Настольные игры: общие сведения

Posted by Rudi Yagen on марта 22, 2013 - 12:47

В последнее десятилетие на территории бывшего СССР значительно возрос интерес к настольным играм, в связи с чем и появилась надобность в открытии соответствующего раздела в "Виртуальных Радостях". К сожалению, в Беларуси (в отличие от соседних с нами стран) настольные игры (за исключением классических) развиты слабо, хотя уже появились определенные подвижки в лучшую сторону. Настольные игры интересны в первую очередь тем, что предоставляют вам возможность поиграть против живого противника (причем, в отличие от компьютерных сетевых игр, вы увидите перед собой не абстрактного героя или там террориста/контртеррориста, а реального человека). Пожалуй, начать свой рассказ следует с классификации настольных игр.


Настольные игры подразделяются на следующие виды:
1. Классические — шашки, шахматы и иже с ними. Заострять свое внимание на них мы не будем, т. к. они и так хорошо описаны в соответствующей литературе;
2. Военные игры. Подразделяются на тактические и стратегические игры. Обычно это игры с использованием миниатюр (либо чего-то их заменяющего), причем в тактических играх вы командуете подразделением, которому ставится боевая задача, а в стратегических — вводится менеджмент ресурсов и т.д.;
3. Настольно-печатные игры. Большая их часть обладает достаточно простыми (по сравнению с военными играми) правилами. Настольно-печатные игры (далее НПИ) выпускаются практически по любой тематике (есть исторические, экономические, политические и т.д. и т.п.) и легко осваиваются максимум за час;
4. Ролевые игры. Для них требуется книга правил (зачастую не одна), хороший ведущий и воображение у игрока;
5. Карточные игры — Magic the Gathering и т.п. — игры с использованием специально выпущенных карт по особым правилам.
Во времена Советского Союза настольные игры (за исключением классических) фактически развиты не были. Однако с начала 90-х гг. XX в. произошли определенные изменения в лучшую сторону. Первыми у нас появились НПИ и достаточно долгое время продолжали оставаться единственным широко распространенным видом настольных игр. Первой игрой, появившейся на нашем рынке, был "Менеджер" — переделка всем известной и неоднократно тиражируемой игры "Монополия". Было это в далеком 1991 г. Никто из тех, кто тогда приобрел эту игру, такой покупки не забудет — именно через "Менеджер" многие начали приобщаться к чудесному миру настольных игр. В "Менеджер" играли компаниями, семьями, даже устраивались небольшие чемпионаты. Предприятия, заводы, отели, тюрьма и биржа — игра захватывала и не отпускала на долгие вечера. Вслед за выходом "Менеджера" не территории бывшего СССР начался настоящий бум настольных игр. Вначале выпускались различные отечественные варианты "Монополии" — "Коммерсант", "Кооператив", "Экономист", "Маклер", "Бизнес" — всех и не упомнишь. Однако скоро люди пресытились одинаковыми играми, где менялись лишь оболочка и названия предприятий. Компании, выпускающие игры, отреагировали достаточно быстро — появился ряд интересных разработок.
Большое количество интересных и качественных игр выпустила московская фирма Letra-Relax. "Миллионер-1,2", "Миллионер-3", "Призраки замка Ферро" и ряд других интересных игр быстро завоевали сердца поклонников. Очень хороша была игра "Геополитика". В ней вам приходилось управлять одним из государств "Большой восьмерки", пытаясь занять главенствующее положение на мировой арене, а добиться этого можно было как военными, так и мирными способами. Несмотря на относительную простоту правил, игра затягивала с первых минут и не имеет аналогов у нас в стране даже сейчас.
Оригинальный подход был продемонстрирован во многих других играх. Так, "Я — управляющий" давала возможность управлять предприятием в рамках командно-административной системы, почувствовав на своей шкуре тяжесть судьбы советского руководителя, "Шанс" — попутешествовать по земному шару и т.д. В Заславле где-то в 1993 г. была выпущена игра "Эрудит", где победы можно было добиться, только правильно ответив на ряд вопросов из различных областей знания. Интересной была и игра "В Тридевятом царстве", где герой путешествовал по сказочной стране, сражался со злыми существами, отыскивал волшебные предметы и должен был победить Кощея Бессмертного. В Беларуси в это же время появилась лучшая из имеющихся на данный момент экономических игр — "Конверсия-1". Правила этой игры требовали досконального изучения в течение нескольких часов. Игрок получал возможность добывать сырье, производить из добытого либо купленного сырья товар, заниматься экспортом и импортом товаров и сырья. Эта игра даже использовалась в качестве учебного пособия в экономических классах многих школ.
НПИ стали выпускать и многие журналы — как детские, так и специализированные. Журнал "Пионер" выпустил три игры В. Голицына, сделанные им еще до Второй мировой войны в СССР. Игры Голицына ранее никогда не издавались и сразу же завоевали множество поклонников. Игра "Пираты" рассказывала о сражениях пиратов и испанцев в Карибском море и стала прототипом множества "пиратоподобных" игр. Захватывающие морские сражения между колониальными державами происходили в игре "Захват колоний", у которой до сих пор множество поклонников. Еще одна игра — "Беглые, или Вот тебе бабушка и Юрьев день" была достаточно простой по смыслу "ходилкой", но также интересной. К сожалению, больше "Пионер" игр Голицына (а всего их около тридцати) не печатал, а сейчас наследники Голицына планируют выпускать их небольшими тиражами в Великобритании.

