Чтобы получать самые свежие новости, обзоры и другие эксклюзивные материалы, подпишитесь на газету "Виртуальные радости":

Подписаться Виртуальные радости онлайн

Мир призраков

Posted by Anuriel on декабря 2, 2010 - 22:06

Доклад прочитан Ануриелем на Менесконе 2006.

Краткое введение и постановка задачи

Каждый интересующийся творчеством Толкина мог обратить внимание на различие магических образов и приемов Сильмариллиона и Властелина Колец. Можно говорить про разные эпохи, про то, что время эльфов ушло, про Смещение, но главным отличием является обилие призраков во Властелине Колец и конечно сами Кольца. Последние к призракам имеют непосредственное отношение.

Призраки являются стопроцентным атрибутом Властелина Колец, в то время, как другие произведения профессора не рассказывают о призраках вовсе. Проследив путь Фродо мы встретим Кольценосцев, Умертвие, призраков в мертвецких болотах, призраков горы Эрех, и некоторые другие существа, которые обычно с призраками ассоциировать не принято.

Отбор закономерностей

Начнем с того, как Бильбо нашел кольцо. Почему он его нашел - для нас не важно. Но стоит обратить внимание на то, что, когда он впервые его надел, он больше всего на свете хотел быть невидимым (незаметным).

Это может навести на мысль, что Кольцо делает носителя невидимым именно потому, что тот этого хочет. Можно мысленно проследить историю кольца и заметить, что все, кто его надевал, делали это лишь с целью стать невидимым (Исилдур, Горлум, все разы Бильбо, все разы Фродо (кроме инцидента у ращелины), и все разы (их один) Сэм ). А те, кто хотел его использовать по другому (Саруман, Боромир) ни разу его не надели.

Возможны три интерпретации:

  1. Кольцо ничего другого не умеет вовсе, кроме как переводить носителя в мир призраков, давая некоторую власть (всевластье) именно в этом мире.

  2. То же, но не давая никакой власти (вроде простой шапки - невидимки)

  3. Как уже упоминалось, невидимость вызвана лишь желанием носителя стать незаметным, но, в принципе, у кольца есть и другие полезные свойства (просто о них нигде не упоминается).

Последний вариант перестает быть столь убедительным, если учесть, что незаметным можно стать и множеством других способов (стать прозрачным), кроме как переместиться в мир призраков. Кроме того других желаний (вроде пролезть в щель двери и не потерять пуговицы, или переплыть Андуин и не снимать при этом доспех ) кольцо не выполняет.

Бильбо не видел Горлума, пока они играли в загадки. Однако надев кольцо, он видел Горлума достаточно хорошо. Интересно также, что в глазах Бильбо Горлум выглядел большим и страшным (особенно во время прыжка 1м в высоту и 2м в длинну), а для Фродо – это жалкая тварь, не крупнее обычного хоббита.

Это может навести на мысль, что, находясь в мире призраков, Бильбо видит Горлума другим, нежели тот выглядит в обычном мире. О том, что кольцо изменяет восприятие, говорилось множество раз. Мы вернемся к этому далее.

При ярком полуденном солнце надевший кольцо отбрасывает тусклую тень, и гоблины ее замечают. Тут же заметим, что: Находясь в гостях у лесных эльфов Трандуила и многократно бродя по их коридорам никто тень не замечал. А в ВК про особенность с тенью вообще не вспоминают – эту тень никто не видит. Даже глаза дракона не были способны создать тень от хоббита.

Приходится приписать способность видеть эту тень только оркам – гоблинам (и, может быть, самому носителю).

Тут, кстати стоит обратиться к оптике и заметить, что прозрачные тела не могут отбрасывать тень. Хотя можно сослаться на магичность свойств кольца, можно этого и не делать, тогда мы получим некоторые особенности народов Средиземья. И эти особенности таковы: эльфы Трандуила не видят ни тех, кто в мире призраков ни даже их тень. Орки видят тень, но не видят самого хозяина тени, что кстати можно объяснить неблагоприятным освещением (орки боятся солнечного света и не могут смотреть непосредственно на светящийся дверной проем, в котором стоял Бильбо, когда его тень заметили).

