История одного жанра. Beat'em up

Posted by Anuriel on января 17, 2018 - 02:50

Файтинги, слэшеры, beat’em up – жанры видеоигр, которые принято считать по-настоящему, по-хорошему консольными. Зародившиеся на аркадных автоматах, они мгновенно покорили публику простотой управления, а также весельем, которого в таких жанрах всегда было много. Как-никак, это те игры, где всегда поощрялась совместная игра, вдвоем, а то и вчетвером на одном аркадном автомате. Эта же традиция впоследствии перешла и на игровые приставки, которые, как известно, очень легко можно было снабдить двумя-четырьмя геймпадами для комфортной игры. Но если файтинги и слэшеры сегодня чувствуют себя вполне вольготно, каждый год пополняясь проектами ААА-категории, то beat’em up’ы влачат жалкое существование где-то на задворках игровой индустрии. Почему же так случилось? Почему жанр, у которого был свой период славы, были собственные «золотые годы», в итоге отошел куда-то на второй план? Давайте вместе посмотрим, с чего началась история beat’em up и как жанр пришел к своему нынешнему состоянию.

Начало начал

Стоит сразу оговориться, что во времена зарождения жанра beat’em up уже были файтинги, а вот слэшеров тогда не существовало. Слэшеры зародились позднее, сначала они были производными beat’em up, а затем, с появлением 3D-игр, уже выросли в самостоятельный и очень популярный жанр. Но об этом мы еще расскажем в будущем, пока же давайте обратим внимание на самую зарю развития beat’em up.

История одного жанра. Beat'em upBattletoads and Double Dragon

Первые игры в этом жанре были двухмерными и очень походили на классические платформы. Официально «предтечей» жанра beat’em up считается проект Kung-Fu Master, который появился в продаже в 1984 году. В игре, вдохновленной популярными в то время гонконгскими боевиками, мы проходили несколько этажей особняка, заполненного нападающими со всех сторон бандитами. Полностью двухмерная перспектива, рядовые враги, валящиеся наземь после одного удара ногой или кулаком, отсутствие оружия и боссы с собственной линейкой жизненной энергии каждый – вот таким был самый первый beat’em up. И все же он очень повлиял на развитие жанра, по сути, создав целое направление двухмерных beat’em up. Karateka (удачно сочетающая черты файтинга и beat’em up), Ninja Warriors, ставшая практически вершиной развития «двухмерного поджанра» (там даже подручными предметами можно было драться!), веселые Bad Dudes, мрачная Batman Forever, также включающая элементы файтинга – все они относятся к двухмерному направлению, имеющему множество своих поклонников. Правда, нельзя отрицать, что в этих играх все же очень сильно заметны черты платформеров и файтингов. А молодой жанр эти элементы не устраивали, ему нужно было что-то новое, собственное лицо. И оно появилось с выходом в продажу Kunio-kun.

Строго говоря, первая игра нового сериала называлась Nekketsu Kouha Kunio-kun, а на Западе она получила лаконичное имя Renegade. Этот проект издавало Technos, а релиз его состоялся в 1986 году.

Kunio KunKunio Kun

Kunio-kun, впоследствии выросшая в целый сериал, предложила все основы того, что мы сегодня считаем beat’em up. Самое главное нововведение – перспектива 2,5D, позволяющая главному герою уходить немного «вглубь» экрана во время драки. Появился простор для тактических схем, ведь теперь удары можно было не только блокировать или подпрыгивать вверх, уходя от атак – можно было убегать в сторону, обходить врага, атаковать сзади. Многочисленные противники, в свою очередь, получили возможность окружать главного героя. Приходилось маневрировать, выходя из окружения, и прижиматься спиной к стене, чтобы держать всех врагов на виду, на одной линии. Блоки, различный набор ударов, возможность драться оружием врагов, бег – все это появилось в жанре именно благодаря Nekketsu Kouha Kunio-kun.

Американская версия игры – Renegade – добавила атмосферности, позаимствовав ее из очень популярного фильма «Воины» 1979-го года выпуска. Если в оригинальной Nekketsu Kouha Kunio-kun разборки на улицах устраивали каратисты, то Renegade приглашала в жестокий мир молодежных банд, обожающих раскатывать на мотоциклах.

