Обзор Elex

Posted by Anuriel on декабря 12, 2017 - 23:38

Жанр: action/RPG/adventure.
Разработчик: Piranha Bytes.
Издатель: THQ Nordic.
Платформа: ПК.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5 3570 или FX-6350, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon 7850, 35 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i7-4790 или FX-8350, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1060 или Radeon RX 480.
Возрастной рейтинг: 17+.

Студия Piranha Bytes знаменита, в основном, благодаря играм Gothic 1-2. «Готика» действительно сильно повлияла на компьютерные RPG. Именно после «Готики» (а не после The Elder Scrolls) все бросились делать ролёвки от третьего лица, озвучивать диалоги и фанатеть от грязного средневековья. Немецкая студия известна и другим – необъяснимой тягой переделывать под ноль то, что и так неплохо работает. Исключение – игра Risen – лишь подтверждает правило: даже спустя 8 лет у этого римейка Gothic 1-2 «очень положительный» рейтинг в Steam. И любой на месте Piranha ковал бы железо, не отходя от Кикстартера, а то и потеснил на пьедестале CD Projekt RED (а кто такая была эта RED в 2009-ом?). Но Piranha сохраняет прямо-таки вызывающую тягу к экспериментам, и как-то я даже сбился со счета, сколько раз ей пророчили крах. И все никак.

Обзор ElexВ общем, Elex – это и не Gothic, и не Risen. Это снова что-то непривычное, неудобное, выходящее за шаблоны уже сюжетной завязкой. В некий мир, похожий на наш, врезался метеорит из волшебного минерала элекса. Элекс, как выяснилось, и в технике полезен, и в альтернативной кулинарии. Подсевшие на синие кристаллы люди прозвались альбами (очевидно, за бледный вид) и объявили тотальную войну за минерал остальным – так называемым свободным людям. Последние отнеслись к этому по-разному. Храмовники – технократы и сектанты – апгрейдили элексом пушки и роботов, чтобы держать альбов в берегах. Берсерки назвали элекс чистым злом, научились его абсорбировать с помощью чудо-репы, превращая в ману, а освоившись с колдовством, объявили греховной любую технику сложнее рогатки. Наконец, изгоев с натяжкой можно назвать фракцией: это обычные бродяги-бандиты постапокалипсиса, впрочем, имеющие собственную столицу и главного авторитета. Итого три сеттинга в одном, как в фильме «Судный день».

К одной из фракций свободных людей присоединится наш герой – впору сказать: «Привет, Gothic!» Но тут же выяснится, что герой не безымянный и с конкретным прошлым: это бывший командор альбов Джакс, ставший жертвой заговора. Да, среди альбов нет единства, и вообще расклад сил выглядит сложнее с каждым часом игры. Есть альбы-изгнанники и зубастая оппозиция, зачатки коалиций разных фракций и всякие одиночные гуру, знающие про элекс что-то, чего не знаем мы. И так во всём: на один знакомый приём приходится три неожиданных.

Обзор ElexНапример, все персонажи запоминают ваши слова и одобряют либо не одобряют поступки, как в заправской адвенчуре. А набор разговорных навыков оценила бы даже Obsidian: можно не только очаровать харизмой и запугать кулаками, но и блеснуть знанием техники либо промыть мозги псионикой. На квестах это сказалось, и что в другой игре сходит за хитрость, персонажи Elex раскусывают на раз, и Джакс получает по лысине.

Что не все новшества удачны – это само собой. Действительно плохо, что самые непонятные, спорные решения бросаются в глаза в первые часы игры. Растянутые локации, где мысль обшарить каждый уголок вызывает не исследовательский азарт, а панику. Реактивный ранец, просто созданный избегать монстров и проникать в закрытые зоны. Дешевая графика, где на впечатляющие пейзажи хватило мастерства, но лица людей повторяются повсеместно, а кат-сцены настолько плохи, насколько это вообще возможно. Наконец, ролевая система блокирует на старте большую часть механик. Не вкачал скилл – к сундукам и сейфам не подходи, химия не для тебя, про апгрейды оружия забудь, в диалогах половина реплик закрыта, стамина кончается после четырех ударов, а на магию только облизывайся.

Обзор ElexВ других играх Piranha мы тоже начинали игру люмпеном. Но задерживались на этом этапе ровно столько, чтобы узнать мир и осознанно выбрать фракцию. В Elex и понять ничего нельзя по почтовым заданиям, и продвинуться непонятно как. Одни задания явно не по силам непрокачанному герою, другие приносят опыт и деньги, но не продвигают по сюжету. Третьи – очень важные – легко проглядеть в необъятном мире. К тому же попросту не ясно, зачем вообще куда-то вступать: ни закрытых областей, ни несговорчивых учителей, ни сюжетного обоснования. Как будто первую главу пропустили при тестировании.

