Обзор Psychonauts

Posted by AlexS on июня 30, 2005 - 00:00

Жанр: adventure, arcade
Разработчик: Double Fine Productions
Издатель: Majesco Games
Похожие игры: Beyond Good & Evil
Количество дисков в оригинальной версии: 5 CD, 1 DVD
Минимальные требования: 1 GHZ, 256 RAM, 64 MB VRAM, 4 GB free drive space
Рекомендуемые требования: 2 GHZ, 512 RAM, 128 MB VRAM, 4 GB free drive space

Трепещите, несчастные! Ибо наступил час расплаты за все дни, в течение которых вы упорно пытались забыть про одного из ярчайших деятелей игроискусства! Затерялись в вашем вязком временном тумане те сладкие мгновения, которые вы проводили, играя в его шедевры! Но в том нет вашей вины. Человеческая память коротка, и мы можем смириться с этим несовершенством. В конце концов, нашей обязанностью является наставлять вас на путь праведный и обращать ваши взоры в сторону прописных истин! Итак... (барабанная дробь) мы представляем вашему вниманию новый проект от эксцентричного Тима Шафера — создателя таких легендарных хитов, как Monkey Island, Full Throttle и Grim Fandango!

Люди с долгой памятью и большим опытом уже наверняка сложили название игры, имя автора, скриншоты, оценку воедино и, отбросив нудное чтение, ринулись на поиски Psychonauts. Кто я такой, чтобы их упрекнуть? Они ведь прекрасно помнят эти яркие, веселые, умные и увлекательные квесты, каждый из которых выполнен в совершенно неожиданном, неповторимом, я бы даже сказал, креативном стиле. Собственно, все игры от Тима Шафера радовали своих поклонников непривычным взглядом на привычные вещи. Psychonauts не стали исключением, только вот взгляд на этот раз получился уж слишком неожиданным, а любимый жанр автора (квест) под влиянием неумолимого потока пользовательских предпочтений занесло в русло приключенческой аркады.
Спокойствие, только спокойствие!

PsychonautsГоспода, поклонники, не надо нервов — пожалейте мировые запасы корня валерьяны. В Psychonauts все осталось на месте от предыдущих игр Тима Шафера. И чумовой, отвязный дизайн, и яркие, сочные краски, и уморительные диалоги. И, самое главное, его неподражаемую способность проводить еле видимую грань между гениальностью и сумасшествием. Т.е. все то самое, за что мы и любили его истории про харизматичных, нелепых и изворотливых героев. Конечно, любителям квестов здесь ничего не светит, но если вы все-таки не настолько закостенелый фанат жанра, то и Psychonauts, вобравшие в себя все хорошее от большинства популярных жанров, вам придутся по душе.

Конечно, это аркада с ее характерными забегами, прыжками и подтягиваниями. А еще это приключение, с его загадками, исследованием и интригами. Есть немного и от ролевой игры. Но самое главное, что это сбалансированная и хорошо взбитая смесь всего вышеперечисленного, залитая в изящный фужер из блестящей графики, с пикантной вишенкой любопытнейшего сюжета сверху. Очень аппетитно. За уши не оттянуть.

Герой свихнувшегося времени

Авторы Psychonauts, корпевшие над своим детищем последние четыре года, потерявшие поддержку Microsoft (не любит связываться с подозрительными проектами этот издатель) и пришедшие в конце концов к Majesco, всеми силами хотели сделать по-настоящему нестандартную игру. От начала и до конца. От первого запуска, когда вы сразу же погружаетесь в нее без всяких "New game", до последующих загрузок, принуждающих вас в виде маленького большеголового человечка в мотоциклетном шлеме бегать по обнаженному мозгу, чтобы найти необходимую дверцу. Собственно, этот головастик и есть наш герой. И зовут его... Разпутин (Razputin). Знают ли разработчики русский язык настолько хорошо, или это у них случайно получилось, но так и напрашивается считалочка "Раз, Путин. Два, Путин. Три, Путин и т.д."...

PsychonautsРазпутин, предпочитающий более лаконичное обращение "Раз", сбежал из цирка после того, как нашел листовку с объявлением о лагере психонавтов — специальных секретных агентов, чьим оружием является мозг, а не примитивные пистолетик и ножики. Агентство со своими больными на голову агентами собирает отверженных детей по всей стране и превращает их в совершенные инструменты по добыче ценной информации. Хоть они и учат ребят таким банальностям вроде левитации, телекинеза и прочего, но все же главной способностью психонавтов остается умение погружаться в чей-то разум, чтобы в его темных закоулках обнаружить спрятавшуюся и дрожащую от страха мыслишку.

Не зря среди похожих игр находится лишь один проект — еще один шедевр от мира компьютерных развлечений - Beyond Good & Evil. Тут вам и совершенно отвязная стилистика, и сбалансированная смесь разных жанров, и блестящий юмор, и открытый, доступный для исследования мир. Хоть в Psychonauts масштабы и не те, но наши первые шаги по лагерю открывают сотни укромных уголков, зазывающих неутомимого исследователя мерцающими бонусами, яркими персонажами и просящимися на рабочий стол видами. Выполнив первый урок и открыв доступ во внешние зоны, можно не один час провести, занимаясь просто изучением, засовывая свой нос куда подальше, - и уверяю вас, везде вы найдете себе развлечение. Будет ли это охотой за местной валютой, или головоломкой по поимке недосягаемого бонуса, или небольшим юмористическим шоу при встрече с очередным действующим лицом. Но не стоит забывать и про свою карьеру...

