Обзор Frostpunk

Posted by Anuriel on июня 7, 2018 - 08:50

Жанр: экономическая стратегия.

Разработчик и издатель: 11 bit studios.

Платформа: PC.

Минимальные системные требования: Win 7 64, 2-ядерный процессор 3,2 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon R7 370 с 2 ГБ, 8 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: 4-ядерный процессор 3,2 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 970 или Radeon RX 580 с 4 ГБ.

Возрастной рейтинг: 17+

Город выстоял. Я выхожу из игры, а за окном уже рассвет. Оказывается, на дворе конец весны, +20. Об этом напрочь забываешь среди снегов Frostpunk. Буря приближается, и сконцентрировать всю волю – единственный шанс пережить ее. Я буквально сам становлюсь городом с огненным котлом вместо сердца, прислушиваясь к любой дисгармонии внутри – зачатку будущей беды, готовый к новым ударам извне. За стеклом монитора минус 150, моим людям смотрит в глаза уже почти открытый космос.

Обзор Frostpunk

Новый дом

Вспоминая This War of Mine, прошлую игру 11 bit studios, Frostpunk обычно рассматривают именно как survival-стратегию. В каком-то смысле это верно: мы строим город, заботимся о нуждах жителей, а столбик на термометре – главная угроза – опускается все ниже и ниже. Еще больше угля поедает реактор, вновь и вновь мы утепляем промышленные здания, строим более надежные жилища и ждем простывших в лазарет. Инфракрасным зрением высматриваем замерзшие дома и срочно проводим туда тепло либо эвакуируем людей. Увлекательно? Ну так… На долго бы подобной «выживалки» не хватило.

Решение, открывшее новые горизонты – это сюжет, который в Frostpunk не просто придает происходящему смысл, но буквально переворачивает все приоритеты с ног на голову. Вам кажется, что с едой все схвачено – но вот в дверь стучатся две сотни беженцев. Прогнать? Ваше право, но параметр «надежда» поползет вниз. Дадим людям цель: проповеди или пропаганда вернут горожанам волю к жизни. Только б не перейти грань и не превратить город в антиутопию.

Обзор FrostpunkСлучайные события как раз и прощупывают в вас эту грань. Ах, вы не хотите вводить стражей порядка? Ну так посмотрите: у вас уже завелись воры, священника избили, недовольство растет. Ага, все-таки построили и тюрьму, и охрану – что теперь? Выдворим пьяных хулиганов из города? Разгоним протестующую толпу? Простые решения так заманчивы, ведь ресурсов не хватает, а еще этот дамоклов меч, когда не знаешь, что принесет завтрашний день. Ввести детский труд или позволить им учиться? Бороться за жизнь каждого больного или избавиться от неизлечимых? Разрешить кулачные бои? А пиво? А самогон? Недовольство и надежда – два параметра, которые всегда перед глазами, но внутри игры более сложная логика определяет последствия ваших действий и подбрасывает все новые сюрпризы.

Нечто подобное – за пределами города, где разведчики ищут в снежной пустыне выживших и ресурсы. Пройти мимо опасности или рискнуть жизнью своих людей? Да не просто людей, но и всего скарба, что они уже успели собрать. Ладно, мы научились сохраняться – но Frostpunk снова меняет правила, и главной ценностью вдруг становится время. Успей разведать, успей вернуться, успей добыть максимум ресурсов – каждая смена приоритетов требует заново искать выигрышную тактику.

Обзор FrostpunkПланировка оплота в снегах обошлась без заковыристых правил и почти без привычных для жанра производственных цепочек. Все строится на балансе тепла и пространства. Плотную застройку легче отапливать, но ресурсы требуют экспансии, а без них никуда. Промышленные зоны можно обогревать лишь в рабочие часы, но в домах и госпиталях тепло должно быть всегда. Бонусные здания, вроде часовен или арен, тоже занимают место, причем в самом центре жилых районов. Лучшее решение меняется от каждой новой технологии из местного «научного дерева»: между теплоизоляцией, центральным отоплением, обогревателями и роботами-автоматонами, что не боятся морозов, вы будете балансировать не один раз.

Ковчег

Слабая сторона Frostpunk там же, где и сильная – в сюжете. Первая кампания держит в напряжении часами, хотя средней сложности, возможно, вам покажется мало. Впечатления, будто не в экономику играл, а в экшен; нечто подобное припомню только в Starcraft 2: Wings of Liberty.

