Самые печальные финалы

Posted by Anuriel on июня 30, 2011 - 00:00

Что бы ни утверждали пессимисты и скептики, в каждом человеке заложено стремление к доброму, вечному и светлому. Поэтому все мы любим, когда книга, фильм или компьютерная игра заканчивается радостно и весело: победой над злодеем, материальным обогащением, заживлением ран, обретением друзей или — за неимением лучших вариантов — свадьбой. Голливудский термин «хеппи-энд» накрепко укоренился в отечественной массовой культуре. Но гораздо больший талант требуется от автора, чтобы отойти от поднадоевших стандартов и закончить свое произведение чистой грустной нотой. Печальные финалы заставляют задуматься, взглянуть на вымысел и действительность под другим углом, они вносят в творчество желанное разнообразие и добавляют глубины ощущениям читателя, зрителя или игрока. Такие финалы способны стряхнуть ржавчину с души и доказать, что мы не утратили одно из важнейших человеческих качеств — умение сопереживать. Вашему вниманию представляется десятка самых печальных финалов в видео- и компьютерных играх по версии «ВР». Но имейте в виду, что если вы не знакомы с фигурантами «десятки», то можете лишиться удовольствия от самостоятельного изучения сюжетных изгибов.

10. Call of Duty: Black Ops

Откуда взялась печаль: Серия термоядерных кинематографичных блокбастеров Call of Duty никогда не могла похвастаться сильным сюжетом. Ситуация изменилась, когда штатные вербовщики заманили в Black Ops голливудского сценариста Дэвида Гойера, съевшего собачий питомник на написании экшен- историй. В итоге сценарий хоть и не шедеврален, но однозначно удачен: холодная война, сотрудник спецподразделения США Алекс Мейсон оказывается в плену у злых коммунистов после неудачного покушения на Великого и Бородатого Кастро. Пленнику прочищают мозги, зомбируя его цифровым кодом для получения «спящего агента». Но Мейсон оказался крепким орешком и при участии хитрого и мстительного советского политзаключенного Резнова перебил всех злыдней, включая организатора кодировки. Но перед тем, как испустить дух, главный гад успел прохрипеть, что не так уж Мейсон и крут, а цифры сделали-таки свое дело и подневольная миссия выполнена.
Call of Duty: Black Ops
Слезы наворачиваются: Убийца народного американского любимца Джона Ф. Кеннеди не найден до сих пор. Интригующими и даже изящными намеками, черно- белыми фотографиями и недомолвками создатели игры дают понять, кто все-таки произвел роковые выстрелы в Далласе. Последние кадры:
сосредоточенная тетка-оператор, диктующая в микрофон такой же двоичный код, как и тот, что уже натворил бед.

9. Warcraft 3: The Frozen Throne

Откуда взялась печаль: Мир Warcraft вобрал в себя, вероятно, все идеи классического западноевропейского фэнтези. Но по масштабности и уровню проработки эта вселенная уверенно обходит огромное количество конкурентов. Естественно, в Азероте не испытывают недостатка ни в колоритных злодеях, ни в могущественных артефактах. Дополнение к игре — вехе жанра RTS рассказывает, как за право решать судьбу Ледяного Трона королей- личей сцепились в схватке одуревший от жажды магической силы Иллидан и особо опасный маньяк-некромант Артас. Оба персонажа предельно далеки от нимба над головой и начисто лишены светлых помыслов. Но если Артас стал Рыцарем Смерти от нездорового карьеризма, то Иллидана все же нужно, как Сашу Бородача, понять и простить. Неразделенная любовь в юности, неудовлетворенность в познаниях, 10 тысяч лет лишения свободы в тюрьме особого режима… А Ледяной Трон Иллидан хотел уничтожить, правда, не для блага обывателей.

Слезы наворачиваются: В финальном поединке сюжетной кампании из двух зол победило более свирепое, кровожадное и бледнорожее: Иллидан пал под ударами меча. Светлые герои мира Warcraft тоскливо курят и шлют гонца за горькой.
Warcraft 3: The Frozen Throne
8. Alone in the Dark (2008)

Откуда взялась печаль: Детектив Эдвард Карнби для жанра survival horror — или «жуть на выживание» — фигура знаковая. Он стоял у истоков, он мутузил виртуальную нечисть еще на доисторических компьютерах. На волне модных веяний в 2008-ом году перед ценителями предстала новая игра сериала, на этот раз без порядкового номера в названии. Технологичное, напряженное и в целом удачное повествование о ввергнутом во власть демонов Нью-Йорке могло похвастаться рядом свежих идей и несвойственным для подобных игр размахом. Черпаком дегтя стал инопланетный интерфейс и общее недоведение проекта до ума. Карнби на этот раз был в темноте не один. Привлекательная и энергичная Сара составила ему компанию в противодействии дьявольским козням. Есть мнение, что Эдвард, будучи мужчиной одиноким, мог бы закрутить с девушкой роман с последствиями. Но не сложилось.