Словом, Elex может попросить у вас часов 10 на разогрев. Со второй главы всё меняется кардинально. Флешбеками объясняют, кто есть кто. В заданиях появляется логика: вот глобальный план, вот шаги к нему, а вот – варианты выполнения этих шагов. Закончил все приготовления – получил эпичное событие, новые сведения о мире и последствия своих решений. Выяснится, что Elex – на редкость нелинейная игра. На различие фракций накладывается параметр «холодность»: то, насколько эмоциональны вы были в проходных квестах, повлияет на доступный выбор в главных, а значит – на судьбу ключевых персонажей. Конечно, восприятие игры зависит и от развития героя (жестко определенных классов здесь нет), и от отношения к вам NPC и, наконец, от выбранного уровня сложности.

Обзор ElexПара слов о боевой системе. Она проста, но в ней есть тактика. Действия Джакса: удар, блок и отскок с линии атаки – быстро расходуют запас сил, так что любое действие должно быть своевременным, иначе инициатива быстро перейдет к врагу. Этот базовый набор немного расширяется боевыми скиллами и сильно портится летательным рюкзаком. Все очень просто: растратив стамину, Джакс может слегка полетать над головой противника, приземлиться в удобную позицию и продолжить бой с новыми силами. Немного спускает с небес на землю наличие дальних атак почти у всех врагов, но при некоторой ловкости рук – вполне себе чит.

Так вот, чем дальше от начала игры, тем меньше предсказуемости и больше динамики в боях. Пара альбов с лазерами моментально разорвут шаблон. Окажется, что Elex – отчасти шутер с неслабым таким выбором оружия. На первое – луки, ружья, плазмаганы, ракетницы со всякими режимами стрельбы, апгрейдами и даже сокетами под самоцветы. На второе – магия, как бы она ни называлась: огненный шар, ЭМ-разряд или какая-нибудь гравитационная аномалия. Есть фокусы и поинтереснее: создание иллюзорной копии, ядовитая аура, всякие щиты и стимуляторы, а также классические гранаты. Впрочем, я не говорю, что топор, бензопила или огнемет чем-то хуже.

Обзор ElexНо даже это только начало, ведь в уравнении может быть много переменных. Храмовники напали на альба-сепаратиста, вы решили ему помочь, но случайно сагрили монстра, которому вообще не важно, кого кусать – и завертелась драка всех со всеми. Разработчики только поощряют такие ситуации, не случайно Джакс может везде ходить с телохранителем. Они довольно тупые, но все же очень полезные, особенно в ранней игре. К тому же у каждого запутанный личный квест и шкала отношения к герою. Но все это полумеры по сравнению с настоящими боями армия на армию – событие редкое и глючное, но где еще вы увидите подобное?

При этом Elex не так уж напирает на бои, много качественных квестов на расследование, на конфликт интересов. Задания складываются не то чтобы в цепочки, скорее в группы: помоги этому городу, измени баланс сил в другом, набери в команду продвинутых спутников. Вот только движок связывает руки и кроме убей-принеси-убеди ничего не может – для RPG это уже вчерашний день. Зато непременный для открытого мира поиск тайников может стать даже платформером. То самое чувство «пока не закончу квест, спать не лягу» возникает постоянно.

Обзор ElexУвидеть в Elex недо-Готику и бросить после первого часа игры значит пропустить одну из лучших RPG года. Эта совсем другая игра, и она тоже способна увлекать. Но если меня спросят, что в Elex можно назвать новаторским, что захотели бы заимствовать другие создатели ролевых игр – я не смогу назвать ничего. Игра качественная, смелая – но это ретро, пусть и сильно замаскированное. Piranha должна осознать, что на дворе не 2006 год, что RPG ушли далеко вперед, и либо предложить что-то действительно новое, либо довести, наконец, до ума свой AI, движок и перестать пренебрегать тестированием. 

Радости:

  • Необычный сеттинг.
  • Динамичные бои с огромным выбором оружия.
  • Со второй главы сюжет увлекает.
  • Мир действительно огромен.

Гадости:

  • Игра долго раскачивается.
  • Графика не из передовых.
  • AI может бесить.
  • Ракетный ранец – легальный чит.

Оценка: 7,8.

Вывод:

Необычная и затягивающая RPG, но требующая закрывать глаза на ряд явных недостатков.

Anuriel

adventure, ролевая игра, экшен Обзор №211
Упоминаемые игры и серии: