — Star Wars: Knights of The Old Republic. Оба этих проекта заслуживают самых высоких похвал, они важные вехи в истории разработки компьютерных игр. Что и говорить, BioWare знает свое дело, и с каждой новой ее игрой мы получаем просто-таки неимоверное количество геймплейных новшеств и гениальных идей, которые навсегда меняют жанр RPG (а с другими направлениями эта именитая компания и не работает).

Портированием Mass Effect на PC занималась молодая студия Demiurge Interactive. Владельцам персональных компьютеров в качестве "утешительного приза" за дополнительные месяцы ожидания обещали улучшить в игре графику, оптимизировать управление для мыши с клавиатурой и добавить парочку новых мини-игр. К сожалению, обещанного улучшения визуального ряда в PC'шной Mass Effect по сравнению с консольной так и не случилось. Особого разочарования сей факт не приносит, так как икс-боксовская версия даже сейчас, по прошествии более чем полугода, выглядит просто шикарно. Управление с помощью связки "клавиатура+мышь" действительно можно назвать удобным, поэтому для комфортной игры в Mass Effect можно обойтись и без геймпада. Мини-игр добавили ничтожно мало: взламывать в сотый раз замок какого-нибудь шкафчика одним-единственным предложенным способом — удовольствие не из приятных. Даже если бы Demiurge Interactive напортачили с переносом проекта на PC, как говорится, по полной программе, то владельцы персоналок все равно смогли бы насладиться Mass Effect, ибо такую игру криворуким портированием не испортишь. В целом работу "демиургов" можно оценить на крепкую "четверку" по пятибалльной шкале. Но настолько ли хороша Mass Effect, чтобы причислять ее к "иконам" геймдевелопинга? На этот сложный вопрос нам и предстоит сегодня с вами ответить.
При создании своего детища компания BioWare вновь решила основательно подорвать (в хорошем смысле) устоявшиеся каноны RPG и привнести в один из самых консервативных игровых жанров немало новых элементов. Mass Effect не похож ни на один из проектов, когда-либо выходивших до него. Кое-что общего со Star Wars: KoTOR у игры все же имеется, но это лишь, скажем так, "побочные эффекты" того обстоятельства, что оба проекта делала одна и та же компания.

Новые идеи

Что обычно ассоциируется у простого игрока с понятием "Ролевая игра"? Конечно же, ветвистое дерево умений, сбор лута, постоянные "левелапы", торговцы и прочее-прочее. Так вот, в Mass Effect, к великому негодованию харкорных ролевиков, эти неизменные RPG-элементы максимально упразднены. Нет, конечно, все это присутствует в игре, но во главу геймплея поставлены не постоянные забеги по всем закоулочкам необъятной галактики с целью добычи драгоценной "экспы", а вдумчивое, неторопливое изучение мира, сбор информации и ее дальнейший детальный анализ. Игровую вселенную разработчики продумывали до самого последнего винтика. Сложные взаимоотношения между расами, обширная предыстория и многое-многое другое — эти атрибуты присутствуют здесь с избытком. Mass Effect нередко сравнивают с полноценным высокобюджетным киноблокбастером — и вполне заслуженно. Чего стоят одни здешние диалоги — поверьте на слово, они просто шедевральны. Неужели мы с вами дожили до такого момента, когда парочка обычных 3D-моделек, пусть и снабженных несколькими миллионами полигонов каждая, могут разыграть между собой такой мини-спектакль, что никакому Майклу Бэю со Станиславским и не снилось... При разговоре с игровым персонажем игроку не придется вычитывать длинные строчки с подходящими репликами. Возможные варианты ответа здесь представляют собой одно-два слова, которые несут в себе смысл всей высказываемой фразы. Для удобства игрока те варианты ответа, которые способствуют развитию положительных качеств у главного героя, находятся вверху контекстного меню диалога. Если же собеседник вам неприятен, то вы всегда можете "залепить" в его адрес пару дерзких словечек, выбрав из списка предложенных ответов вариант, расположенный снизу. Благодаря инновационной системе диалогов разговоры в "Масс Эффекте" не являются обыденной RPG-рутиной, а совсем наоборот — они держат на себе практически всю игру, заставляют сидеть перед экраном монитора до появления финальных титров. После знакомства с диалогами в Mass Effect оные из любой другой ролевой игры видятся бездарно срежиссированной словесной перепалкой двух полен-буратин с атрофированными мышцами лица. Ведь как было в том же недавнем The Witcher? Подходит Геральт к какому-нибудь персонажу — и начинает ему что-то "губошлепить". Да-да, именно это слово больше всего подходит к монотонному шевелению уст Ведьмака. Спасибо большое BioWare, которая с релизом Mass Effect, будем надеяться, покончила с подобным безобразием раз и навсегда. Та же CD Project обещала в "серебряном издании" The Witcher значительно улучшить лицевую анимацию персонажей.

