Повелитель бури | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Повелитель бури

on апреля 30, 2010 - 00:00

Название в оригинале: The Hurt Locker
Жанр: военная драма
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Джереми Реннер, Энтони Маки, Брайан Джерати, Гай Пирс, Рэйф Файнс, Евангелина Лилли
Продолжительность: 133 минуты

Впервые «Повелитель бури», последнее творение режиссера Кэтрин Бигелоу, был представлен широкой публике на Венецианском кинофестивале еще в 2008 году, и уже тогда стало ясно, что этот фильм с непростой судьбой ждет поистине грандиозное будущее. И время показало, что так оно и есть. На том же фестивале в Венеции фильм собрал 5 призов. Далее — 2009 год, а вместе с ним и премия Национального совета кинокритиков США ("Прорыв года" — актер Джереми Реннер). 2010 же год стал для "Повелителя бури" поистине триумфальным: премия Гильдии режиссеров, 3 премии Общества кинокритиков США, 6 наград на церемонии Британской академии кино и телевидения и, наконец, шесть наград — из девяти номинаций — на премии "Оскар 2010", среди которых три главных номинации церемонии: "Лучший фильм", "Лучший режиссер" и "Лучший оригинальный сценарий".

Повелитель буриЗа прошедший год "Повелитель бури" собрал, кажется, чуть ли не все возможные награды, стал триумфатором практически всех киномероприятий. И вот теперь самая пора задуматься: а достоин ли фильм всех этих многочисленных регалий?

Режиссер — это стержень, основа любого фильма. Именно на его плечи ложится вся организаторская работа, именно благодаря режиссеру разрозненные элементы в итоге превращаются в единое целое. А у "Повелителя бури" режиссер довольно своеобразный. Кэтрин Энн Бигелоу. Родилась 27 ноября 1951 года в городе Сан Карлос, Калифорния. Закончила Колумбийский университет, кафедра теории кино и критики. Свою карьеру как постановщика начала в 1978 году с 20-минутной короткометражки "Настройка". Два года была замужем за небезызвестным Джеймсом Кэмероном. Но ничто не характеризует человека так, как его работы. В творческом активе Бигелоу значатся такие фильмы, как "С приходом тьмы", "Странные дни", "Голубая сталь" и "На гребне волны", но особо хочется выделить драму "К-19" про трагедию русской подводной лодки и ее экипажа — просто именно этот фильм ближе по духу "Повелителю бури". Вообще, Кэтрин Бигелоу — явление в кинематографе едва ли не уникальное. Одна из немногих женщин-режиссеров вообще, при этом снимающая не романтические комедии, а серьезные мужские фильмы, четвертая номинированная на "Оскар" и первая, взявшая его. При этом Бигелоу обладает своеобразным, четко выраженным стилем, когда она умудряется донести до зрителя всю идею, не скатываясь в такие нежелательные крайности; особенно четко это и проявляется в ее драмах. Так было с "К-19", так получилось и с "Повелителем бури", только на этот раз все не так локализовано, несколько более абстрактно, но от этого не менее правдоподобно.

Показав драму русских подводников (за что сильно обругали), леди-режиссер перенесла свое внимание на другие реалии, а именно на войну в Ираке. В центре сюжета — команда саперов. После гибели командира отряда ему на замену присылают сержанта Уильяма Джеймса, опытного и матерого профессионала с восемью сотнями успешных разминирований за спиной. А дальше... Дальше очередные выезды на задания, снова и снова. Это кажется бесконечным, каждая операция может стать последней, и единственным стимулом выжить остается заветная дата на календаре, когда произойдет смена личного состава и измученные саперы смогут отправиться домой. Например, Сэнборна на гражданке ждет любимая девушка, а Элдридж просто жаждет поскорее смыться из этого ада. И только Джеймсу все равно. Да, у него есть жена и любимый сын, но его настоящая жизнь не там. Ему уже не вернуться с той войны...

