Внимание! Подписка на газету "Виртуальные радости" на 2-е полугодие 2017 года осуществляется на сайте ulej.by по схеме краудфандинга. Подробности читайте в теме форума. Чтобы перейти к подписке, нажмите кнопку справа.

Подписаться Виртуальные радости онлайн

 

Ролевые игры

Posted by AlexS on октября 31, 2005 - 00:00

Вы любите читать фантастику и фэнтэзи? Вам нечем заняться? Вам надоело просиживать штаны за компьютером, проходя еще один клон Варкрафта? А может вам хочется весело провести время в компании друзей, но так, чтобы все не закончилось ужасным утром и больной головой? Вас уже давно терзает вопрос: что же это за ролевые игры, о которых все время пишут в ВР? Тогда эта статья для вас. Возможно, после того, как вы ее прочтете, в вашу жизнь придет новый вид досуга, безопасный для печени и глаз.

А поговорим мы с вами о ролевых играх. Я уверен, что вас уже давно поддразнивали статьи Моргула Ангмарского, из которых вы понимали, что ролевые игры - это круто. Но вот как в них играют, во что играть и что для этого нужно - на эти вопросы вы не получали четкого ответа.

Итак, что же мы знаем о ролевых играх? Очень мало, неправда ли? В таком случае, начнем наш урок.

Да будет вам известно, что существует три основных вида ролевых игр.

1. Настольные ролевые игры. Сюда стоит относить, прежде всего игры, сделанные в AD&D. Есть и другие своды правил, но этот - самый известный. Об этом виде игр уже не раз публиковались статьи в ВР, поэтому скажу одно: этот вид игры не для всех, так как он требует ряда материальных затрат, связанных с покупкой книг правил, дайсов и прочего. Можно, конечно, скачать книги из Интернета, но, как правило, большинство материалов по AD&D на английском языке. Да и игры эти достаточно специфические и требуют много времени.

2. Полевые ролевые игры (полевки, полигонки и т.д.). Это очень оригинальный тип игр. Отличается масштабностью действий, повышенной активностью и, нередко, достаточной агрессивностью. Эти игры созданы для того, чтобы вы могли пожить пару дней жизнью война, мага, менестреля или еще кого- нибудь. Именно пожить, так как в полигонках вас не ограничивают четким сводом правил, нет жестко корректируемого Мастером сюжета. (Сюжет, конечно, есть, но вас никто не тащит по нему за шиворот). Тематика игр может быть различной: от фэнтэзи до киберпанка. Но у этого типа игр есть недостатки. Во-первых, они требуют специального полигона, амуниции и много другого. Во-вторых, для их проведения требуется немало времени. Да и проводить их можно далеко не во время любого сезона. Ну не станут люди бегать по раскисшему снегу, хоть убей. В-третьих, одного Мастера здесь не хватит. Тут нужна целая команда мастеров. В общем, для нашей цели этот тип игр не годится. Если хотите поиграть - прибейтесь к какому-нибудь клубу, ибо самим вам пока такое не под силу.

3. Кабинетные ролевые игры (кабинетки). Вот это то, что нам надо! Все что нужно для этих игр - это помещение (общага, квартира и т.д.) или участок на открытом воздухе (лучше небольшой лесок, но это может подойти для фэнтэзийной игры), друзья-знакомые (от 6 человек, меньше не стоит) и некоторый инвентарь, который достаточно легко раздобыть. Сейчас мы рассмотрим все эти пункты поподробнее.

Помещение

Как было сказано выше, лучше всего проводить игры в помещении. Таким образом, вы получаете четкую ограниченность игровой территории, каких-то отдельных участков (лаборатория, тюрьма и т.д.). Заодно и людям будет где уединиться для приватного разговора, хотя, как показала практика, сколько бы места ни было, а люди все равно толпятся и ругаются из-за территории.

Самый оптимальный вариант - это частный дом или квартира (желательно не меньше трех комнат). Как вариант, можно проводить игры в общежитии, но тут могут возникать некоторые проблемы в виде администрации. Хотя обычно до этого не доходит. Проводить кабинетки на открытом воздухе - не лучшая идея, на мой взгляд. Специфика жанра все-таки подразумевает ограничение игровых территорий. Хотя, если по сюжету действие происходит в каком-нибудь Лотлориэне, то тут и подойдет небольшой сад. Но закрытое помещение - лучше. Так показала практика.

