Что заглушает мира шум

Posted by AlexS on октября 9, 2014 - 13:31

Чуть-чуть о патриотах

 Около 90% эмоций от видеоигр мы получаем через музыкальное сопровождение. Убедиться в этом очень просто. Представим сцену из Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Снейк сражается с Ликвид Оцелотом. Последний бой. Переживания захлестывают зрителя. Сначала играет один трек. Нас обволакивает тишина. Появляется звук, подобный мощным ударам в огромный барабан. Затем включается другой трек. Начинается геймплей. Режиссер сходит с ума: ставит тему из первого Metal Gear Solid, затем из второго, далее – третья часть, и завершается все основной грустной нотой из четвертой. На вас обрушиваются воспоминания. В какой момент играла та композиция, в какой эта. Как украшала ту сцену, как создавала ее. А теперь здесь, этим мастерским ходом, звучит все и сразу, происходит ставший уже легендарным бой и приходит осознание. «Гениально!» – кричим мы, только что за пятнадцать минут пережив 10 лет.

Не будь здесь музыки, именно этой, сцена так бы и осталась рядовой, где два в меру пожилых мужика мнут друг друга. Слышны удары. И ничего более. Оцелотовское «You're Pretty Good» все равно запало в сердца миллионов. Но сказать, что это было бы не то – нагло соврать. 

Наше решение может показаться странным. Ведь писать о музыке – гиблое дело. Ее слушать надо. Однако мы попытаемся выкарабкаться из этой ситуации.

Включаем The Woods and The Goddess из Deadly Premonition. Завариваем чашечку кофе, пытаемся найти в ней пресловутый F. K. Начинаем.

 

Дэниел Лихт (Daniel Licht)

Официальный сайт: danlicht.com

Невидимая, но хорошо слышимая звезда телесериала «Декстер» Дэниел Лихт, родился в Детройте в 1957 году. Американец закончил колледж Гемпшира в Массачусетсе. Жил в Нью-Йорке и много путешествовал. Побывал и в Японии, и в Германии, и в Голландии. Выступал в ансамбле, изучал традиционную индонезийскую оркестровую музыку, исполнял джаз – словом, жизнь била ключом. Как композитор участвовал в создании рекламы для Sony, Mercedes-Benz и других громких брендов. О Дэниеле начали говорить после выхода фильма «Дети ночи». Написанный им саундтрек вышел на отдельном CD. Это был билет в большое кино.

Что заглушает мира шум

Богатый музыкальный опыт прошлого во многом пригодился Лихту. Так, например, джазовый период не был напрасным – лента «Победитель» тому подтверждение. На счету Дэниела огромное количество работ. Он написал музыку к экранизации романа Стивена Кинга «Худеющий». «Книга мертвых» («Некрономикон»), снятая по мотивам рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта, также не осталась в стороне. После второй половины 90-х годов активно трудился над сериалами. И, безусловно, работу над «Декстером» можно назвать самой если не выдающейся, то популярной. Не в последнюю очередь по причине всенародной любви к самой картине, его герою, маньяку-семьянину. С утра он отец, в обед полицейский, а по ночам расчленяет людей – идиллия. Причем подается персонаж не как злодей, а как герой, ведь убивает он только плохих парней. Идеально иллюстрирует данный портрет Blood Theme, звучащая в титрах. Мастерство Лихта не поддается сомнению. В 2012 году звезда врывается в игровой мир.

Silent Hill: Downpour без Акиры Ямаоки? Вот это потрясение. Примеров, когда вместо «лица сериала» приходит некто новый, начинает петь свою песню и выходит не хуже, а где-то даже лучше, чем у «лица» – раз-два и все. С Downpour получилось именно так. Совсем нереально. Будто в сказке. С первой минуты под главную тему мы всего лишь едем в лифте, а мурашки уже бегут по коже. Убийство. Затем в оковах идем к автобусу под Intro Perk Walk. Понимаем, что пришедший человек не просто выполняет домашнее задание. Он действительно знаком с серией. Знает, что такое Silent Hill для нас – фанатов, любителей, ценителей. И делает не то же самое. А вносит новое. И это новое не хуже и не лучше мотивов Ямаоки. Оно другое, но почему-то узнаваемое. Угодить фанатам – дело невероятно трудное. У Лихта вышло. За это можно бесконечно хвалить композитора.

Что заглушает мира шум

Грустный и прекрасный в своей унылости мир Dishonored также расцвел под мотивами Дэниела. Они здесь грубые, металлические, дождливые. Если позволите – грязные. Но грязь эта миру, полному крыс и чумы, только к лицу. Снимаем шляпу и ждем следующих выходов Дэниела в свет. С огромнейшим нетерпением. 

