Обзор GTA: San Andreas [КГ]

Posted by AlexS on августа 31, 2005 - 00:00

Название в оригинале: Grand Theft Auto: San Andreas.

Жанр: racing/rpg/shooter/moto-auto-flightsim и все остальное по мелочам.

Разработчик: Rockstar North.

Издатель: Rockstar Games.

Количество дисков в оригинале: 1 DVD.

Похожие игры: GTA3, GTA: VICE CITY.

Минимальные системные требования: Intel Pentium 1 GHz, Intel Pentium III or AMD Athlon Processor, 256 Mb of RAM, 64 Mb Video, 3,6 Gb свободного места на HDD.

Оптимальные системные требования: Intel Pentium 4 or AMD Athlon XP processor, 384(+) Mb of RAM, 4,7 Gb свободного места на HDD, 128(+) Mb Video.

GTA: San AndreasGTA в очередной раз бешеным вихрем ворвалась в нашу жизнь и, хорошенько размахнувшись, пнула всех возможных конкурентов куда подальше. Играют все, от мала до велика, все больше запоем. Еще бы, за плечами серии немало достижений: перевернувшая в свое время игровую индустрию GTA3, которую почти никто и не ждал, через год — шикарнейший Vice City — желанная покупка для большинства игрозависимых. Но с San Andreas случай особый.

Новый GТА играется как в первый раз, будто его предшественники и подражатели вовсе не думали появляться на свет. Первый бигмак, первая поездка на велосипеде, первая обновка в гардеробе, первая авария машин на 20, заплыв на закате, граффити, деньги, одежда, дорогая машина, дом, девушка... Как же приятно вспоминать пережитое за последние два месяца. На этот раз игра поведает пытливому игроку историю Карла Джонсона — простого чернокожего парня, расскажет о нелегком пути из низов общества к обеспеченной жизни, о предательстве и чести, подлости и справедливости. Наконец, это просто довольно большой отрывок из истории банды Grove. Но если копнуть глубже, открываются и вовсе неожиданные вещи. Например, то, что San Andreas — самая поучительная игра в серии. Она учит тому, что люди, бывшие тебе близкими, могут оказаться хуже заклятых врагов, а те, кого ты презирал все это время, вполне вероятно, станут лучшими друзьями. Напоминает, что семья и друзья — это самое главное, что может быть в этой жизни. Здесь наглядно показано, что в чужом районе гораздо проще получить в бубен, чем узнать, который час. И игра в сотый раз подтверждает, что зло, какого бы цвета кожи оно ни было и как бы активно ни раскидывало свои нескончаемые понты, стопроцентно отгребет по наглому лицу, и всем наступит большой и толстый хэппи-энд.

