Мир Warhammer 40k. Часть 4
Окончание. Начало в ВР №№ 04-6'2005.
Мы с вами увидели в прошлых статьях достаточно много интересных рас, каждая из которых по-своему своеобразна. Но одну расу пока упустили — и это Хаос, главный возмутитель спокойствия и нарушитель порядка в Галактике. Хаос велик и непредсказуем, и описать его непросто. Но попытаться, наверное, все-таки стоит, ведь без хотя бы частичного понимания Хаоса вы так и не сможете понять всю многогранность и целостность Warhammer 40k. Напоследок же останется только сказать пару слов об играх, которые связаны с этим удивительным и великолепным миром.
Общий обзор
Как это ни прискорбно, но информации о Хаосе у нас слишком мало, чтобы понять его до конца. Но знания все же имеются, и ими пренебрегать не стоит. Хаос — сила, возникшая в варп-пространстве. А варп-пространство до сих пор остается практически непознанным. С одной стороны — это неистощимый источник силы и энергии, позволяющий бесчисленным мирам человеческой Империи соединяться в единое и могучее государство. С другой — место, полное невообразимых опасностей. Никто не знает, какие еще могущественные силы таятся в варпе, и поэтому людям всегда надо быть настороже, чтобы сохранить свою расу от полного уничтожения. Да и не только людям — и орки, и тау, и даже тираниды страшатся опасностей, заключенных в варпе. Правда, ходят слухи, будто Эльдарам известно насчет варпа гораздо больше, нежели они пытаются это показать. Но космические эльфы не спешат делиться своими знаниями, подозревая, что даже информация излишня и может только повредить неокрепшему мозгу.
Демоны Хаоса, самые яркие его представители, способны принимать физическую форму, но не могут ее долго удерживать. Поэтому им приходится пользоваться услугами живых существ, способных стать проводниками их сущности. Они сеют семена сомнений и раздора в мозгу живых, соблазняют их обещаниями легкой власти и богатства, благодаря этому открывая себе дорогу в реальный мир. На различных планетах, поддавшихся влиянию демонов, возникают секты, посвященные Богам Хаоса (наиболее могущественным демонам). Секты поднимают восстания, развращают властные структуры планет, подчиняют себе псайкеров. Итогом может стать возникновение мощнейшего всплеска психической энергии, на который потянутся толпы демонов, разрушающих реальность и атакующих все вокруг. Естественно, что человечеству приходится постоянно бороться с такими проявлениями, и никакие методы не считаются слишком жестокими.
Глаз Ужаса У каждой расы есть такое место, которое является средоточием ее силы — столица расы. Пожалуй, только орки не имеют единого центра управления, зато всем остальным он доступен. Есть таковой и у Хаоса. К северо-западу от Земли, далеко на краю Галактики находится место, называемое Глаз Ужаса. Именно оттуда к людям приходят силы хаоситов, именно там их "столица", если ее можно так назвать. Внешне Глаз Ужаса действительно похож на глаз, и представляет собой водоворот звезд, являющийся центром постоянного варп-шторма. Это одно из уникальных мест в Галактике, а уникально оно тем, что там пересекаются реальный мир и варп-пространство. Неудивительно, что именно оно было выбрано поклонниками Хаоса — ведь в Глазе Ужаса демоны могут напрямую общаться со своими последователями.
Когда события Ереси Хоруса закончились, предатели человеческой расы отступили на территорию Глаза Ужаса. Многие из них, как и их потомки, и поныне остаются там. Правда, внешне они за это время сильно изменились и уже мало напоминают людей — но их это не смущает, они знали, на что шли, когда поддались помыслам Хаоса, или уже просто не могут помыслить никакой иной жизни. До нынешних времен, времен XLI тысячелетия, хаоситы являются самыми страшными врагами человечества. А Глаз Ужаса — самым опасным местом в Галактике.
В центре Глаз представляет собой средоточие Хаоса — всевозможные демонические сущности чувствуют там себя как рыба в воде, плавая по волнам энергии и ненависти. Благодаря взаимопроникновению варпа и реального мира, твари из центра постоянно проникают в нашу Вселенную, атакуя миры, находящиеся неподалеку от "столицы" хаоситов.
