Толкин и Средиземье. Часть 2

Posted by Anuriel on сентября 30, 2004 - 00:00

В прошлый раз мы с вами поговорили о самом писателе, создавшем замечательный мир Средиземья, теперь пришла пора рассказать о разнообразных воплощениях этого мира (в музыке, кино, играх), а также о его поклонниках и продолжениях, вышедших из-под пера других писателей.

Посмертные произведения.
Толкин и Средиземье. Часть 2Как мы уже говорили ранее, 2 сентября 1973 года Джон Рональд Руэл Толкин, писатель, создавший бессмертную эпопею "Властелин Колец", скончался. После смерти он был похоронен на одном кладбище с женой, воссоединившись со своей "ненаглядной Лютиэн". Однако история Средиземья не закончилась со смертью писателя. У него остались наследники, ведущую роль среди которых сыграл сын Кристофер. Именно Кристофер занимался созданием карт для "Властелина Колец", когда у отца не хватало времени. Именно Кристофер был самым строгим рецензентом книги. И именно ему Профессор обязан тем, что "Властелин Колец" стал полностью завершенным произведением. Неудивительно, что после смерти отца сын не забросил его дело и продолжил работу над воплощением в жизнь мира Арды (так называется планета Земля в мифологии Толкина).

В 1977 году Кристофер Толкин издает сборник легенд "Сильмариллион". Эту книгу сам Джон Толкин мечтал издать давно, но издатели не рисковали брать столь монументальное произведение. Дело в том, что "Сильмариллион" — сборник мифов и сказаний Средиземья, который достаточно сложно читается. В свое время мне удалось его осилить только со второго раза, а ведь творчеством Профессора я уже тогда увлекался очень сильно. Что уж говорить о читателях неподготовленных, особенно, если они не являются фанатами-толкинистами. А изначально (в середине прошлого века) этот сборник был еще более труден для понимания, и в удобоваримое состояние пришел только благодаря трудам Кристофера. Так что неудивительно, что суммарный тираж "Сильмариллиона" намного меньше, нежели "Властелина Колец". Кстати, приведу один интересный факт. Тираж трилогии по всему миру еще до выхода фильма превысил 100 миллионов экземпляров. А ведь настоящий бум продаж еще впереди.
Что же, спросите, читать "Сильмариллион" не стоит? Ответ на этот вопрос зависит от того, какую цель вы себе поставили. Если наличествует интерес только к книге, как варианту фильма, то положительный ответ дать нельзя. А вот если произведения о Средиземье действительно "цепляют за душу", то читайте обязательно. Да, будет трудно и непонятно, особенно поначалу. Книга перенасыщена именами, названиями, трудными оборотами. Ведь Толкин хотел создать не простой сборник легенд, но такой, где было бы многое сказано о творцах Арды. И наилучшим выходом ему показалось подражание Библии (Ветхому завету). Вот он и написал нечто подобное (не зря считается, что "Властелин Колец" — книга глубоко христианская, и все Средиземье просто пропитано духом этой мировой религии). И в то же время в "Сильмариллионе" слышны отголоски мифологических преданий древнегерманских и кельтских народов. Результат — невообразимый сплав всего перечисленного привел к созданию уникального произведения, которое не каждый сможет оценить, но те, кто оценят, отведут ему место в своем миропонимании.

Толкин и Средиземье
Но и на "Сильмариллионе" ничего не закончилось. В 1980 году Кристофер публикует "Неоконченные сказания". Этой книгой началась публикация черновиков и набросков Толкина. Начиная с 1983 года вышло двенадцать томов, объединенных общим названием "История Средиземья". Правда, если вы увидите книги с подобным заголовком на прилавках наших магазинов, не стоит обольщаться. Обычно под соусом "Истории Средиземья" нам преподносят "Властелина Колец" и "Хоббита" в одном флаконе (иногда еще с гарниром в виде "Сильмариллиона"). Пока же у нас переведены считанные тома этой "Истории", да и те не существуют в многотиражных печатных изданиях. А жаль. Жаль, потому что "История Средиземья" содержит много полезной информации о данном мире. Можно узнать, например, о желаниях и мыслях Сарумана, о подробной истории создания Кольца Всевластья, о погоне назгулов за Кольцом и даже о том, что могло бы быть в Средиземье дальше, в Четвертую эпоху, и как начиналась новая история. Все это есть в данных томах, некоторые из которых вы можете найти в переводе на русский язык на сайте www.tolkien.ru.
Есть еще такая книга, как "Письма Толкина". Не так давно она вышла на русском языке, и все желающие могут приобрести и прочитать. Да, там собраны не все письма, которые были написаны Профессором за его долгую жизнь. Многие из них потеряны, часть не представляет интереса для широкой аудитории и касается только личной жизни писателя. Но то, что есть, практически полностью раскрывает картину создания Средиземья, эволюцию взглядов писателя по отношению к своему миру, его мысли и планы. А комментарии, которыми снабжено русское издание писем, помогут лучше разобраться в их текстах человеку, для которого жизнь и деятельность Толкина еще не стали открытой книгой.

