Война

Posted by Anuriel on июня 30, 2003 - 00:00

Тематика Второй мировой войны по-прежнему является одной из самых интригующих тем для создателей игр, как компьютерных, так и настольных. Конечно, в основном все стараются создать воргейм на эту тему (и многие весьма и весьма преуспевают, вспомнить хотя бы великолепный Total Krieg). Есть по мотивам этой войны и настольные ролевые игры, но речь сегодня опять же пойдет не о них. У нас под пристальным микроскопом будет находиться проект, представленный соседями-россиянами, а точнее, дизайнерской группой "Столица". Этот проект так и называется — "Война" — и является коллекционной карточной игрой.



В своих предыдущих обзорах мы достаточно мало касались карточных настольных игр. Разумеется, что разнообразные "Дураки" и "Преферансы" не имеют к нашей теме никакого отношения. Коллекционные карточные игры — это нечто совсем другое. Наиболее известным примером является пресловутый Magic the Gathering, который обладает наибольшим числом поклонников в мире, по данной игре постоянно проводятся региональные и мировые чемпионаты с очень приличным призовым фондом. Но есть и другие — их много, очень много, хотя и не все выдержали конкуренцию с лидерами. Так, сейчас MtG активно атакуется со стороны молодого (но очень перспективного) Lord of the Rings. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Почему же все эти продукты получили именно такое название — "коллекционные карточные игры"? Во-первых, сражения между игроками происходят с помощью карт, на которых могут быть изображены самые разнообразные юниты, ресурсы и улучшения — от каменного века до далекого будущего (игра по "Звездным войнам" также существует). Поэтому — "карточные". Ну, а во-вторых, "коллекционные" потому, что для того, чтобы собрать нормальную колоду для сражения с противником, придется потрудиться, и одной базовой колоды (которую, конечно, стоит приобрести в первую очередь) будет маловато, вам понадобятся еще и дополнительные наборы, так называемые "бустера", а уже из сочетания базовой колоды и бустеров вырастет ваша непобедимая армада. Ну и еще во многих играх просто красивые картинки на картах, и есть люди, которые увлечены коллекционированием карт, а сам игровой процесс для них отходит на второй план.
А теперь о теме нашего сегодняшнего разговора — о коллекционной карточной игре "Война". На данный момент вышла только одна часть игры из трех (причем сразу третья, первые же две части выйдут позже) — это сет "Сталинград". Карт пока не очень много, но сражения захватывают с первого раза (недавно ночь не спал — к Волге прорывался, так как предпочитаю играть за немцев). В продаже имеются четыре базовые колоды: "26-й танковый корпус генерала Родина", "13-ая гвардейская дивизия генерала Родимцева", "6-ая танковая дивизия генерала Рауса" и "71-ая пехотная дивизия генерала фон Хартмана", и достаточное количество бустеров. Соответственно, война проходит между двумя сторонами — немецкой и советской. Но правила не запрещают и сражения между колодами одной стороны (например, немцы против немцев) — в таком случае считается, что проходят маневры.

Но вот вы купили себе колоду и несколько бустеров и теперь пытаетесь разобраться в правилах. Что ж, постараюсь по мере своих скромных сил и возможностей помочь в этом деле. Распечатав колоду, вы обнаружите, что в ее составе встречаются карты трех основных типов. Первый тип — юниты. Это те, кто поведет атаку на вражеские позиции или примется оборонять ваши. Юниты бывают пехотными, бронетанковыми, артиллерийскими и авиационными, то есть, в игре на данный момент представлены только сухопутные сражения, до моря пока дело не дошло. Среди образцов боевой техники встречаются как серийные образцы, так и прототипы, которых в реальности было совсем немного (при этом иногда разработчики перегибают палку — так, советских танков-прототипов "А-20" встречается в наборах примерно столько же, сколько "Т-34", а это, мягко говоря, неправда). Но юниты не возникают на поле просто так — для их производства необходимо, чтобы у игрока наличествовало достаточное количество ресурсов. А ресурсов в игре три типа: склады, заводы и топливо. Самый ценный ресурс, несомненно, топливо, так как без него невозможно проводить атаки бомбардировщиков и тяжелых танков. Но и все остальное следует беречь. Ну и специальные карты. Сюда относятся карты героев, событий и улучшений. Чаще всего эти карты предоставляют применившему их игроку преимущество в какой-либо области действий на один или несколько ходов, так что их наличие в колоде — необходимый залог победы, главное — разумное соотношение карт всех трех типов.
Для игрового процесса не требуются кубики и карта, достаточно игрового стола (или пола, как пожелаете), на котором и развернутся непримиримые баталии.

А теперь пришла пора пройтись по правилам. Перед игрой следует усвоить несколько основных понятий. Главнейшее из них — разворот карты. Карта поворачивается на 90 градусов, когда принимает активное участие в войне на вашем ходу. После этого она уже не сможет совершать никаких активных действий в данный ход, а также в ход противника (хотя юниты и могут в таком случае блокировать, но по особым правилам). В начале следующего вашего хода карта развернется снова, и вновь станет активной. Кстати, карты ресурсов поворачиваются и разворачиваются по тем же правилам, так что одну единицу ресурса за ход можно использовать только один раз.
Ресурсы необходимы игрокам для введения в игру боевых юнитов и специальных карт. Если для постройки чего-либо не хватает какого-либо ресурса, его можно заменить, потратив два других (но бывают карты, для которых такая замена запрещена). Невыгодно, конечно, но иногда только такой ход и сможет вас спасти.

Юниты — это соединения, задача которых — вести боевые действия с противником посредством атаки или обороны. На картах юнитов изображено большое количество информации, но нас интересуют, в первую очередь, стоимость введения юнита в игру, его сила атаки/защиты, описание юнита и его свойства и особенности. Стоимость введения юнита в игру — это то количество складов, заводов и топлива, которое потребуется заплатить для производства юнита. 

Сила атаки/защиты. Сила атаки — сила удара, который юнит наносит при атаке. Сила защиты — сила удара, необходимого для уничтожения юнита. То есть, если сила атаки юнита противника больше или равна силе защиты вашего отряда, ваш отряд уничтожен. Кстати, иногда силу атаки/защиты юнитов можно суммировать. В одиночку пехотный отряд вряд ли остановит средний танк, но вот вместе с другим пехотным юнитом они почти наверняка его убьют. У зенитной артиллерии имеется также сила атаки воздушных юнитов. От нее зависит, сможет ли зенитка сбить самолет противника. Ну, а у бомбардировщиков, соответственно, имеется такой показатель, как сила бомбометания. Именно такой удар (то есть, равный этому показателю) бомбардировщик нанесет юниту противника.
Стоит также упомянуть, что некоторые юниты имеют плюсы при сражении с определенным типом отрядов противника.
Пример: В тексте карты указано "+1/+1 при сражении с пехотой". Это значит, что при сражении с любым пехотным подразделением противника данный юнит будет иметь характеристики силы атаки и силы защиты на единицу большие, чем в обыкновенной ситуации (сражении с бронетехникой и т.п.).

Немного о строительстве юнитов. Юниты строятся в фазу строительства (до начала атакующих действий), при этом уже на следующем ходу противника они смогут блокировать. А вот атаковать — не ранее, чем в ваш следующий ход (за исключением юнитов со спецсвойством "мобильный юнит"). Так что наблюдается явный приоритет обороны над атакой. 
При взгляде на "поле боя" можно сразу же заметить, что оно четко разделено на две линии обороны. Первая линия обороны — это место, где располагаются основные ваши атакующие и защищающиеся силы. Именно там располагается пехота, бронетехника, полевая артиллерия. При потере вами первой линии обороны противник прорвется к тылам и сможет наносить удары, куда ему вздумается. А это не просто плохо, это отвратительно. Ни в коем случае не стоит допускать такого прорыва, а если он все же на каком-либо ходу произошел, постарайтесь как можно быстрее восстановить status quo. Иначе игра очень быстро закончится для вас поражением.

Вторая линия обороны предназначена для размещения вспомогательных (но от этого не менее важных) отрядов. Именно туда отправляется большая часть артиллерии, зенитки, самолеты, а также некоторые специальные соединения. Эти отряды не могут блокировать противника, но могут наносить ему ответный удар. Никто не запрещает переводить отряды из второй линии в первую (кроме авиации), но полезным это может стать только в очень редких случаях, так что не спешите с таким решением, лучше сперва все хорошенько обдумайте.
Что же такое Атака в игре? Атака — это ситуация, когда юнит или группа юнитов направляется на линию или конкретный юнит противника с целью его уничтожить. При этом большинство юнитов могут только атаковать по линии противника. Соответственно, блокирующий получает преимущество, так как сможет направлять блокирующие юниты на те юниты противника, которые ему легче будет уничтожить (либо на те, которые считает наиболее опасными). Но в "Войне" некоторые юниты имеют так называемое свойство направленной атаки. Направленная атака — это ситуация, когда вы сами указываете юниту, кого он будет атаковать. Конечно, даже в таком случае противник может поддержать атакованный отряд другим (если есть чем), но удар ваш пройдет, в первую очередь, по тому отряду, на который и была нацелена атака. Свойством направленной атаки обладает большая часть бронетехники, а также бомбардировщики.
После прорыва через первую линию обороны (обороняющийся не смог или не захотел уничтожать все атакующие юниты) все юниты атакующей стороны получают свойство направленной атаки и смогут атаковать на выбор — любой юнит второй линии, ресурсы либо колоду. Несомненно, что если у противника не имеется особо мощных карт во второй линии, то выгоднее всего атаковать колоду. "Почему?" — спросите вы. Все очень просто — именно уничтожение колоды противника означает полную победу в игре. Так что два-три хороших похода "в тыл врага" смогут поставить его на грань поражения.

Еще немного об уничтожении и строительстве колоды. Вам придется исходить из того, что в колоде должно быть 60 карт (не больше и не меньше), а каждый ход игроки берут по две карты. То есть игрок может сам себя уничтожить, если у него не осталось карт, и он не смог победить этим ходом. Еще стоит сказать, что больше четырех одинаковых карт юнитов или спецкарт в колоде быть не может.
В завершение хотелось бы дать кое-какие советы по созданию собственных колод. Учтите, что предлагаемые по умолчанию колоды слабы. Любая нормально подобранная колода противника разнесет их на нет. Так что придется (для серьезной игры) покупать бустера и комбинировать карты по своему усмотрению. В методике строительства своей армии существует несколько подходов. Два простейших из них — создать легковооруженную армию с большим числом дешевых, но слабых юнитов. В таком случае, если вам повезет, вы сможете с самого начала задавить врага числом. Но если игра пойдет по-другому, уже через пять-шесть ходов ваши "замухрышки" не смогут ничего противопоставить врагу и просто перемрут. Второй простейший подход — набрать побольше дорогих и мощных отрядов. Здесь возникает другая загвоздка: если ресурсов будет мало, то вас, скорее всего, победят до выхода "Тигров" и "КВ". Оба эти подхода, по-моему, в корне неверны. Наиболее выгодный путь — сделать свою колоду сбалансированной, сочетающей юниты всех типов. Причем когда я говорю всех типов, именно это и подразумевается. То есть, в колоду стоит поместить и артиллерийские юниты, и авиацию. Не стоит забывать и про улучшения (и другие спецкарты).
Два простейших примера мощных спецкарт. У немцев — "Ремонтники", за достаточно дешевую цену достают "из могил" любой юнит бронетехники. А теперь представьте: вы убили (с трудом) "Тигр" противника, а он берет и достает его снова (причем цена будет дешевле, чем при обыкновенной постройке!) — и так четыре раза подряд... Вторая сверхмощная карта — за советскую сторону. Это "Бездорожье". Данная карта ничего не стоит и при этом запрещает противнику в следующий ход атаковать. Вполне реальны ситуации, когда четырьмя подряд применениями такой карты можно спасти казалось бы безнадежный бой. Так что думайте, думайте и еще раз думайте, отбирая те 60 карт, которые вместе с вами примут участие в боях за Сталинград.

В общем и целом, игра "Война" получилась хорошей. Партия (при знании игроками правил) занимает 30-40 минут, особые требования (кубики и игровое поле) отсутствуют, сыграть можно даже в весьма стесненных условиях (а хотя бы и в поезде на столике), при этом для переноса колоды требуется маленькая коробочка. Впрочем, многое из перечисленного относится к большинству коллекционных карточных игр. Главное же, что цепляет в данной конкретной игре, — верно подобранная тематика. Карты с изображениями реальных единиц техники, артиллерии, пехоты. (а изображения сделаны по фотографиям) заинтересуют любого, кто хотя бы чуть-чуть увлекается военной историей XX века. А удачное сочетание тематики и коллекционной карточной игры как раз и является непременным залогом успеха. Так что вам остается только приобрести колоду и найти себе постоянных партнеров — и... свободного времени уже не останется.

P.S. Приобрести игру можно в выставочном центре "Олимп", а также на ярмарке "Мир Книг", что во Дворце Спорта.
А сразиться с другими игроками всегда можно в Клубе Настольных Игр "Кронверк" во Дворце Молодежи.

Morgul Angmarsky

№ 42

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".