Подписаться на журнал "Виртуальные радости" в Беларуси, России, Украине

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Сайт Ulej.by

Сайт Belpressa.by

Обзор F.E.A.R. 3

Posted by Anuriel on июля 30, 2011 - 00:00
Пора по парам!

Пора по парам!
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Жанр: шутер от первого лица
Разработчик: Day 1 Studios
Издатель: Warner Bros. Interactive Entertainment
Издатель в СНГ: Новый Диск (версия для PC), 1С-СофтКлаб (версии для Xbox 360 и PlayStation 3)
Похожие игры: серия F.E.A.R.
Мультиплеер: LAN, split-screen, Интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Core 2 Duo с частотой 2,4 ГГц или AMD Athlon X2 4800+; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 8800GT или AMD Radeon HD3850; 10 Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Core 2 Duo с частотой 3,0 ГГц или AMD Phenom II X2 550; 4 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 9800GTX+ или AMD Radeon HD5750; 10 Гб свободного места на жестком диске
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Официальный сайт игры: www.whatisfear.com

Ситуация, когда тот или иной успешный франчайз лишается отцов-основателей и переходит на попечение сторонних людей, нередко вызывают по меньшей мере недоумение. Не говоря уже про то, что подобные ротации редко доводят до чего-то хорошего. Сериал F.E.A.R. — как раз из таких, менять хозяев ему не впервой.
Будучи сотворенной в недрах горячо любимой многими поклонниками жанра «шутер» команды Monolith, серия сразу после первой части перешла в цепкие лапы TimeGate Studios, которая своими двумя дополнениями едва не угробила все то хорошее, чем славился оригинал: интересный запутанный сюжет и ураганные перестрелки с дьявольски умными и хитрыми противниками. Разработку полновесного сиквела вновь вела уже Monolith, однако повторить собственный успех ребята не смогли — Project Origin вышел проектом довольно спорным. И вот, третья часть по воле издателей вновь меняет разработчиков, отойдя к малоизвестной Day 1 Studios, что едва заочно не поставило на линейке крест в сердцах поклонников. Казалось бы, что может выдать команда, за плечами которой разве что провальный экшен Fracture да порт первого F.E.A.R. на консоли? Но, как оказалось, еще ого-го что может.

"I remembered black skies, the lightning all around me,
I remembered each flash as time began to blur,
Like a startling sign, that fate had finally found mе"
Linkin Park, "New Divide"

F.E.A.R. всегда относился к разряду сюжетно-ориентированных шутеров, в которых балом правит не только и не столько непосредственный процесс отстрела враждебной нечисти, а цепляющая история и грамотная ее подача. Подхватив тогдашнюю волну популярности всевозможных американизированных японских ужастиков, сценаристы Monolith закрутили весь сюжет вокруг маленькой девочки по имени Альма. На первый, мимолетный взгляд — милое чумазое создание в красном платьице, но уже очень скоро она показывает свою истинную сущность злобного, жестокого, опороченного и мстительного духа мертвого ребенка, чье исковерканное сознание порождает настоящий ад наяву. Добавьте сюда еще и секретные исследования с участием мегакорпорации "Армахем", взбунтовавшийся клонический спецназ под командованием каннибала-телепата и правительственный отряд с титульным названием — и получите запутанный сюжетный клубок, в котором, как говорится, "без пол-литры не разберешься". Правда, во второй части создатели, похоже, переиграли сами себя, нагромоздив кучу всевозможных фактов и событий и не дав им в итоге четкого объяснения. Уже при этом стоит отдать должное сценаристам Day 1 и лично приглашенным знаменитостям Стиву Найлзу (автор хоррор-комикса "30 дней ночи") и Джону Карпентеру (сей известный режиссер в представлении, думаю, не нуждается) — на базе подобной мешанины из оборванных сюжетных линий они умудрились собрать пусть и относительно простую, но вполне адекватную историю, которая ставит во всем этом психологическом действе аккуратную точку.
Обзор F.E.A.R. 3
Главным героем триквела выступает наш старый знакомый Оперативник (Point Man). Со времен первой части и дополнения Extraction Point о нем ничего не было слышно, и вот теперь мы его встречаем кукующим в тюрьме под надзором бойцов "Армахема". Впрочем, продолжается это недолго — неожиданная помощь приходит оттуда, откуда не ждали. Успешно возродившийся в дополнении Reborn брат Оперативника Пакстон Фэттел помогает герою выбраться из застенок и предлагает сотрудничество. Никто от этого не в восторге, но теперь им вместе предстоит прорываться сквозь батальоны солдат и враждебно настроенных потусторонних тварей, дабы раз и навсегда покончить с матерью, т.е. Альмой, и ее новым отпрыском, что вот-вот должен появиться на свет.

Игра завершает практически все линии, начатые предыдущими частями, пускай и местами довольно резко. Например, мы, наконец, узнаем, что стало с Майклом Бэккетом, от лица которого мы воевали в Project Origin и который непосредственно причастен к новой беременности Альмы. Кроме того, воспользовавшись тем, что Monolith не признали сюжеты двух дополнений от TimeGate, сценаристы зачем-то вернули в сюжет Джин Сун-Квон, до этого считавшуюся погибшей. Видеть старую боевую подругу, само собой, приятно, но для истории она не несет практически никакой ценности.
К сожалению, к третьей части F.E.A.R. окончательно растерял одну из главных своих составляющих — мрачную, давящую атмосферу. По-хорошему, и раньше играть особо страшно не было, но теперь способы запугивания, ввиду привыкания, кажутся совсем уж детскими. От полного провала в этом плане игру спасают разве что действительно удачные эпизоды вроде уровня в супермаркете, но в целом ситуация весьма нерадостная. Играть местами, скорее, мерзко, но чтобы страшно — ни капельки.