Mass Effect

Кино

Сюжет Mass Effect в лучших традициях "игр про космос" берет свое начало в далеком будущем. Ну, а если конкретнее, то в 2148 году, когда человечество уже смогло себе позволить устраивать перелеты на другие планеты. На Марсе люди обнаруживают некие артефакты, оставленные древнейшими цивилизациями. Ценная находка сослужила для всего рода человеческого хорошую службу. Спустя всего лишь каких-то пару десятилетий ученые были охвачены ликованием — они смогли досконально разобраться во всех технологиях инопланетных рас. Благодаря изученным артефактам люди совершили огромный скачок в своем развитии. А настоящим прорывом для всего человечества стала возможность контролировать время и пространство — межгалактические перелеты перестали быть чем-то сверхъестественным. Действие же игры начинается спустя 40 лет после произошедших знаковых событий на излюбленной планете Джона Кармака. Нам выпадает честь стать офицером новейшего корабля "Нормандия", совершающего свой первый полет.

Не секрет, что все RPG начинаются с процесса генерации персонажа. И вот уже здесь BioWare аккуратно обыграли самый, казалось бы, обыденный и стандартный этап в ролевых играх. Сказывается то самое стремление к повышению кинематографичности всего проекта — как только вы кликаете по кнопке "Новая игра", на экране появляется сообщение о том, что выполняется запрос в секретные базы данных. Задумка такова: изначально информация о вас уже где-то записана, но как назло уже успела повредиться. Вам предстоит пройти несложный этап "восстановления" данных своего аккаунта. Вот они — первые росточки разрушения привычных RPG-стереотипов. Подобных нюансов игра в дальнейшем будет подкидывать вам не раз и не два. Но вернемся к созданию игрового альтер-эго. Всего в Mass Effect предоставлено на выбор 6 игровых классов: адепт, воин, инженер, остальные — переходные классы, каждый из которых является смесью первых трех. Кроме выбора класса, игрок вправе предопределить психотип своего персонажа и даже его краткую биографию (каждого — по три вида). Всякий раз, начиная новую игру и меняя что-то в данных о своем герое, вы в конечном итоге получаете абсолютно новый Mass Effect с несколько другой историей и кое-где даже с другими диалогами. Тот же выбор биографии — не просто новая "фишка" от BioWare. По мере прохождения игры вам иногда будут давать знать о себе люди, с которыми вы когда-то имели общее дело. Но кем будут эти гости из прошлого, зависит от выбранной вами "легенды" о главном герое. Внешность персонажа, как и его пол, также можно изменить по своему усмотрению. А вот фамилию изменить нельзя — в игре озвучены абсолютно все диалоги, поэтому в любом случае вы останетесь Шепардом. История Mass Effect, конечно же, не претендует на звание самой оригинальной и незаезженной всевозможными штампами и клише. Сама концепция "далекого и почти счастливого будущего" уже изрядно набила оскомину всем игрокам. Та же Jade Empire с ее восточной стилистикой выглядела намного свежее. Эх, и доколе нас будут потчевать ролевыми играми "только про космос" или "только про орков", спрашивается?!

Mass Effect

Как уже было сказано, в начале игры мы оказываемся на экспериментальном корабле "Нормандия", совершающем свой первый вылет. Формально полет считается своеобразной обкаткой корабля с целью проверки стабильности работы всех бортовых систем. Но, как чуть позже выясняется, практически весь экипаж Normandy напрочь отказывается верить в это. И небезосновательно. Ведь, помимо нашего героя Шепарда, на корабле также присутствуют две легендарные личности, которых Совет (он же объединенное правительство всех планет) не стал бы посылать на какие-то тестирования стелс-систем космических кораблей — это капитан Андерсон и турианец Найлус (Nihlus). Последний, к тому же, состоит в организации спектров. Быть спектром — это значит иметь неограниченные полномочия, вызывать к себе безграничное уважение со стороны всех окружающих и постоянно отчитываться перед Советом. В спектрах, как правило, состоят турианцы — людям туда попасть практически невозможно. Вскоре все опасения членов экипажа подтверждаются — и простой, на первый взгляд, тестовый вылет "Нормандии" обернется для игрока грандиозным марш-броском через всю галактику за спектром, а по совместительству — и большим негодяем Сареном. Сюжет на первый взгляд кажется банальным. Если бы не одно но — с помощью местных диалогов он подан настолько профессионально, что уже спустя каких-то пару часов, проведенных в Mass Effect, даже самые заядлые скептики будут не в состоянии предъявить этой игре свои претензии. Они их просто забудут и вспомнят (если вспомнят) только после просмотра финального ролика. По ходу игры вам постоянно придется принимать множество важных решений. И дальнейшее развитие событий будет зависеть только от вашего выбора. Убить ненавистного персонажа или сделать его членом своей команды, высказаться NPC погрубее или, наоборот, сменить гнев на милость — подобные задачи Mass Effect ставит перед вами постоянно. Игра под завязку набита подобными моментами.