Присутствуя на битве Пяти воинств хоббит ни разу не видел отлетающих душ, хотя во время битвы их должно было быть немало.

Это важное замечание указывает на то, что не все так просто с миром призраков, а именно не все призраки имеют одинаковую природу, и воспринимать их как бездомное феа вряд ли возможно.

Еще раз можно убедиться, что в книге Хоббит «призраком» является лишь сам хоббит.

Теперь перейдем к Властелину Колец и заодно зафиксируем тривиальные свойства мира призраков.

  1. Все неживые предметы присутствуют и в мире призраков. В привражье хоббит хорошо видит очень далекие объекты, а в Кирит-Унгол Сэм плохо (размыто) видит ближние предметы. Назгулы вообще слепы, зато отлично слышат.

    Ситуация такая, как с телескопом в длинноволновом диапазоне. Или инфразвуковым радаром. Сюда же добавим замечание из оптики, что всякий невидимка должен быть слепым (ничего не видеть), так что дело могут спасти только другие диапазоны спектра (в которых не видят люди).

  2. Фродо виден назгулам, а назгулы – Фродо. В мире призраков Фродо также отчетливо видел Горислава. Когда Сэм надел кольцо, то все вокруг стало серым, сам он был полностью черен, а кольцо по прежнему сверкало золотом. Только Фродо замечает кольцо на пальце Галадриэли, в то время, как для других оно невидимо.

    Последнее означает, что ВСЕ кольца существенным образом принадлежат миру призраков. А в аналогии с радарами кольца являются источниками звука.

  3. Некоторые способности носитель не утрачивает, даже сняв кольцо. Кроме обострения слуха и подозрительности, можно вспомнить два момента. В гробнице у Умертвия Фродо раньше всех очнулся и отчетливо видел руку этого самого Умертвия. То есть невидимый (обычно) призрак был виден хоббиту, даже когда на нем не было кольца. Еще можно вспомнить Мертвецкие болота. Там в воде виделись мертвецы, причем Фродо и Горлум видели их отчётливо, а Сэм значительно хуже. Кстати Горлум также проявил особое умение сражаться с невидимкой и, даже метко откусить палец.

    Все это лишь указывает на частичное перемещение носителей в мир призраков (Бильбо вот тоже похудел). Тут же можно заметить некоторую связь мира призраков с водой: призраки видны в воде, но из нельзя ни коснуться ни съесть, несмотря на то, что они хорошо сохранились. То есть в данном случае вода служит способом заглянуть в мир призраков без использования для этого кольца.

Теперь перейдем к следующей группе фактов, уже не связанных непосредственно с кольцом.

Первым хочется заметить, что Том Бомбадил замечательно видит мир призраков.

Видеть призраков мог и Фродо после инцидента на Заверти. Он периодически видит необычные тени. А уже находясь в критическом состоянии на Переправе хоббит видит, светящегося Горислава, который в тот момент перешел в мир призраков.

То есть моргульский клинок или Черная немощь так же могут перенести в мир призраков.

Обратим внимание на Горислава: Горислав обладает способностью переходить в призрачный мир потому, что он «принадлежит к высокому роду эльфов из Валинора». Но если отказаться от классовых предрассудков, то подобная способность могла либо перейти по наследству (то есть его предки тоже умели так делать), либо стала следствием того, что он ранее умирал, а после был выпущен из Мандоса.

Когда в Пригорье появились назгулы, они пытались затащить Мерри в призрачный мир. При этом Мерри шептал, что он как будто утонул и на дне лежит.

Тут снова некоторая связь воды и мира призраков. В частности мир призраков имеет конечную глубину и у него есть дно. Здесь можно вспомнить сон Берена, когда к нему по воде явился дух Горлима и рассказал ему все.

Во время похода Арагорна и его друзей по Стезе мертвецов следует обратить внимание на следующие детали:

  1. Путники, находясь в пещере призраков не видели, только слышали или чувствовали.
  2. От призраков веял замогильный ледяной ветер, который даже тушил факелы. (это относится и к другим призракам: назгулам и умертвию)
  3. Труба призраков-горцев звучит как будто из-под земли. ( тоже говорит Сэм о голосе Фродо, надевшем кольцо)
  4. Когда Арагорн и его спутники вышли из ущелья, то призраки стали видны, в особенности Леголасу.