Боги Хаоса
Некогда среди демонов выделилось несколько наиболее могущественных сущностей, прозванных Богами Хаоса. Главных Богов четверо: Кхорн — Кровавый Бог, повелитель битв и воинов; Тзинч — Повелитель Перемен, меняющий пути; Нургл — Повелитель Разложения, разносящий по Галактике чуму и разрушения; Слаанеш — Повелитель Удовольствий, способный удовлетворить самые тайные и извращенные желания. Боги Хаоса гораздо сильнее любого из демонов, а их армии — наиболее мощные среди хаоситских войск. Боги постоянно соперничают между собой, борясь за влияние на души людей и прочих живых существ. Спасает человечество от полного уничтожения лишь то, что даже эта четверка не обладает способностью постоянно находиться в материальном мире, и основную часть времени действует лишь руками своих клевретов.
Боги Хаоса сформировались как сущности очень давно, и сразу же почувствовали присутствие могущественного врага — Императора. Появлялись они в таком порядке: первым пробудился Кхорн - и человечество попало в эру войн и конфликтов; вторым появился Тзинч, познакомив народы Галактики с лживостью, двуличием, предательством; третьим был Нургл, начавший распространение мощной волны болезней и заражения по мирам; и, наконец, последним пришел Слаанеш, подчинявший себе все и вся через обещания немыслимых наслаждений.
Демоны
Демоны - это сущности Хаоса, находящиеся на следующей ступеньке иерархической лестницы после Богов. Их великое множество, и в большинстве своем каждый из них подчиняется какому-нибудь Богу. Иногда демоны напрямую вторгаются в миры людей и прочих рас, но чаще предпочитают действовать опосредовано, привлекая на свою сторону слабых или обиженных личностей, легко поддающихся их влиянию. Каждый демон, после своего воплощения в реальном пространстве, - сам себе оружие, и в их тела зачастую встроены наимощнейшие средства разрушения. Давайте же посмотрим на некоторых из них и оценим их мощь и силу.
Демоны Кхорна отличаются великолепными способностями к ведению боевых действий. Так, Великий демон Кхорна — Кровожад — самый могучий из всех демонических воинов. Его присутствие наводит ужас на врагов и, кажется, само по себе излучает смерть. Практически никто из врагов, видевших Кровожада на поле боя, не уцелел. Он огромен, одет в блестящие доспехи, вооружен топором и кнутом, испускающим брызги огня. Присутствие его на поле боя означает только одно — данная битва очень важна для Кхорна, и последний намерен ее выиграть любой ценой. Ему помогают Кровопускатели — демонические пехотинцы Бога войны. Руки их заканчиваются смертоносными когтями, молниеносно разрубающими любого, посмевшего оказаться на пути. Говорят, что они способны не только убить живое существо, но и вынуть его душу, оставив лишь пустую телесную оболочку. Те же, кто все же скрылся от сил Кхорна, подвергаются атакам Гончих Плоти. Гончие не только прекрасные помощники на поле боя, но и продолжают преследовать свои жертвы вне его, проникая во сны и видения. Ну и завершают парад Бога войны Джаггернауты. Это слитые воедино машины и звероподобные сущности. По сути, Джаггернауты сделаны из живого металла и способны служить как боевой м ашиной, так и превосходным тараном, с легкостью разбивая ворота самых прочных крепостей. Управляют ими самые доверенные слуги Хаоса.
Великий демон Тзинча — Повелитель Перемен. Он способен поразить воображение любого живого существа, помутнить разум, проникнуть в самую душу и вывернуть ее наизнанку. Этот демон наилучшим образом отражает чувства и сущность своего хозяина, проводя в жизнь необратимые изменения. Помогают ему Розовые и Голубые Ужасы — твари розового или голубого цвета, прыгающие по полю боя и уничтожающие врагов длинными клешнями. Изначально в сражение приходят Розовые Ужасы, а после своей гибели каждый из них делится на два Голубых ужаса, продолжая сеять смерть и разрушение. Огневую поддержку осуществляют Огнеметчики Тзинча - это очень странные существа: их нижняя половина тела напоминает перевернутые грибы, чьи ножки стали телами, а из подобий верхних конечностей вырывается розовое варп-пламя, способное разрушить самый стойкий материал. Демоны эти без проблем перемещаются по полю боя, обладая способностью передвигаться огромными прыжками. Не стоит забывать и об еще одном странном типе созданий — Дисках, хищниках варп-пространства, охотящихся за душами смертных на просторах Хаоса. Это плоские создания, формой напоминающие диск (не зря же их так назвали), оснащенные зубами и острейшими шипами. Они скользят над землей, ища беззащитные жертвы, и способны служить носителем для кого- нибудь из пехотинцев, выступая в качестве средства передвижения.
