Впечатления от «Хигана 2017»: долгое прощание

Posted by Anuriel on октября 8, 2017 - 22:45

7 октября прошёл 12-й «Хиган» — фестиваль аниме, видеоигр, комиксов, кино, корейской поп-музыки и немного японской культуры. Местом действия был знакомый КЗ «Минск», куда в своё время вернулись организаторы после обжига с Дворцом спорта. Тогда это казалось провалом, сегодня — высшей точкой фестиваля, которую, вероятно, он больше не достигнет никогда.

Абсолютно любой фестиваль каждый год видит критику «раньше было лучше». Абсолютно любой, повторяю. С «Хиганом» так же, и все организаторы давно выучили претензии наизусть, у них готовы ответы на вопросы. Споря с ними, сталкиваешься с волной аргументов в духе «а мы так видим» и «а больше никак». Неудивительно, что в этом году «Хиган» в целом мало отличался от предыдущих, разве что шёл он один день. Отличия были в деталях.

Впечатления от «Хигана 2017»В этот раз было очень много магазинов, а не только лавки друзей организаторов. Приятно было видеть тех, кого раньше просто не пускали торговать. Было какое-то разнообразие. Также приятно было видеть лучше организованное место для настолок, особенно повезло самодельной настолке по Diablo, ранее показанной на Unicon 2017. Её автор лично рассказывал и проводил партии, между делом отмечая, что игру планируют немного переделать, убрать связь с Diablo и начать официальные продажи.

На этом хорошее закончилось. Часть самых раздражающих проблем каждый год вызывает сам КЗ «Минск», который организаторы до сих пор считают единственной подходящей для себя площадкой (что неправда, но об этом потом). Советский антураж помещений делает убогим большинство фотографий. Тесный холл едва даёт развернуться, когда большинство сидит в зале, а в антрактах там невыносимо. Часть секций (и без того малопопулярных) вынесена на верхние этажи, чтобы к ним вообще никто не заходил.

Впечатления от «Хигана 2017»На входе в зал отбирают вообще любую еду и напитки, в том числе купленные в самом КЗ «Минск». В любом, даже государственном кинотеатре, люди заходят в зал с чем хотят, но здесь нельзя. Ты покупаешь в баре кофе, накрываешь его специальной крышкой — и важный седой мужик выгоняет тебя из зала, и даже сами волонтёры удивляются этому. «О как. Значит, нельзя», — говорят они. Люди покупают азиатские продукты домой, прямо на фестивале, но обязаны оставлять их в общей куче. Организаторы пожимают руками, говорят, что они не виноваты, и пытаются убедить, что никто не возьмёт вашу еду за 7 рублей.

Ощущение, что мы живём в стране, где постоянно теракты и свободная продажа оружия. Тебя досматривают дважды: на входе с улицы и на входе в концертный зал. Всем наплевать, что ты пресса. «Хиган» всегда отличался полным непониманием работы с прессой, но в этом году окончательно поехал головой со своими уровнями допуска. На регистрации девушки не знали, какого цвета вешать браслет. Потом оказалось, что прессу за кулисы не пускают, хотя пускают VIP-посетителей и старых друзей-фотографов организаторов фестиваля. Отдельно прикольно, что продавцы за прилавками не имели доступа в концертный зал. Они могли ходить только по коридорам и холлу. Вам не кажется это странным? «Хиган» обеднеет, что десять человек, торгующих на самом фестивале, смогут зайти в зал и посмотреть выступление? Или это такой высокомерный тон: мы разрешили вам торговать у нас — и вы должны быть благодарны хотя бы за это. То же самое, наверное, и с прессой. Будьте благодарны, что бесплатно к нам попали.

Впечатления от «Хигана 2017»Но даже простому зрителю делать было нечего. По многочисленным слухам, организаторы отказали многим опытным косплеерам. При этом было достаточно много людей в тех же костюмах, что на последнем Unicon. Они были классные, это бесспорно. Но зачем и по какому принципу отсеивали людей — непонятно. Нескольких настольных игр не хватало, чтобы занять целый день. Самих косплееров тоже было мало: одни тусовались в холле целый день, другие почти не выходили туда.

Упор был на концертную программу, где разнообразное дефиле перемежалось караоке и танцами. Но смотреть дефиле на театральной сцене — извращение. Для этого нужен подиум. Нужна нормальная проходка вдоль толпы, а не выход слева направо. Всё, что проходило на сцене в этом году, могло проходить на сцене чего угодно: от Футбольного манежа и «Дримленда» до любой арт-площадки, которых в Минске стало много. Но в головах организаторов по-прежнему сидит этот полусоветский формат, и они искренне считают, что КЗ «Минск» — оптимальная площадка для «Хиган». Нет и ещё раз нет. Мы выросли из этого. Сегодня другое время. Актуальный формат — это арт-пикник типа FSP, где больше развлечений и где возможно всё то, что нужно «Хигану».

Впечатления от «Хигана 2017»Никто больше не хочет сидеть в этом советском зале, фотографироваться у советских стен и спорить с неадекватной охраной, которая смотрит на посетителей как на фриков. Никто не хочет видеть кривляний ведущих. Никто не хочет видеть кумовство, высокомерность и хаос в организации, где работает глухой телефон, а к людям относятся без уважения. Все хотят весело проводить время, а на «Хигане» этого уже нет. «Хиган» — это живой труп. Он делает вид, что время остановилось. Он — посмешище. Переосмыслите его или закопайте.

Почему всего этого нет на Unicon? Его тоже есть за что критиковать, но совсем за другие вещи. Почему там ведущих можно слушать? Почему там пресса может спокойно работать? Почему у них не было таких проблем даже во Дворце Спорта на Уручье? Наконец, может, поэтому они, судя по всему, не работают в минус или ноль, как «Хиган», а выходят в плюс? «Хиган» должен измениться — или гори он огнём.

Гоша Берлинский

Больше фото в нашей группе ВКонтакте

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".