Разумные животные: интеллект под шерстью | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Разумные животные: интеллект под шерстью

on мая 31, 2013 - 00:00

- Мальчику, может быть, без нас плохо...

- Это нам без него плохо! А ему там хорошо. У него такой кот есть, до которого тебе еще расти и расти. Он за ним, как за каменной стеной.

М/Ф «Каникулы в Простоквашино»

Признайтесь, уважаемые читатели, многим из вас в нежном возрасте очень хотелось, чтобы бабушкин «двортерьер» Дружок, с которым действительно можно сдружиться за долгие летние каникулы, заговорил человеческим голосом и рассказал какую-нибудь Особо Важную Деревенскую Тайну. Или чтобы попугай Кеша – полноправный член семьи, между прочим, – обсуждал с вами последние новости, а не талдычил бессмысленное «Кеша хорроший!». Или... В общем, чтобы братья наши меньшие нам не уступали в умственном развитии. Вот было бы здорово!

Такое сюжетообразующее условие, как способность к мышлению зверей, птиц и даже рыб всегда было популярно в массовой культуре. В литературе можно сразу же вспомнить старика Эзопа и дедушку Крылова со своими баснями. Вполне подходит к указанной тематике бессмертное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». О разумных животных писали классический фантаст Александр Беляев в «Звезде КЭЦ», мастер хоррора Дин Кунц в «Ангелах-хранителях»; обладатель престижнейших жанровых премий «Хьюго» и «Небьюла» Дэвид Брин положил идею обретения разума дельфинами и шимпанзе в основу своего знаменитого цикла «Сага о возвышении». В книжном фэнтези выделяется целый поджанр анималистического направления; в нем свои классики, свои бесконечные циклы, свои ежегодные премии. Кинематограф всегда был не против рассказать историю об «очеловечившихся» мышках, кошках или поросятах. Достаточно вспомнить оскароносный «Бейб» и озорную комедию «Кошки против собак». Мультфильмы полного и короткого формата повествуют в основном о них же, мохнатых и хвостатых. Геймдев, расправляющий плечи, не мог пройти мимо таких ярких и узнаваемых героев, как разумные животные.

А что до детских мечтаний о поумневшей фауне... Представьте, что беспризорные псы пытаются «отжать мобилу» у одиноких прохожих. Или что кот Барсик подал жалобу в прокуратуру об ущемлении прав зоологических меньшинств и отсудил у вас полквартиры. Или что свиньи накануне Пасхи, поняв, что запахло жареным, забаррикадировались в хлеву и взяли в заложники вашего тестя. Оно вам надо? Вот в видеоиграх разумные животные ведут себя чинно и порядочно: развлекают нас, пользователей. Но время от времени могут и заставить задуматься, ведь чем современный талантливый разработчик хуже Эзопа?

Разумные животные: интеллект под шерстью

В видеоигры разумные животные попадают двумя основными способами: они могут жить бок о бок с людьми или же перед нами предстает мир, в котором вместо представителей нашего вида обитает прямоходящая болтливая живность из наших лесов, полей и прочих джунглей. Второй подход проще по определению: сценаристы просто проецируют на место человека всевозможных мышей, уток и свиней, не меняя абсолютно ничего в привычном для нас мире, или же добавляя в сеттинг фантастические или фэнтезийные особенности по вкусу. Ко второму примеру – глобальное анималистическое сообщество – относится большинство игровых версий полнометражной голливудской анимации. Обычно качество подобных игр держится на крепком среднем уровне, но бывают приятные исключения, вроде мультиплатформенных приключений панды По и компании из яркого экшена Kung Fu Panda от студии Beenox; там вы сможете в полной мере насладится пластикой и стремительностью пузатого древесного медведя, постигшего тайны кунг-фу. Самый большой бардак творится в играх по мотивам диснеевской продукции. Глобальный сеттинг, в котором живут и стремятся к приключениям Дональд Дак, Гуффи, дядюшка Скрудж и другие персонажи Уолта Диснея, предусматривает не только антропоморфных животных и птиц, но и наличие в этом мире обычных, не обладающих людскими качествами зверей. Всемирно известный и при этом довольно бестолковый пес Плуто послужит доказательством. Мало того, в некоторых мультфильмах и играх под лейблом Walt Disney появляются представители рода людского разной степени колоритности. Так, в дилогии Epic Mickey действует-злодействует Безумный Доктор. Но придираться к логичности и целостности самого популярного мультяшного мира – дело неблагодарное, поклонники Чипа и Дейла могут и бока намять. Главное, что хорошие игры с полюбившимися с детства героями выходят регулярно и в немалых количествах. На лето этого года намечены релизы современных версий Castle of Illusions (с Микки Маусом) и Duck Tales Remastered (по мультсериалу «Утиные истории»). Замена людей зверушками весьма удобна для производственной команды: не нужно трудиться над объяснениями, почему кошки, зайцы и прочие пушистые граждане стали носить одежду, жить в квартирах и посещать театры. Такой сценарий понятен и без объяснений.