В середине 90-х гг. созданием НПИ занялся "Центр перспективных разработок". Эта фирма выпустила свою версию "Пиратов" — с возможностью торговли различными товарами. Хорошо сделана и игра SPACE — Masters of Universe — космическая стратегия с превосходно оформленным игровым полем. Игра "Железнодорожный магнат" предоставляет вам возможность создать свою железнодорожную империю. Интересна и игра "Опрокинутый мир", где сражения между игроками ведутся с помощью различных карточек.
Отдельные издательства выпустили ряд журналов с играми. Издательство "Росмэн" выпустило журналы "Галактическая война", "Рыцарские войны", "Вторая мировая война" и "Морские сражения", каждый из которых содержит по четыре игры. Эти журналы одновременно являются хорошими справочниками по соответствующей тематике. Издательство "Полина" — журналы с играми "Пиратская игра", "Коммерческая игра", "Чудовищная игра" и "Рукопашная игра" (часть этих игр впоследствии была издана в коробочном варианте). Минское издательство "Делиз" выпустило игры "Спецназ", "Стальной кокон" и "Формула-1" (правда, значительно уступающие российским игровым выпускам).
Пожалуй, следующими стоит описать военные игры. Военные игры (или wargames) известны человечеству с глубокой древности. Многие великие полководцы любили в детстве расставлять своих игрушечных солдатиков и моделировать различные битвы. Однако настойчивая необходимость в изобретении правил сражений с помощью игрушечных солдатиков появилась только в XIX в. с возникновением армий европейских государств, состоящих из нескольких сотен тысяч человек. Игры в военных штабах по определенным правилам с участием офицера-посредника позволяли промоделировать ход будущего сражения либо всей войны. Первые две книги по правилам военных игр написал в начале нашего века Герберт Уэллс. Значительная часть элементов правил из его книг используется во многих wargames и поныне.
Подразделить wargames можно на две группы: военно-тактические и военно-стратегические игры. В военно-тактических играх вы получаете под свое командование (или сами набираете на определенное количество очков) небольшой отряд воинов (любого исторического или неисторического времени) и должны выполнить какую-либо боевую задачу (уничтожить всех противников, захватить важный объект и т.д.). Обычно, каждая фигурка (либо фишка) обозначает одного воина (либо небольшое их количество — 10, 20,...) и обладает набором характеристик (атака, защита, инициатива,...). Как правило, такой wargame играется без использования карты региона, поделенной на клетки или гексы, а с использованием моделирования местности на специальных столах со сменными элементами рельефа. На западе существует огромное количество военно-тактических игр по любым периодам человеческой истории (а также по fantasy, science fiction,...). Западные игры, продающиеся в СНГ, слишком дороги (к примеру, цена стартового набора для fantasy-wargame Warhammer, которого явно недостаточно для нормальной игры, порядка 75 у.е.). На территории бывшего СССР до недавнего времени свои разработки такого рода практически отсутствовали (за исключением "на коленке сделанных" игр типа "Полководец" или "Бородино"). Правда, в 2000 году появилась игра "Эпоха битв" предприятия "Звезда" с достаточно прилично выполненными историческими миниатюрами (если смотреть по соотношению цена/качество) и неплохими правилами, которые постоянно дорабатываются. В серии "Эпоха битв" для моделирования игровых ситуаций используется 20-гранный кубик. Вышло три игры из этой серии ("Куликовская битва", "Марафонское сражение" и "Ледовое побоище"). Существует порядочное количество наборов исторических миниатюр для этих игр (по периодам Древнего мира и Средних веков), а также средневековая деревянная и каменная античная крепости и наборы осадных и метательных машин. В будущем "Звезда" планирует выпускать fantasy-wargame с миниатюрами, похожие игры сейчас и в планах других фирм.
Второй разновидностью wargame можно считать военно-стратегические игры. В таких играх взаимодействие между игроками идет на основе противостояния батальонов, полков, армий или даже фронтов. В военно-стратегических играх практически всегда присутствует карта региона действия с обозначением всех основных стратегических объектов и схематическим изображением рельефа местности. Обычно еще вводится понятие ресурсов (мобилизационных, денежных и т.д.), которые можно заработать, успешно ведя военную кампанию, и потратить на увеличение своей армии, улучшение ее боевой мощи, постройку укреплений и т.д., и т.п. Тактические битвы в военно-стратегических играх изображаются упрощенно (иначе игра может растянуться на долгие дни, а то и недели), но достаточно реалистично. У нас такие игры (пока в ограниченном ассортименте) выпускает также предприятие "Звезда". На данный момент вышли три игры (серия называется "Гексостратегии" — "Ледовое побоище", "Триста спартанцев" и "Нашествие монголов"), но серия будет постоянно пополняться, что обнадеживает (тем более, что игры не слишком дороги и не самого худшего качества).

