Игры года 2009

Posted by Anuriel on февраля 26, 2010 - 00:00
Самые-самые в 2010 году

Итоги года подводил централизованно, в команде "Виртуальных радостей".
Результатам редакционного голосования очень удивлялись. Но в близких мне номинациях победителей выбрали достойных. Потому хвалил/ругал с чистой совестью:

Лучшая RPG года - Dragon Age: Origins

Обзор Dragon Age: OriginsБлижайшие претенденты: Borderlands, King's Bounty: Принцесса в доспехах, Risen.
Девятый год третьего тысячелетия стал для ролевиков годом потомков знаменитостей. Хитреющие на глазах пиарщики изобрели новый способ схватить геймера за живое: воспользоваться доброй репутацией какого-нибудь ролевого хита, набросав его черты на свой проект. Предпочел суть внешности один лишь ролевой шутер Borderlands, за постапокалиптическим антуражем которого пряталась знакомая всем Diablo. Верное решение: все равно фанаты Рогатого прицепятся к отличиям, так не лучше ли сразу назвать их важными особенностями? Ломающий монстрам хребты транспорт, научно-фантастический сюжет и шутерный прицел убедили геймера, что Borderlands – не клон, манчкинская начинка притягивала к монитору, но разнообразия проекту не хватило, отчего игроки сильно разошлись во впечатлениях об этой игре. Убивать весь год мутантов, время и мышку одним-единственным скиллом? Нет уж, найдем претендента подостойнее.
Вот «Принцесса в доспехах» чем не хороша? Все плюсы «Легенды о рыцаре», лучшей игры прошлого года, при ней, да еще вагон доработок в придачу. И на коне можно летать, и планка уровней запредельна, и даже собственного дракончика-весельчака воспитывать можно. Но не хотим мы ту же конфету второй раз подряд. Пусть полежит-подождет, не запылится, не испортится. «Легенда о рыцаре» еще в памяти не стерлась, и добавки совсем не хочется.
А вот идеи Готики вроде как уже свое отлежали, снова просятся на мониторы. И Risen нам их вернула: испытания за членство в шайке мафии или инквизиции, подземелья с каверзными ловушками и свободный мир, где черт ногу сломит от загадок и тайников. Отличная игра была, хоть и смущала ценителей тонкой красоты брутальными рожами персонажей. Но ролевые игры «Пираний» обзаводятся фанатами еще до рождения, и Risen наверняка сохранит их верность без каких-либо наград.
Не придется нам награждать гостей из прошлого. «Истинная наследница Baldur’s Gate», олдскульная и жестокая Dragon Age: Origins, к счастью, оказалась большим, чем старым скелетом в новом платье. Кромсать и упрощать правила D&D было опасно, отказаться от гостеприимной вселенной Forgotten Realms – смело и неожиданно. Но в BioWare не экономили ни время, ни ресурсы. Dragon Age с первого фрейма запретила считать себя проходным проектом. Она заткнула рот скептикам тоннами эффектного видео, чуткими к решениям игрока заданиями и резким драматичным сюжетом. А затем бросила вызов опытнейшим ролевикам хардкорными сражениями, где в ход шла и тактика, и презираемая старой школой ловкость рук. Много раз нам обещали игру, которая понравится ролевикам старых и новых взглядов, и только в Dragon Age эта идиллия стала реальностью. Пусть эта игра не безукоризненна, зато качественна и способна удивлять новизной. Титул «лучшая RPG года» просто не мог обойти ее стороной.

