Подписаться на Виртуальные радости

Вы можете подписаться на журнал "Виртуальные радости"

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Сайт Ulej.by

Сайт Belpressa.by

Тёмные времена

Posted by Anuriel on марта 21, 2018 - 00:33

Режиссёр: Джо Райт.

Жанр: байопик.

В ролях: Гари Олдман, Лили Джеймс, Бен Мендельсон, Стивен Диллэйн, Рональд Пикап.

Продолжительность: 125 мин.

Май 1940 года. Премьер-министр Британии Невилл Чемберлен подает в отставку, а его пост из-за отсутствия других желающих занимает Уинстон Черчилль. Ему достается «тонущий корабль»: Европа отступает по всем фронтам, Гитлер готовит план захвата, пока вся армия Британии заперта немцами в прибрежном Дюнкерке. Однако Черчилль собирается воевать до победы, что не одобряет не только его партия, но и король Соединённого королевства Георг VI.

Тёмные времена фильмФильм можно назвать «типичной британской драмой», и это будет комплиментом. Как и многим другим картинам, созданным в Соединённом Королевстве, «Темным временам» свойственен прославленный британский перфекционизм, восхищенный трепет перед персоной и потрясающая эстетичность кадра. Режиссер Джо Райт, снявший невероятно красивое «Искупление» и довольно спорную «Анну Каренину», не отказывается от своих любимых приемов, взятых из театрального искусства. Впрочем, здесь они работают на порядок лучше, чем в его интерпретации русской классики: вечно затемнённая сцена, эффектно выстроенные мизансцены, некоторый перебор с пафосом выглядят уместно. «Темные времена» – это невероятно красивое кино, которое просто приятно смотреть благодаря потрясающей работе с цветом, нестандартным визуальным решениям, интересным переходам и великолепной операторской работе.

Отдельное удовольствие при просмотре доставляет игра Гари Олдмана. Он блестяще передал привычки, походку Черчилля, его манеру держаться, харизму, силу и обаяние. И то, что Олдман совершенно не похож на своего героя внешне, делает результат его трудов ещё более ценным. Гримеры сотворили чудо: самого актера можно узнать разве что по глазам, да и то если очень сильно приглядеться. Олдман достоин каждой награды, полученной за эту роль, равно как достоин получить за неё первый Оскар в своей карьере.

«Темные времена» – классический байопик, который раскрывает фигуру героя через его реакцию на травматичные социальные события. Но он не стремиться показать нам Черчилля настоящего, не размышляет над его достоинствами и недостатками, не исследует его характер. Мы видим обаятельного человека, которому свойственны вполне безобидные странности, как, например, не пьянея, хлестать алкоголь в немереных дозах, выкуривать тонну сигар и ругаться на нерадивых секретарей. Это довольно милый мужчина, к которому нельзя не испытывать симпатии, особенно когда он открывается нам как муж и отец. Фильм совершенно игнорирует описанную в многочисленных мемуарах вспыльчивость Черчилля, его воинственность, грубость, деспотизм, самоуверенность и тягу к власти. Да, в ленте обсуждают негативные черты премьер-министра, но исключительно за спиной. В кулуарах перешептываются однопартийцы, высчитывая количество выпитого или припоминая Дарданелльскую операцию. И эти разговоры невольно заставляют задуматься: а может информация о негативных чертах Черчилля всего лишь злокозненная сплетня? Нам легко симпатизировать герою, поддерживать его позицию и осуждать тех, кто мешает ему спасать страну, ведь мы знаем, что решения этого политика привели Британию к победе. «Темные времена» идеализируют Черчилля, интерпретируют любые события ему в плюс, призывают зрителя воспринимать самого значимого британского деятеля прошлого века как безусловного героя без малейшего недостатка. Именно так и происходит обеление истории.

Тёмные времена фильмИ если создатели уж взялись манипулировать массами и выстраивать заново имидж человеку, так потрудились бы сделать это так, чтобы оно не вызывало отторжения. Весь фильм Черчилль был совершенно одинок в своем решении о продолжении войны, но как только его вера в себя пошатнулась, как только он был готов, окружающие вдруг разом поняли, как они все были неправы. Пришел король и без какой-либо причины на то заявил, что готов поддержать любое решение своего премьер-министра, хотя до этого реально опасался, что Черчилль загубит страну. А вершиной этой нелепой идеализации стала сцена встречи Черчилля с простым народом в метро, где трогательный ребенок заявляет Уинстону: «Сдаться фашисту? Никогда!» От каждой такой сцены в мире умирает от тоски один талантливый пропагандист.

Но даже несмотря на такой сомнительный финал, который повергает зрителя в пучину уныния и разочаровании, «Темные времена» – это визуально приятный, сильный и эмоциональный фильм, который стоит посмотреть хотя бы ради восхитительной актерской игры Гари Олдмана.

Катя Светлостражева

№214