Обзор Chaos League | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Chaos League

on января 31, 2005 - 00:00

Название локализации: "Лига Хаоса"
Жанр: Менеджер/RTS
Разработчик: Cyanide
Издатель: Digital Jesters
Количество CD: 1
Похожие игры: нет
Локализатор/издатель в СНГ: "Руссобит-М", Game Factory Interactive
Системные требования: Pentium III-800 MHz, 128 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 800 Mb Hard Disc Space

Уважаемые дамы и господа, позвольте пригласить вас в "Лигу Хаоса". И помните, что детям и людям со слабым сердцем здесь делать нечего. "Лига Хаоса" — это спортивные соревнования для настоящих мужчин (хоккей с его драками тихо завидует в сторонке). Здесь в игре участвуют все — игроки, судьи, болельщики, и все они (пусть и в разной степени) могут повлиять на ее результат, игроков частенько уносят с поля ногами вперед, а кровь льется ручьями.

И только настоящие герои становятся кумирами толпы и проводят матч за матчем. А с неудачниками мы попрощаемся и забудем о них уже к следующей игре.

Уже не в первый раз за последние несколько лет мы сталкиваемся со случаем, когда разработчики пытаются смешивать жанры, раньше и близко рядом не стоявшие. В большинстве подобных случаев, конечно, создатели игр теряют деньги, так и не получив частички славы. Но иногда бывают исключения, и тогда цветы летят под колеса автомобилей признанных гениев, а фанаты толпами ломятся на их сайты и благодарят за великолепный проект. Вот так все может быть и с Cyanide. По крайней мере, среди тех, кто имел удовольствие поиграть в Chaos League, отрицательных отзывов по ней пока не слышно, даже если эти товарищи не являются поклонниками жанра RTS или менеджеров. Как это ни странно, но здесь смешали именно эти два жанра. Смесь получилась гремучей и однозначно нуждающейся во всестороннем исследовании, чем ваш покорный слуга и занимался последние несколько недель. Не счесть проведенных матчей, закупленных игроков, забитых голов и побед. И по прошествии времени и достижении главной цели (победы в чемпионате) могу, наконец, отвлечься на пару часиков и рассказать вам о том, что же собой представляет эта неординарная игра.

Наиболее интересным моментом для новичков будет кампания, где требуется вывести свою команду из третьей лиги в Высшую, после чего выиграть чемпионат. Есть и другие режимы — матч с произвольным соперником, сценарий, а также игра с товарищами по сети (для "продвинутых" игроков), но сам матчевый процесс везде одинаков, и некоторые фишки есть только в кампании. Посему именно на ней мы и сосредоточимся.

В начале пути у нас некоторая сумма денег (не слишком большая), возможность покупать игроков и большие амбиции. Игроки имеют разные амплуа (защитник, центровой, нападающий), различающихся начальными характеристиками и дальнейшим развитием навыков. Причем если вам очень сильно понравились, скажем, защитники, составить всю команду из них вряд ли получится — с определенного момента каждый следующий защитник будет стоить дороже предыдущего. Помимо рядовых игроков, можно покупать героев и монстров (в терминологии локализованной версии — "громил"). Но только стоят они очень дорого (несколько сот тысяч монет), а герои так и вовсе недоступны до первой лиги. Вообще в высшей лиге вполне реально собрать команду из шести рядовых игроков, одного монстра и двух героев (всего на поле от каждой стороны по девять участников).