Если разработчики игр рассказывают о зверях-интеллектуалах, соседствующих с нами, людьми, то такое фантастическое допущение должно иметь сюжетную основу. Нередко игроделы ограничиваются простым и проверенным приемом: «Волшебство, однако!». И для основанных на фэнтези вселенных этого зачастую достаточно. Во второй части экшена Darksiders всадника Апокалипсиса сопровождает ворон Прах, птица толковая и практически незаменимая. Прах временами выглядит умнее своего свирепого хозяина: если главный герой застрял в нелегкой миссии, то ворон всегда наглядно покажет, что, как и где нужно сделать. Нет, вороны всегда считались мудрыми созданиями, но чтобы помогать Смерти спасать Войну... Обычному пернатому горлопану такое не под силу. В мире Warcraft можно встретить представителей расы пандарен, а это самые что ни на есть разумные панды. Пандарены культивируют тайные знания, преуспели в боевых искусствах, придерживаются собственной, оригинальной философии. В общем, они срисованы с китайских мастеров единоборств. Здесь следует отметить, что именно в Китае панд всячески уважают и оберегают, а за убийство медведя-панды там предусмотрена смертная казнь. Пандарены появились в стратегическом аддоне Warcraft 3: The Frozen Throne как нейтральные герои, а затем стали доступны в онлайне, как полноценные жители Азерота в World of Warcraft. Говорящие лягушки, притесняемые любвеобильным графом, обитают в болотах культовой King's Bounty: Легенда о рыцаре. Игрок, высвободив из неволи целый отряд этих лягушек, может даже жениться на одной из них, и зеленая тут же превратится в красотку. Но только после штампа в паспорте! В толкиеновском мире Средиземья, столь любимом создателями игр самого разного жанра, парят под облаками гигантские орлы. Разумные, естественно.

Разумные животные: интеллект под шерстью

В экшене The Lord of the Rings: War in the North троица героев спасает от сарумановских прихвостней плененного орла, и гордая птица помогает отряду в его дальнейших мытарствах, выступая в качестве оружия массового поражения. Нарния, волшебная страна, порожденная фантазией англичанина Клайва Льюиса, густо населена очеловечившимися животными. В игровой версии второй по счету экранизации Льюиса The Chronicles of Narnia: Prince Caspian игроку предоставляется редкая возможность управлять легендарным героем Нарнии – гордым мышом Рипичипом. Рипичип способен не просто навести ужас на толстую домохозяйку, выглянув из-под печи, он на равных противостоит вооруженным гвардейцам. Это вам не писклявый лопоухий Микки Маус, Рипичип вооружен и опасен!

Гораздо менее симпатичные сородичи мыши-мушкетера копошатся в темных тоннелях мира Warhammer Fantasy Battles. Скавены, человекоподобные крысы, придуманы гениальными дизайнерами компании Games Workshop для настольной игры с миниатюрами. Как и многие незаурядные проекты, настолка вскоре стала расти ввысь и вширь, проявляясь в качестве романов, комиксов и, к нашей радости, компьютерных игр. Раса скавенов – это многочисленная орда агрессивных прожорливых крыс, поклоняющаяся несимпатичному божеству Рогатой Крысе и мечтающая превратить все населенные другими народами земли в свой обеденный стол и уютное жилище. Откуда появилась такая напасть, как скавены, доподлинно неизвестно; исследовать расу существ, прячущихся под землей и при удобном случае съедающих ученых-естествоиспытателей, довольно затруднительно. Можно предположить, что крысолюди возникли в результате мутаций от воздействия материализовавшегося Хаоса (на проявлениях Хаоса завязана значительная часть локальных и глобальных неприятностей многострадального мира Warhammer). Как и свои неразумные мелкие родичи, скавены разносят чуму и заразу, в бою они предпочитают давить массой, при малейшей опасности могут без зазрений совести дать деру – крысиные гены в действии. Скавены специализируются в скрытных убийствах, их ассассины могут возникнуть в любом месте материка буквально из-под земли, благо подземные тоннели опутывают все известные королевства и княжества. И хотя технические достижение людей-крыс не впечатляют на фоне техники людей или гномов мира Warhammer, серые захватчики используют некоторые хитроумные устройства, вроде распылителей ядовитой эссенции. Неприятные, в общем, создания, совсем как их земные собратья.