 

Оскар Араужо (Oscar Araujo)

Официальный сайт: oscararaujo.com

Ситуация на грани: ни один мало-мальски достойный интернет-ресурс в своей базе данных ничего на Оскара, скажем так, не имеет. На Фэйсбуке висит скромное «Привет, я Оскар Араужо, композитор Castlevania: Lords of Shadow» и «Вы можете следить за обновлениями на Твиттере». Плюс тысячи полторы подписчиков и там, и там. Официальный сайт – дань уважения минимализму. Справа – фото/аудио, слева – ссылки на социальные сети. Господи, даже на чужеземной Википедии о нем ни слуху, ни духу (Википедия – дело житейское, сами понимаете). Складывается впечатление, словно общественность нарочно игнорирует музыкальный феномен наших дней, скрывающийся за именем Оскара Араужо.

Что заглушает мира шум

А началось все с Испании, где он и родился. Первую запись опубликовал в 16 лет – тогда стали говорить, что на электронных аудиопросторах появилось новое дарование. Карьера в «большом кино» стартовала в 2003 году: Оскар написал саундтрек к «Легенде о рыцаре». В дальнейшем велись работы еще над несколькими картинами.

Что касается видеоигр, то они были настоящей страстью Оскара. Игровой опыт начался с Blade: The Edge Of Darkness (в ином варианте Severance: Blade of Darkness) вышедшей в 2001 году. Поистине культовый статус композитору подарила Castlevania: Lords of Shadow. Здесь его талант раскрывается во всей красе. Мощный оркестр, мрачная, жестокая, но в своей мрачности и жестокости до безобразия красивая музыка действительно, как бы это пошло ни звучало, задевает струнки в душе. От треков и мурашки бегут, и на повторе они держатся весьма приличное время. Неважно, слушаете ли вы относительно спокойную Belmont's Theme, или быструю, напористую The Warg – удовольствие получаете одинаковое. Весь плэйлист хочется поставить родным и близким. Да чего уж – подсунуть профессионалам, людям «в теме», чтобы оценили, чтобы не прошли мимо такого события. Оскар также несет «аудио ответственность» за портативный Castlevania: Lords of ShadowMirror of Fate, не так давно портированный на большие консоли. В этом же номере вы найдете свежее продолжение Lords of Shadow, где уже по трейлерам было ясно, насколько музыка будет качественной, сильной и западающей в голову и в сердце. Вначале слышим фортепьяно. Со второй минуты включается тема The Titan. Звук приковывает к экрану, до финала не отпускает. Не хватает только лампочки над головой – а ты неплох, Оскар, черт тебя возьми.

Что заглушает мира шум

Обычно когда вспоминаем какую-то игру, мы довольно редко сразу представляем человека, ответственного за ее звучание. На слуху самый яркий представитель – Silent Hill, который сразу с лицом Ямаоки в голове и рисуется. Отныне этот список пополнился еще одним экземпляром. Эти имена будут помнить – Castlevania: Lords of Shadow и Оскар Араужо.     

 

Майкл МакКанн (Michael McCann)

Официальный сайт: behaviormusic.com

В отличие от Араужо, МакКанн не очень-то знаком с понятием «недооценили» или «отсутствие популярности». Стильнейший личный сайт с новостями, портфолио, контактами и четкими менюшками как бы намекает – вы имеете дело со знаменитостью. Родившийся в 1976 году Майкл – композитор из Канады, успевший поработать на просторах кино, телевидения и видеоигр. Его клиенты – одни из самых крупный компаний разработчиков, вроде Square Enix/Eidos Interactive, 2K Interactive, Ubisoft, а если брать большие экраны, то и до Paramount Pictures дойдет. Майкл предпочитает электронную музыку самых диких стилей, пробуя трип-хопы, электро, эмбиенты, трансы. Что лишний раз доказывает его дебютный альбом, состоящий из 13 тем, под названием The Story of the Mechanical Man 2001 года выпуска. Что интересно – на официальном сайте композитора в свободном доступе можно очень и очень многое найти. Майкл номинировался на различные премии. Побеждать удавалось, и не раз. Мы, простые смертные, знаем этого человека по одной простой причине. Причин, если честно, три, но... Имя ей – Deus Ex: Human Revolution, а ее главная тема, называемая Icarus, была выбрана для исполнения Лондонским Филармоническим Оркестром в серии Greatest Music in Video Games 2.

