Игры – детская ли забава?

Posted by AlexS on января 31, 2002 - 00:00

Делу время — потехе час.
Русская народная пословица.

 

Вспомните понятие игры всего десять лет назад. Для детей — подвижные развлечения на воздухе, такие как казаки-разбойники, лапта, милиция и преступники, настольные игры с кубиками. Забавы взрослых несколько более разнообразны — многочисленные спортивные игры как на силу и скорость (футбол, волейбол), так и на наличие в голове какого-то количества серого вещества, называемого в простонародье мозгами (шашки, шахматы). Также к Вашим услугам были разнообразные азартные игры, как, например, карты или домино. Дифференциация подобных развлечений была более-менее заметна. Потом начинается бурное развитие компьютерных технологий, и "умные" машины становятся все более дешевыми и доступными для все большего количества людей. Человеку, вечно жаждущему Силы и Власти, были предоставлены все возможности для удовлетворения этих желаний, пусть и не в реальном мире.

Скорее всего, именно поэтому компьютерные игры пользуются такой большой популярностью, давно и прочно заменив все вышеперечисленные развлечения. И сейчас нередка картина, когда папа после работы старается побить рекорд сына по количеству отстрелянных за двадцать минут в кваке ботов. Но прогресс опять-таки не стоит на месте, и многим, наверное, интересно, во что же мы будем играть лет через двадцать — тридцать. Давайте немного пофантазируем на эту тему.