Достаточно распространены в Беларуси (как и в целом на территории бывшего СССР) ролевые настольные игры (в данном случае сюда не относятся НПИ ролевого характера). Для таких игр требуется книга правил (чаще таких книг несколько), некоторое количество кубиков и ведущий игры (game-master или dungeon-master). Ведущий придумывает либо корректирует игровой мир и игровые ситуации, соответственно, при плохом ведущем игра становится неинтересной. Вам не потребуется много места — успех в игре будет зависеть не от полководческих талантов, а от воображения играющего и продуманности персонажа. Да, каждый игрок сам создает себе персонажа и ведет его тернистым путем в каком-либо мире. Причем стоит хорошо подумать при создании (генерации) своего персонажа — изменить изначальные установки будет очень сложно, а игра может длиться неделями и даже месяцами. На западе наиболее известны три ролевые игровые системы (популярные и у нас) — AD&D (Advanced Dungeons & Dragons — кстати, недавно вышла третья редакция этой игры), GURPS (Generic Universal Role-Playing System) и Vampire: the Masquerade. Все эти системы глубоко проработаны, для них создано огромное количество миров, выпускаются специальные дополнения и расширения, по ним пишутся книги и делаются компьютерные игры. Книг по ролевым настольным играм, изданных для тех, кто не понимает буржуинского языка, пока всего две: "Эра водолея" и "Искусство волшебства". "Эра водолея" создана российской группой разработчиков. Книга правил игры оформлена прикольными картинками в стиле аниме. Мир игры является близким аналогом нашего, но с примесью элементов магии (причем, больше всего он похож на мир "Охотников за привидениями"). В игре вы будете являться сотрудником Института, борющегося с отрицательными проявлениями паранормальных явлений. Игровая система "Эры водолея" достаточно хорошо проработана и основывается на использовании широкодоступного 6-гранного кубика. К сожалению, пока система лишена поддержки разработчиков (хотя они вот уже более полугода обещают выпустить книгу дополнений и сценариев к ней). Разработчики "Эры водолея" также планируют создать еще несколько похожих систем.