Что заглушает мира шум

Игнорировать эту причину никак не получается. Human Revolution – вещь, где музыка звучит чуть ли не постоянно. И тематическая. Здесь одно настроение, там другое. Кроме того, действие происходит в будущем, где «технология встречает плоть». Не знаем как, не знаем почему, но передать этот дух, вселенную, где практически все физические раны исцелимы, а душевные исцелить никак нельзя, у Майкла вышло на все сто. Ту же главную тему Icarus мы готовы слушать вновь и вновь. Это проект его жизни. Отныне – его же лицо, как профессионала.

Но и мимо Splinter Cell: Double Agent пройти нельзя. У Сэма Фишера всегда была стильная музыкальная дорожка (в те времена, без марка энд экзекьюта), к третьей части в особенности. Четвертая выделилась еще больше. Причем со всех сторон. Впервые появились миссии при свете дня, понятие «игра в двойного агента», хоть и не на высоком уровне реализации, и тут же музыка, полностью преобразившаяся, как вся вокруг. Тогда дочь Сэма погибла, все было пропитано депрессией. Прочувствуйте. Эти переборы вначале Iceland: Combined Themes. Или желание пустить себе пулю в лоб на Main Menu Theme.

Что заглушает мира шум

Третья причина – XCOM: Enemy Unknown. В ней уйма времени проходит в боях, а именно там и звучит музыка, не прекращаясь, заставляя нас вжиться в шкуру командира. Круче чем отдавать приказы и вести элитный отряд в стан врага может быть только то же самое, но под крутую же музыку. Иным словом назвать ее трудно. Услышал Enemy Unknown – и вперед, во славу конторы XCOM.

Электроника Майкла беспощадна. Влюбляет в себя сразу. Сказать, где мотивы чище да переборы краше, невозможно. Каждый саундтрек живет своей игрой, что делает из простого автора, автора с большой буквы.

Что заглушает мира шум

Норманд Корбэйл (Normand Corbeil)

Профиль на Internet Movie Database: imdb.com/name/nm0002934

Норманд Корбэйл, как и Майкл МакКанн, канадец. Родился в 1956 году. Известен нам, прежде всего, по играм Дэвида Кейджа, однако не ими одними жил. Начинал с кино и телевиденья. Первых более десятка, в том числе «Экстремалы», «Двойной просчет», та же короткометражная «Кара». К работе с ТВ можно причислить мини-сериалы «Франкенштейн» по Шелливской одноименной книге, «Последний тамплиер» и другие. Корбэйла дважды номинировали на Emmy. Он так же является пятикратным лауреатом премии SOCAN. В 2005 году началась карьера композитора видеоигр.

Первая птица – Fahrenheit (если удобнее, Indigo Prophecy). Анджело Бадаламенти в дорожке, конечно, преобладал, но и Корбэйла уловить там можно. Настроение игры было передано идеально – шел снег, мороз с каждым днем крепчал, конец света все приближался. Но, как и в остальных играх Кейджа, лицензированные треки сторонних исполнителей почему-то в голову западали намного сильнее.

Что заглушает мира шум

За саундтрек к Heavy Rain Корбэйл получил две премии. Для многих эта музыка осталась такой же серой, как погода в самом «Ливне», но свои жемчужины были и здесь. В частности, Painful Memories как нельзя лучше подходит для передачи чувств и эмоций отца, пытающегося спасти сына. А Madison Paige's Main Theme вызывает желание повеситься. Оркестр Норманда дышит болью, как и подающаяся в Heavy Rain история. Полноценно на этой болезненной истории все и закончилось. Работу над следующим проектом Кейджа, Beyond: Two Souls, он не успевает закончить. В 2013 году Корбэйл умирает от рака поджелудочной железы.

Дорожку к «фильму» с Пейдж и Дэфо дописал Лорн Балф. Beyond: Two Souls посвящена ушедшему Норманду Корбэйлу. Мощный заряд несет в себе тема Beyond, будто отдает ему дань уважения. Человек жив, пока его помнят. Мы помним.