Пять лучших лет в истории beat’em up

Расцвет жанра начался именно в 1987 году с выходом в продажу Double Dragon, которая, кстати, в этом году отмечает свое 30-летие. Да, именно Kunio-Kun заложил все основы beat’em up, но вот популяризировала жанр игра о братьях Джимми и Билли Ли, мастерах додзе «Двойного дракона». В отличие от Kunio-Kun, Double Dragon с самого начала создавалась с прицелом на американский рынок. И Technos действительно очень постаралась: для новой игры придумали харизматичных протагонистов, простой, но увлекательный сюжет о постапокалиптическом мире, захваченном уличными бандами, плюс добавили весомейшее нововведение – кооперативный режим на двух игроков. Теперь в beat’em up можно было играть в команде с приятелем, что вдвое увеличило интересность экранных драк.

История одного жанра. Beat'em upDouble Dragon

Ну, а вся геймплейная основа была скопирована с Kunio-Kun подчистую. Тут вам и уровни с перспективой 2,5D, и широкий выбор ударов руками и ногами, и использование подручных предметов, а также возможность отбирать оружие у врагов... В итоге играть было ничуть не менее интересно, чем в Kunio-Kun, и изголодавшаяся по качественным дракам западная публика на ура приняла новую интересную серию с собственным сеттингом. Одна за другой в продажу вышло несколько игр под брендом Double Dragon, появились мультсериал и фильм с живыми актерами, начали выпускаться игрушки и сопутствующие товары – родилась целая вселенная, которая остается популярной и поныне. Так, недавно Arc System Works выпустила Double Dragon IV, сделанную в полном соответствии с заветами классических игр. А еще пару лет назад в продажу вышла Double Dragon: Neon, переосмыслившая формулу Double Dragon и предложившая старые, добрые драки братьев Ли с обновленной рисованной графикой. Плюс время от времени появляются новости о различных фанатских ремейках и сиквелах к старым играм.

Сразу после релиза Double Dragon, продемонстрировавшей феноменальные продажи, стало понятно: новый жанр, который только-только обрел свое собственное лицо, будет очень успешным. Все крупнейшие издатели стали наперебой выпускать собственные beat’em up для аркадных автоматов, для домашних консолей, для персональных компьютеров. Пятилетка с 1987 по 1992 годы не зря считается золотыми годами для beat’em up. Именно в это время на свет появились все столпы жанра, его основы, с которыми бит ем ап ассоциируется и по настоящее время. Само собой, мы просто обязаны упомянуть самые лучшие из этих игр.

История одного жанра. Beat'em upFinal Fight

Больше всего в новом жанре отличилась Capcom, которая к тому времени еще не была «королевой файтингов», и решала, в каком направлении двигать свою серию Street Fighter после выхода дебютной игры. Идеи, на которых была основана Double Dragon, показались компании интересными, и в результате решено было сделать сиквел оригинальной Street Fighter именно в жанре beat’em up. Но в процессе разработки Capcom все же решила оставить Street Fighter именно файтингом, а для новой серии beat’em up взяла другое название – Final Fight. Так в 1989-м году на свет появился сериал, который и поныне многие считают эталонным beat’em up.

Основа у Final Fight была та же самая, что и у Double Dragon: несколько харизматичных персонажей (в том числе и мэр большого города!) бросают вызов преступникам, просто выходя на улицы и начиная лупить всех встречных бандитов. Враги получили имена и полоски здоровья, сама серия продолжила развиваться и доросла до Final Fight 3 (1995) с ветвящейся историей и невероятно красивой графикой (для эпохи 16-биток, конечно). Также Capcom постепенно завоевывала жанр, выпуская игры по лицензиям: это и замечательная, красочная Cadillacs and Dinosaurs, основанная на одноименном мультсериале; и комиксная The Punisher, в которой можно было поиграть за самого Карателя; и основанная на популярных фильмах Aliens versus Predator, позволявшая взглянуть на битву Чужого и Хищника. Были и оригинальные эксперименты, такие как Avenger – beat’em up с видом сверху. В целом, в первой половине 90-х Capcom выпускала игры этого жанра десятками, и самое забавное, что именно она в итоге этот жанр и похоронила: именно после выхода Street Fighter II в 1992-м году файтинги стали уверенно перехватывать внимание игроков у beat’em up.