Слезы наворачиваются: В последней сцене Alone in the Dark пара героев предстает лицом к лицу с прощемившимся в наш мир Люцифером. Князь тьмы настроен решительно, но сперва ему нужно воплотиться в живое тело. В руке у Карнби пистолет, и перед ним только два варианта: убить себя, чтобы не стать марионеткой, или убить Сару, чтобы вместилищем Зла не стала она. В любом случае кончается все очень грустно.

7. Kane & Lynch: Dead Men

Откуда взялась печаль: Хмурый убийца Кейн и неунывающий психопат Линч — самые обаятельные среди негодяев и самые негодяйские среди героев криминальных игровых триллеров. Судьба основательно потрепала обоих, но ангелы-хранители пошептались и дали парочке еще один шанс. Осужденные и приговоренные, Кейн и Линч совершают побег прямо из фургона для смертников. Дальнейшие их приключения подробно описаны в указанной выше игре от датской IO Interactive, создателей еще одного культового неоднозначного персонажа — киллера 47-го. Харизматичный дуэт, стоявший одной ногой на эшафоте, смог добиться выдающихся результатов. Проведя по всему земному шару несколько безумно опасных акций, они смогли расквитаться с могущественными обидчиками и успешно скрылись от длинных рук правосудия, обретя свободу.
Kane & Lynch: Dead Men
Слезы наворачиваются: В финале, в жаркой Латинской Америке, под ливнем пуль, играющего ожидал нелегкий выбор. Смерть близкого человека или предательство друга — таких альтернатив не заслужили даже люди вне закона, с презрительной улыбкой рвущие листы из уголовного кодекса в уборной. 06, 07

6. Halo: Reach

Откуда взялась печаль: В 2552-ом году, по версии летописцев из компании Bungie, вышедшее на звездный простор человечество столкнулось с Ковенантами. Этот религиозно-воинский альянс инопланетян, посовещавшись, решил, что для начала людей неплохо бы уничтожить как вид. Действие эпического шутера Halo: Reach разворачивается на планете Рич, важном опорном пункте в освоении землянами космоса. Рич подвергся массированной атаке ковенантских агрессоров. Герой игры, один из генетически усовершенствованных солдат — Спартанцев, вместе со своей командой под скромным названием Noble Team оказывается в гуще военных действий. Насыщенная событиями игра бросала Спартанцев из боя в бой, над головами свистели боеголовки, но поголовье Ковенантов неумолимо сокращалось. Были лихие диверсии, масштабные операции с разгулом пиротехники и бронетехникой на острие атаки, космические баталии. В определенные моменты могло показаться, что все у Спартанцев получится…

Слезы наворачиваются: Halo: Reach — приквел серии. Судьба планеты была предопределена. Но игрок все же ловил себя на мысли: «А вдруг…», «Ну же, может быть, все-таки…» Но Рич был выжжен до основания, а все Спартанцы погибли. Кроме, понятное дело, Мастера Чифа.
Halo: Reach
5. Fable: The Lost Chapters

Откуда взялась печаль: Выдающийся геймдизайнер Питер Молинье заслужил, без сомнений, почестей и уважения. Но многие геймеры, встреться им Питер на улице или в булочной, нашли бы для него сотню-другую неласковых слов. При разработке ролевой игры Fable Молинье, как у него обычно принято, наобещал золотые горы инноваций в жанре. Выполнено было около 40% обещаний. Но! Этого хватило для покорения сердец и пленения умов. Дозволялось создать героя фэнтезийной истории по своему усмотрению и прожить вместе (вместо?) жизнь выдающегося человека, начиная с детства золотого. Изменению подлежала внешность, судьба, социальный статус и, хм, общая жизненная ориентация. Но герой без подвига — не герой вовсе, а так, пижон с амбициями. В мире Альбиона было необходимо одолеть злодея с говорящим именем Джек-из-Лезвий. С искалеченного тела наш протагонист снимал могучий артефакт-маску. Выбросив ее в кипящую лаву, мы обозначали победу Добра. Ну а если замешкаться, ваш герой самостоятельно цеплял маску и предсказуемо занимал место поверженного врага.

Слезы наворачиваются: Вот так бывает и в жизни, и в играх: растишь его, холишь и лелеешь, ведешь за ручку к славе и успеху… А в финале приходится вспоминать Ницше с его советом не всматриваться в Бездну или сказочное правило-предупреждение: «Победивший дракона сам может стать драконом».