Нургл — Повелитель Разложения — имеет демонов, соответствующих этому "высокому" званию. Великий демон его — Великий Нечистый — воплощает самого Бога. Внешность его пугающая и отвратительная — огромный, ядовито-зеленого цвета, разлагающийся. Из тела демона сочится кровь, отовсюду лезут личинки и вываливаются внутренние органы. Отвращение, вызываемое Великим Нечистым, настолько велико, что не каждый воин осмелится выйти сражаться против него, и еще меньше тех, кто сохранит хладнокровие и присутствие духа до конца битвы.
Впрочем, иные демоны Нургла выглядят не лучше. Взять, к примеру, Носителей Чумы. Эти твари, по слухам, являются потомками тех, кто умер от Гнили Нургла — страшной и практически неизлечимой болезни. В Носителей Чумы откладывают свои яйца мухи, роясь вокруг них стаями, внутри их развиваются личинки, питаясь плотью и язвами. Вооружены демоны этого типа Чумными мечами, одно прикосновение которых к незащищенной плоти способно вызвать заражение и смерть любого живого существа. Ну а добывают пищу для прочих демонов Твари Нургла — демоны, способные парализовать своих врагов до конца сражения. Те, кто стал добычей Тварей, превращаются в пищу последователей Повелителя Разложения после его победы на поле боя. Опасны и Нурглинги, хотя бы из-за своей огромной численности, каждый из них — миниатюрная копия своего повелителя. Они хитры и кровожадны и питаются разложенной плотью.
Практически у каждого живого существа имеются желания, в которых он боится признаться другим, а иногда даже и себе самому. И Слаанеш обещает эти желания исполнить, его слуги верно и преданно приводят такие решения в жизнь. Великий демон Повелителя Удовольствий — Хранитель Секретов; одет он в тонкие шелка, украшен драгоценностями, утончен и опасен одновременно. Его клешни пугают и манят к себе, одним своим видом возбуждая желания. А голова с рогами и клыками во рту, несмотря на уродливую внешность, распространяет вокруг себя ауру соблазна. Следом идут Демонитты — очень похожие на женщин демоны, отличающиеся от них лишь клыками да клешнями. Полная противоположность им — Злодеи, эти твари настолько ужасны, что не каждый осмелится их вообразить даже в ночных кошмарах. Немногие среди тех, кто встречался с ними, способны вспомнить хотя бы частичку увиденного. Ну а средством передвижения последователям Бога Удовольствий служат Кони Слаанеша. Сражаются они в основном языками, которые могут выстреливать на далекое расстояние, опутывая противников своих всадников.
Есть у Хаоса и иные демоны, но рассказ о каждом из них занял бы слишком много времени, так что остановимся на перечисленных.
Космический Десант Хаоса
Насколько ужасен и опасен Хаос, видно по всей человеческой истории. Когда разразились события Ереси Хоруса, значительная часть Примархов и Легионов Космического Десанта покинула Императора и перешла на противную сторону. Их воля была подточена постоянным влиянием Хаоса, которому они просто не смогли сопротивляться. Кто-то из предавших человечество десантников желал славы, другим нужны были удовольствия, третьи соблазнились обещаниями секретного знания, а иные вовсе просто верили свои командирам и следовали за ними во всем. Теперь уже не важно, какими соображениями кто довольствовался, ведь каждый из тех, кто предал Императора и встал на сторону его врагов, заслуживает смерти, равно как и их потомки. Хотя бы по той причине, что все они уже отравлены ядом Хаоса и могут стать проводниками демонов в наш мир, если не сейчас, то в недалеком или далеком будущем. Впрочем, большинство предателей из Легионов Хаоса нисколько не сожалеет о своей участи, верно сражаясь за своих новых хозяев и считая, что иной участи десантник просто не заслуживает.