Обзор FrostpunkНо дальше почти тупик – у Frostpunk все плохо с реиграбельностью. Есть альтернативные ветки законов: вера и дисциплина – но этого мало, чтобы захотелось перепроходить главный сценарий. В других стратегиях есть хоть какой-то набор наций или стартовых условий, генерация карт, а часто и сетевой режим. Подсмотрев у классики одиночных RTS, авторы Frostpunk пытались сделать бонусные истории с измененными правилами, но хватило их лишь на еще две кампании с грубо перекрученным балансом. Например, «Ковчег» – стройте город силами автоматонов, ведь у вас всего горстка инженеров. Неплохая задумка, но куда исчезли многие здания, технологии, законы? Это еще полбеды, ведь сам сюжет состоит из одного события, а от случайных находок на карте мира не ждешь подвоха – там ни дилемм, ни опасностей, часто вообще пустышки. Остается надежда на надпись «скоро» в меню игры – наверное, располагая временем, 11 bit studios сделает полноценные новые сценарии. Но все равно Frostpunk – это штучный продукт, и вы не проведете в ней сотни часов, как в Civilization или хотя бы XCOM, изучая тонкости правил.

Беженцы

Зато 11 bit studios постаралась, чтобы Frostpunk стала по-настоящему красивой игрой – и это тот случай, когда не технологиями едиными. События происходят в альтернативной стимпанк-вселенной, как по формальными признакам: Британия, конец XIX века, уголь, пар, дирижабли и фриковатые машины – так и по эстетике: порой кажется, что ты в рабочем квартале Лондона, и руки тянутся к книгам Маркса. Шутка? Отчасти. Авторы явно заигрывают с социальными вопросами, особенно в кампании «Беженцы», взваливая на игрока вину за продленные рабочие смены и несытный суп, хотя на фоне объективной катастрофы как раз стоило бы ожидать от подчиненных энтузиазма и трудовых подвигов.

Обзор FrostpunkИ так Frostpunk хитрит: сотни артов щемят душу, вызывая жалость к нарисованным человечкам, но едва в сознание стучится рациональное «так не бывает» – его тут же блокирует отговорка, что мир-то фантастический. Это срабатывает, уж больно все детально прорисовано. Хоть с любым горожанином познакомься, узнай про его семью, заботы и опасения. Хоть за роботом наблюдай: он улучшает здание не так, как работает в нем, а когда ходит на дозаправку, в сугробах остается дорожка следов. Охотники по вечерам взлетают в небо на дирижаблях, священники собирают толпы людей у реактора, здания замерзают и оттаивают в реальном времени, так что по длине сосулек можно понять, как там работается людям.

Да, есть и проколы: например, теплицы не надо отапливать ночью, паровые заводы не потребляют уголь, а люди лучше замерзнут на улице, чем останутся в них ночевать. Но совершенство недостижимо, а у 11 bit studios уж больно ловко все работает на единую атмосферу, от звуков в каждом здании до текстового описания какого-нибудь дредноута. Когда после десяти часов игры слышишь новые яркие музыкальные темы, честное слово, кажется, что их специально припасли для кульминации истории. Это дорогого стоит – да, пожалуй, в прямом смысле тоже: без хорошего бюджета тут не обошлось – но усилия себя оправдали, получилась игра-симфония, которую стоит пройти даже ради эстетического удовольствия.

Обзор Frostpunk

Радости:

  • Безусловно, атмосферная игра.
  • Динамичная главная кампания.
  • Бьет по эмоциям.

Гадости:

  • Не реиграбельно.
  • Высокие системные требования.

Оценка: 8,0.

Вывод:

Попытки экономических выживалок со смысловой наполненностью были и раньше, но у Frostpunk реализация качественно выше. Среди адвенчур можно назвать десятки атмосферных, умело срежиссированных историй о сострадании, справедливости, выборе и совести – но среди стратегий первой в списке подобных будет именно Frostpunk.

Anuriel

Экономическая стратегия Обзор №217
Упоминаемые игры и серии: 

Комментарии

drus - Jul 10th, 2018 - 08:57 pm

Не люблю игры на время, когда тебя постоянно куда-то торопят, подгоняют, вместо того чтобы спокойно насладиться планированием, стратегией.