Разумные животные: интеллект под шерстью

Животных с очень своеобразным, но все же человеческим образом мышления изобразил на страницах своих книг Льюис Кэрролл, позже свое видение на нас обрушил известный геймдизайнер Американ МакГи в дилогии Alice. Демиурги не утруждались, объясняя, почему кролики, коты и даже гусеницы изъясняются на человеческом языке: у писателя все произошедшее с девочкой Алисой показано как нереальный зыбкий морок-сон; в играх мы окунаемся в кошмар и безумие, порожденное пострадавшей психикой. Но именно в этом кошмаре Алису сопровождает, помогает, подсказывает и напутствует Чеширский Кот. Персонаж этот удался Американу на все сто процентов, он столь ярок, что приковывает внимание даже в отрыве от игры. Алиса больна и страдает – поэтому и Кот показан нам тощим, изукрашенным хулиганскими татуировками, с цыганской серьгой в изорванном ухе. И при этом – знаменитая улыбка, как у актера Игоря Верника в жюри КВН. А вот в позитивно заряженном экшене Mini Ninjas юного ниндзя обучают всяческим премудростям человекоподобные вороны, датские разработчики вообще по этому поводу ничего не поясняют; вероятно, вороны-наставники – это просто стильно и весело.

Если же действие проекта разворачивается в научно-фантастическом сеттинге, то от сценаристов требуются хотя бы минимальные усилия, чтобы пояснить внезапное «поумнение» братьев наших меньших. Это можно сделать на самом элементарном уровне: бронированные медведи Страны Советов в стратегическом сериале Red Alert отличаются сообразительностью и воинской дисциплиной, потому что службу несут в альтернативной реальности, и вообще у нас тут фарс и веселая развесистая «клюква» времен Холодной войны. Красавчик и умница дядя Пейдж из Beyond Good and Evil представляет собой упитанного хряка, потому что действие происходит на другой планете, а Хиллис – это вам не матушка-Земля. Там гениальный инженер со свиным пятаком – явление обыденное. Но встречаются и более элегантные истории. Так, на свет божий появился супергерой Джим, когда в фантастический чудо-скафандр, брякнувшийся на земную твердь из космоса, заполз обычный дождевой червяк. Скафандр опознал кольчатого как нового владельца и наделил того силой, ловкостью и умом в придачу. Осознав себя как личность, Джим пришел в восторг и бросился защищать обывателей от всяческих угроз, пересыпая процесс остротами и скалясь в пуленепробиваемой улыбке. А еще говорят «горе от ума»...

Разумные животные: интеллект под шерстью

В тактической RPG «Власть закона» в команду бойцов можно завербовать отличного воина, остряка и просто милашку разумного прямоходящего крыса БиК-14. Крыс этот принадлежит к остаткам так называемого «зообатальона», спецподразделения, созданного учеными из невеселого киберпанковского сеттинга игры. Именно крыс подвергали мутациям, так как их стойкий организм способен переносить много большие невзгоды, чем тельца других млекопитающих, а высокая способность к адаптации позволяла запихивать в подопытных различные хитрые имплантаты. Цель, понятное дело, вовсе не была благородной: подавить восстание на Марсе; там, куда обычные служивые не полезут ни за какие коврижки, а «переделанные» крысы годятся в самый раз. Но проект провалился, немногие уцелевшие бойцы зообатальона разбрелись кто куда, а в команде игрока появился колоритный покрытый шерстью персонаж, язвительно комментирующий происходящее и вытаскивающий в одиночку всю юмористическую часть игры. Свою версию классического уэллсовского сюжета об острове доктора Моро в 2005 году представила украинская команда Action Forms в шутере "Вивисектор: Зверь внутри". По сюжету, гениальный ученый на далеком тихом острове путем сложного хирургического воздействия получает на основе самых разных животных принципиально новый разумный вид. Но, как всегда, в дело вмешиваются тупые военные, все заканчивается стрельбой и взрывами. Игра отметилась великолепной актерской озвучкой, мы могли слышать несравненного Армена Джигарханяна, Дмитрия Певцова, Дмитрия Пучкова. А человек-скандал Никита Джигурда исполнил, вероятно, лучшую свою роль, подарив голос лидеру животных-повстанцев, громогласному Льву. Морально-философский посыл этой весьма недурной игры прост, он вторит Герберту Уэллсу: соблюдайте осторожность, играя в игры Бога-создателя.