"Искусство волшебства" является изданием на русском языке (с незначительными поправками) западной игровой системы Ars Magicka. Действие в игре происходит во времена аналогичные средневековым в мире с хорошим уровнем развития магии. Эта система в первую очередь заточена под использование магии — вы можете сами разработать и применить любое пришедшее вам на ум заклинание (захотели кого-нибудь убить — пожалуйста, желаете попасть в другой город — нет проблем, хотите съесть экзотический овощ картофель — все к вашим услугам). Естественно, что вероятность успеха будет зависеть от "продвинутости" персонажа и его успехов в соответствующем разделе магии. Игра также предоставляет возможность "пожить в шкуре" персонажа, не владеющего магическими способностями. Правда, "Искусство волшебства" стоит дороже "Эры водолея", так как в комплект входят два 10-гранных кубика и карта мира.
Наиболее известной из карточных игр является Magic the Gathering. Кратко объяснить ее правила практически невозможно. Суть в том, что каждый игрок обладает набором карт, которые по определенным правилам выкладываются на стол. Игроки также имеют определенное количество очков жизни. Главный способ победить — с помощью карт существ либо заклинаний снизить количество очков жизни противника до нуля. Карты красиво оформлены профессиональными художниками, некоторые обладают баснословной стоимостью только из-за своего оформления. Минимальный набор включает в себя стартовую колоду (она так и называется — starter), с помощью которой уже можно играть. Однако для серьезной игры вам потребуется улучшить колоду, приобретая так называемые бустеры, содержащие некоторое количество карт. Стоимость starter — около 10 у.е., бустера — порядка 3 у.е. Игра обладает и еще одним существенным недостатком — политика фирмы-производителя нацелена на выкачивание максимального количества денег из игроков, для чего практически каждый год многие из ранее вышедших карт объявляются устаревшими и не имеют право принимать участие в серьезных соревнованиях. Так что, если вы все-таки решитесь играть в Magic the Gathering (хотя бы на полупрофессиональном уровне) — не прячьте ваши денежки по банкам и углам. На западе выходило и выходит огромное количество карточных игр. Достаточно упомянуть Legend of the Five Rings, Lord of the Rings (да-да, по нему, родимому, "Властелин колец" в картах), Star wars, Battletech, и т.д. и т.п. На просторах 1/6 части суши можно отметить неплохо сделанные НПИ с использованием карт "Опрокинутый мир" (издатель — "Центр перспективных разработок") и "Магистр — повелитель стихий" (от фирмы Astrel). Эти две игры имеют один большой недостаток — слишком маленькое количество карт, что сразу ставит ограничения на количество выигрышных игровых стратегий. Лучшей же российской игровой карточной разработкой является игра "Арена магов" от геленджикской фирмы "Технолог". В игровом процессе (в отличие от западных карточных игровых систем) используется 6-гранный кубик и игровое поле, а также правила с оригинальными элементами. Карты делятся на существ и артефакты. Вышло уже три достаточно неплохо оформленных игровых набора (при стоимости приблизительно в 3 у.е. за набор из более чем 100 карт) и планируется выпуск дальнейших дополнений к игре.
Значительную часть упомянутых в статье игр можно приобрести либо на книжном рынке на ВДНХ (по субботам), либо в игровых отделах крупнейших магазинов Минска.
Заканчивая обзорную статью, нельзя не упомянуть и о таком деле, как игротворчество. В Минске и Беларуси существует приличное количество людей, занимающихся созданием собственных игр. В ряде случаев такие игры как минимум не уступают существующим аналогам, а иногда и превосходят их. Создавались даже игры (тактико-стратегического характера), кампании в которых длились по несколько лет!!!
А теперь — внимание — переходим к главной новости. Начиная с сентября этого года, в Минском Дворце Детей и Молодежи открывается клуб настольных игр, где у вас появится возможность поиграть во многие из вышеупомянутых игр, а также поучаствовать в разработке новых игровых систем. Также во Дворце Молодежи будет проводиться 8-туровый открытый чемпионат г. Минска (участники из других городов и стран только приветствуются) по игре "Эпоха битв" (с незначительными изменениями и дополнениями). Более подробную информацию о чемпионате и клубе можно узнать по телефону 260-96-67 (Андрей). Подробная информация о регламенте чемпионата и изменениях в правилах игры — в следующем номере ВР. Засим не прощаюсь, а говорю "До свидания!".

Morgul

№ 30