Существует и некоторое количество других произведений, написанных Толкином и рассказывающих о Средиземье в разных эпохах, но касаться их всех здесь мы не будем. Кому будет интересно, легко смогут отыскать данные вещи на указанном сайте либо близких к нему ресурсах. А мы пока перейдем к исследованиям творчества Профессора и к его последователям.

Толкин и Средиземье
О последователях и просто толкинистах
Столь многогранное творчество Толкина просто не могло не привлечь внимания исследователей. Первые статьи, посвященные феномену "Властелина Колец", появились вскорости после его выхода. Позднее стали выходить целые книги, где авторы разбирали тот или иной аспект трилогии. Приведу только один пример — произведение Шиппи "Дорога в Средиземье". Автор разбирает "Властелина Колец" и другие произведения Толкина, рассматривает их связь с мифологией различных народов, подробно останавливается на отдельных фразах из книг, разъясняя читателям их значение. Книгу эту также можно найти в продаже в Беларуси, хотя и достаточно редко (она недавно переведена на русский язык и выпущена небольшим тиражом). Сейчас переводятся и другие научные труды по Средиземью, так что стоит ждать новых подарков от издателей.

Немалую роль в исследованиях творчества Толкина играют и российские толкинисты. Так, перевод Каменкович и Каррик "Властелина Колец" и "Хоббита" снабжен подробными комментариями, помогающими несведущему читателю разобраться во многих хитросплетениях сюжета. Комментарии эти всегда достаточно подробны и практически не допускают серьезных ошибок (да, было пару ляпов, но это лишь маленькая капля дегтя в огромной бочке меда). И это только малая толика того, что делается нашими восточными соседями в таком направлении науки, как толкиноведение (я уже упоминал о переводах "Истории Средиземья" и других книг — также не самая легкая работа).
Идет работа и в среде белорусских поклонников Профессора (хотя и медленнее, чем хочется). Уже выпущен перевод на наш родной язык "Хоббита", сразу ставший классикой и неоднократно цитируемый населением. Были сделаны попытки перевести и "Властелина Колец", но пока большинство из них осталось в зародыше. Главное же достижение белорусских толкинистов состоит в том, что каждый год на ролевом фестивале "Менескон" (проходящем, как нетрудно вычислить из названия, в Минске) работает секция толкинистики. В последний раз ее даже почтили присутствием многие ведущие толкинисты России, что не может не радовать, — значит, наши достижения интересны не только нам самим, и варка в собственном узком кругу пока белорусам не грозит.

Толкин и Средиземье
Здесь стоит сказать несколько слов и о том, что толкинисты в основном делятся на три категории. Первая из них — ортодоксальные толкинисты (так называемые "идеалисты"). Эта группа (довольно многочисленная) требует, чтобы все было "как у Профессора". Они готовы "глаза выколоть" при малейшей попытке любого человека хоть как-то интерпретировать творчество Толкина, "отступая от генеральной линии партии". Данная группа относится к фильму Питера Джексона (о котором еще обязательно пойдет речь) резко отрицательно, да и к большинству других аналогичных вещей точно так же. Вторая группа — толкинисты-"реалисты". Основным признаком "реалистов" является стремление рассматривать творчество Толкина с точки зрения современной науки. "Реалисты" вполне могут написать статью на тему "История дипломатии в Средиземье во Вторую эпоху", основываясь даже на малом количестве данных, но используя методологию современной науки. Часто их речи столь же непонятны непосвященному человеку, как и речи "идеалистов". Ну и третья категория — просто толкинисты (или "пофигисты"). Эта категория никогда не считала, что следует придираться к мелочам в какой-либо книге, фильме, песне или игре по мотивам произведений Толкина. Для них главное — чтобы было интересно и близко соотносилось с творчеством Толкина. Все остальное не так уж и важно. Данная группа наиболее многочисленна, и найти ее представителей можно практически везде (в ролевых клубах, точках собрания думающей молодежи, компьютерных клубах и т.д.). Что касается белорусских толкинистов-"идеалистов" — они собираются на белорусском форуме www.tolkien.ru, а представителей "реалистов" ищите в Клубе Настольных игр "Кронверк" либо на сайте www.bg.belhost.by.