GTA: San Andreas

Hey! What the ****? К черту лирику и философские размышления! Перед нами же новая Grand Theft Auto, и она чертовски, безумно великолепна! Решив разбавить уже устоявшуюся концепцию серии, Rockstar сделала настолько неожиданный и гигантский скачок вперед, что ненароком перескочила саму себя. Стоит начать с того, чего у нас теперь больше всего — с окружающего мира. Три огромных города, уж точно не уступающих по размеру Vice ct. (кто не верит, пусть строгим взором окинет окрестный пейзаж с небоскреба аль, на худой конец, с самолета, а потом запустит предыдущую часть и проделает аналогичные действия). Каждый дышит своей особенной жизнью. Los Santos — пальмы и палящее солнце, трущобы с прогнившими остовами автомобилей и гордые неприступные небоскребы, пляжи и по-курортному одетые люди, млеющие в плавящемся полуденном воздухе — везде неуловимый с первого взгляда шарм Города Пороков. San Fierro — донельзя строгий, окружающий обезумевшего от ужасной погоды героя своими стенами, тянущимися прямо к небесам, протягивающий свои величественные руки-мосты к Великой пустыне. Он так сильно напоминает почти забытый, но от этого не менее любимый Liberty city. Las Venturas — город мечты, город потерянных средств, обретенных надежд и средоточие пафоса, головокружительного богатства и всех возможных благ штата. Идеальное место для подведения итогов жизненного пути и проведения мирной, счастливой и беззаботной старости. Все три мегаполиса разделены живописнейшей природной полосой со всеми ее прелестями: горами, небольшими холмами и протекающими между ними речушками и тихими ручейками, плодородными сельскими полями и выжженной солнцем пустыней с голыми скалами, раскиданными тут и там мелкими поселками, фермами, десятками ранчо, придорожными закусочными, милями изъезженных до непотребного состояния дорог. Восторгаться величием местных пейзажей можно поистине бесконечно. Ведь теперь, в новом мире GTA, я чувствую себя действительно свободным. Понимаете? Свобода теперь не пустое слово, от ее присутствия натурально перехватывает дыхание, и это, вне сомнения, величайшее достижение мастеров игрового искусства, когда в раскинувшуюся за стеклом монитора сказку веришь столь истово и безрассудно. Мир Сан Андреаса смотрится настолько целостно, что диву даешься. Здесь найдется место и нефтяным заводам, и университету, что в Вентурасе, и местным достопримечательностям вроде "Большого Уха". Кстати, совершенно точно в штате орудует маньяк. Брошенную машину и яму с трупами в черных мешках можно найти в пустыне. Поездив по городам и живой природе, без труда можно найти и гигантскую дамбу, и мост, напоминающий "Золотые Ворота" из Сан-Франциско, и огромную дорожную развязку в Сантосе. Ни дать ни взять Америка в миниатюре.

GTA: San Andreas

Но в игре не было бы той уникальной живости без населяющих мир людей. А вот с этим теперь все по-иному. Встречавшее нас по радио радостно-протяжное "Hello-o-o Vi-i-ice Cit-t-t-y-y" сменяется на жесткое "Welcome to San Andreas motherf..cker". Народ в штате научен горьким опытом прожитых лет, посему готов к любым неожиданностям. Вспоминается первый день в Los Santos'е, когда меня чудом не забила до смерти дряхлая бабулька (когда лопата плотно контактирует с головой, шутки не слишком уместны, особенно если голова ваша), машину которой я имел несчастье зацепить на повороте. Однако, когда у жителей с настроением все в порядке, они не прочь поговорить как с Карлом, так и между собой, со всеми "привет-пока" формальностями. Особое место в штате занимают банды. В Сантосе орудуют чернокожие Балласы и латиносы-Вагосы, в Сан-Фиерро новый порядок вводят представители триады, а в Лас-Вентурасе урвать лучший кусок пытаются итальяшки и русские. Смотрится и звучит грозно, но на деле... Вот вам случай из личной практики. Однажды в чужом квартале мне посчастливилось наткнуться на троих Балласов. Те, не долго думая, с фразами "Yo, nigga, иди сюда, ребра считать будем" бодро направились ко мне. Но стоило всего лишь направить ствол на нагловатую харю их "лидера", как вся компания чуть ли не вприпрыжку бросилась за ближайший угол. Штаны стирать, наверное. Однако в войнах за территории, которые непременно возникнут по ходу игры, все слегка по-другому. Здесь будут волны (по три, на счастье:)) нападающих, не обделенных ни меткостью, ни оружием, причем как защищать свои районы, так и атаковать ваши местные бандформирования будут весьма активно. Однако дело того стоит: с территорий идет неплохая прибыль, а поначалу она совсем не помешает. Да, и еще кое-что. Запомните: ваша территория — крепость, и не дай Бог преследующему вас копу попасться на глаза ребятам из Grove Families. Укатают в асфальт и приговор не зачитают. Также не будет лишним пощипать местных наркоторговцев (парни в светло-серых балахонах или полупрозрачных черных майках и черных шапочках). 2000 (две тысячи!) долларов и оружие: эти ребята — единственная золотоносная жила на начальных этапах игры, когда в основном приходится нищенствовать. Отсутствие средств к существованию определенно пошло на пользу. В кои-то веки начинаешь дорожить добытыми стволами и честно заработанными деньгами. За миссии (за редким исключением) не будут платить ни гроша — работаем на себя, восстанавливаем репутацию, так сказать. Зачем нам репутация? Больше respect — большее количество напарников пойдет за нами хоть на край света (до семи штук). Хотя лучшее, что у них получается — это культурно распивать пиво от Rockstar да забивать косячки, что, впрочем, совсем не мешает использовать их в качестве живых щитов. Получаемые задания, кстати, очень оригинальны и гораздо более продуманны, чем ранее. Ветер будет свистеть в ушах во время скоростных и просто головокружительных погонь, челюсть не раз падать на стол от оригинальных находок сценаристов, а разум поражаться профессионально поставленным роликам между миссиями, по-настоящему веселым, в большинстве своем интересным и услужливо скармливающим сюжет ложку за ложкой. Вспомнить хотя бы спасение Mad Dog'а в Лас-Вентурасе — таких смешных и необычных миссий не было в GTA никогда.