Инвентарь

Тут можно сказать одно: все зависит от игры. Где-то он нужен, где-то - нет. Обычно игровой инвентарь готовят сами игроки. Так как обычно он весьма незатейлив, то раздобыть его не представляет большого труда. В крайнем случае, можно использовать бумажки с названием того или иного предмета, но это очень нежелательно. В принципе, игровой предмет может отыгрываться любым другим предметом, хоть отдаленно напоминающим его. Например, если вы не нашли себе пистолета, то можете заменить его чем угодно длинным и издали похожим на ствол. Но это, опять-таки, нежелательно. В отличие от полевых игр, кабинетки не требовательны к облачению игрока. Если есть что-то подходящее, то надевай, а если нет - сойдет и так.

А вот чем желательно обзавестись каждому игроку, так это бэджами. Неплохо иметь энное количество таковых в запасе и мастеру. Бэджи нужны для того, чтобы все видели игровое имя игрока и его статус. Вот и все с инвентарем. Рассказывать тут бесполезно, так как нельзя предсказать все ситуации - ориентируйтесь на месте.

Количество ролей

Тут главное не переборщить. Я считаю, что максимальное количество ролей не должно превышать 20-25 человек. Во-первых, вам наверняка не будет хватать места для нормальной игры. Во-вторых, возрастает шанс появления путаницы. И, в-третьих, подумайте: а сможете ли вы связать воедино столько ролей, да так, чтобы соблюдался баланс? Если не уверены в своих силах, то не рискуйте и проведите сначала игру максимум на 10 человек. Потом, когда освоитесь, сможете провести что-то покрупнее. Лично я начинал с игры на 6 человек. Зато последующие были не менее 12... Но если вы уверены, что справитесь, то дерзайте.

Где взять игру?

Варианты следующие: поискать в инете, поспрашивать знакомых, выйти на какой-нибудь клуб и, наконец, написать самому. Мне лично импонирует последний пункт, так что и вам советую. Это не легко, зато очень интересно. А сейчас мы и поговорим, как и что писать.

Как написать ролевую игру?

Как я уже сказал, написать хороший и грамотный сюжет нелегко. Если у вас есть знакомые, занимающиеся ролевыми играми, то лучше попросите их помощи. Если нет, то тогда будем разбираться. Итак, сперва надо определиться с жанром. Тут есть следующие варианты:

1. Фэнтэзи - по-моему, не самый лучший жанр для кабинеток, хотя это не значит, что нельзя написать фэнтэзийную игру. Просто, на мой взгляд, фэнтэзи предполагает больше действий боевого характера. Но это мое личное мнение. Все еще зависит от мира, который вы придумаете и от места действий.

2. Киберпанк, альтернативная история, фантастика - вот это отлично подходит для кабинеток. Есть на что опереться: тут и множество источников из других жанров (кино, компьютерные игры, литература), и интересные оригинальные сюжеты.

3. Наша эпоха, недалекое будущее - тоже хороший вариант. Тут можно подвести под сюжет и какие-то реальные события. Благо событий в наше время хватает.

4. Синтетический - можете мешать что и как хотите, хоть фэнтэзи и кибер. Все зависит от вашей фантазии.

Следующий шаг - проработка концепции мира, в котором происходит действие и формирование главной подоплеки сюжета. Опять-таки, тут все зависит от вас самих.

Когда мир создан и придумана главная "фишка" сюжета, пора начинать прописывать роли и взаимодействие между ними. Могу сказать, что у каждого мастера есть свой стиль создания игры.

Я, например, делаю следующим образом:

1. Создается "скелет" - основной конфликт и базовые группы, между которыми он и происходит. (Например, орки пришли просить политического убежища у людей, но те боятся войны с эльфами и упорно отказываются, а эльфы хотят заключить торговый договор с гномами, которые, в свою очередь, хотят заключить союз с орками, чтобы разгромить людей, помогающих эльфам).

2. Определяются точные цели групп, возможные отношения между ними. (По сути, идет наращивание "плоти" на приведенный выше "костяк").

3. От групп отщепляются некоторые "радикальные" элементы, которые впоследствии могут быть присоединены к другим группам (так формируются различные перебежчики, шпионы, засланцы и прочие. Например, орк, которого вырастили люди, шпионит в их пользу, будучи достаточно влиятельной персоной среди орков).