Что такое продолжатели
Возможно, многие будут со мной не согласны, но не сказать ни слова о продолжателях истории Средиземья просто нельзя. Кто такие эти продолжатели, спросите вы? Это люди, которые взялись за рискованное дело — попытались "сыграть на чужом поле" и выпустить книги, рассказывающие о событиях, предшествовавших "Властелину Колец", последовавших за его действием или же просто происходивших параллельно. К сожалению, нам практически ничего не известно о таких произведениях, выходивших за рубежом. До нашего читателя, как один из немногих примеров, дошла книга "Тошнит от Колец" (в другом переводе — "Пластилин Колец") — совершенно бездарное творение, не заслуживающее обзора. А вот ситуация с аналогичными произведениями на постсоветском пространстве совершенно иная.

Уже в 90-е годы никому кроме своих сослуживцев тогда не известный сотрудник питерского НИИ Николай Перумов выпустил книгу "Кольцо Тьмы". В ней один из потомков Мериадока Брендибэка отправляется вместе с гномами Торином и Строри в далекий путь. Цель путешествия — уничтожение оставшегося от Саурона наследия, назгульских колец. Книга просто наполнена сражениями и захватывающими приключениями и совершенно не соответствует духу оригинального произведения о Средиземье. Тем не менее, она стала бешено популярной на просторах бывшего "великого и могучего". "Кольцо Тьмы" выдержало несколько переизданий и стало причиной появления поколения перумистов, которые считают, что Толкин сделал "Властелина Колец" слишком пресным, а истинную жизнь в Арду вдохнул Перумов. Все портит только третья часть, вышедшая чуть позже, — "Адамант Хенны". Это совершенно невнятное произведение, на мой взгляд, стало одним из провалов столь популярного писателя. Но еще не вечер, и у Ника есть время наверстать упущенное, выпустив новую редакцию "Кольца тьмы".

Толкин и Средиземье

Своеобразную субкультуру создала и Наталья Васильева (Ниенна), написавшая "Черную Книгу Арды". Данный том расскажет о начале истории Арды и о Первой Эпохе (то есть о событиях "Сильмариллиона"), но с противоположной стороны. Знаки "плюс" и "минус" поменяются местами. Истинным Творцом станет Мелькор (он же Моргот и Черный Враг Мира в "Сильмариллионе"), а его последователи — мучениками за правое дело. А сторонники светлого пути изображены какими-то извергами, они не хотят понять простую истину: "без Тьмы мы бы не увидели звезд". Своеобразный взгляд на мир, но, тем не менее, также имеющий право на существование.

Не во всем с Ниенной согласилась Наталья Некрасова (Иллет), помогавшая в работе над "Черной Книгой Арды". Итог — произведение "Исповедь Стража". В нем работник тайной стражи Гондора встречается с хранителем "Черной Книги". Через призму описываемых в последней событий, диалоги персонажей и происходящее в Гондоре действие мы смотрим на мир Толкина новыми глазами. Вещь очень сильная и действительно заставляет задуматься о смысле существования Света и Тьмы, о месте отдельной личности в истории, да и о многом другом. Рекомендую обязательно прочитать, если вам хоть малую толику интересно, что же могло бы быть дальше.
Не счесть и пародий, которые стараются "приколоться" над Профессором. Лучшей из них является работа "Звирьмариллион" С.О. Рокдевятого (уже, увы, покойного). Взгляд на "Сильмариллион" с использованием "шутки юмора" в исполнении этого писателя не может не понравиться читателю. Ну и, само собой, существует огромное количество анекдотов "из жизни Средиземья". Наибольшее их количество в печатном виде ищите в книге "Толкин. Пародии" (там же найдется и вышеупомянутый "Звирьмариллион").