Что заглушает мира шум

Джаспер Кид (Jesper Kyd)

Официальны сайт: jesperkyd.com

Малоизвестным композитора из Дании Джаспера Кида назвать нельзя. Родившийся в 1972 году любитель электроники с примесью оркестра начинал с Европейской «демосцены» (субкультура, специализирующаяся на создании демо – аудио/видео презентаций, которые показывают способности молодого дарования). Первый игровой саундтрек записал в 19 лет, после чего и пошел по этому пути со всей серьезностью. На данный момент портфолио Кида насчитывает более 20 таких работ. Его нанимали одни из самых крупных и известных во всем мире компаний-разработчиков, таких как Konami, BioWare, Eidos, Microsoft. Джаспер основал собственную звукозаписывающую студию в Манхеттене. Любит слушать Стравинского и Рахманинова, играть в видеоигры, в том числе и в те, к которым писал музыку. Завсегдатай серий Assassin's Creed и Hitman (до определенного времени) работал и на ТВ. Писал дорожку к сериалу «Военная хроника», основанному на популярном комиксе. Каждый эпизод сериала начинается в новом месте и в новое время. С точки зрения творчества это очень заинтересовало Джаспера, ведь он мог взять две-три серии и сделать их совершенно непохожими друг на друга, разбавляя события различными музыкальными стилями, своими «фишками». Конца и края фантазии здесь не было совершенно. Иметь дело с кино также приходилось, как и с короткометражками. Наград и номинаций – куры не клюют. В список страшно заглядывать (только для уточнения – страницу придется скролить, чтобы просмотреть абсолютно все). Настоящий признанный талант.

Запустив первый Darksiders, а потом незамедлительно опробовав второй, можно легко проследить, как уровень музыки скачет от «окей» до «превосходно». Тут у нас Война на коне, огромный меч Артеса, картины постапокалипсиса и все дела, но из колонок доносится что-то до такой степени стандартное, обыкновенное, будто военный марш, что эпика не чувствуешь. С Darksiders II все не так. С первых кадров на нас кидают заснеженные горы, пролетающего над ними ворона и нового главного героя – Смерть, а восприятие совершенно иное. Пришел Джаспер – получили эпик до мозга костей.

Что заглушает мира шум

С Hitman вышло наоборот. Дело в том, что Джаспер в 19 лет стал обладателем части компании по производству видеоигр. Позже эта компания превратилась в IO Interactive. А там свои ребята, свой Hitman, поразивший Кида до глубины души своей механикой, и свои же Kane & Lynch: Dead Men да Freedom Fighters. Естественно, ко всему вышеперечисленному Джаспер приложил руку.

И все же об убийце. Каждая новая игра была не похожа на последующую, что позволило Киду записать, например, к Hitman: Contracts электронную дорожку, а к Hitman 2: Silent Assassin пристроить симфонический оркестр. И Blood Money сумела выделиться. Чуть ли не лучшая часть про 47-ого убийцу получила чуть ли не лучший саундтрек. Заглавная тема и трек Trouble in Vegas лишний раз на это намекают. Зато Absolution таким звуковым многообразием похвастаться не может. Достаточно вспомнить противный «запил», когда на вас смотрят охранники, готовые вот-вот рассекретить. Совсем не то, как сказал бы любой знакомый с творчеством Джаспера человек. Автор ушел – получили, что получили.

Что заглушает мира шум

Стоит ли говорить об Assassin's Creed, где львиная доля шарма держится на атмосферном аудио от Кида. Как и в случае с Hitman, подобным удовольствием нас баловали четыре раза. Venice Rooftops из Assassin's Creed II до сих пор на слуху.

На музыке Джаспера эволюционировали целые игровые серии. Это имя – своеобразный знак качества. Знак доверия.

 

Чуть-чуть о целях

Лихт, Араужо, МакКанн, Корбэйл, Кид – всего пять человек, о которых можно узнать где-то задним числом, из титров, или вычитать из обзора, но какая огромная на них лежит ответственность за то, во что мы играем! Эти имена – чья-то визитная карточка, чей-то козырь. И его так трудно заметить в общей колоде сценаристов, режиссеров и других людей, отвечающих за интерактивные развлечения (еще миллиард винтиков за программистами числится, но что делать – они всегда в тени).

Почему именно эти люди упомянуты на этом развороте у вас в руках? Потому что они интересны, в меру звезды, в меру мэйнстримовая попса, которая у всех на слуху. Почему здесь указаны названия музыкальных тем? Если вы их слышали и знаете – они вызовут улыбку хотя бы тем, что кто-то, кроме вас, о них наслышан и от них тащится. Если не слышали и не знаете – вбиваем название на каком-нибудь YouTube, где все это счастье лежит в свободном доступе, и наслаждаемся (ссылки на личные сайты тоже для этой цели). В чем смысл жизни? Пока так и не узнали.

Спишемся. Пусть гремит оркестр в ваших сердцах!

Александр Демидов

stealth, survival, RTS, экшен Спецматериал №171
Упоминаемые игры и серии: 
Assassin's Creed, Silent Hill, XCOM, Hitman, Heavy Rain, Metal Gear Solid, Splinter Cell

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".