Обзор Dawn of Man

Posted by Anuriel on июня 9, 2019 - 08:53

Жанр: экономическая стратегия.

Разработчик и издатель: Madruga Works.

Платформы: Windows, Mac OS.

Минимальные системные требования: Win 7 64, 2-ядерный процессор 2 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, 1 ГБ видеопамяти, DirectX 11, 2 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i5, 8 ГБ ОЗУ, 2 ГБ видеопамяти.

Возрастной рейтинг: 10+.

Всегда вот так: чем меньше ждешь игру, тем приятнее сюрприз, если она оказывается хотя бы просто качественной. Среди инди Dawn of Man – белая ворона. Тут нет никакой оригинальной задумки, зато реализация попросту на высоте. По сути, эта стратегия – запоздавший клон Stronghold или Settlers, но именно благодаря тому, что градостроительные корифеи ушли в спячку, у Madruga Works и появилась возможность продать знакомый геймплей, обернув его современной графикой. А впрочем, помимо вторичности, Dawn of Man и упрекнуть-то не в чем.

Обзор Dawn of ManОсновная особенность Dawn of Man – декорации каменного века. Причем не какие-нибудь картонные декорации, в которых будут играть джаз современные артисты. Скорее, речь о музее, обучающей модели, где одинаково важно и стадо мамонтов, идущее на водопой, и каменный резец, без которого не выделаешь шкуру. По сути, успех в игре на том и строится: нужно для каждой эпохи определять, что сейчас главное, что ценно, что опасно, а что фон – и вовремя адаптироваться.

Например, в палеолите ваше скромное племя рискует при любой встрече с хищником, зато прокормиться может ягодами да рыбалкой. В мезолите как раз проблема с пищей, и вы сами будете выискивать диких животных по карте. А после неолитической революции природа – только ресурсы, которых все мало, они вечно заканчиваются.

Обычно экономические стратегии – это построение производственных цепочек. Dawn of Man не исключение, но выбранная эпоха заметно упрощает дело: у древних людей еще не было профессий, и вам не нужен отдельно дровосек, отдельно рыбак и отдельно кожевенник. Вы определяете границы поля – и весной все племя идет на посевную. Вы указываете, где брать воду – и кто-то сам вызовется пополнять ее запасы. У кого-то нет теплой одежды? Этот человек сам возьмет на складе шкуру, принесет в мастерскую и сошьет себе костюм. А может и не он, а кто-то другой для него – игроку не нужно следить за такими деталями. Племя в этом смысле – единый организм. Ваша задача – быть его мозгом, то есть указывать цели и выводить из кризисов.

Обзор Dawn of ManПроблемы могут случиться самые разные, не только зима или голод. Да, в сущности, половина проблемы – понять, в чем она состоит. Например, вы заметили, что в племени вдруг стало много недовольных. Все здоровы, сыты – что случилось? Присмотревшись, замечаете, что грустные смайлы как раз над теми, кто таскает валуны и бревна. Оказывается, с тех пор как племени перестало хватать обычного кремня и веток, физический труд стал тяжек невыносимо. Решение может быть либо техническим – волокуши. Либо моральным – тотемы и прочие культовые сооружения, где недовольным откроется, что их усилия не напрасны.

Чем выше довольство племени, тем быстрее оно растет: чаще рождаются дети и присоединяются пришельцы. Также на это влияет престиж: во что ваши люди одеты и вообще насколько продвинуты. Но это количественный рост. Колесо истории движется специальными очками знаний, а они выдаются по правилам достижений. Впервые убили вепря – получите очко знаний. Второй, третий раз – нет, не считается. В десятый – да, это достижение. Выудили сто рыб? Построили пять хижин? Пережили зиму? Все это приносит знания.

Обзор Dawn of ManЗнания открывают технологии, то есть новые производственные цепочки. Баланс Dawn of Man достаточно хорош, чтобы старые производства не сразу устаревали, но все же каждое новшество значительно меняет стиль игры. Например, с появлением льна выделка шкур не потеряет актуальности, просто они станут нужны на крепежи или тетивы. А охота с возникновением сельского хозяйства уступит место войне.