Неплохо было бы ознакомиться и с книгой Ольги Брилевой "Берен Белгарион". Этот двухтомник (кстати, огромный по объему) представляет собою историю о Сильмариллах, Берене и Лютиэн в совершенно новом свете. Нет, нас не шокируют подробностями, высосанными из пальца, наоборот, автор сумела органично совместить многие точки зрения на первую эпоху, существующие в толкинистской среде. И огромная ей благодарность за то, что в своей книге Брилева сделала упор на описание обычаев, царивших у разных народов Белерианда (западной части Средиземья, позже ушедшей под воду) того времени. Книга вызывает несомненный интерес и нравится читателям, хотя и не во всем совпадает с Профессором.

Толкин и Средиземье
Весьма своеобразный взгляд на Войну Кольца дал Кирилл Еськов. Он подошел к истории Средиземья, исходя из мысли, что все народы, его населявшие, это люди (кроме эльфов, "существ с замороженными глазами"), а орков представили кровожадными тварями победители, которые и переписали реальную историю мира. Особенно же меня порадовал рассказ Еськова о Кольце Всевластья. Это просто шедевр. Все перечисленные произведения — только верхушка айсберга. На дне же его — огромное количество текстов, как хороших, так и не очень. На новой волне популярности Средиземья их печатают все больше и больше, но особое внимание стоит уделить тем книгам, которые были отмечены. Поверьте, они этого заслуживают.

Музыка и первые экранизации
"Властелин Колец" и Средиземье не могли пройти незамеченными мимо музыкантов различных направлений. Судите сами: богатейшие на события тексты, стихотворения, содержащиеся в них, новая мифология — все это просто просилось на песенный лад. Первопроходцем здесь могла бы стать одна из величайших групп XX века — Beatles. Но, к сожалению, задуманное ими воплощение книг Профессора в музыке не состоялось. Зато пришли другие. Это коллектив Bling Guardian, который записал альбом Nightfall, где как песни, так и диалоги составлены на основе легенд "Сильмариллиона". Есть у этой группы и другие песни, рассказывающие уже о Войне Кольца (в том числе, на основе стихотворения Three Rings for the Elven Kings). Группа Glass Hammer записала два альбома "по Толкину" — The Middle Earth Album и Journey of the Dunadan. Инструментальный альбом Бо Ханссона The Lord of the Rings также посвящен понятно чему. Впрочем, перечисление всех музыкальных произведений профессионалов, которые спели о Средиземье, дело долгое и неблагодарное, проще их послушать — такого рода композиции встречаются достаточно часто. А мы с вами перейдем к киноиндустрии.

Толкин и СредиземьеКиномагнаты, заинтересованные в использовании популярных сюжетов (кому ж не хочется набить карманы "вечнозелеными"), обратили внимание на Толкина давно. Первой попыткой экранизации стал мультипликационный фильм Рэнкина и Бесса "Хоббит" (1977 год). Фильм был из разряда "на безрыбье и рак рыба". Непонятно, зачем в него было вставлено множество песенных арий, портящих атмосферу. Да и сама прорисовка персонажей была далека не только от идеальной, но даже от просто хорошей. Правда, мультфильм понравился американской детской аудитории, но ведь американцы всегда отличались урезанным вкусом, так что удивляться нечему. А вот остальной мир картину не принял.
Следующим шагом стал выпуск мультфильма "Властелин Колец" от Ральфа Бакши. Фильм отразил события первой книги трилогии и нескольких глав второй. К сожалению, несмотря на использование самых современных на то время (1978 год) технологий мультипликации, данный "Властелин Колец" не сумел завоевать серьезной популярности. В итоге, запланированного продолжения так и не получилось. Правда, в качестве такового можно считать мультфильм "Возвращение короля" от все тех же Артура Рэнкина и Жюля Бесса. Результат был еще более плачевным, чем работа Бакши. Итог — попытки экранизации Толкина (не считая любительских проектов) прекратились надолго.