Повелитель бури

Сценарист фильма Марк Боал, профессиональный военный журналист, в 2004 году прожил несколько месяцев со взводом американских саперов, выезжал с ними на боевые задания и тщательно выслушивал и записывал все их рассказы и переживания. И в сюжете картины он безо всяких прикрас смог передать всю ту атмосферу и все то напряжение, что творится в душе у людей в те моменты, когда находишься на краю гибели и не знаешь, откуда она придет. Опасность может таиться где угодно, любой из скрытно следящих за тобой с тихой ненавистью людей может держать в руках взрыватель. Да, верные напарники тебя прикрывают, но это еще ничего не гарантирует, ведь может случиться что угодно. "Глупо полагать, что сражение когда-нибудь заканчивается. Противник может усыпить твою бдительность, и поздно будет сожалеть". Ты обезвредил бомбу сегодня, но завтра их может оказаться уже пять. Обезвредил пять — их станет десять. Что бы ты ни делал, единственное, чего ты добьешься, — это новая проблема, еще большая, чем раньше. Это бесконечная война с незримым, но от этого не менее опасным противником. На этой войне нет героев — есть только те, кто справился, и те, кто нет. Саперы сильнее других осознают разницу между успехом и провалом. И тут возможны только два исхода: либо ты остаешься человеком, либо погибаешь, не физически, так морально. Бывший собственный зарубежный корреспондент "Нью-Йорк Таймс" и обладатель Пулитцеровской премии Крис Хеджес сравнил войну с наркотиком. И когда ты перестаешь ценить жизнь, семью, людей, теряешь чувство страха — у тебя не остается ничего, кроме тех единственных мгновений на грани жизни и смерти, наполненных азартом на грани помешательства. Да, иногда еще случаются моменты просветления, но и они уступают перед этой своеобразной ломкой, требованием новой дозы адреналина. И обратного пути уже нет.

Повелитель бури

Одной из особенностей стиля Кэтрин Бигелоу является некоторая отстраненность, абстрагированность от происходящих событий в пользу изображения драмы личности. И это ей прекрасно удалось и в этот раз. Огромную роль в восприятии картины сыграла отличная работа оператора Барри Эйкройда. Псевдодокументальная техника съемок вкупе с обилием действительно мощных ракурсов задают необходимый настрой и помогают лучше проникнуться атмосферой происходящего и прочувствовать то напряжение, когда герой в противоударном скафандре склоняется над очередной боеголовкой или со снайперской винтовкой часами выслеживает врага. На этот же аспект работает и практически полное отсутствие какой бы то ни было музыки — играть она начинает только в самом конце, но именно в тот самый момент, когда нужно. Ну и, разумеется, нельзя не отметить прекрасную игру всех без исключения актеров. Даже эпизодические персонажи тех же Рэйфа Файнса и Гая Пирса чувствуются как живые люди, не говоря уже о героях первого плана. Джереми Реннер вообще выложился на сто процентов. Честно сказать, мало кто ожидал от малоизвестного актера такой, без преувеличения, пронзительной игры. По крайней мере, достанься ему статуэтка Оскара, это было бы однозначно заслуженно.

Некоторые абсурдно считают фильм своеобразной агиткой, мол, на войне лучше, давайте вновь в Ирак — это ни в коем случае не так, равно как и антивоенным фильм тоже не является. По сути, "Повелитель бури" — кино вообще не военное. Бигелоу никого не поощряет и не осуждает. Она понимает, что война никому не нужна. Война для нее — лишь среда, суровая, ломающая жизни, более яркая и концентрированная, но все-таки просто среда. А в центре — живые люди, со своими разными путями, но с одной целью — выжить и вернуться. Но есть и те, для кого жизнью стала сама работа. Те, кто искренне рад вновь раскинуть карты в новой игре со смертью, где выигрыш означает лишь новую игру, а проигрыш знаменует заточение в "ящике боли"... или избавление.

Повелитель бури

"Повелитель бури" — настоящее мужское кино, снятое, вот парадокс, женщиной. Без уклонений, без фальши. Можно сколько угодно спорить и с пеной у рта утверждать, что "Оскар" за лучшую режиссуру Кэтрин Бигелоу получила "по блату", но факт остается фактом: неоспоримых и характерных черт у фильма полно. И критики, поняв это, сделали свой выбор. Теперь сделайте и вы свой.

№124
Яндекс.Метрика