"Учиться, учиться и еще раз учиться!" - вот обязательное условие победы. Кто несогласен, тому советую запомнить еще одну пословицу — "Тяжело в учении, легко в бою". Но есть еще одно окончательное условие, без которого можно сломить лишь слабого духом врага — "Познай самого себя". Учителя юного Разпутина предпочитают точно такую же практику. Уроки, в процессе которых мы овладеваем новыми способностями, перемежаются с погружением в собственное подсознание с отловлей хныкающих комплексов, погонями за запечатанными секретами и борьбой со своими страхами. К слову, копание в чужих мозгах и является основным нашим времяпрепровождением в Psychonauts. Головы ли это учителей (все сомнения об их психическом здоровье сразу рассеиваются при взгляде на этот кошмар) или сторонних товарищей, но каждое путешествие в чужом разуме является игровым уровнем, между которыми приходится здорово побегать по реальному, раз от разу меняющемуся миру.

Безумное чаепитие

Psychonauts"Создать чуть более дюжины различных миров? Запросто!" - воскликнул Тим Шафер. В результате 12 часов игрового времени подарят вам кучу новых ощущений от пробежек по диким, чудным, полубезумным уровням, отображающим душевное состояние своих носителей. В мозгах военного постоянно гремят взрывы, все поросло кустарниками из колючей проволоки, в небе гудят самолеты, а на полях валяются здоровущие мины. В мозгах интеллигента чистота и порядок, хорошо иллюстрируемая следующим диалогом: "Добро пожаловать в мой мозг, ученик!" "Ах, здесь так... пусто, учитель". Голова девицы больше похоже на инопланетную дискотеку, а собственный разум Разпутина является темным, неисследованным мирком, затаившим множество загадок, и первые шаги в котором дают начало Страшной и Таинственной (именно с большой буквы) истории про похищение мозгов юных психонавтов.

От теперешних кроссплатформенных проектов нельзя ожидать откровений в графическом плане (ждем-с консолей нового поколения), и Psychonauts не стали исключением. Картинка мила и приятна, но здесь вы не найдете четких текстур и широких далей. Ну и черт с ними! Зато эффекты искривления пространства и мягкая анимация уродцев скрадывают недочеты убогих задников. А за великолепно поставленные и озвученные диалоги и потешную музыку можно простить вообще все.

В путешествии по мирам часто встречается стеб над хорошо известными книгами и фильмами, так что эрудированный человек не раз улыбнется, наткнувшись на пародирование моментов из "Игр разума", "Годзиллы", "Матрицы" и прочих. Хотя скорее это издевательство не над конкретным предметом насмешки, а над штампами — болезнью современного искусства, о чем Тим Шафер не раз говорил в своих интервью. Хотя встречаются и вполне себе невинные приколы, вроде погони за белым кроликом, навевающее непреодолимое желание перечитать бессмертное произведение Луиса Кэрролла.

Игры в разумах

В начале наш герой может лишь прыгать да молотить кулаками, заставляя воздух содрогаться от ужаса. Однако со временем, от одной тренировки до другой, от уровня к уровню, он приобретает способности телекинеза, левитации, пирокинеза, невидимости и ясновидения, которые становятся хорошими помощниками при прохождении все новых миров. Отсюда пляшут и множественные загадки, которые заставляют нас сжигать деревья, перетаскивать вещи и взлетать под действием бунтующих пузырьков. Головой приходится шевелить все время, хоть и не так усиленно, как в предыдущих проектах Шафера. На уровнях раскидано просто дикое количество всевозможных бонусов; совершив акробатический этюд, можно добраться до хитро замаскированного секрета; приобретя новую способность, рекомендую вернуться в посещенные до этого места и снова попытать удачу. Если ничего не выходит, остается сбегать в магазин и приобрести какое-нибудь устройство — авось да поможет.

Игра балует разнообразием, как никто и никогда. Каждый уровень развлекает мини-играми, захватывающими дух прыжками и полетами, большими скоростями и гонками с препятствиями. Управление, спаси и сохрани его создателя, совершенно не напрягает и не вызывает желания приобрести презренный геймпад, из-за чего большинство пазлов и забегов решается на раз, лишь изредка заставляя попотеть над особо хитрым кульбитом.

Оценка: 9
Вывод: Очередной маленький шедевр от Тима Шафера. Из-за непривычно-угловатого мультяшного стиля вряд ли придется по вкусу абсолютно всем, но отменный юмор, скоростной и насыщенный загадками игровой процесс, открытый для исследований мир и калейдоскоп сумасшедших уровней станут хорошим подарком любителям нестандартных проектов.

Lockust

adventure Обзор № 66 Psychonauts