В этом есть некоторое противоречие, поскольку его сородичи (а может и он сам) не видели Бильбо, когда тот у них гостил. Подобное несогласие может быть интерпретировано все той же разницей в природе разных призраков.

Немного косвенное отношение к миру призраков имеет озеро Келед-Зарам. Когда-то в него посмотрелся Дарин. Спустя много лет в него заглянули Фродо, Сэм и Гимли, и увидели звезды, но не увидели своих отражений.

Тут, по аналогии с мертвецкими болотами можно предположить, что в озере виделся другой мир – мир призраков, в котором не видимы живые.

И наконец последним рассмотренным нами явлением, связанным с миром призраков является прохождение Гендальфа через Морию.

На дне пропасти Гэндальфа и Барлога поглотили черные и очень холодные воды. Однако в следующий миг они оказались уже не под водой, а в очень странном месте, созданном не трудами гномов, а существами, неизвестными даже Саурону.

Вновь вода служит границей между двумя мирами. Способ, которым Гэндальф попал в иной мир необычен, так как в книге нельзя найти момента его смерти, есть лишь переход сквозь воду.

После возвращения с Келебдора Гэндальф стал невесомым и неуязвимым для обычного оружия (диалог на горе в Фангорне).

Поскольку после своего воскрешения Гэндальф проявлял некоторые свойства, близкие к свойствам призраков, то можно с уверенностью заключить, что он побывал в мире призраков. И тут мы узнаем, что Саурон в мире призраков не самый главный, более того, мир призраков древнее Саурона. Но как это может быть, если он айну? Можно только гадать.

Далее, через мир призраков можно попасть на Бесконечную лестницу или на Башню Дарина, куда нельзя попасть обычным способом. По словам гномов Лестница была разрушена, но Гэндальф утверждает, что она разрушилась только сейчас – после того, как он по ней прошел. Прохождение Гендальфа через гору, как оказалось, имеет некоторый мистический и сакральный смысл и играет роль обряда инициации. Однако не являясь специалистом в подобных вопросах не буду на этом останавливаться. Замечу только, что до Гендальфа этот обряд мог пройти сам Дарин.

Предварительные модели

Для лучшего понимания вышеназванных закономерностей можно попытаться обобщить их в несколько моделей на основе аналогий с некоторыми явлениями нашего мира.

  1. Поскольку не раз упоминалась связь воды и призраков, то можно считать, что вода при определенных условиях может служить волшебным зеркалом, отражающим не наш мир, а мир призраков. Существует возможность пройти сквозь это зеркало из одного мира в другой, однако это нелегко, поскольку прикосновение к воде разрушает поверхность зеркала и связь с миром теряется.
  2. Проанализировав особенности мировосприятия призраков и волшебные способности Назгулов, можно заметить множество аналогий с эффектами инфразвука. Призрак будто видит отраженный от предметов звук и особенно ярко – его источники. Наиболее яркими источниками были кольца и Око Саурона. В отсутствие этих источников Назгулы становятся совершенно слепыми, однако могут несколько компенсировать эту нехватку с помощью своих криков.
    Звуковое зрение не раз обманывало носителя кольца, создавая в его глазах различные иллюзии. Однако с его помощью возможно было читать различные невидимые надписи и видеть в темноте и замечать невидимок.
    Назгулы же использовали и иные свойства, схожие со свойствами инфразвука: способность внушать беспричинный страх, разрушать ворота одним лишь криком, общаться на большие расстояния.
  3. В общем случае, мы сталкивались с двумя видами призраков. Первые – это развоплощенные существа, имеющие тело и подверженные ранениям. Их можно назвать живыми призраками, поскольку никто их не убивал. Это, в основном, носители колец, но, возможно, существуют и другие: Гэндальф или Дарин. Местом обитания живых призраков является «замогильный мрак», который постоянно сравнивается с глубинами вод.