Лучшая MMO-игра - Aion: The Tower of Eternity

Aion

Ближайшие преследователи: Аллоды Онлайн, Darkfall Online, Fallen Earth.
Свежие релизы онлайновых игр шли в наш мир удивлять и уводить в виртуальность уставших от однообразия любителей сингла. Если однопользовательские игры взяли курс на сдержанность в обещаниях и добротность в исполнении, то MMO впечатляли массой доступных возможностей. На глюки и дисбаланс никто не смотрел: лес рубят – щепки летят. Оказалось, что зря: не всем проектам удалось выстоять против коварных читеров и упорных манчкинов.
Отличный пример - Darkfall Online, онлайновая смесь RPG, стратегии и экшена. Полная свобода PvP, строительство и разрушение городов, морские сражения, цельный мир без инстов и основанная на ловкости рук боевка – это вам не чередование фарма с гриндом. Драйв и хардкорность – прекрасное сочетание. И практически нежизнеспособное, ведь сильные игроки просто не оставляют новичкам шансов прокачаться. Гильдии, кланы – не мечтайте, пара обнаруженных багов превращают читера в бога, а остальных пользователей в бессильных жертв. Разработчики латают баги, правят баланс, а сервера пустеют с каждым днем.
Другое дело «Аллоды Онлайн»: две основные фракции, Лига и Империя, обеспечивают устойчивый баланс на сервере. Смерть не так фатальна: воскрешение требует времени, но экипировка останется при вас. Да, глюков хватает и в «Аллодах», но обрушить виртуальный мир они не способны. Плюс юмор, знакомая вселенная, хватает и общения, и конкуренции. Даже грабить караваны можно. Что способно утопить такой классный проект? Правильно, убойное сочетание лени и жажды денег. Как это ловко: превратить условно бесплатную игру в соревнование «кто больше добровольно пожертвует». Ведь за деньги не только ускоряется развитие корабля и сокращается время воскрешения. За реальную наличность покупаются мощные зелья и редкие вещи, недоступные остальным пользователям. Которые, естественно, попрощаются с «Аллодами». Ведь обычная абонентская плата честно гарантирует равенство игроков, а легкая рука «эффективных менеджеров» может разом сделать бессмысленной долгую старательную прокачку.
Обошлась без экспериментов над игроками одна только NCsoft, в прошлом погубившая мир легендарной LineAge 2. На замену «Линейке» пришла красавица Aion, свежая графикой, бодрая саундтреком, привычная стилем, эффектная и неизученная. Привычное деление сервера пополам (на темных и светлых) здесь дополнено третьей силой, призванной поддерживать слабеющую сторону. Возможность летать интересна поединках и исследовании мира. Приличный бета-тест и честная система pay2play делают игру стабильной, что выгодно отличает ее от большинства свежих релизов. Да, новшеств здесь меньше, но этот мир способен жить, собирая новых и новых поклонников. Именно поэтому мы выбрали Aion лучшей MMO-игрой прошедшего года.

Лучший сюжет - Dragon Age: Origins

Обзор Dragon Age: Origins

Ближайшие претенденты: The Path, Star Wars: The Force Unleashed - Ultimate Sith Edition.
К чему имитировать интригу? Вы видели шапку: лучшим мы признали фэнтезийный сюжет про борьбу добра со злом. Dragon Age: Origins подарила нам очередного архизлодея, не первого на нашей памяти короля без трона, эльфов с гномами да всякие ссоры храмовников с волшебниками на закуску.
А ведь была The Path с поистине необычной подачей сюжета, вгонявшей в недоумение, требовавшей искать скрытые «взрослые» смыслы в старой сказке Шарля Перро. Вот вам шесть Красных Шапочек – совсем непростые, интересные героини. А их прогулка по Бесконечному лесу полна неожиданностей, корни которых явно прячутся глубоко в душе девочек. Напугав и подразнив недосказанностями, история, тем не менее, получила осмысленную концовку. И игрок (скорее зритель) остался полностью доволен. Чем же The Path не угодила нам? Да всем она хороша. Только сюжет Dragon Age ничуть не менее глубок, хоть и не так таинственен. Мы испытывали на прочность убеждения соратников и соперников, ломали их характеры, ожесточая или возвращая на путь праведный. Не подсказывала Dragon Age правильных решений, дилеммы ставила остро, а ткнуть носом в последствия не забывала. А уж нелинейности и разветвленности, трагичности и пафосности хватило с избытком. Нет, нельзя этим играм тягаться в качестве повествования, но количественный перевес явно за Dragon Age.
Достойной была попытка Star Wars: The Force Unleashed купить игрока историей темного джедая. Безусловно, играть плохишом удается редко: убивать да уничтожать, как завещал Дарт Вейдер. Удержаться от иронии, подобной Overlord, вообще мало какому из разработчиков удается. Тут смогли, удержались от комизма. Однако же оригинальность новых «Звездных воин» разбилась об основательность подхода Dragon Age, как игрушечный меч о броню танка. С рейтингом «Teen» о каких злодействах вообще может идти речь, подумалось после «прелестей» кровавой магии и скверны Глубинных троп, повсеместных в Эпоху драконов. Мотивы в этой сказочке так гуманны и прелестны, но доберитесь до финальных титров, не измазавшись в крови по самые уши – и эпилог развеет вашу иллюзию. Куда важнее, конечно, что Dragon Age не заимствовала чужую вселенную и не манила к себе чьих-то фанатов. Мы наблюдали рождение нового фантастического мира, и похоже, мы не раз в нем погостим.
Больше претендентов нет? А я ведь еще не упоминал эффектнейшие видеовставки и умопомрачительный юмор Dragon Age. Но раз так, отдаем награду работе BioWare.

