Самый сложный выбор в играх

Posted by KorsAK on ноября 19, 2012 - 21:18

 -Каждый выбирает по себе
 Слово для любви и для молитвы,
 Шпагу для дуэли, меч для битвы
 Каждый выбирает по себе.
 Каждый выбирает по себе
 Щит и латы, посох и заплаты,
 Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Юрий Левитанский

Как известно, возможность свободного выбора – неотъемлемая часть жизни полноценного человека. Без нее люди превращаются в понурых рабов и вскоре начинают уходить в подполье. Лишите человека свободы выбора - и получите живущего в перпендикулярной реальности северного корейца с болезненным блеском в глазах. Мы ежедневно реализуем право мелкого, бытового выбора: что съесть на завтрак, кого из многочисленной родни осчастливить телефонным звонком, погулять вечером в парке или уделить пару часов новой игре из серии LEGO. Временами мы останавливаемся на перекрестке жизненных дорог и принимаем важнейшие решения, выбирая дальнейший путь: где учиться, где жить и работать, кем стать в итоге. Компьютерные игры нередко предлагают нам выбор такой, какого нам к счастью (или к сожалению) не суждено сделать в реальности; выбор этот будоражит кровь, бросает вызов вашим моральным качествам, дарит огромное количество переживаний и фонтаны эмоций. Важно: принятые в виртуальных мирах решения всегда можно переиграть. Не перепутайте, друзья, вымышленную бытность и реальную; если вы женились на Люське Пупкиной – будьте готовы растить с ней сыновей, сажать деревья, и медленно, счастливо стариться вместе. В играх все по-другому.

10. «Магия крови». Нефантастическая четверка.

Фабула: никто особо и не ожидал, а российские разработчики взяли да и выстрелили крупным калибром в жанре экшен-RPG. Всем хороша Магия крови: могучим графическим движком, рядом свежих идей, затягивающим процессом. Но один раз игрокам пришлось-таки споткнуться при ознакомлении с этим достойным проектом – на стадии выбора персонажа. После эффектного вступительного видео страждущий люд ожидал увидеть среди доступных аватаров здоровенных варваров и изворотливых убийц, на худой конец – хмурых гномов и слащавых эльфов. Не тут-то было. При том, что игра рассказывает, как положено, про Ад, Апокалипсис и внеплановую сдачу крови, создатели решили почему-то подшутить над играбельными персонажами. Был доступен тощий студент, наверняка обделенный женским вниманием, цыганка, по неясным причинам позабывшая про карты и танцы под гитару, пожилой монах, любитель, вероятно, хорошенько «заложить за воротник». Но вершина сомнительного дизайна – толстая домохозяйка предпенсионного возраста. Такие особи сохранились кое-где со времен Союза в качестве продавщиц. И если вас угораздило оказаться, к примеру, в дебрях столбцовского района, и вы решили купить жевательную резинку в сельпо, будьте готовы разбудить дремлющего возле кассы персонажа Магии крови. Она обязательно смерит вас долгим презрительным взглядом.

Резюме: на фоне достоинств игры выбор персонажа смотрится инородным элементом. Саботаж конкурентов? «Засланный казачок» в команде создателей?

Магия крови

9. Risen. Обитаемый остров.

Фабула: если вас, уважаемые читатели, выбросит соленой волной на неизвестный остров, и остров тот окажется весьма густонаселенным, помните: один в поле не воин. Вступайте в общину, клан, если уж все совсем плохо – в секту. Подобная проблема возникла перед, как водится, безымянным героем классической немецкой РПГ Risen. Обитатели острова раскололись на три лагеря, и если протагонист испытывал нужду во вкусной еде, сладком сне, интересных квестах и жаждал увидеть финальные титры, ему приходилось выбирать себе фракцию. Но вот беда: ни благородных рыцарей, последователей Сервантеса, ни Робина Гуда сотоварищи на остров не завезли. В свои нестройные ряды приглашали разбойники и рэкетиры дона Эстебана, таких парней мы имели сомнительную честь видеть на улицах городов и сел в лихие 90-е. При желании можно было вступить в городскую стражу, если вам нравились нечистые на руку служаки с изрядно «отбитыми» головами. А любителей колдовства приглашал к себе Инквизитор. Правда, нужно было быть готовым к суворовской дисциплине и служению не всегда понятным идеалам.