Но Хаос в битвах Ереси Хоруса проиграл, пусть людям эта победа и досталась дорогой ценой, ценой смерти многих храбрых представителей расы и заключения Императора в Золотом Троне. Уцелевшие Легионы Космического Десанта отступили в область Глаза Ужаса. Здесь, поддерживаемые Богами Хаоса, они стали повелителями планет демонов, порой населенных странными и ужасными проявлениями жизни. Хочется отметить, что в Глазе Ужаса время, по сути, стоит на месте, и человек (равно как и любое другое живое существо) может жить там практически вечно. Так что на планетах Хаоса проживают не только потомки тех десантников, что шли за Хорусом в бой, но и они сами — ветераны сражений многотысячелетней давности. Надо ли говорить, насколько опасны такие воины и какую угрозу для всей Галактики они представляют.
Легионов предателей девять, четверо из которых принесли клятву Богам, остальные решили остаться в стороне от подобного выражения признательности и поклоняются лишь Хаосу — как единой сущности. Итак, встречайте наших "героев".
Легион Пожиратели Миров решил служить Кхорну. Примарх этого легиона стал в юности берсерком, такими же являются и его воины. Они кровожадны, беспощадны и не знают страха в битвах, сражаясь до самой своей смерти. А их доспехи срастаются с телами и становятся неотделимыми от кожи.
Легион Гвардия Смерти последовал за Нурглом, получив второе название Чумных Десантников. Они предпочитают сражения на корабельных палубах и практически всегда выступают в качестве абордажных команд на кораблях Хаоса. Правда, из-за влияния своего хозяина их тела постоянно разлагаются, и лишь специальные доспехи скрепляют их в единое целое. Взамен же воины Нургла получили практически полную нечувствительность к боли и ранениям.
Легион Тысяча Сынов пал на почве запретного знания, изначально стремясь получить как можно больше информации о демонах и пси-энергии. Перед самой Ересью Хоруса Император хотел его уничтожить, но не успел. Легион этот стал на службу Тзинчу, который взамен обучил их владению пси- энергией. Но цена была достаточно высока — практически все десантники стали призраками в доспехах. Воины Тысячи Сынов неподвластны психическим воздействиям, потому как варп проходит прямо через них, создавая нечто вроде кокона защиты.
Наконец, Легион Дети Императора стал последним, впавшим в ересь, и поклоняется Слаанешу. Он неоднократно воевал не только с имперскими войсками, но и со своими соседями по Глазу Ужаса. Этому легиону нужны в огромных количествах рабы для проведения ритуалов, приносящих новые наслаждения, а его легионеры получают удовольствие от всего, в том числе от самого процесса ведения войны в любой форме. И им совершенно незнакомы такие понятия, как страх или ужас.
Но главенствует среди десантников-предателей отнюдь не легион, поклоняющийся какому-либо из богов. Нет, ведет всех Черный Легион (он же известен как Лунные Волки или Сыны Хоруса). В многочисленных стычках предателей за руководство всем движением он неоднократно доказывал свою силу и мощь, получив право быть первым среди равных. Именно его командир — вармастер Абаддон — возглавляет так называемые Черные Крестовые Походы, направленные на уничтожение Империи. Некогда Абаддон был одним из самых выдающихся воинов человечества, сражаясь с пришельцами и Хаосом и освободив от них множество миров. Но он больше верил в Хоруса, нежели в Императора (говорят, что он даже был клоном первого Примарха), и последовал за предводителем Ереси в его начинаниях. После смерти Хоруса Абаддон продолжил его дело и стал демоном-принцем, изгнав из себя все человеческое. И теперь власти государства людей опасаются, что когда-нибудь он вернется и довершит то, что начал его "отец". И на руинах Империи образуется империя страха и ужаса, в которой Абаддон станет чем-то вроде наместника своего покровителя Хаоса.
Оставшиеся легионы, перешедшие к врагам человечества, зовутся Носители Слова, Железные Воины, Повелители Ночи и Альфа-Легион.