Другой род призраков не имеет тела, не способен к физическому вмешательству в наш мир, однако значительно лучше виден окружающим. Эти призраки необязательно вызывают отвращение окружающих. Место их обитания неизвестно, но это уже тайна смерти, которая не раскрыта в Средиземье. К таким призракам относятся мертвецы в болоте, призраки горы Эрех и потенциально все призрачные видения.

Цивилы в нас не верят

Комментарии

Merlin-Praim - Feb 05th, 2012 - 02:18 pm

У меня два вопроса по прочитанному.

Первый. К своему стыду не могу понять, кто такой Гореслав. «Властелин Колец» читал давно, сразу после выхода первого фильма, но я почти уверен, что там не было такого персонажа. Может отличия в переводе? Как его еще могли назвать наши переводчики?

Второй. Всегда считал, что Гендальф после битвы с Барлогом вернулся в Валинор, ведь по возвращению он обладал силой, которую могли дать ему только те кто отправил истари в Арду. Это подтверждает тот факт, что Митрандир смог лишить Сарумана его цвета и как следствие главенства среди магов.

Anuriel - Feb 05th, 2012 - 03:04 pm

Первый. К своему стыду не могу понять, кто такой Гореслав. Может отличия в переводе?

Да, в этом исследовании я использовал имена и названия из перевода Муравьёва-Кистяковского (хотя все ключевые цитаты сверял с оригиналом).

Горислав - это Глорфиндел, эльф, которого встретили хоббиты и Арагорн недалеко от Ривенделла. В фильме вместо Глорфиндела они встречают Арвен.

Второй. Всегда считал, что Гендальф после битвы с Барлогом вернулся в Валинор, ведь по возвращению он обладал силой, которую могли дать ему только те кто отправил истари в Арду. Это подтверждает тот факт, что Митрандир смог лишить Сарумана его цвета и как следствие главенства среди магов.

Есть в понимании Толкина "всем известные" вещи. Например, что Гендальф возвращался в Валинор. Если разобраться в происхождении этого "всем известного", то получится, что они получены "бритвой Оккама" т.е. по принципу не создания новых сущностей. Но как показал К. Еськов в "Последнем Кольценосце", если строго применять этот принцип к ВК, то сюжет переворачивается с ног на голову, а ключевые сюжетные линии становятся этими самыми лишними сущностями.

Поэтому правильнее при изучении Толкина, наоборот, видеть в неопределенных участках фундамент нераскрытых сюжетов. К такому подходу прибегал Джон Толкин, отвечая на вопросы. Такой же подход использовала О. Брилёва при реконструкции "Лэ о Лэйтиан".

Как происходит реконструкция? На основе архетипов. Схватив фундамент, мы узнаем в нем архетип и встраиваем этот архетип в мир Толкина. Архитипичный сюжет - это известный сказочный или мифический сюжет, "вечный сюжет". Яркий пример - архетип посвящения, черты которого видны в сражении Гендальфа с Балрогом: испытание, перерождение, обретение более высокого статуса.

То есть Гендальф получил силу не в дар в Валиноре, а заслужил в результате посвящения в Мории. Чтобы сделать сюжет менее мифическим и более современным, можно было бы перенести Гендальфа в Валинор и там вручить ему награду за пройденное посвящение. Однако в ВК Толкин отказывается от подчиненности Средиземья Валинору. И Гендальф становится Белым не в Валиноре, а в Лориене на собрании Белого Совета.

http://anuriel.com/

Merlin-Praim - Feb 20th, 2012 - 09:39 pm

 

Как то поднадоел мне один форум. Он стал напоминать болото, чем больше сопротивляешься и пытаешься высвободится, тем больше погрязаешь в ругани и склоках. Безусловно, в любом конфликте виноваты обе стороны, но здесь я хочу поговорить о другом.

 Я хочу спросить: «А существует ли мир призраков?» (не сочтите это провокацией). Согласен, что призраки в  Средьземелья существую, но почему они не могут обитать в том же мире что и все остальные расы? Почему их способность исчезать и появляется по своему желанию не объяснить самой природой призраков, а не переходом в другой мир? Попытаюсь привести несколько примеров в поддержку своего мнения.

