Подписаться на журнал "Виртуальные радости" в Беларуси, России, Украине

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Подписаться на сайте Ulej.by

Подписаться на сайте Belpressa.by

Заказать спецвыпуск о UniCon & Game Expo 2018

Убийство в Восточном экспрессе

Posted by Anuriel on февраля 2, 2018 - 20:43

Жанр: детектив.
Режиссер: Кеннет Брана.
В ролях: Кеннет Брана, Мишель Пфайффер, Джонни Депп, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Дейзи Ридли.
Продолжительность: 114 мин.

Разница между детективом в кино и в литературе как расстояние от Земли до Юпитера: вроде и не далеко, а ты попробуй доберись. В книжных расследованиях важен запутанный сюжет, последовательный поиск зацепок, детальная проработка доказательной базы и огромное количество диалогов. Фильм – это в первую очередь зрелище. То, что ценится в книге, в фильме должно быть ослаблено. «Убийство в Восточном экспрессе» 2017 года – это яркий пример того, как из цепляющего романа гениальной писательницы можно сделать невероятно нудную экранизацию.

Эркюлю Пуаро необходимо срочно попасть из Стамбула в Великобританию. Но на единственном поезде, который способен довезти сыщика до места, все места оказываются заняты. Пуаро везет: на вокзале он встречает старого друга, который правдами и неправдами устраивает столь необходимое место. Однако по дороге случается то, что всегда происходит с главными героями детективов: сыщик обнаруживает труп одного из пассажиров. Как назло, именно в этот момент «Восточный экспресс» сходит с рельс из-за снежной лавины, и пассажиры оказываются заперты в поезде вместе с убийцей.

Убийство в Восточном экспрессеОдноименный роман Агаты Кристи считается не только классикой детективного жанра, но и всей зарубежной литературы. Интригующая и небанальная история – это то немногое, за что можно хвалить фильм, хотя заслуги его создателей тут нет. Их как раз можно обвинить в неудачной адаптации первоисточника. Если сравнить какую-нибудь удачную серию «Улиц разбитых фонарей» и эту адаптации, то победитель будет очевиден. Сериалы НТВ знают, как удержать публику: зрелищные погони и перестрелки, сходу понятные логические цепочки и неожиданные повороты сюжета в середине серии. «Убийство» пренебрегает всем перечисленным, предлагая нам два часа наблюдать за сменяющими друг друга говорящими головами.

И если бы эти головы говорили что-то интересное! Герметичные детективы из серии «ну кто же из?» с множеством болтовни работают только потому, что позволяют нам тоже быть сыщиками. Герои таких произведений обвиняют друг друга, подогревая обстановку озвучиванием фактов, инцидентов и домыслов, которые могли бы раскрыть преступника. Мы выбираем своего «фаворита» в убийцы, и интрига во многом держится на нашем желании узнать, оказались мы правы или ошиблись.

Герои этого фильма не станут наговаривать друг на друга. И Пуаро тоже никого не обвиняет, а только ходит по вагону, берет почти что из воздуха улики и объясняет их непонятным зрителю образом. Тем же, кто впервые знакомится с этой историей, придется принять умозаключения сыщика как данность, потому что внятных объяснений сценарий не даст. Таким образом, интриги в фильме нет как вида, зрителю по большей части совершенно все равно, кто убийца. Поэтому фильм и оказывается столь мучительно длинным.

Убийство в Восточном экспрессеЖелание прервать, наконец, эти мучения, сдерживает несколько моментов. Первый – звездный каст, причина, по которой фильм собрал полные залы в первый уик-энд. И на актерскую игру жаловаться грех с такими-то мастерами в кадре. Жаловаться можно только на то, что по достоинству экранным временем одарили только Мишель Пфайффер, хотя от Дейзи Ридли и Уиллема Дефо отвести взгляд было невозможно. Укорить за актерскую игру в этом фильме можно только Джонни Деппа. Создатели явно пригласили его только ради имени на постере, вручили роль убитого и убрали из кадра при первой возможности, за что им огромное человеческое спасибо. Депп – это как раз тот случай, когда не актер застрял в роли, а роль в актере; изгнание Джека Воробья из Деппа было бы хорошим вкладом в мировую культуру. Второе – это потрясающие съемки и в целом шикарный визуальный ряд.  Интересные операторские решения, такие как съемка сверху или через стекло, помогают создать напряженную атмосферу герметичного триллера. Но всё это тщетно.

«Убийство в Восточном экспрессе» успешно похоронило не только мистера Рэттчета, но и те возможности, которые дал им первоисточник и отличный оператор. Скучный, совершенно не интригующий фильм с множеством прекрасных голов, болтовне которых конца и края не видно. Визуальная составляющая позволяет немного примириться с подобным времяпрепровождением, но все же двухчасовое созерцание – удовольствие на любителя.

Екатерина Светлостражева

№212