Игры и развлечения, наверное, имеют ничуть не меньшее значение в жизни человека, чем, собственно, работа. Для некоторых — даже большее, учитывая количество часов, которые они каждый день тратят на уничтожения чужих, обустройство дома своим Симам или попытки обыграть компьютер в Червы. Компьютерные игры предоставляют интерактивность, реализм, непредсказуемость — очень убойный и привлекательный коктейль. Принимая во внимание теперешнее несовершенство графики и частенько непроходимую тупость компьютерного интеллекта, можно сказать, что все только начинается. Я считаю, что из всех революционных нововведений, пришедших в нашу жизнь вместе с компьютерами, самое большое и светлое будущее все-таки у электронно-развлекательных программ.
Давайте начнем наши предсказания с основы любой игры — графического оформления. Через 20 лет она будет в миллионы раз быстрее, чем сегодня. Лидер на рынке производства графических ускорителей компания nVidia обещает, что уже в ближайшие пять лет мы станем свидетелями тысячекратного увеличения производительности графических чипов, и что это далеко не предел. Предел никто даже не берется предсказывать. (Когда-нибудь, кто-нибудь, видя в Quake3456 производительность в миллиард кадров в секунду, скажет:" Что за тормоза? Пора менять комп на что-то более мощное."). Графика приблизится по реализму к настоящему кино, возможно, сольется с ним. Ближайшая же цель — графическое оформление в стиле видео-вставок всем известной Final Fantasy. Отличить образ, сгенерированный машиной, и что-то из реальной жизни совсем скоро станет практически невозможно. Но не стоит ли нам побеспокоиться о том, что может случиться, если человек с неокрепшей психикой, как, например, ребенок, попадет в мир, где грань между настоящим и вымышленным так тонка? В игровом мире дети действительно могут забыть, что это лишь воплощенная фантазия. Хоть это и несет определенную опасность, состоящую в том, что многие просто не захотят покидать компьютерную реальность, но это не является темой данной статьи. Подобную картину будущего великолепно отобразил русский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в романе "Лабиринт отражений".
Если к 2021 году искусственный интеллект и не достигнет уровня человеческого мышления, то, без сомнения, очень к нему приблизится. Существующий ныне пример — игра Black & White ("Черное и Белое"), в которой Вам предоставлена полная свобода действий: будучи всемогущим Богом, выбираете сторону Добра или Зла, можете карать или миловать и являетесь свидетелем того, как КАЖДОЕ Ваше действие влияет на окружающий мир — это лишь начало использования огромного потенциала искусственного интеллекта. Подобные игры являются фундаментом эпохи, когда формирование характера персонажа и отношения к нему будет ПОЛНОСТЬЮ зависеть от взаимодействия игрока с окружающим его миром. Фактически, Вам будет предоставлена возможность в каждой игре "клонировать" свой психологический портрет и делать то, что Вы сделали бы, будучи на месте персонажа, а не то, что предписывает сюжет.
Каждый персонаж игры будет обладать своей собственной уникальной личностью, компонентами которой станут его история, память и жизненный опыт в виртуальном мире, а также все, что он узнает от человека, сидящего за клавиатурой, то есть от Вас. Встреча и общение с каждым новым игровым персонажем будет что-то добавлять и к личности Вашего героя. Чем больше Вы будете общаться с окружающими Вас в виртуальной реальности, тем более человекоподобное общество создадите. Представляете, вместо того, чтобы выбирать готовые реплики из предложенных, Вы сможете сказать все, что Вам захочется. В конце концов, возможно, мы дойдем даже до того, что наиболее полюбившиеся персонажи смогут покидать игровое пространство и стать Вашими персональными компьютерными помощниками. После всех совместных приключений Вы будете знать друг друга, как лучшие друзья с детства.
Возможно, что скоро игры покинут компьютеры и приставки и станут незаметной, но неотъемлемой частью нашей жизни. Игра будет не просто тем, чем Вы занимаетесь, сидя перед телевизором или монитором, скорее она станет набором интерактивных и представляемых отображений, основанных на Вашей фантазии, связях с друзьями, квалификации и жизненном опыте. Выйдя за пределы обычного развлечения, игра заставит Вас думать вне "ящика". Компании будут устраивать регулярные соревнования своих сотрудников против машин, отбирая лучших для каждой из специфических нужд. В конце концов, самая успешная карьера будет у наилучших игроков (это вовсе не совпадение, что в Дании Lego (помните знаменитый детский конструктор?) означает "хорошо играть").
Технологии будущего позволят Вам погрузиться в Игру — в прямом смысле этого слова. Огромные экраны и биолюминесцентные светодиоды будут доступной каждому дешевой банальностью, но серьезным игрокам потребуется нечто более значительное — активная среда. Ускоренное развитие нанотехнологий и так называемых активных материалов, которые смогут ощущать, воспринимать и изменять окружающую среду в зависимости от того, как происходит игра, позволят людям создавать свои собственные кибернетические виртуальные реальности. Представляете собственный мир, где Вы сможете удовлетворить любые фантазии, избавиться от любых страхов, быть властителем или рабом — лишь Вам выбирать. Избавившись от обязанности иметь собственный компьютер, Вы сможете в любой момент погрузиться в виртуальный мир с обеспечением визуальной, слуховой, обонятельной и чувственной симуляции окружения. Одни игры воссоздадут темные и зловонные подземелья средневековых замков, другие позволят Вам окунуться в высокоинтеллектуальный, наполненный светом и энергией мир Звездных Войн.
Только представьте полную имитацию ваших фантазий, живущую своей жизнью, и себя, живущего внутри и совместно с этой имитацией. Первое время подобное удовольствие будет стоить очень дорого, но со временем... Но как сейчас увлекающиеся геймеры тратят тонны наличности на улучшение компьютеров, самые крутые процессоры и видеокарты, навороченное программное обеспечение, так через 20 лет Ваш сосед, поднакопив денег, купит себе домашнюю виртуальную реальность. Если Вы поддерживаете с соседями хорошие отношения, то получите приглашение. И, оставив дома супернаворченный и быстрый компьютер, вы шагнете в свои фантазии, увидев там все, о чем мечтали, и даже то, о чем и не думали.
Рассуждая далее на эту тему, можно дойти до очень интересного вопроса. Сейчас люди платят за предоставляемое удовольствие, которым и является игра. Вам просто нравится сам процесс, сюжет и прохождение. Но если в героя попадает пуля, то на вашем теле это совершенно не отразится, и, скушав аптечку, Вы шустрым кабанчиком несетесь дальше. Что же будет при "полной" симуляции окружения? Попадание той же пули в ребра вызовет соответствующую реальной реакцию. Сильнейший удар по корпусу — мгновенная и острая боль. А смерть персонажа, которая навсегда сможет сделать Вас психически нездоровым человеком. Будет ли это приятно? Или же будет симуляция полной? Отвечать придется лишь на один из двух вопросов.
В заключение можно сказать, что как бы то ни было, виртуальная реальность будет развиваться очень бурно, и скоро мы, возможно, сможем жить не одной, а множеством разнообразных жизней, что, несомненно, сделает существование каждого человека интересней и насыщенней. Люди смогут стать добрее, оставляя все отрицательные эмоции в какой-нибудь специальной Вселенной. Но нужно ли будет человеку окружающее общество, захочет ли он покинуть мир своей мечты, чтобы вернуться к порой тяжелой и жестокой, но настоящей жизни? Возможно, уже нам придется делать подобный выбор. И дай Бог, чтобы он оказался правильным.

Дмитрий Рыжиков

Аналитика № 25