4. Half-Life 2: Episode Two

Откуда взялась печаль: В фантазиях различных сценаристов Землю несчетное количество раз покоряли различные пришельцы. Цели незваных гостей уже никому неинтересны, важен сам факт оккупации. Вот у Уэллса все предельно четко и понятно: марсиане нами обедали. Захватчики из культовой серии Half-Life граждан нашей планеты не едят, в рабство не угоняют и даже исполняют функции законодательной и исполнительной власти. Правда, нашим сопланетникам приходится несладко, чужие — это вам не партия демократов. Один только жесткий контроль рождаемости чего стоит, не говоря уже об упразднении Конституции. Несмотря на разогнанную армию и ВМФ, земляне, естественно, организовывают Сопротивление. В его стройных рядах — такие незаурядные личности, как Гордон Фримен, Аликс и ее отец Илай Вэнс. Во втором эпизоде Half-Life 2 захватчики получили хорошую взбучку, а наши партизаны уже собирались отправляться в экспедицию на поиски легендарного судна «Борей». Но в последние минуты игры в вертолетный ангар ворвались два мерзопакостных слизняка-переростка, известных как Советники. Вэнса жестоко убили, проломив щупальцем череп. Обездвиженные Фримен и Аликс наблюдали это крупным планом. Последними словами ученого были: «Дочка, отвернись...»
Half-Life 2: Episode Two
Слезы наворачиваются: Добряка Илая очень жаль. Не менее жаль, что о продолжении истории не слышно долгих четыре года.

3. Max Payne 2: The Fall of Max Payne

Откуда взялась печаль: Дилогия Max Payne была немилосердна к своему заглавному герою. Город, укрытый ночной тьмой и непогодой, приготовил для него сотни пуль, предательства, облавы и гибель друзей. Но сильнейшим ударом стала потеря семьи, с которой началось одно из самых эмоциональных повествований мира компьютерных игр. В сиквеле с невеселым названием «Осень/Падение Макса Пейна» разработчики из Remedy рассказали о втором шансе, данном герою судьбой. У Макса Пейна разгорается страстный роман с Моной Сакс, бегущей, как и он, по лезвию бритвы и спящей с пистолетом под подушкой. Вскоре выясняется, что Мона — наемный убийца с заказом на самого Пейна. Не в силах бороться с чувствами, она отказывается от контракта и вместе с Максом встает на тропу войны против криминальных воротил.

Слезы наворачиваются: Макс Пейн улыбается только в комиксах-флешбеках об ушедших днях счастливой жизни. Встреча с Моной могла исцелить израненную душу. Но сраженная гангстерской пулей Мона умерла на руках у Макса. Две части Max Payne — явно не те игры, что кончаются веселыми вечеринками, брудершафтами и жаркими объятиями.

2. Silent Hill 2

Откуда взялась печаль: Японская культура здорово отличается от европейской и американской, все у японцев особенное, свое. Компьютерные ужастики в Стране восходящего солнца тоже особенные. И если в хорроре из США все понятно и доступно восприятию: бешеный гусь клюнул фермера Джона, и тот стал гоняться за шерифом с вилами — то японцы многозначительно намекают, недосказывают и напускают туману. Причем в Silent Hill — туману настоящего. Зло в этой серии безлико и абстрактно, оно лишь временно принимает уродливые гротескные формы. Истоки зла сценаристы из Konami предлагают поискать самим, быть может, это городок Сайлент Хилл, быть может, это вечно горящий под городом уголь и постоянный смог, может, это копившаяся годами людская злоба. А может быть, город способен создать персональный Ад для одинокой измученной души? Так случилось с Джеймсом Сандерлендом, приехавшим в Сайлент Хилл на поиски своей жены, которая вообще-то давно умерла. Но с упорством одержимого Джеймс идет сквозь туманные улицы, а быть может, сквозь собственные скорбь и боль.
Silent Hill 2
Слезы наворачиваются: В игре 6 концовок — у японцев так принято. Встречаются даже почти хорошие. Но канонической неофициально считается следующая: Джеймс находит-таки свою жену Мери, осознает, что она все же мертва и что, главное, убийцей является он сам. Таким образом герой прекратил страдания тяжело больной Мери. Жизнь теряет остатки смысла, Джеймс садится в машину, разгоняется и исчезает в водах глубокого озера. Японцы, чего еще от них ждать…