Резюме: в Risen нет Арагорна, Оби Вана и Брюса Уэйна. За это и любим.

8. Dragon Age: Origins – Awakening. О сложностях архитектуры.

Фабула: серия Dragon Age, как и положено порядочной игре от мастеров из студии BioWare, изобилует сюжетными развилками и возможностями проявить как великодушие, так и подлость. В образцово-показательном DLC к первой игре «драконьего» франчайза геймеру приходилось вдоволь потрясти буйной головой в сомнениях: союз и поддержку предлагал уродливый замполит племени монстров – Архитектор. И ликом он был страшен, как один мой неработающий из принципа сосед, и методы он использовал вполне каннибальские, и свита у него было покрыта моровыми язвами… И все таки. Монстр предлагал реальную помощь. Ведь не все получается гладко и у людей, и у гномов, и у монстров. Архитектор хотел избавить свою невменяемую расу от неудержимой тяги к убийству и разрушению. Вот только не все у него прошло успешно, и на свет появилась чудовищная матка-прародительница, безумней Безумного Шляпника. Перед игроком вставал непростой выбор: или искромсать Архитектора топорами, навсегда избавив Ферелден от его опасных экспериментов, или заручиться его поддержкой в борьбе с еще большим злом.

Резюме: Зло, стремящееся к Добру, или Зло, преумножающее Зло? Как во всех играх канадских умельцев, выбор не так прост, как кажется.

Dragon Age: Origins – Awakening

7. Spec Ops: the Line. Белое солнце пустыни.

Фабула: песчаные бури превратили столицу ОАЭ в обезвоженное пекло, полное грешников. Спасательная операция, проводимая армией США, провалилась с оглушительным треском. Фактическая власть в умирающем городе отошла к полковнику Конраду. Суровый вояка решил спасать жизни беженцев методами военного времени, в процессе спасения шла постоянная стрельба, и нарушители дисциплины безжалостно вешались на фонарных столбах. Отряд капитана Мартина Уокера был вынужден вступить в жестокое противоборство с бывшими братьями по оружию. В финале игры Мартин, потерявший сослуживцев и изрядно «съехавший с катушек», добирается до полковника с четкой целью – убить виновника своих и чужих бед. Но Конрад, рисующий в своей комнате жуткую картину на обширном холсте, оказывается вовсе не кровожадным маньяком. Герой игры понимает, что он просто действовал по обстоятельствам, действовал так, как считал нужным. Да и сам капитан вольно и невольно загубил в Дубае немало невинных людей. Галлюцинации окружают Уокера, сложно понять, во плоти ли стоящий рядом Конрад, или быть может Конрад – это вон тот иссохший труп в кресле. Тут бы махнуть рукой и пойти отсыпаться, но полковник наставляет на Мартина пистолет и заявляет, что сосчитает до пяти и выстрелит, и если Уокер считает себя невиновным, то он может выстрелить первым. Уокер считает себя виновным в гибели гражданских. Полковник много лет назад спас ему жизнь. Непонятно, наяву все происходит, или в бреду героя. Конрад (призрак Конрада?) неумолимо отсчитывает пять секунд. Стрелять?

Резюме: так или иначе, счастливого конца в игре вы не увидите. Spec Ops: the Line – самая реалистичная и страшная игра о войне со времен Brothers in Arms: Hell’s Highway.

6. Fable: The Lost Chapters. Меч-кладенец и сестрица Терезушка.

Фабула: Fable выполнена в мажорном ключе: вас встретит «карамельная» внешность и соревнования по зафутболиванию кур на расстояние. Но повсеместная нелинейность в определенный момент показывала волчьи зубы. Не стоит забывать, что сюжет игры крутится вокруг противостояния с классическими фэнтезийными злодеями. В одной из сцен герой сходится в поединке с колдуном по имени, представьте себе, Джек. После долгого боя, сопровождающегося звоном стали и магической пиротехникой, злодей был повержен. Игрок мог подобрать ценный трофей – Меч Вечности. Это могущественное оружие так и просилось в руки. Правда, чтобы завладеть им и обрести силу, мощь и красоту в полной мере, предстояло совершить небольшой простенький ритуал. Нужно было омыть клинок кровью собственной сестры Терезы, которая как нельзя кстати оказалась рядом. Или выбросить меч в магический вихрь, избавившись от соблазна навсегда. Геймеры, отыгрывавшие злобного персонажа, пополняли свой арсенал оружием массового поражения, отыгрывавшие добряка – уходили с Терезой и чувством легкой зависти к беспринципным коллегам.