·         В Сильмариллионе говорилось, что валары могли путешествовать по Арде виде бесплотных духов и по желанию принимать материальную оболочку. Так почему призраки не могут делать нечто подобное.

·         Кольцо переносит своего владельца в другой мир? Но по чему тогда надевший его лишь становится не видимым, а не переносится в другой мир полностью.

·         Кольцо позволяет лучше видеть назгулов, но это и понятно ведь оно создало их.

·         И еще если души усопших будут собираться в мире призраков это будет противоречить одному из замыслов Илуватора. Согласно которому души эльфов должны попадать  в чертогах Мадноса, тогда как души людей должны навсегда покидать Средьземелье.

Не судите строго если что где напутал.

 

 

Shparki - Feb 21st, 2012 - 12:13 am

Безусловно, в любом конфликте виноваты обе стороны

Это понятно, но никто не мешает свою точку отстаивать, а не отшучиваться всякий раз. Поверь, когда кто-то пытается говорить с тобой серьёзно, а ты пытаешься всё перевести в плоскость шутки, становится не до шуток. Кто-то может юмора и вовсе не понять, обидевшись на стёб больше, чем могло бы ть, если бы его обклали матом. Открытая агресия легко гасится, а подлый троллинг это хуже всего (подлость в том, что зная слабые места конкретного человека ты бьёшь по ним, чтобы эфект вышел посильнее - случай с непонимание со стороны uio нетривиального юмора, где ты на призыв не шутить отшутился). При этом, никто не запрещает свою точку зрения иметь, но держать при себе, если её не принимает слушающая сторона. Вот я, как считал, так и считаю, что полупустые и кэповские статьи зло, но уже не спорю по этому поводу, а держу своё мнение при себе. Вот меня, к примеру, злят многочисленные гогочущие смайлики, увидев их в тексте я уже не могу адекватно принять текст и могу поддать автору по полной не церемонясь в выражениях и прочем. Главное на мой взгляд не педалировать ситуацию и она сама собой рассосётся.

uio - Feb 21st, 2012 - 12:31 am

Я так не видел никакого конфликта - человек не понял, что я сказал. Пришлось провести несколько разъяснений - разве это конфликт?

По теме мне сказать нечего - книги не читал, а предполагать не вижу смысла.


Anuriel - Feb 21st, 2012 - 12:55 am

«А существует ли мир призраков?»

О мире призраков говорит Гендальф. Например в первой главе второй части про преображающихся эльфов:

"They do not fear the Ringwraiths, for those who have dwelt in the Blessed Realm live at once in both worlds, and against both the Seen and the Unseen they have great power".

"Они не боятся Кольценосцев, поскольку те, кто бывал в Благословенном Царстве, живут сразу в двух мирах, и в Видимом, и в Невидимом они имеют великую силу."

Или про Темных Всадников (в той же главе Гендальф рассказывает про случившеется на Заверти):

"They did not need the guidance of their horses any longer: you had become visible to them, being already on the threshold of their world. "

"Им больше не требовалось следовать за их конями: ты стал виден для них, будучи уже на пороге их мира".

Впрочем, это не означает, что мое понимание мира призраков единственно верное. Есть и другие, не менее интересные объяснения.

http://anuriel.com/

Merlin-Praim - Feb 26th, 2012 - 10:17 pm

Кто то предлагал не обсуждать друг друга на любом форуме или это касалось только меня?

uio - Feb 26th, 2012 - 11:16 pm

Знаете, это не форум, это комментарии, и я вас не обсуждаю.


Panko - Feb 27th, 2012 - 05:55 am

Предлагал я, но следовать ли вам этому предложению или нет - дело ваше. С другой стороны есть топик "У каждого своя правда" - чего ему пустому простаивать?

uio - Feb 27th, 2012 - 06:27 pm

Даже если мы это обсудим в специально созданной для этого темы, что это даст? Мне, в виде флуда, приходилось объяснять человеку, что он истолковал мои слова не правильно, перекрутил их значение, а это заняло не мало страниц, и толку не прибавилось - как мне показалось, меня так и не поняли. Если, Merlin-Praim, вы и дальше так всё будете перекручивать, то не вижу смысла с вами о чём бы то нибыло говорить.


Страницы

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".