На экраны мониторов и телевизоров в качестве героев видеоигр попадают самые разные, порой неожиданные представители животного мира. В классическом аркадном платформере Rocket Knight вооруженный ракетным ранцем опоссум Спаркстер становится на защиту родной деревни от оккупантов – волков и свиней. А почему бы и нет? Опоссум – создание милое, под определение положительного героя вполне подходит. Волки и хряки – агрессоры, ясное дело. Ассоциации здесь просты и понятны. Уже упоминавшиеся древесные медведи-панды пользуются у разработчиков какой-то необъяснимой популярностью. Даже в таком специфическом жанре, как файтинг, засветилась вполне себе антропоморфная Панда (на пару с лесным медведем Кумой), речь идет о консольной серии Tekken. Панда эта освоила все тонкости кунг-фу, подрабатывает телохранителем и участвует в сложных сюжетных хитросплетениях игры. Герой-символ корпорации Sega – синий глазастый еж Соник. В отличие от своих неторопливых флегматичных сородичей из реального мира, еж этот передвигается на сверхзвуковых скоростях и коротает время не за воровством яблок из сада, а в противоборстве с гениальным суперзлодеем – доктором Эггманом. Образ Соника был столь удачен, что скоростной герой появляется в разнообразных играх на множестве платформ вот уже третий десяток лет, о нем снят мультсериал и произведено множество сопутствующей продукции.

Разумные животные: интеллект под шерстью

Несколько неожиданно бескомпромиссными яростными бойцами в культовой стратегической серии Worms стали земляные потешные червяки. Учитывая общую юмористически-пародийную направленность игр серии Worms, пучеглазые мультяшные черви, создания по определению безобидные, подошли на роль тяжеловооруженных гладиаторов как нельзя лучше. В анималистических играх надежно прописались такие, на первый взгляд, неподходящие создания, как черепахи. Благодарить за это следует, конечно, легендарную четверку мутантов из канализации Нью-Йорка. Крохотные черепашки попали в зловонные воды подземных каналов мегаполиса, где под воздействием загадочного вещества-мутагена обрели черты и характеры непоседливых человеческих тинейджеров. Крыса Сплинтер, бывший домашний любимец мастера ниндзюцу, волей злой судьбы также угодивший в канализацию и благодаря мутации очеловечившийся, взял шефство над черепашками и превратил их в защитников справедливости и порядка. Черепашки-ниндзя мелькают в играх с завидным постоянством, следующее скорое свидание с ними состоится уже этим летом в экшене Teenage Ninja Mutant Turtles: Out of the Shadows, выходящим на всех основных платформах. Основной жанр «черепашковых» игр – beat'm'up, но ведь на то они и ниндзя, им положено драться, а не на свидания ходить. В новой игре будет, само собой, представлен кооператив на четверых. Мудрые черепахи встречаются и в мире King's Bounty, правда, размер их уж очень велик. С черепахой Геей (имечко ни о чем не говорит?) герой-рыцарь выходил на поединок. Как оказалось, черепаха размером с коттедж была околдована орочьим шаманом-социопатом. Также оказалось, что Гея – еще совсем юная и ростом поэтому не вышла. А вот черепаха Эндория столь велика, что несет на панцире, ни много ни мало, весь мир игры. С Эндорией даже можно было пообщаться в финале «Легенды о рыцаре». Выяснилось, что мегачерепаха действительно мудрая. Только медленная.