Резюме: если у вас есть вредная сестра, обязательно расскажите ей об указанном выше эпизоде. При этом смотрите на нее многозначительным оценивающим взглядом.

Fable: The Lost Chapters

5. Starcraft 2: Wings of Liberty. Космический санэпидемконтроль.

Фабула: зерги только с виду тупые страхолюдные твари. Нет, то, что они страшилища – это факт, а вот насчет тупости стоит поспорить. В культовой серии стратегий Starcraft ненасытные чудовища проявляют незаурядную изобретательность в деле изведения разумной жизни во Вселенной. Во второй части жуки-переростки исхитрились заразить целую людскую планету опасным вирусом, от которого поселенцы превращались в агрессивных зомби. Потрепанный жизнью Джим Рейнор был вынужден все это разгребать под чутким руководством игрока. Когда флагманский корабль Рейнора приблизился к несчастной планете, оказалось, что там уже ошиваются многомудрые протоссы. И они собираются, не размениваясь на мелочи, превратить все население колонии в абсолютно безвредные кучки углей и пепла. Бортовой доктор землян Хенсон заявляет, что сможет изготовить целительную вакцину и спасти планету. Протоссы не желают ничего слушать и трясут перед Рейноровым носом пачкой бонусов за исполнение грязной работенки. Решение игрока определит дальнейший сюжет всей игры. Если будет принято решение о карательной операции, предстоит долго жечь огнеметами своих же земляков и получить в итоге награду инопланетян. Если вы решите спасать зараженных, будьте готовы сцепиться с превосходящими силами протоссов, в том числе с мощным крейсером «Воздаятель».

Резюме: нелинейность присуща не только ролевым играм. Признанные мастера могут успешно вставить ее и в стратегию.

4. Alpha Protocol. Между бомбой и дамой сердца.

Фабула: команда талантливых разработчиков Obsidian специализируется на сиквелах чужих проектов. Но одна их игра рассказывает об оригинальном сеттинге – шпионских страстях современности. Пожалуй, главное достоинство Alpha Protocol – ощущение важности принятых решений. По мере разворачивания сюжета агент Майкл Тортон должен не раз делать сложный выбор, определяя ход борьбы с международным терроризмом. Волей сценаристов ему приходится оказаться в захваченном боевиками музее. Там же оказывается и симпатичная Майклу девушка Мэддисон. Террористы заложили бомбы в одном крыле здания, а в другом крыле Мэддисон оказалась под дулом пистолета. Следовало выбрать – и выбрать быстро – куда бежать. Если обезвредить бомбы, то напарница погибнет от пули. Если ринуться на помощь девушке, то взрывы унесут немало жизней случайных людей. Правда, Майкл никогда не узнает их имен, а вот Мэддисон он знает весьма близко…

Резюме: секретных агентов всегда окружают красивые женщины. Оказывается, в этом тоже есть свой минус.

Alpha Protocol

3. Heavy Rain. Держите руки на виду!

Фабула: розыск опасного маньяка – опасное дело для нервной системы. Детектив Норман Джейден убедился в этом на собственном опыте. Пришлось общаться со многими неприятными и очень подозрительными личностями. В одной из сцен нашумевшего консольного эксклюзива Heavy Rain Норман с напарником оказались в щекотливой ситуации: религиозный фанатик наставил на них пистолет. Можно попытаться успокоить ненормального словами, а можно влепить ему в лоб вполне заслуженную пулю. Если Джейден уговаривал-таки хулигана бросить оружие, его напарник сразу же устремлялся на безоружного обидчика с целью устроить тому сеанс пластической хирургии. И фанатик быстренько начинал что-то искать в кармане! По всей вероятности – второй пистолет или хотя бы гранату. Игрок получал возможность сразу же уложить негодяя выстрелом или  проследить за развитием событий с риском для жизней виртуальных полицейских. Учитывая, что игра получилась невероятно кинематографичной и давала сильнейший эффект погружения, рисковать жизнями героев очень не хотелось.