GTA: San Andreas

Успех сюжетной составляющей во многом достигается благодаря харизматичным и мастерски выписанным персонажам и очень удачно подобранным голосам (кстати, вы в курсе, что за Тенпенни говорит Сэмьюэл Л. Джексон?). Обязательно стоит упомянуть Каталину (faster, harder, deeper!!! — о, Каталина...), одного из боссов триады — Вузи, насквозь прокуренного хиппи Truth ("Правда", по-нашему), c которым придется решить некоторые сельскохозяйственные вопросы, OJ Lock (suppa gangsta, чистящий унитазы в закусочной) и еще тучу старых знакомых. Огромная череда изменений коснулась и главного героя. Начнем с того, что Карла в отличие от Томми или героя GTA3 в детстве научили-таки плавать (особой пользы от этого нет, разве что после падения в воду теперь не придется перегружать миссию), так что, если ненароком улетите покорять океанские просторы на своем шикарном авто, не вздумайте паниковать. Авто гарантированно продержится на плаву, пока у Карла есть воздух в легких, а затем можно вплавь добраться до берега кролем (энергичное долбление по Shift'у). Дозволили также ускоряться при беге все тем же Shift'ом, перелезать невысокие заборы и взбираться на дома. Также с самого начала игры придется исправлять то, что натворил CJ со своим телом за 5 лет в Liberty city. Тренажерный зал позволит прокачать выносливость (велотренажер, беговая дорожка) и увеличить мышечную массу (гантели и штанга). Вместе с тем можно разучить комбо (по одному на каждый город, причем то, что из Вентураса, убивает сразу). Покачавшись где-то с игровую недельку, вместо щуплого хлыща мы будем лицезреть натуральный шкаф, который сносит любого с одной подачи и только что стены головой не ломает. Нашу заэкранную ипостась необходимо время от времени кормить, ибо это единственный способ восстановить подорванное здоровье (кроме войн за территории и некоторых миссий, где появятся привычные сердечки). Но помните: будете обжорствовать — Карла вырвет, а постоянными перееданиями легко превратить подтянутого парня в жирного хряка с пузом до колена и энным количеством подбородков. А сядете на диету — и вес начнет сбрасываться с катастрофической скоростью.