У игроков есть характеристики (жестокость, скорость и иже с ними), а также навыки. За успешные действия в играх ваши футболисты (присвоим им такое условное наименование) будут получать опыт, и чем успешнее совершенное действие, тем больше столь любимой народом экспы будет капать в копилочку. После каждого матча можно посмотреть статистику заработанного опыта (как по команде в целом, так и по отдельным игрокам), а также "прокачать" навыки. Навыки стоят разное количество очков (самые дорогие — до 20), но очень полезны в бою (а некоторые еще и повышают характеристики). Делятся умения на активные и пассивные. Последние специального применения не требуют и всегда с вами. А первым (в основном разнообразным заклинаниям) надо отдавать команду на применение и оплачивать их в дыхании. Дыхание — это аналог манны в игре, ну а аналога здоровья не понадобилось — оно и так присутствует в характеристиках.
Больше всего соперничество в "Лиге Хаоса" похоже на американский футбол (вперемешку с регби и тому подобными играми). Есть команда, мяч и линия ворот. Чтобы забить гол, надо завести игрока с мячом за эту линию. Сделать это не так-то просто, ведь команда соперника будет мешать вам всеми силами. Причем "всеми силами" в буквальном прочтении. По сути, запрещено на поле только одно — пинать ногами поверженного соперника (и то это запрещение можно "отменить"). Все остальное — милости просим. Игроки применяют магию, дерутся, обращаются к помощи болельщиков, и все это ради желанной цели — забить гол.
Играть можно в любом из трех режимов: пошаговом, активной паузы и реального времени. Первый не очень интересен и превращает игру в нудную обязанность. Последний могу порекомендовать опытным игрокам (тем, кто провел уже не один десяток боев и способен мгновенно оценить обстановку на поле), а также заядлым фанатам Warcraft'а и ему подобных (способным выигрывать на одном микроменеджменте). Тем же из вас, кто больше любит менеджеры, а не RTS, предлагаю опробовать активную паузу (но не ждите, что в сражениях с реальными людьми вам дадут ее использовать).

Первоочередная задача любого управляющего командой в "Лиге Хаоса" — не только и не столько приобретение игроков, сколько успешное проведение матчей. А для этого надо научиться не просто понимать ситуацию в игре, но и своевременно реагировать на ходы соперника. Для этого у нас есть базовые схемы расстановки футболистов, а также возможность учить их собственным тактическим схемам (сразу скажу: заведите две-три собственные расстановки, базовые не так уж и хороши). Также у нас есть голова, которая применяется не только для ношения кепки. Видите, что соперник прорывается по флангу, — бросьте ему навстречу мобильные ударные силы и остановите. Заметили свободный проход — пускайте в него быстроногого нападающего, поддержанного "танками" (чтобы соперник не помешал прорыву). И таких игровых примеров ветераны лиги могут привести бесконечно много. Понимание ситуации обязательно придет с опытом, так что после первых неудач не стоит расстраиваться.

Когда два игрока противоположных сторон сходятся на близком расстоянии, между ними начинается драка. Чаще в ней будет побеждать тот, у кого параметр жестокости (savagery) выше. Но своего игрока можно поддержать его товарищами (главное, чтобы это не шло в ущерб ситуации на поле), повысив тем самым шансы на победу в отдельно взятой схватке. Побежденный футболист упадет на газон и будет на нем некоторое время валяться. В итоге, уложив на землю всю команду соперника (или значительную ее часть), можно спокойно добежать до ворот, не отвлекаясь на назойливые атаки защиты. Да, маленький совет: всегда помните о том, что игрок с мячом сильно уязвим (особенно в момент приема мяча и паса), так что даже героя в эти секунды может "завалить" самый хлипкий соперник. Порой даже выгоднее подождать, пока мяч будет подбирать соперник, и в этот момент объяснить ему "тактическую ситуацию".
Но не одними драками живут игроки. Каждый из них может ускоряться, применять суперсилу, дымовую завесу, заводить толпу или лечиться. Бег и ускорение в пояснениях не нуждаются. Суперсила на некоторое время увеличит жестокость игрока. Дымовая завеса скроет часть поля от глаз соперника (но не от вашего зоркого ока), а умение "завести толпу" поможет привлечь непостоянные симпатии зрителей на свою сторону. Зачем это нужно? Да затем, что ваши фанаты в "заведенном" состоянии способны сотворить немало пакостей противнику. От банального открытия части поля (если на ней лежит дымовая завеса оппонента) до применения двойной молнии, которая почти всегда "укладывает отдыхать" двоих футболистов врага. А еще фанаты любят кидать на поле всякие вредные штучки, сбивающие с ног неугодных им игроков. Кстати, чтобы болельщики соперника не мешали вам, можно заказать участие в матче хулиганских группировок, хотя бы частично предотвращающих разбой поклонников чужой команды.