1. Mafia: The City of Lost Heaven

Откуда взялась печаль: Некоторые геймеры ошибочно и недальновидно полагают, что чешская игра Mafia является клоном GTA. В действительности же из GTA была позаимствована лишь идея открытого города. Mafia била прямо в сердце драматургией и реалистичностью происходящего. В депрессивной Америке 30-х годов обычный таксист Томас Анджело волей судьбы оказался вовлечен в игры высшей гангстерской лиги. Когда в лицо направлен ствол пистолета, свобода выбора прячется за волосатую спину инстинкта самосохранения. Однажды оказав помощь двум мафиози, Анджело вскоре увяз в криминальной трясине, аморальной и опасной, но дурманящей блеском шикарной жизни. Герой игры прошел через множество приключений и испытаний, абсолютное большинство которых обычно влечет за собой длительное тюремное заключение и другие печальные последствия. Но в 1938-ом Томас, пресытившись и разочаровавшись в жизни преступника, принял смелое решение. В то время, как на другой стороне Земли Павлик Морозов героически стучал на родного отца, Анджело дал показания против целого мафиозного клана Сальери.

Слезы наворачиваются: Томас Анджело начал свой жизненный путь как честный человек, затем переступил через закон и мораль, но умер все же честным. Mafia: The City of Lost Heaven — игра эталонного качества, герой воспринимался как совершенно живая личность. Прошедших сюжетную линию ожидала почти личная трагедия: несмотря на программу по защите свидетелей, через много лет, в 1951-ом, Анджело был застрелен на лужайке собственного симпатичного домика с белым декоративным забором… Такова изнанка криминальной романтики.

Алексей Корсаков

№138

Комментарии

LitvaLix - Mar 19th, 2012 - 03:35 pm

Печальный конец есть как ни странно и в CoD: MW3, когда все погибли кроме капитана Прайса. Особенно было жалко Соупа, за которого играли первые две части.

"Художники, умершие и погребенные, продолжают разговор с новыми поколениями людей через свои произведения".

KroRex - Apr 28th, 2012 - 10:00 pm

самый печальный в МЕ 3. Там вообще концовка тупая

Kent - May 11th, 2012 - 06:53 pm

Алексей, жжоте напалмом. Как всегда...

Vadim666 - Jun 10th, 2012 - 10:24 pm

А ФАРИНГЕЙТ?

Inian - Jun 11th, 2012 - 05:12 pm

В Фаренгейте слишком много штампов, которые испортили игру. И финал там неинтересный.

"Я вынужден принять жесткие меры... во имя Добра!" ©

Vadim666 - Jun 11th, 2012 - 08:34 pm

Просто у нас разные вкусы... Фаренгейт даказал то,что игры тоже искувство,а не время убивалки.Жаль,что Heavy Rain не вышла на РС,да и не когда не выйдет.

Inian - Jun 11th, 2012 - 09:09 pm

Вкусы тут не причем, тут факты. Мне ведь Фаренгейт тоже понравился, но это не отменяет того, что намешать в одну игру культистов, пришельцев, детей Индиго, возвращение из мертвых, глобальное похолодание, прыжки в стиле матрицы и электромагнитную бессмертную форму жизни - это признак дурного вкуса и отсутствие оригинальности. Фаренгейт интересен до тех пор, пока интригует, пока мы не знаем, кто стоит за всем этим, расследуем, делаем выбор главным героем и его братом... Потом же, вот где-то после детских воспоминаний и парка аттракционов, авторы решили вставить в свою игру всё, что только можно, и получился винегрет, который у большинства подпортил итоговое впечатление об игре.

"Я вынужден принять жесткие меры... во имя Добра!" ©

Vadim666 - Jun 11th, 2012 - 11:15 pm

Уважаемый Inian, большой путь начинается с короткого шага. У разработчикав игры он получился просто великолепный... Конечно,там нет походки топ модели... Но игра мне так запала в душу!!!!!!!! Мои самые лучшие игры это Shenmue I, Shenmue II. Это было нечто,за эти игры я палюбил Дримкаст. И мне фаренгейт напомнил эти игры,он чем то похож на Shenmue. Но это другая уже история...

Inian - Jun 12th, 2012 - 12:14 am

Я что-то не вижу следующих шагов.

"Я вынужден принять жесткие меры... во имя Добра!" ©

Vadim666 - Jun 13th, 2012 - 12:15 am

Heavy Rain,что не в счёт? Помойму они не только шаг сделали,но и прыжок с подвыподвертом в этой игре!

Inian - Jun 13th, 2012 - 02:23 pm

Heavy Rain не могу оценить объективно ввиду отсутствия PS3, а обзоры противоречивы - где-то хвалят и превозносят, а где-то говорят, что игра тяжела, нудна и затянута, несмотря на хорошо прописанные характеры героев.

"Я вынужден принять жесткие меры... во имя Добра!" ©

Vadim666 - Jun 13th, 2012 - 09:03 pm

Сколько людей,столько и мнений.