Боевые действия сводятся к защите от налетчиков, но в поздних эпохах это совсем не пустяк. Даже отгородившись частоколом, поставив лучников на вышки, мобилизовав с работ все племя, нельзя быть уверенным, что небольшую банду разбойников удастся отбить без потерь. Это не Total War, где армия восстановится автоматически. Даже 1–2 погибших – потеря рабочих рук. К тому же Dawn of Man вполне различает людей по полу и возрасту. Рожать могут только взрослые женщины, дети не годятся для многих работ, а старики скоро умрут, так что немудрено заработать и демографические проблемы.

Но вообще на обычной сложности в Dawn of Man невозможно проиграть. По сути, всю рутину выполняет за вас AI и выполняет чисто. Здесь нет такой ерунды, что какой-нибудь работник неверно проложил маршрут, побежал через всю карту, наткнулся на хищников и умер. Худшее, что может случиться, – самоуверенный охотник пойдет в одиночку на бизонов и будет стадно избит – вот здесь нелишним окажется ручное управление.

Обзор Dawn of ManВ остальном геймплей почти медитативный. Вы проникаетесь атмосферой эпохи на скорости х4 и не спеша принимаете решение, что неплохо бы построить кромлех. Иногда деревню посещает торговец, у которого помимо хлама попадаются целые технологии – хороший повод избавиться от излишков ресурсов. Конечно, выгоднее продавать готовые изделия, так что перепроизводство вознаграждается ускоренным темпом событий. Но при этом не запрещено уйти в натуральное хозяйство, и деревня, как самоподдерживающаяся система, сможет бесконечно долго существовать почти без ваших команд.

Но даже если темп событий проседает, это лишь дает свободную минуту, чтобы оценить красоту игры. Dawn of Man неплоха на скриншотах, но в динамике намного, намного лучше. И это странный случай, когда графика не ради графики, а вся атмосферность как бы между прочим. Просто дизайнеры поставили цель, что всё должно быть понятно с первого взгляда, без помощи меню. Если лето, и злаки еще не созрели, то по одному их зеленому виду ясно, что зерна еще нет. Если овцу пора стричь, то к ней подойдет человек и натурально будет стричь. Когда собака хочет пить, она идет к воде и пьет. А сколько на месте стройки бревен, можно взять и пересчитать самому. Гроза не просто украшает вид молниями, в нее может прохудиться крыша, а молния – по  несчастью кого-нибудь убить. Стоит первый раз пойти снегу – и на минуту вы забудете обо всем, но вообще-то это лишь зримая подсказка, что пришла зима. Все то же самое можно было заменить цифрами, и получился бы проходной менеджер, но в Dawn of Man сотни деталей, анимаций, визуализировано буквально все, и потому она не кажется сухой. Скорее, какой-то отстраненной, как будто в туристической стране заехал в отдаленную провинцию: все по настоящему, но не чтобы удивить вас, а потому что так нужно.

Обзор Dawn of ManТак, Dawn of Man обходится без сюжета. Никаких героев и пророчеств. Тем более никакого фентези. Даже шаманы и друиды не предусмотрены. Может, это чересчур, хотя бы танцы и музыкальные инструменты стоило добавить. Но на фоне принятого в жанре стеба и комичности в Dawn of Man отдыхаешь. Вся история – это история восхождения первобытного рода к цивилизации. Завязка – это лишь стартовые условия: горы, лес, развилка рек, а может, ледниковый период. Но хуже игра оттого не становится, потому что каждый этап спланирован особенно, и вы ошибетесь, сказав, мол, дальше будет все то же самое. Скорее, наоборот, дойдя до финала, сгораешь от любопытства, что же случилось с вашим народом после.

Напоследок отметим, что на требуемом железе Dawn of Man быстро и отзывчиво работает. В ней удобный настраиваемый интерфейс, и вообще на фоне той же Civilization 6 эта игра кажется волшебно оптимизированной. При этом просят за нее в Steam всего $12,49. Поистине, с Madruga Works приятно иметь дело.

Радости:

  • Разнообразно
  • Не рутинно
  • Красиво
  • Прекрасно оптимизировано
  • Атмосферно

Гадости:

  • Вторично

Оценка: 8,9

Вывод:

Dawn of Man – игра про то, как человек разругался с природой, как дружный труд превратился в изнурительное рабство, как лес из уютного дома стал запасом бревен, и как процветание привело к войнам. Очень любопытный проект.

Anuriel

Экономическая стратегия Обзор №227