Посильное участие в игре принимает и судья. Этот старикашка с посохом медленно ковыляет по полю и следит за соблюдением единственного правила — "лежачего не бьют". Того, кто нарушает сию заповедь, судья может огреть посохом и удалить с поля. Но перед матчем всегда есть возможность подкупить судью, после чего — смело нарушайте правило, а при попытках старика что-то "вякнуть" напоминайте о взятке. А потом — добивайте лежачего, и на поле станет одним могильным крестом больше. А это означает и финансовое, и игровое ослабление соперника.

На поле можно применять и магию, ежели она есть у ваших подопечных. Магия — это активные навыки, помогающие переломить ход событий в свою пользу. Здесь полезно практически все — от банального замораживания до втаптывания в газон посредством направленного удара метеорита. В общем, используйте магию почаще, но никогда не забывайте о том, что она требует затрат дыхания. И в нужный момент манны может и не хватить (например, для лечения).
Всего в "Лиге Хаоса" девять рас, из которых вы и составляете команды. Большинство из них хорошо знакомы всем по мирам фэнтези (гномы, люди, эльфы и т.д.). Нетрадиционны, пожалуй, лишь преторианцы, из которых сотворили непонятно что (считая, видимо, что преторианская гвардия римлян состояла из одних хлюпиков). Особо хочу отметить тот факт, что все расы разные. Каждой из них характерен собственный стиль игры, и попытки его слепого копирования командой другого народа почти всегда обречены на провал. Например, гномы предпочитают "затоптать" оппонентов, после чего в спокойной обстановке обдумывать дальнейшие действия. Попытка же завязать силовую борьбу эльфами приведет к голу уже в ваши ворота. Ведь сила эльфов — не в кулаках, а в скорости и магии. Вообще, очень хорошо особенности рас раскрывает обучение, где есть специальный раздел с советами по тактикам. Если его прочитать, то станет понятно, какая из рас может больше всего понравиться именно вам.

Еще хотелось бы отметить, что команду в любой момент можно экспортировать и поучаствовать своей командой после (или во время) прохождения кампании в матче с друзьями. Соответственно, играбельность резко возрастает.
Огромное спасибо разработчикам за создание атмосферы праздника смеха в "Лиге Хаоса". Это видно уже в начале первого матча, когда мяч в начале игры находится не где-нибудь, а на спине у свиньи. И чтобы заполучить "кожаного друга", свинью надо "вырубить". А чего стоят фразы комментаторов вроде:
— Да разве ж это пас? Моя маленькая дочурка пасует лучше.
— Кстати, коллега, твоя маленькая дочурка это не тот трехметровый фонарный столб из команды варваров?

Такие диалоги (и монологи) слышны постоянно. Запас их огромен (даже после почти сотни игр мне попадались незнакомые фразы). Более того, иногда именно комментаторы становились причиной гола, отвлекая меня от событий на площадке своими репликами. В общем, тем, кто этого еще не слышал, необходимо послушать, иначе вы многое потеряете.

Графика в "Лиге Хаоса" также не подкачала. Выполнена она в стиле Warcraft III, но качество несколько повыше. Особенно красиво смотрятся заклинания (тот же метеорит не просто ударяет в землю, но на несколько секунд оставляет в ней дымящуюся дыру). В общем, здесь все просто отлично. В итоге перед нами действительно необычный и приятный сплав. Готовить его оказалось просто — взять стратегию реального времени, добавить футбольный менеджер и правила американского футбола, поместить все это в фэнтезийный мир, добавив элементы ролевой игры, и получить на выходе отличный результат. "Лига Хаоса" — несомненный хит сезона. Игра, которая дарит радость и затягивает по-настоящему.

Оценка 9. Фэнтезийный менеджер/стратегия стал первой ласточкой в новом поджанре. Независимо от наличия подражателей долгая память игре обеспечена.

Morgul Angmarsky

RTS, Экономическая стратегия Обзор № 61 Chaos League
Яндекс.Метрика