4. Группы разбиваются на подгруппы, в которых выделяются свои цели, зачастую не связанные с главной целью, но от этого не мене важные. Причем цели у них могут быть схожие, но вот способы их достижения - диаметрально противоположными (эльфы разделены на гномофилов и гномофобов. Обе подгруппы хотят заключить торговый договор с гномами, но первые рады предложить им дружбу и льготы, а вторые будут всячески гноить бородатых коротышек).

5. Прописываются персонажи, их личные цели, характер, способности и т.д. и т.п. (Рыцарь с манией величия и зачатками расизма пытается найти свою семью, угнанную в рабство орками и проданную эльфам. При этом у него есть меч, убивающий даже духов, а сам он способен лечить недуги молитвой). Но это мой стиль. Другие мастера пишут по-иному. Кто-то чертит паутину отношений, кто-то создает персонажа и ведет связи от него, перекидывая их на других персонажей. Способов много, все они по-своему хороши. Да я и сам не придерживаюсь полностью вышеупомянутой техники создания игр. Экспериментируйте - и вы найдете искомое.

Чего следует избегать в игре и как сделать игру интереснее

Пишу, ориентируясь на собственные ошибки и опыт. Чего же следует избегать? Советую вам делать в играх как можно меньше агрессии, старайтесь ее ограничивать сюжетом и правилами. Не поощряйте насилие. Когда в первой половине игры умирает больше половины персонажей, игра начинает умирать и теряет огромную часть своего сюжетного потенциала. Другое дело, что есть игры критического положения, а там хочешь-не хочешь, а насилие должно быть. Но и его надо строго контролировать, иначе игра пойдет коту под хвост.

Существует проблема умерших персонажей. Некоторые мастера предпочитают удалять умерших с места проведения игры. С одной стороны, это правильно, но с другой стороны - неприятно для игрока и может отбить у него интерес к ролевым играм. Представьте, вы проехали долгий путь, чтобы попасть на игру, а вас взяли и убили в самом начале. Так мало того, мастер еще и отправляет вас домой со словами "иди, иди, нечего здесь болтаться". Ну, каково? Неприятно? Я тоже так думаю. Поэтому многие мастера позволяют мертвым быть наблюдателями. Таких игроков помечают (повязка, платок и т.п.) и они имеют право наблюдать за ходом игры. Правда, им запрещено вмешиваться и разговаривать с игроками, но это лучше предыдущего варианта. Еще можно некоторых "трупов" использовать для каких-то игровых целей. Вот насчет этого и поговорим.

Игра становится гораздо интереснее, если в нее можно внести какой-то непредсказуемый элемент. Так же интерес увеличивают "скрипты". Для этого можно использовать или специальных персонажей, или "умерших" игроков. Следует пресекать все желания игроков покинуть полигон с целью покурить и т.п. Играть - так играть, так что отпускайте их только в крайнем случае. Избегайте в ролях каких-либо длительных и однообразных операций, т.к. человек может потерять интерес к игре. Старайтесь проработать все аспекты игровой механики (каюсь, лично я грешу вечными багами именно в игровой механике и подготовке к игре). Корректируйте течение игры на ходу. Если что-то пошло не так, старайтесь исправить это через других персонажей. Помните, что вы мастер, а мастер творит в своем мире что хочет. Даже если ваши действия идут против сюжета, действуйте, если это действительно обострит игру. Не бойтесь экспериментировать. Но главное – избегать фанатизма в игре, ведь это просто игра...

Где можно узнать побольше о ролевых играх, поиграть и получить советы?

Можно поискать клубы в своем городе. В Минске, например, есть клубы и мастера. Я, например, состою в клубе "Врата Измерений", который занимается в основном именно кабинетками. Хотя мы стараемся развиваться и в плане полевок. Если хотите узнать больше - заходите на rpg.by, там на форуме есть одноименный с нашим клубом раздел, где можно выйти на контакт с мастерами, узнать о предстоящих играх. Можете писать мне - я с радостью поделюсь советами, окажу посильную помощь, а, возможно и проведу игру. Короче, "Я поднимаю ролевое движенье..."(с)братья МакТАТУс. Даешь ролевые игры в массы!

Волколак-на-Горе gaur_ni_orod@tut.by

№ 70

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".