Легенды жанра

Sega также не осталась в стороне, именно благодаря ей на свет появились Streets of Rage и Golden Axe. Первая была классическим beat’em up, с уличными драками и использованием подручных предметов – на этот раз мы играли за полицейских, бросивших вызов преступному синдикату. Streets of Rage выходила только на домашних консолях от Sega и там составляла очень серьезную конкуренцию другой звезде жанра – Double Dragon.

Golden AxeGolden Axe

Golden Axe, которую сейчас называют «предком слэшеров», предложила принципиально иной путь. Традиционный геймплей beat’em up был в данном случае перенесен в фэнтези-сеттинг, явно вдохновленный вселенной Конана-варвара. Герои использовали магию, сражались мечами и топорами, а их противниками выступали скелеты и грифоны. Это все еще оставался beat’em up, но весьма необычный: оружие использовалось на протяжении всей игры, при этом подхватывать с пола палки и другие подручные предметы было нельзя. По тому же пути пошли и черепашки-ниндзя от Konami, только если Golden Axe была подчеркнуто серьезной, то TMNT радовали мультяшным стилем и забавными гримасами персонажей – это явно был beat’em up для детей, обожавших одноименный мультсериал.

Хватало и смелых экспериментов. Так, в жанре beat'em up были очень кровавые хорроры, рассчитанные на взрослую аудиторию – это серия Splatterhouse от Namco, изобиловавшая достаточно мерзкими картинками. Та же Sega выпустила Comix Zone, по-новому смешавшую элементы beat’em up и файтинга, ставшую хитом на многие годы – до сих пор у этой замечательной игры немало фанатов. Rare выпустила на домашних приставках безумно красивый сериал Battletoads, оригинально смешавший элементы beat’em up, платформеров и аркадных игр, и породивший полноценную новую, забавную и хардкорную вселенную, опять-таки, популярную и до сих пор.

Shin Nekketsu Kouha – Kunio-tachi no BankaShin Nekketsu Kouha – Kunio-tachi no Banka

Экспериментировала и Technos, породившая жанр – и, пожалуй, ее эксперимент был наиболее интересным. В 1989 году на NES вышел очень необычный beat’em up River City Ransom, включающий целый ворох нововведений. В частности, тут были открытый мир (!), множество RPG-элементов (сам игрок выбирал для персонажа новые удары), и все это сочеталось с очень веселой атмосферой. Тогда как Shin Nekketsu Kouha – Kunio-tachi no Banka, финал серии Kunio-kun, была, напротив, мрачной, даже яростной игрой о жестоком мире улиц, буквально переполненном насилием. Отличный драматичный сюжет, обилие диалогов (есть, кстати, и русская версия), очень большая продолжительность – все это игроки получили в 1994-м году с выходом последних приключений Кунио Куна.

Трехмерная эра

Во второй половине 90-х годов порядком застоявшийся жанр beat’em up отчаянно искал новые пути для развития. Палочкой-выручалочкой для жанра стал переход в 3D, который позволили совершить приставки пятого поколения. С этого момента история beat’em up двигается несколькими путями, причем эти пути кардинально отличаются друг от друга.