Джексон, Средиземье и новый бум Толкина
И вот, лет примерно пять-шесть назад Питер Джексон (режиссер тогда еще средней руки) и компания New Line Cinema сошлись во мнении и цене на съемки кинофильма по "Властелину Колец". На тот момент было неясно, сможет ли такой фильм принести деньги, но Джексону пообещали не менее 150 миллионов долларов на съемки, и новозеландский товарищ приступил к работе. Забегая вперед, скажу, что Джексона ждал потрясающий успех, и никакие крики толкинистов "все было не так" не были способны его остановить.

Всего на съемки трилогии (по одной серии в год, аккурат к Рождеству) было потрачено более 300 миллионов долларов (первоначальный бюджет перекрыт более чем в два раза). Для съемок создали более 50 тысяч единиц инвентаря (доспехов, оружия, одежды, украшений и прочих аксессуаров). А для массовки привлекли подразделения Национальной гвардии Новой Зеландии (именно там снимали "Властелин Колец"). Но и этого было мало. Основную часть работы по созданию сцен сражений выполняло подразделение компьютеров, задачей которых было правильно и красиво отрисовать исторические битвы Средиземья. И компьютеры со своим делом справились не хуже актеров. И это притом, что мега-звезд "Властелин Колец", в общем-то, не привлек.
Да, актеры были неплохие, но узнавать большинство из них стали уже после выхода фильмов трилогии. Расскажу только одну историю по этому поводу. В одном из минских кинотеатров шла премьера "Трои". И вот, после появления на экране Орландо Блума зал оживился выкриками: "Ой, Леголас!". По-моему, ситуация о многом говорит, и ходить актерам теперь до конца своих дней не с реальными, а со средиземскими именами. Упомяну, кстати, еще один интересный факт про актеров. Кристофер Ли (Саруман) может смело сказать о себе с гордостью, что он единственный из появившихся на экране "Толкина видел" (он в своей жизни встречался с писателем). Так что некая преемственность поколений все же наблюдается.

Толкин и Средиземье
Итак, в декабре 2001 года фильм появился, и случилось неожиданное. Он не просто был успешным, а сразу стал бить рекорды проката. Суммарные сборы от трех частей (они ведь являются единым фильмом) уже превысили все известные до этого рекордные суммы, и продолжают расти. "Властелин Колец" от Питера Джексона стал не просто популярным, он вдохнул в творчество Толкина новые силы. Зритель валом валил в кинотеатры и смотрел с упоением. Это ли не является лучшей наградой режиссеру. И пусть сам Кристофер Толкин его не одобрил, для широкой публики эти заявления уже не играли никакой роли.

Сами толкинисты, как бы они ни плевались при словах "Питер Джексон", сходили на фильм (многие — по несколько раз). И пусть кинокартина не совпала во многом с текстом книги, пусть в ней не все было исторично и реально (вспомнить хотя бы конную атаку на строй копейщиков), она все равно осталась наиважнейшим событием в истории экранных воплощений Толкина. Кстати, для тех, кто считает, что Джексон во многом отклонился от "Средиземской реальности", существует возможность посмотреть режиссерскую версию фильма. Для каждой серии ее длина разная (от четырех до десяти часов), и уж там будет многое, что не вошло в саму картину. Вырезанные сцены, записи съемок и многое другое ждет вас. Например, в режиссерской версии третьей части будут сцены борьбы за Хоббитанию в конце фильма. А из киноверсии их пришлось вырезать по причине излишней затянутости серии. Был, правда, еще вариант снять не три серии, а шесть. Тогда бы никаких "обрезаний" не было, но такой подход в New Line Cinema сочли нерентабельным (но теплится еще надежда, что когда-нибудь появится сериал, как это было с "Дюной", и уж там-то будет все).

Благодарить Джексона стоит не только за фильм. Ему следует сказать "спасибо!" еще и за популяризацию Толкина. Действительно, сколько человек еще пять лет назад могли внятно ответить, кто такой Гимли, или же объяснить разницу между Королем-Чародеем и Арагорном? Теперь же ответы знает каждый школьник. А после просмотра у многих возникло желание прочитать книги. Результат — значительное прибавление в рядах толкинистов всех мастей и рангов и продолжение взлета популярности Средиземья. Количество изданий "Властелина Колец" на русском языке до выхода фильма можно было пересчитать по пальцам, а теперь их уже несколько десятков с самыми разными переплетами и оформлением. И это число продолжает увеличиваться. Как верно отмечал один мой знакомый, "лучшего фильма о Средиземье все равно уже никто не снимет", а с таким утверждением поспорить трудно.