Увенчанные лаврами Рэм и Зитц из экшен-платформера Battletoads для консолей девяностых являются вообще лягушками. Но при этом они разят негодяев приемами карате, спасают принцесс и целые планеты, а в свободное время выступают одной командой с задирами из Double Dragon. В глубинах морских и океанских вод также не мудрено повстречать вполне разумных героев из числа меньших братьев. Дельфин Экко из проекта Ecco the Dolphin преодолел массу опасных приключений, спасая свою семью. Дельфины, вообще-то, и так считаются без одной минуты разумными существами, но Экко в своей миссии легко находит общий язык не только с близкими сородичами, но и с голубыми китами, и с касатками, а суммарная масса его подвигов приблизительно равняется свершениям какого-нибудь Ланселота. Вот только Экко все-таки млекопитающее, а рыбам с чистым разумом в играх повезло гораздо меньше. Конечно, если бы не экономический кризис, которому предшествовал другой кризис и так далее, то разработчики с просторов СНГ добрались бы рано или поздно до печально знаменитой Золотой Рыбки из знакомых с детства сказок и анекдотов. Вот, к примеру, студия Cats Who Play, выпуская свой далеко не худший приключенческий экшен «Три богатыря» (не путать с очень неоднозначной мультипликационной продукцией студии «Мельница»), обещала воплотить в жизнь полноценную игровую серию на основе русских сказок и былин. Встреча с Рыбкой, казалось, неизбежна. Но... Из рыбьего племени разум в видеоиграх получили немногие, навскидку вспоминается разве что двоякодышащая Линда из блистательной Psychonauts. Линда изменилась после чудодейственного минерала пситаниум, и во второй половине игры всячески помогала главному герою, исполняя для него роль водного такси.

Разумные животные: интеллект под шерстью

Игровые жанры, в которых нас встречают антропоморфные животные, весьма разнообразны. Кроме наиболее распространенных ныне экшенов от третьего лица, представлены еще и квесты, и стратегии. В жанре «квест» блистает впервые появившийся на экранах дуэт детективов: рассудительный пес Сэм и слегка неадекватный кролик Макс пришли из мира комиксов в игры в далеком 1993-м, и благодаря усилиям студии LukasArts надолго полюбились игровому коммьюнити. В новейшей истории игр Сэм и Макс уже успешно вернулись к игрокам с новыми приключениями от команды Telltale Games. Видимо, время не властно над этим колоритными персонажами. Немало шума в рядах почитателей стратегического жанра наделала в свое время игра S.W.I.N.E., где рассказывалась драматическая история о вторжении войск милитаристов-свиней (свиней в прямом смысле слова) на просторы мирной страны кроликов Морковляндии. Не станем пытаться проводить реальные параллели, ибо «ВР» вне политики.

Во многих играх появляются фантастические и не совсем создания, которых не мудрено спутать с обретшими разум зверями, но которые, тем не менее, проходят по иным спискам. В серии космических симуляторов Wing Commander зловредная раса Килрати страсть как похожа на земных львов, но с царями зверей из саванны эти инопланетные милитаристы не имеют ничего общего, кроме внешнего вида. Одна из лучших игр для платформы Playstation 2 Okami дает нам возможность управлять белой волчицей, но зверь этот – земное воплощение мудрой богини. Мир The Elder Scrolls населяют кхаджиты, прямоходящие человекообразные кошки. Из них получаются прекрасные воры, но иногда зоологические особенности дают о себе знать: не каждый украденный шлем налезет на кошачью голову. Наконец, следопыт Минск из мира Забытых королевств (Baldur's Gate 1 и 2) твердо уверен, что его ручной хомяк Бу – Великий Космический Герой. Здесь следует учесть, что Минск, конечно, парень добродушный и порядочный, но его слишком часто били тяжелыми предметами по голове...

Как тут ни крути, но мы любим зверье и птах небесных (ненавидящие их люди вряд ли читают эти строки). Мы читаем книги о них, смотрим о них кино и передачу «В мире животных» с легендарным Николаем Дроздовым. Мы с удовольствием играем в игры, в которых животные волей геймдизайнеров обретают разум и речь, совсем как в сказках из золотого детства. Антропоморфная фауна столь же часта в фантастических проектах, как, например, марсиане или гоблины. Просто мы иногда не замечаем этих удивительных созданий. Вероятно, с ранних лет мы считаем, что говорящая собака или кошка – это не самое большое чудо, это почти реальность и обыденность. Ведь они же все-все понимают. Просто сказать ничего не могут. Или не хотят.

Алексей Корсаков

№161
Яндекс.Метрика