История одного жанра. Beat'em upMortal Kombat: Shaolin Monks

Прежде всего, на территорию beat’em up резво кинулись файтинги. Особенно преуспела серия Tekken: начиная с третьей части в ней появился полноценный режим beat’em up, предлагающий схватки одного героя с толпами рядовых противников и боссом в конце каждого уровня. Конечно, подбирать оружие было нельзя, но в остальном это был практически полноценный beat’em up, разве что коротенький – все-таки речь шла не о полноценной игре, а всего лишь о добавочном режиме. Немного иным путем пошла серия Mortal Kombat. Была в сериале игра с полноценной сюжетной кампанией, похожей на кампанию Tekken – речь идет о Mortal Kombat: Armageddon, где, кстати, приходилось избегать ловушек, можно было крушить противников не только голыми руками и ногами, но и различным холодным оружием. Но Mortal Kombat в итоге пошла гораздо дальше, выпустив три полноценных beat’em up игры, которые были совершенно непохожими друг на друга. Особенно удачной получилась Mortal Kombat: Shaolin Monks, это была красивая и интересная игра, основанная на событиях Mortal Kombat II. Многие даже называют этот проект последним хорошим beat’em up за всю историю жанра. У вселенной Tekken также была одна похожая игра, Death by Degrees, где мы играли за Нину Вильямс.

Несмотря на то, что Shaolin Monks и Death by Degrees были основаны на файтингах, они принадлежали уже к новому направлению – трехмерным играм жанра beat’em up. Одной из первых заметных игр в данном жанре была дилогия Fighting Force, которая, кстати, изначально задумывалась как продолжение Streets of Rage. Первая Fighting Force получилась действительно великолепной: четыре персонажа, трехмерное окружение, орды боевиков, возглавляемых безумцем, надумавшим уничтожить мир, горы подручных предметов, используемых в драках, и свой уникальный стиль у каждого бойца. Отличный beat’em up, который показал, сколь хорошо этот жанр может играть на поле трехмерных игр. И пускай вторая часть Fighting Force получилась полностью провальной, разработчиков и издателей было не остановить. Напомнили о себе короли прошлых лет: на свет появились Final Fight: Streetwise и ремейк Splatterhouse, обе в 3D, а вторая вдобавок изобилующая кровью и расчлененкой. Горохом посыпались игры с популярными актерами на главных ролях: Джеки Чаном, Брюсом Ли, Джетом Ли… С другой стороны напирали бесконечные боевики о героях комиксов и просто интересные beat’em up проекты (вроде относительно недавней Asura's Wrath). Большая часть этих проектов выходила и выходит на консолях, и постоянно обрастает новыми элементами: чертами слэшеров, экшен-адвенчур, платформеров, файтингов, стелс-игр, survival horror – но в основе всегда остается жанр beat’em up с многочисленными рукопашными схватками. Появляются даже пародийные проекты, культивирующие ультранасилие и сатиру на жанр – такие, например, как God Hand, MadWorld и Anarchy Reigns. Но в целом, именно это направление считается «официальным наследником» двухмерных beat’em up.

История одного жанра. Beat'em upFighting Force

Отдельный подвид трехмерных beat’em up игр – это небольшие «песочницы», в которых можно заниматься самыми разными делами, помимо драк. Наиболее яркий пример – серия Yakuza, которую часто сравнивают с GTA. Однако из общего у них только «песочница», да и та очень сильно усеченная. Вместе с тем в Yakuza очень большое внимание уделено системе рукопашного боя: вы можете подхватывать с пола оружие, избивать врагов подвернувшимися под руку предметами, изучать новые приемы. При этом в «усеченной» песочнице Yakuza, ограниченной пределами пары-тройки кварталов, помимо драк можно заниматься множеством других интересных занятий. А сюжет практически любой из игр сериала представляет собой сильную криминальную драму, не уступающую по проработке персонажей и накалу страстей знаменитой Mafia: The City of Lost Heaven. Другие заметные игры, выполненные в той же стилистике – Crime Life: Gang Wars и The Warriors, основанная на одноименном кинофильме.

Наконец, сегодня наблюдается расцвет игр, которые основаны на классических принципах beat’em up: 2,5D-уровни, мультяшная либо просто небрежная рисованная картинка и… неповторимый стиль, свойственный играм 90-х. Именно в этом направлении развивается сейчас Double Dragon – многие помнят недавнюю Double Dragon Neon. Среди других современных хитов – Castle Crashers, дилогия Shank, Scott Piligrim vs. the World. Распространяются такие игры цифровым способом и неизменно находят легионы своих почитателей.

Как видим, и сейчас beat’em up живее всех живых и продолжает развиваться. Будет интересно понаблюдать, куда заведет наш любимый жанр это развитие.

AlexS

Ретроспектива №207