"When you were standing in the wake of devastation,
When you were waiting on the edge of the unknown,
With the cataclysm raining down, insides crying save me now
You were there and possibly alone…"
Linkin Park, "Iridescent"

Еще на ранней стадии разработки парни из Day 1 всерьез всполошили игровую общественность своими резкими и радикальными геймплейными переменами, которые планировалось добавить в проект. К счастью, оказалось, что под занавес переворачивать сериал с ног на голову никто и не собирался, а инновации вписались в игру довольно органично и не носят принудительного характера.
Обзор F.E.A.R. 3
Так, никто не запрещает сначала пройти одиночную кампанию в роли Оперативника, а потом, по второму кругу, уже в шкуре его инфернального братца (эта возможность открывается после первого прохождения). В таком случае оба героя присутствуют в межмиссионных роликах, однако в самой игре второй просто исчезает. Однако уже сам факт наличия двух центральных персонажей как бы подводит нас к главной особенности F.E.A.R. 3 — кооперативному прохождению. Позвав друга, можно на пару устроить врагам локальный апокалипсис, комбинируя возможности обоих героев. Причем разработчики ухитрились даже добавить в кооператив элемент соперничества. Заключается он в следующем: по ходу игры любые ваши действия будут оцениваться специальными очками. Помимо постепенной прокачки возможностей героев, при совместной игре они еще и оказывают прямое воздействие на сюжет. Так, концовка будет соответствовать именно тому персонажу, который лучше показал себя в сражениях. Вот и приходится разрываться между необходимостью помочь товарищу в трудной ситуации и желанием захапать побольше очков и в итоге перетянуть одеяло на себя. Казалось бы, простой прием, но увлекает всерьез.

Само собой, стили игры за обоих героев кардинально отличаются. Оперативник воплощает собой тот же самый классический F.E.A.R., что пять раз до этого. Пачка знакомых стволов от автоматов до лазера на руках, врожденная способность к замедлению времени в помощь — и вперед, обогащать свинцом все, что имеет неосторожность двигаться. Единственной серьезной новинкой тут можно считать систему укрытий на манер серии Killzone. Впрочем, вдоволь отсиживаться за стенкой и аккуратно "щелкать" оттуда вражин у вас вряд ли получится — оппоненты хоть и не доросли в развитии до своих коллег из первой части, но проблем могут доставить изрядно. Это прозорливые, умелые и живучие соперники, сражаться с которыми реально интересно. В остальном же — ничего особенного.

Пакстон Фэттел в этом плане персонаж куда более специфичный. Будучи несколько раз убитым, о чем красноречиво свидетельствует зияющее во лбу пулевое отверстие, отныне он предстает исключительно как дух, что автоматически накладывает определенные ограничения на процесс. Пушками Фэттел орудовать не способен, да они ему и без надобности, благо в его запасе полно различных паранормальных штучек. Расшвыривать врагов силой мысли и бросаться в них сгустками энергии для него проще простого. А в качестве гвоздя программы Пакстон может вселяться в тела врагов и творить вакханалию их руками с единственным замечанием: slo-mo в таком случае ожидаемо недоступно.
Обзор F.E.A.R. 3
И все это было бы вообще прекрасно, если бы разработчики чуть больше внимания уделили окружению. Увы, но в этом плане третий F.E.A.R. страдает теми же болячками, что и предшественники. Локации вроде как и постепенно сменяют друг друга, вроде как встречаются концептуальные моменты вроде того же супермаркета, но общая серость и невзрачность утомляют крайне быстро. Несмотря на смену движка, лучше от этого игра выглядеть не стала. Текстуры посредственные, спецэффекты — блеклые, анимация местами дерганая. Даже шикарные в прошлом своим цветовым буйством побоища в замедленном времени уже не радуют так, как раньше. И это грустно.

Тем не менее, даже с учетом всех недостатков, F.E.A.R. 3 уверенно держится молодцом. Несмотря на все предрелизные предрассудки на его счет, это вполне себе годный шутер, который во многом опережает Project Origin. И пусть до эталонного оригинала ему далековато, и пусть само слово "F.E.A.R." отныне ассоциируется лишь с аббревиатурой, но никак не с вызываемыми эмоциями, все равно эта игра — достойное завершение известной серии.

Радости:
Два разных стиля прохождения за двух героев
Интересный вариант кооперативного соперничества
Умные враги
Неплохой сюжет

Гадости:
Страха больше нет и в помине
Графика устарела
Серость локаций угнетает в плохом смысле

Оценка: 7.7

Вывод:

Из F.E.A.R. окончательно выкинули действенные страшилки, но в качестве замены предложили неплохой кооператив. Если подобный расклад вас устраивает — милости просим. Заключительная часть сериала определенно достойна вашего внимания.

Обзор написан по PC-версии игры

Диск предоставлен магазином "Геймпарк", www.gamepark.by

Алексей Апанасевич

шутер Обзор №139
Упоминаемые игры и серии: 
F.E.A.R.