GTA: San Andreas

Изменению поддается не только фигура: шевелюру на голове можно постригать, завивать и укладывать тучей способов в местных парикмахерских. Красоту наведут хоть под Элвиса, главное — денежку платите. Желающие также могут посетить тату-салоны, причем в каждом городе татуировки имеют свой уникальный стиль и мотивы. Дизайном татуировок занимался, между прочим, Mr. Cartoon — известный мастер в этой области из NY. Появившаяся в Vice City возможность сменять гардероб в San Andreas получила дальнейшее развитие. По всем трем городам раскиданы магазины одежды, и найти в них можно почти все, о чем можно было мечтать. Но и тут есть некоторые ограничения. Первое время придется закупаться в дешевом Binco со всякими майками-рубашками-потертыми джинсами все по той же причине отсутствия финансов в кармане. Ведь одно дело отовариться на несколько сотен, скупив чуть ли не полмагазина, и совсем иное — нарядиться в строгий смокинг, блестящие туфли и стильный котелок за несколько тысяч. Так что теперь отличить игрока, недавно севшего за GTA:SA, от уже прошедшего солидную часть пути (или от читера) можно и по внешнему облику. А все эти дорогие прикиды и пышущее здоровьем мускулистое тело необходимы для привлечения внимания противоположного пола, естественно. За каждой новой девушкой (всего 6) надо долго и упорно ухаживать, водить по клубам, барам, с ветерком катать по ее любимым районам и все это время выслушивать их бесконечную болтовню. Однако ходить на свидания определенно стоит, ибо подруги дают весьма полезные вещи. Одна вытащит вас из госпиталя без потери оружия, другая — из полицейского участка, третья преподнесет еще ворох приятных сюрпризов. Количество способов сколотить капитал увеличилось на порядок. Загибайте пальцы: стандартные такси/полиция/пожарная/медицинская службы, появилась возможность освоить нелегкое ремесло вора, сутенера, дальнобойщика, рабочего на каменоломне, машиниста в поезде, развозчика не совсем легальных в этом штате наркотиков, парковщика в престижном отеле, сколотить состояние на тотализаторе или в казино, где со временем можно будет делать ставки до миллиона, а также наладить экспорт из Сан-Фиерро двух- и четырехколесных друзей, за который теперь платят очень, ОЧЕНЬ приличные деньги, и поучаствовать во многих гонках на всевозможных видах транспорта.

GTA: San Andreas

Кстати, о средствах нашего передвижения. Чего тут только нет! Добавились и новые мотоциклы, и велосипеды, и авто (обычные легковушки, спортивные, пикапы, тягачи, фуры), и множество плавсредств и летательных аппаратов, и огромное количество специализированного транспорта (экскаваторы, уборщики улиц, газонокосилки, цементовозы, погрузчики, сельскохозяйственная техника)… В общей сложности набирается ни много ни мало 210 видов! Плюс теперь почти весь четырехколесный транспорт можно тюнинговать. Графическая составляющая серьезным образом переработана. Из движка выжали максимум: это и потрясающий "плавящийся" воздух, и размытие картинки при ускорении, и слегка измененная вода, и искры, и взрывы, и слепящие прожектора полицейских вертолетов, и все это — без единого шейдера. Воистину впечатляет. Осталось вспомнить лишь распрекраснейшее в мире радио с профессионально подобранными композициями таких вокально-инструментальных ансамблей начала 90-х, как KISS, Snoop Dog, Depeche Mode, Rage Against the Machine и еще кучи знаменитостей. Здесь и оказавшееся весьма уместным кантри, и море рэпа (стилистика обязывает), первоклассный рок и множество попсы. Зажигают как новые диджеи, так и знакомые вроде Lazlo и абсолютно неподражаемого Fernando Martinez. Да, кстати, абсолютное большинство игровых приколов и шуток можно услышать только в радиоэфире, но это удовольствие только для англоговорящих. Чего стоят одни методы борьбы с курением: "Курение убивает. Так убейте первыми! Голосуйте за указ №..., который разрешит легально убивать людей с сигаретой в зубах. Пришло время выкурить курящих!" За весь обзор, кстати, не указано и половины прелестей этого поистине бездонного проекта. И, по всей видимости, только профессионалам из Rockstar North по силам создать такую огромную игровую вселенную, со своими марками автомобилей, магазинами, продуктами питания и многим прочим. Это великолепный мир поистине неисчерпаемых возможностей, и миллионы играющих уже прописались на постоянное место жительства по короткому адресу: USA, San Andreas. Будет время, заезжайте.

Оценка: 9. До появления на свет этого золотого ребенка от Rockstar не отсчитывали дни лишь последние пессимисты да люди, вообще не знакомые с игровыми развлечениями. Только-только родившееся дитя страшно матерится, размахивает невесть откуда взявшейся лопатой, а в прорезавшемся голосе отчетливо слышен "черный" акцент. Что тут скажешь? Однозначно лучшее пополнение в семье и самый правильный отпрыск из рождавшихся у столь именитых родителей.

C3ltiK

экшен Обзор № 68
Упоминаемые игры и серии: 
GTA, GTA: San Andreas