Оригинальнейшая игра года - Braid

Braid

Не дотянули: Mirror's Edge, The Path, Сталин против марсиан.
Сто одна причина есть у игроделов сочинять оригинальные игры. Последней одной являемся мы, игрожуры, разбирающие игры по стандартным схемам на графику/сюжет/боевку. Угодить нам почти невозможно, но схитрить, обойдя общие правила, не так уж трудно. Например, придирки к ассортименту стволов или кинематике пули можно пресечь на корню, изготовив шутер без стрельбы. И ведь в самом деле додумались до такого: Mirror's Edge живое тому подтверждение. С другой стороны, давно уже существуют линейные RPG, стратегии без экономики и автосимуляторы без физики. Так что соригинальничать у EA Digital Illusions не получилось.
Мыслить нужно было шире. Например, сделать игру без игры. Такую как The Path. Пусть поначалу не ясно, с какой стороны нужно кусать этот гриб, зато приключения девочки в стране чудес атмосферны и любопытны, в них мерещатся глубокие смыслы, а припасенных фокусов хватает на десяток прохождений. Настоящее искусство, спору нет. Только в «Игру года» тоже нужно играть по правилам: не мы выдаем награды интерактивным фильмам.
Не мы выдаем награды и лучшим пиарщикам. Товарищи Алексей Савченко и Александр Щербаков здорово повеселили нас трешем «Сталин против марсиан». Их идеей были грубые матерные ответы посетителям сайта игры, пропитанные иронией интервью и забавный клип на песню «S.T.A.L.I.N», в котором Щербаков лично рвал глотку, озвучивая гриба-вокалиста. Сама же стратегия получилась не более чем любопытным подражанием «Блицкригу 2» и C&C: Red Alert. Какая уж тут оригинальность?
Выгодно отличается от названых выше работа Number None, подмешавших в старинную аркаду про Марио возможность управлять временем. Не Бог весть какая находка, зато как выиграл от нее геймплей: не ловкость пальцев, а гибкость мозга необходима для прохождения Braid. Мало того, что в Braid нужно думать, так там еще и сюжет есть, причем интересный. Графикой снова удивили: картинка будто нарисована масляной краской. Не современно, но ведь оригинально. Вот и весь секрет успеха: не упрощать игру, а добавлять интересные идеи. Благодаря этой формуле Braid обошла конкурентов в номинации «самая оригинальная игра года».

Разочарование года - Дальнобойщики 3: Покорение Америки

Дальнобойщики 3

Немного отстала: Damnation.
Никто не сомневался, что долгожданная третья часть торгового автосимулятора окажется в самых-самых играх года: амбиции разработчиков и интерес публики слились в гремучую смесь, и все замерли в ожидании взрыва. Но он случился на пять лет позже намеченного, когда уже нервы фанатов окончательно сдали, а интерес прессы сошел на нет. Вроде бы компания, разрабатывающая игру про грузоперевозки, должна была понимать последствия такого опоздания. На деле релиз совсем не дал поводов для амнистии: сколько баллов набрал триквел сюжетной линией и просторами непокоренной Калифорнии, столько отняла ужасная физика и скромный парк машин. Впрочем, не стоил бы ядовитой иронии очередной проходняк от восточных соседей, на нашей памяти бывали провалы и похуже. «Победа» в этой номинации была заслужена редчайшей бессовестностью разработчиков, восемь лет вравшим на весь рунет про скорый релиз, усердное тестирование, максимально приближенную к фотореалистичной картинке графику и правдоподобность взаимодействия с игровым миром. Благодаря такому «грамотному» пиару Softlab-Nsk навсегда лишились доверия игроков, а их глючный недоработанный проект стал главным разочарованием года.
И нет бы поучиться у профессионалов. Ведь как умело сработали Blue Omega Entertainment груду мусора под названием Damnation – мастер класс! Напрягали себя разработкой всего чуть больше года, в пиаре паразитировали не на своей сомнительной репутации, а на известных брендах вроде Half-Life и Prince of Persia, а едва обман раскрылся – быстро разбежались, оставив геймеров с носом. Последние проклянули сей гибрид, оправдав тем самым его название, и поделом: физика, управление, графика, звук, боевка, интеллект – «голубые омеги» напортачили буквально во всем. Но разочарования-то нет: расплавил диск в серной кислоте – и в душе опять гармония.

С остальными результатами можно ознакомиться тут.

Аналитика
Упоминаемые игры и серии: