Величайший шоумен

Posted by Anuriel on марта 12, 2018 - 00:01

Жанр: мюзикл.
Режиссёр: Майкл Грэйси.
В ролях: Хью Джекман, Зак Эфрон, Мишель Уильямс, Ребекка Фергюсон, Зендея, Кила Сеттл.
Продолжительность: 105 мин.

Это сейчас Финеас Барнум известен как родоначальник шоу-бизнеса, один из величайших визионеров и мистификаторов в истории человечества, а когда-то он был обычным бедняком, который не побоялся осуществить свои мечты. Он собрал со всего штата людей с диковинной внешностью, которых толпа называла «уродами», и сделал их звездами самого яркого шоу века. Карлик, бородатая женщина, афроамериканцы-акробаты, сиамские близнецы, толстяки и великаны стали труппой первого американского цирка.

Величайший шоуменТак можно коротко описать и сюжет фильма, и саму биографию Барнума. Фильм интерпретировал её ключевые события в плюс личности героя, показал его величайшим фантазёром, желающим дарить людям счастье и радость. В реальности Барнум был совершенно другим человеком: дельцом и предпринимателем, который знал, как обводить людей вокруг пальца, и держал окружающих за дураков. Не зря его именем назвали эффект восприятия, заставляющий нас верить в астрологию и хиромантию. Впрочем, несоответствие реальным событиям давно не повод линчевать картину.

«Величайший шоумен» пытается охватит слишком много: раскрыть персону Барнума и его личную драму, поднять тему толерантности, да ещё и разыграть любовную трагедию на фоне расовой ненависти. Но для довольно скромного по меркам современного кинематографа хронометража это слишком: фильм не успевает проработать ни одну из идей. Оставили бы они этого несчастного Барнума в покое и сняли бы условно исторический фильм, воспевающий бодипозитив и индивидуальность. Туда и любовная трагедия героев Зендеи и Зака Эфрона отлично бы вписалась. Одна из самых перспективным тем для Оскара, кстати: сказка о принятии себя со всеми внешними недостатками. Но поучительной истории не получается: герои немотивированно быстро справляются с ненавистью к себе, а лента переключается на абсолютно пустую, высосанную из пальца личную драму Барнума. Это не дает зрителю урок, не позволяет ему пройти через принятие вместе с героями, потому что у них это принятие выглядит как истеричный заскок в стиле «а я все равно назло сделаю».

Впрочем, о каком жизненном уроке может идти речь, когда в труппе Барнума даже нет ярких индивидуальностей для идентификации. Зато есть множество героев, не имеющих черт характера, объединённых личной драмой и стремлениям к признанию обществом. Это могло сработать, только если бы у труппы был яркий представитель. Но здесь их два: сначала вручают роль лидера бородатой женщине, а потом внезапно смещают акцент с неё на героиню Зендеи, которой предстоит пережить любовную драму. И если бородата женщина должна принять в первую очередь себя, то проблема акробатки Энн только в том, что её не принимает общество.

Величайший шоуменОстальных героев тоже нельзя назвать хорошо раскрытыми: оперная певицы Йенни вообще не имеет никакого характера, жена Барнума – стереотипная спутница успешного человека, которая отказывается от всего, чтобы подняться с ним из низов. Герой Зака Эфрона – калька с самого Барнума, отличающаяся от него наличием деловой жилки. Сам же Финеас весь фильм бегает карикатурно беззаботным и счастливым. Его характеризует лишь сама идея цирка и его личная драма погони за принятием высшими слоями общества в ущерб семейному счастью, которую даже не считаешь проблемой, пока герою не начинают ставить это в вину.

Основная цель Барнума в фильме – заставить людей улыбаться и сделать их счастливыми любыми средствами. Вероятно, такую же цель преследовали и создатели, и в её реализации они преуспели на все 100%. Уж чего, а развлекательного потенциала у этой ленты полно. «Величайший шоумен» – это яркое, захватывающее, фееричное зрелище. Красочные костюмы и декорации, заводные танцевальные номера и отличные песни. Музыкальная составляющая, несомненно, лучшее, что есть в этой картине. За столь запоминающиеся композиции стоит благодарить не только композиторов, но и локализаторов, которые, наконец, завязали с дублированием песен и пустили перевод субтитрами. Свое дело сделало и отличное исполнение: в главных ролях сплошь ветераны мюзиклов. Зендея и Зак Эфрон прошли суровую школу музыкального «Диснея», а Хью Джекман пел в кино ещё до того, как стал всемирно известным. Здорово, что Хью не задерживается в одном амплуа и одинаково хорош как в роли карикатурно счастливого Барнума, так и сурового Логана.

За просмотром «Величайшего шоумена» вы приятно проведете полтора часа своего времени. И если всё, что вы ждете от мюзикла, – это добротные музыкальные номера и атмосфера праздника, то эта картина вас не разочарует.

Катя Светлостражева

№214