Лиса, Отродье и Скрывающийся в тенях (Zorro, Spawn, The Shadow)

Posted by AlexS on января 21, 2018 - 18:48

Лиса, Отродье и Скрывающийся в тенях (Zorro, Spawn, The Shadow)На закате эпохи «Бэтмена» Тима Бертона и Джоэля Шумахера Голливуд некоторое время искал новый путь, пробуя нестандартные подходы к образу супергероя, либо же возрождая классических персонажей-мстителей. Одним из примеров такого подхода стало возвращение на киноэкраны мстителя Зорро, который получил свой последний большой фильм еще в конце 70-х – и тогда Зорро играл сам Ален Делон. Новая лента, «Маска Зорро», вышла на экраны в 1998 году. Как и следует перезапуску, она по-новому пересказала историю персонажа, да и на этот раз картина была одновременно и перезапуском, и сиквелом.

По сюжету, история старого Зорро закончилась трагически – его жена была убита, дочку его взял на воспитание заклятый враг, а сам он был схвачен и отправлен на каторгу. И только через много лет Зорро смог вернуться, чтобы отомстить своим врагам. Более того, он заручился поддержкой молодого парня, которого обучил всему, что знал и умел сам, и которому предстояло стать новым Зорро...

«Маска Зорро» - эксперимент, определенно, очень удачный. Это легкий и интересный фильм о подвигах «народного супергероя» в черном костюме, пускай и снятый в 90-х, но нисколько не уступающий эталонным образцам – предыдущему фильму середины 70-х и телесериалу начала 50-х. В прокате картина показала себя вполне неплохо, при бюджете в $95 млн. собрав $250 млн., и доказав таким образом, что зрителю все еще нужны легкие супергеройские фильмы, живо напоминающие классические приключенческие картины. Сильным козырем стал впечатляющий актерский состав – на экране в красивых костюмах блистали Антонио Бандерас, Кэтрин Зета-Джонс и Энтони Хопкинс. Само собой, кассовый успех гарантировал картине продолжение – однако о нем мы поговорим уже несколько позже.

Лиса, Отродье и Скрывающийся в тенях (Zorro, Spawn, The Shadow)

В самом конце 90-х на свет появился и, пожалуй, самый мрачный и самый жестокий кинокомикс того времени – «Спаун» (1997). Но, несмотря на «темную» картинку и некоторых персонажей-фриков, эта лента была вдохновлена никак не «Бэтменом» Тима Бертона. Нет, появлению Спауна на экранах способствовал успех кинокомикса «Ворон», о котором мы еще поговорим далее. Вот так и родился на свет первый супергеройский кинокомикс с большим акцентом на «мясо и кровь» - кинокомикс в стилистике «дарк фэнтези».

Главный герой «Спауна» - крутой спецназовец Эл Симмонс (Майкл Джей Уайт), проворачивавший незаконные военные операции по всему миру. Когда он решил, наконец, завязать с работой, то был убит своими же товарищами – однако на этом его история только начинается. В Аду Симмонс получил предложение возглавить армию самого дьявола, чтобы повести ее в битву на землю. Тогда же он и стал Спауном, получив различные сверхъестественные способности, костюм из некроплазмы и устрашающий внешний вид.

Если «Маска Зорро», опиравшаяся на фильмы-предшественники, отвергала мрачность, жестокость и персонажей-фриков, то «Спаун» это все не то, что не отвергал, но наоборот, усиливал, благодаря чему история превращалась в совсем уж безумную и брутальную.

Лиса, Отродье и Скрывающийся в тенях (Zorro, Spawn, The Shadow)

Возможно, тогда публика была еще не совсем готова к по-настоящему жестоким кинокомиксам. «Спаун» с бюджетом в $40 млн. смог собрать в прокате $87 млн., вернув затраченные на производство деньги, но с большим трудом. После этого на мрачных кинокомиксах на долгое время был поставлен крест.

По стопам «Бэтмена» Тима Бертона вполне четко следовал и фэнтезийный супергеройский боевик «Тень» режиссера Рассела Малкехи, который вышел на экраны в 1994 году. Тень – Ламонт Крэнстон – супергерой в плаще и широкополой шляпе, карающий бандитов на нью-йоркских улицах. Тень все видит и все знает, укрыться от его гнева невозможно. Он владеет гипнозом и может становиться невидимым. Он отличный боец и прекрасно стреляет, не зря его любимым оружием является пара автоматических пистолетов.

Тень не является альтруистом – он уже спас много жизней, но жизни всех спасенных Тенью людей являются его собственностью. Эти люди становятся агентами Тени, каждый из них носит на пальце кольцо с красным камнем. И если Тени понадобится помощь любого из них – его миньоны сразу же окажут поддержку хозяину...

Лиса, Отродье и Скрывающийся в тенях (Zorro, Spawn, The Shadow)

Красивый и очень стильный фильм Рассела Малкехи – это далеко не первая экранизация приключений Тени, но общепризнанно эта экранизация считается самой лучшей. К чести Малкэхи нужно сказать, что он постарался максимально дистанцироваться от стиля комиксов. Да, формально это история об уличном мстителе. Но на самом деле, Тень – это своеобразное признание в любви к пальп-романам 30-х годов, бульварному чтиву, которое предшествовало появлению комиксов. И именно в пальп-романах на свет появились первые штатовские супергерои – Док Сэведж и Спайдер, Тарзан и Мститель. И Тень – несомненно, величайший из всех.

Фильм 94-го года можно долго ругать за наивных и непроработанных персонажей, за скучную историю, за массу глупых идей. Но если смотреть фильм правильно – ругать его язык не поворачивается. Прежде всего, из-за изумительно воссозданного стиля пальп-романов. Эстетика 30-х годов, вздымающиеся вверх небоскребы, несколько выцветшая картинка, роковые женщины в вечерних платьях, темные улицы и гангстеры в пальто и шляпах – Рассел Малкехи выложился на полную, отменно выдержав в «Тени» нужную стилистику.

Лиса, Отродье и Скрывающийся в тенях (Zorro, Spawn, The Shadow)

Оттого и герой у нас – не благородный мститель, старающийся никого не убивать, а скорее каратель, запугивающий врагов дьявольским смехом и азартно палящий по ним с двух рук. Другие персонажи – либо полусумасшедшие бандиты с автоматами «Томпсона», либо умные, но чудаковатые ученые, либо вальяжные, толстые полицейские. Ну, а главным злодеем выступает архи-враг Тени – Шиван-хан, на борьбу с которым в свое время герою понадобилось целых четыре романа...

Сегодня «Тень» смотрится уже не как супергеройский фильм, и будет ошибкой ожидать от него следованиям стандартным для нас канонам супергероики. Но если вы хотите увидеть качественную экранизацию пальп-романа – тогда этот фильм вас не разочарует.