Подписаться на Виртуальные радости

Вы можете подписаться на журнал "Виртуальные радости"

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Сайт Ulej.by

Сайт Belpressa.by

Акира Ямаока

Posted by Anuriel on декабря 30, 2011 - 00:00

Акира ЯмаокаЗачастую многие игры западают нам в душу из-за каких-либо необычных и выдающихся моментов. Согласитесь, яркая, взрывная игра определенно оставит отпечаток в памяти, чего не скажешь о невзрачном сером экшене, не способном вызвать абсолютно никаких эмоций, кроме разве что уныния. Или взять, к примеру, хорроры: неожиданно вылезшая из-за угла мерзопакостная тварь надолго запомнится истерично принимающему валокордин игроку. Однако за не такую уж и долгую историю игровой индустрии на прилавки магазинов легло несколько игр в жанре survival horror, в которых саспенс нагоняется не только или, лучше сказать, не столько за счет приглушенного освещения или множества темных подворотен, откуда чисто гипотетически должно вылезть нечто ужасное, а во многом благодаря музыкальному сопровождению, обеспечивающему львиную долю атмосферы.

Больших успехов на этом поприще добился японский музыкант Акира Ямаока; великолепный саундтрек к не менее потрясающей Silent Hill 2 — его рук дело. К слову, он выступал в роли композитора во всех частях франчайза, кроме находящейся на данный момент в разработке Downpour, пугающей далеко не тем, чем нужно. Этот человек превратил музыку в важный элемент геймплея и нарратива, тесно вплел ее в костяк игры. Однако мировая слава пришла к нему не сразу.

После окончания Токийского колледжа искусств Акира понял, что гончарство, которым он занимался ранее, не так привлекательно для него, как музыка. Уже в сентябре 1993 года он устроился в Konami, где сразу приступил к написанию музыки для игры Sparkster на SNES, 16-битного платформера, повествующего про войну антропоморфных опоссумов против волков. Игра получила награду «Best Sound Effects» от игрового издания Electronic Gaming Monthly.

После этого Ямаока пять лет выступал в качестве аранжировщика и звукорежиссера во многих проектах компании, среди которых Vandal Hearts, Castlevania: Symphony of the Night и Road Rage, но по-настоящему проявил себя только в первой части Silent Hill. В ней сюжет разворачивался вокруг Гарри Мейсона, пытающегося найти в городке Сайлент Хилл пропавшую дочь, но вместо этого встречающего оккультную общину и начинающего понимать, что с самим городом что-то не так. Вместо «мясного» шутера игра предлагала психологический триллер, где музыка играла одну из важнейших ролей, а 5 марта 1999-го даже был выпущен саундтрек на отдельном диске.

После успеха Silent Hill вопрос о разработке сиквела не стоял, как не было сомнений в том, что пост композитора вновь займет Акира Ямаока. Вторая часть рассказывает о Джеймсе Сандерленде, который получил письмо с приглашением в Сайлент Хилл от своей жены. И все бы ничего, вот только спутница Джеймса умерла несколько лет назад. Отбросив в сторону предрассудки, герой отправляется в злосчастный город, где встречает на своем пути ряд разносторонних персонажей, подтверждающих, что Сайлент Хилл — далеко не то место, где можно провести отпуск. Депрессивной атмосфере вторило музыкальное сопровождение, по мнению многих, лучшее в серии. Сам Акира Ямаока не раз говорил, что Silent Hill 2 — это его любимая игра. В самом деле, саундтрек, вышедший 3 октября 2001 года, получился незаурядным: эмбиент перемежался с гитарными переборами, а атмосферный нойз — с изумительными звуками фортепьяно и скрипки. После этого Ямаока стал негласным символом серии, а Konami даже назначила его продюсером третьей части.

В триквеле Акира не превзошел себя, но благодаря приглашенной вокалистке Мэри Элизабет МакГлин и нескольким композициям, не вошедшим в игру, саундтрек получился весьма интересным. В некоторых треках есть рассказчица, которая связывает все песни в единую историю, что довольно необычно для игрового музыкального альбома. Лейтмотив стал более мелодичным и отошел от привычного эмбиента, преобладавшего в прошлых работах мастера. Саундтрек к Silent Hill 4: The Room был написан на стыке индастриала, рока и нойза, что опять-таки не сделало его лучшим в серии, но определенно заставляло прослушать. Снова в написании музыки участвовала Мэри МакГлин, которая своим вокалом дополняла и без того прекрасные этюды и интерлюдии.

Так уж получилось, что в последующих играх серии, то бишь Origins, Homecoming и Shattered Memories, кроме саундтрека ничего от «того самого» Silent Hill уже не было, а последнюю игру так вообще стоит покупать разве что за «Always on My Mind». Именно поэтому Акира Ямаока отстранился от загибающегося сериала и начал сотрудничать с другими студиями, вроде той же Grasshopper Manufacture.

Вопреки расхожему мнению, Ямаока — не композитор одного франчайза, он работал над музыкой в разных частях beatmania IIDX, очень популярных в Японии играх для автоматов Dance Dance Revolution и GuitarFreaks, а также в недавней Shadows of the Damned. И если после Downpour Konami одумается и попытается сделать не экшен на западный манер, а хоррор в восточном стиле, то, глядишь, и Амаока подтянется.

Александр Михно

№144