Mass Effect + Gears of War. Gears of Mass or Mass War?

Боевая система Mass Effect несколько необычна для проектов от BioWare. С одной стороны, мы, как и раньше, можем поставить игру на паузу и раздать своим напарникам приказы, но сам бой смоделирован по образу и подобию такового из Gears of War. Игроку предоставляется возможность использовать всевозможные укрытия, ибо нахрапом прорваться близко к противнику будет очень сложно. Экшен-механика явно пошла Mass Effect на пользу. Бои в игре смотрятся во сто крат динамичнее, чем в той же Star Wars: Kotor. Всего в "Масс Эффекте" пять типов вооружения: дробовики, снайперские винтовки, штурмовые винтовки, гранаты и пистолеты. Оружие не нужно постоянно укомплектовывать патронами — наверняка тут замешаны все те же технологии протеанцев. Но при этом бесконечно палить из какой-либо пушки все равно не получится. Склонность к перегреву будет для вас определяющим фактором при выборе того или иного ствола. Сбор лута в игре подвергся кардинальным изменениям. Если быть точнее, то собирания всевозможных вещичек с трупов врагов в привычном для всех ролевиков понимании здесь нет. После удачно проведенного боя все полезное (и не очень) барахло отправляется прямиком в инвентарь нашего главного героя. Возможно, девелоперами это упразднение было сделано для повышения все того же показателя кинематографичности. Настоящие герои не должны ведь тратить свое драгоценнейшее время на собирание лута.

Mass Effect
Раз уж Mass Effect заявлена как RPG, то обойти такую ключевую составляющую, как ролевая система, мы просто не имеем права. Складывается впечатление, что BioWare столько времени уделяла созданию шикарных диалогов и проработке игровой вселенной, что на доведение до удобоваримого состояния ролевой системы банально не осталось времени. В Mass Effect она реализована весьма посредственно. Загибайте пальцы, друзья. У героя есть только четыре характеристики: броня, меткость, урон и, естественно, здоровье. Каждый класс имеет всего лишь несколько умений для развития. Про бедность ассортимента оружия было уже упомянуто выше. Всего четыре разновидности пушек — непростительно мало для ролевой игры такого уровня. Использование большинства доступных для каждого класса умений не является необходимым. Список можно продолжать еще очень долго, но, поверьте, Mass Effect войдет в историю не с подзаголовком "Лучшая RPG вселенной". Проект запомнится всем (да и уже запомнился) как первая игра с шедевральной режиссурой диалогов, игра-доказательство того факта, что гейминдустрия уже может тягаться на равных с кинематографом и, конечно же, с литературой. Помимо заданий, непосредственно связанных с продвижением по основной сюжетной линии, в Mass Effect припасено огромное количество побочных квестов. В вашем распоряжении окажутся сотни планетарных систем. На некоторые планеты можно совершить посадку. А уже для передвижения по поверхности вам предоставят вездеход Мако. Разнообразием задания похвастаться не могут — это все те же осточертелые "подай, принеси, забери и т.д.". Бродить по унылым локациям ужасно скучно Просто невероятно, что на всех планетах, доступных для исследования игрока, находятся однотипные здания и помещения. И, будучи расположенными в разных планетарных системах, они похожи друг на друга как две капли воды. Некоторые задания Шепард сможет получить от членов своей команды. А уж выполнив несложный квест, вы тем самым улучшите взаимоотношения с персонажем, его выдавшим. Звуковой ряд заслуживает самой высокой похвалы. Музыкальные композиции из саундтрека отдают такой эпичностью и пафосом (уместным), что поневоле вспоминаешь все легендарные киноблокбастеры конца прошлого века начиная со "Звездных войн" и заканчивая "Робокопом".

Как видим, Mass Effect далеко не идеальна. При наличии истории эпического размаха, сногсшибательной графики и звука, революционной системы диалогов, игра может "похвастаться" очень слабой ролевой системой, неинтересными и однообразными побочными квестами и дисбалансом динамики. А еще проект невероятно скоротечен. Среднее время прохождения варьируется в пределах 40-50 часов. Для игры любого другого жанра этого более чем достаточно, но только не для RPG.

Плюсы:
·великолепные графика и звук;
·революционная система диалогов;
·удобное управление;
·отменные экшеновые бои.

Минусы:
·скоротечность;
·однообразие побочных заданий;
·очень слабая ролевая система.

Оценка: 8,5.
Вывод: Безусловно, это превосходная игра. Но она далека от идеала. Обилие досадных ошибок мешает в полной мере насладиться геймплеем. Радует лишь тот факт, что BioWare задумала Mass Effect как трилогию. Быть может, в сиквеле все исправят...

Игнатий "Rambus" Колыско

ролевая игра Обзор №104
Упоминаемые игры и серии: 
Mass Effect