Резюме: с фанатиками следует бороться, они опасны. Но тот самый фанатик из игры просто хотел достать из кармана крест-распятие.

2. Mass Effect. Галактический масштаб.

Фабула: игры от уже упоминавшейся сегодня BioWare всегда имели впечатляющий размах. В дилогии Baldur’s Gate мы исходили гигантскую игровую карту с десятками стран и сотней населенных пунктов. В серии Dragon Age мы спасали от полного уничтожения всех разумных обитателей мира Ферелден. Но наибольший масштаб обрела трилогия Mass Effect. Жнецы, неумолимая и непостижимая злая сила из этого сеттинга, ставят перед собой бескомпромиссную задачу – очищение Вселенной от любых мыслящих существ. По ходу прохождения первых двух игр геймер принимал немало важных и сложных решений. К третьей части размах событий просто ошеломлял: нам предстояло определять судьбу целых рас. В одном из вариантов развития сюжета командор Шепард оказывался в ситуации, в которой от него зависело выживание одной из давно противоборствующих сторон - гетов и кварианцев. Когда-то кварианцы создали расу гетов в качестве своих послушных слуг. Когда их создания обрели разум, кварианцы попытались на всякий случай уничтожить гетов, но потерпели в войне поражение. Теперь незадачливые изобретатели вынуждены скитаться по космосу с флотилией кораблей. Шепарду предстояло решить, кем пожертвовать, а кого определить в союзники. Так, он мог просто выдать врагам место расположения кварианской эскадры, обрекая космических бродяг на полное уничтожение. Пикантность ситуации в том, что в команде верных соратников командора есть и гет Легион, и кварианка Тали. Легион – проверенный в боях солдат, а с Тали Шепард, кхм, «дружит организмами». При любом выборе неизбежен чудовищный геноцид.

Резюме: нелегко спасать целую вселенную, трудно обойтись при этом без потерь. Чтобы примирить два таких разных народа, необходимо тщательно обдумывать каждое решение на протяжении всей трилогии. Та еще задача.

Mass Effect

1. The Witcher 2: Assassins of Kings. По разные стороны баррикад.

Фабула: игроделы из польской команды CD Project, вероятно, связали свой коллективный разум с душой без полсекунды гениального писателя Анджея Сапковского посредством ритуала Вуду. Абсолютно все, о чем многие из нас взахлеб читали на страницах эпоса о ведьмаке, успешно перебралось на мониторы. Один из самых любимых и часто освещаемых мастером пера вопросов – относительность морали. Пан Анджей рассказывает свои истории, умело смешивая черное и белое во все оттенки серого. В финале великолепной RPG The Witcher 2 мы сталкивались с нетривиальной, обескураживающей и восхитительной в своей реалистичности ситуацией: Геральт оставался один на один с человеком (не совсем человеком), ставшим причиной ведьмачьих бед, за которым пришлось долго и сложно охотиться. За плечами играющего остались драки с лесной нечистью, кровопролитная осада, поединок с огнедышащим драконом, и теперь Геральт-игрок смотрел в кошачьи глаза виновника этих событий. В глаза такого же ведьмака, как и он сам. В The Witcher 2 нет главного злодея как такового, нет Сарумана, нет Крюгера или Бармалея. В конце пути вы встречались чуть ли не со своим зеркальным отражением. Он служит другому делу. Он не желает вашей крови. Он смотрит на жестокий мир с таким же циничным прищуром, что и ваш Альтер Эго. С ним можно выпить водки из походной фляги и расстаться навсегда. Его можно попытаться убить. Ведь он враг, убийца и виновник многих несчастий.

Резюме: шеф-редактор во избежание мордобоя запретил вопросы членам редколлегии о выборе в финале «Ведьмака 2». Надеюсь, вы выбрали верно.

Алексей Корсаков

№153

Комментарии

Merlin-Praim - Nov 29th, 2012 - 11:10 pm

Скажу честно в начале мне статья не понравилась. Я даже подумал что ее писал другой автор. Но (никуда без этого  "но") к пункту №7 все встало на сови места. Талант не про....хм протеряеш :)