Толкин и Средиземье
Но с другой стороны — никто и не говорит, что "Властелин Колец", снятый в Новой Зеландии, это последняя остановка для книг Толкина в кино. Уже сейчас активно муссируются слухи о планах Джексона снять "Хоббита" (хоть бы это стало реальностью). А есть еще "Сильмариллион", из которого при желании можно сделать все что угодно: от любовной истории до боевика — столь велик масштаб и количество легенд и мифов в нем. Так что поле непахано, а пахари, думается, найдутся.
А в это время маленькая страна на противоположной от нас стороне земного шара празднует отнюдь не маленький успех. Новая Зеландия официально объявлена Средиземьем, и в правительстве этой страны даже создали министерство по делам Средиземья. Там выпускают памятные монеты, посвященные "Властелину Колец", проводят для туристов экскурсии по "толкиновским местам" и продают реквизиты со съемок фильма (так, Единое Кольцо, принимавшее участие в картине, обойдется вам не менее чем в 5-6 тысяч долларов). Эх, нам бы, белорусам, хотя бы "Хоббита" заполучить, вот бы развернулись...

Заключение
Так что же принес Толкин в наш мир? На первый взгляд, ничего особенного. Вроде, все это было раньше. Но не все так просто, как кажется поначалу. Во-первых, мы получили новых "соседей по планете". До появления "Хоббита" и "Властелина Колец" эльфы были совсем другими (чаще всего — маленькими и с крылышками), гномы представлялись злобными карликами, а уж о таком народе, как хоббиты, и вовсе никто и никогда не слышал. А теперь эти существа показывают свои острые уши, длинные бороды и мохнатые ноги отовсюду — из фильмов, книг, компьютерных и настольных игр. Да, скептики скажут, что все это уже было. Что хоббит — не что иное, как помесь человека с зайцем (некоторые даже утверждают, что сами хоббиты взяты из африканских легенд), что эльфы — аналог фэйри из британских легенд, а гномы уже существовали в виде Черных альвов из скандинавской мифологии. И тогда мы им ответим пунктом "во-вторых". Толкин не просто "понадергал существ из разных мифологических преданий" (реальная фраза из одного источника), он создал новую мифологию, которая смогла кое-где вытеснить старые предания, а Англии (где собственно-английской мифологии практически не было) дал первое и пока единственное собрание легенд. Результат, как говорится, налицо, ибо только после книг о Средиземье люди стали представлять многие фэнтезийные расы такими, какими они нам кажутся сейчас.

Но и этим не исчерпывается вклад Толкина в мировую культуру. Он не просто создал новую мифологию. Он создал мифологию, которая несет в мир добро. "Властелин Колец", "Сильмариллион", "Хоббит" — это целиком добрые произведения. Они помогают нам осознать, что Добро способно победить Зло, каким бы безнадежным ни казалось дело первого и какой бы выигрышной не казалась ситуация для второго. И мы видим, как Надежда (с большой буквы этого слова) ведет героев от испытания к испытанию. Как они проходят через "огонь, воду и медные трубы". Как Фродо с Сэмом направляются на верную гибель в Мордор, а Арагорн с армией ввязываются в сражение, которое, казалось бы, выиграть нельзя. И они побеждают, несмотря ни на что, потому что Враг был слишком самоуверен, а правая сторона до конца надеялась на победу. Апофеозом же торжества Света стала фраза "орлы летят!". Именно тогда, когда Фродо выполнил свою задачу (пусть и невольно) и был готов принять смерть, появились орлы, как вестники спасения, и вырвали двух хоббитов из лап смерти. Чувствуется рука истинного Мастера, сумевшего передать нам не только Надежду, но и Веру. И большое "спасибо!" Профессору за то, что он сумел написать такое произведение. Книгу, ставшую заменой религиозным текстам, в которые многие не верят. Книгу, ставшую для многих светом в окошке. Светом, который толкает нас на добрые поступки и дарит радость в жизни. И пока живет "Властелин Колец", рядом с нами будут стоять и Фродо, и Гэндальф, и Арагорн, и их создатель, обессмертивший свое имя.

Толкин и Средиземье
P.S. В следующий раз мы обязательно расскажем вам о настольных и полевых играх, происходивших и происходящих в Средиземье.

Morgul Angmarsky

№ 57