Культисты Хаоса
Если бы все силы Хаоса исчерпывались только военной мощью, сосредоточенной в Глазе Ужаса, он был бы не настолько силен, каким является на самом деле. Но все гораздо сложнее, ведь любое из разумных живых существ может быть подвержено влиянию демонов. Некоторым хочется власти над своими согражданами, пусть даже власть эта будет мимолетной и скоротечной. Другим желается запретных знаний или удовольствий. Как бы то ни было, очень часто на разнообразных планетах Империи находятся такие индивиды: они объединяются в своей ненависти к существующему порядку и организуют секты. Секты стараются построить храмы, посвященные Богам и демонам Хаоса, где приносятся кровавые жертвы и культисты молятся своим кумирам, ожидая награды за свою верность и преданность.
Естественно, что подобное поведение не остается незамеченным со стороны Хаоса. Секта, набравшая достаточную силу, может удостоиться чести увидеть воочию своих повелителей. И, возможно, даже получит желанную власть над иными людьми на краткий промежуток времени. Но закончится все полным подчинением планеты демонам или вовсе ее разрушением. Само собой, что хорошего отношения от лояльных к Империи граждан культисты не ждут и всячески скрывают свое присутствие.
Вооружение Хаоса
Рассказывать о вооружении самих демонов не имеет смысла — это мы уже сделали выше. Культисты вооружаются тем, что им удается найти на своих планетах, то есть, стандартным вооружением. Единственные, о ком мы пока толком не сказали — Космические Десантники Хаоса.
Нетрудно догадаться, что десантники, перешедшие на сторону врага, сохранили в основе своей вооружение, присущее им до этого. Но в связи с тем, что предательство осуществилось давным-давно, на вооружении у хаоситов зачастую стоят образцы, бывшие в ходу тысячелетия назад. С другой стороны, продвижение имперской технологии вперед за эти годы было не таким уж и большим (в некоторых областях стоит говорить даже об откате назад), поэтому легионы предателей могут сражаться с имперскими легионами на равных или почти на равных.
Десантникам Хаоса знакома терминаторская броня, состоящая из экзоскелета с фибросвязками, пластальных и керамитовых пластин и механических приспособлений, помогающих воину передвигаться в этом тяжелом снаряжении. Часто взводы Терминаторов вооружены таким оружием, как комби-болтер, соединяющим в себе болтер с каким-нибудь другим видом вооружения. Иногда комби-болтер дополняется штыками или лезвиями, позволяя применять его с большей эффективностью в ближнем бою. А уж ближний бой хаоситами очень почитается. Бывает, что взводы Терминаторов несут автопушку "Жнец", все еще мощную, но несколько устаревшую модель имперского вооружения.
Одними из опаснейших подразделений Десантников Хаоса являются Рапторы. Их взводы укомплектованы прыжковыми ранцами. В далекие от нас времена, до Ересей, они могли очень быстро перемещаться по полю боя, совершая благодаря своим ранцам дальние и быстрые прыжки. Но ранцев было мало, поэтому подразделения рапторов считались элитой Космического Десанта и попасть туда мог не каждый. Постепенно они сформировали чуть ли не культ самих себя, доказывая всем и вся свое высочайшее предназначение — ведь именно их отправляли на выполнение самых опасных спецзаданий. От Хаоса это не укрылось — и скоро большинство рапторов было поражено его влиянием.
В свое время Рапторы встали на сторону Хаоса и изменились как внешне, так и внутренне. Нам неизвестно, поклоняются они какому-либо из Богов или же живут собственной внутренней жизнью, но мы точно знаем, что их броня изменилась в нечто невообразимое. Рапторы очень ценят собственную жизнь и готовы сбежать при первой возможности, если битва склоняется не на их сторону. А любимое их дело — атаковать беззащитные и одиночные цели, ведь только так они могут одержать легкую победу, не потеряв никого из своих.
Также хаоситами в боях часто используются мутанты, такие как Зверолюди, страшная смесь людей и зверей, и Псы Хаоса, собаки, попавшие под власть Хаоса и мутировавшие после этого. Есть у Хаоса и многое другое, но пока всех его секретов человечеству раскрыть просто не дано.
Хаос и Империя
Нетрудно догадаться, что у Империи и ее представителей отношение к хаоситам отнюдь не хорошее. Ведь Хаос ставит себе целью полное уничтожение власти Императора, о котором ни один лояльный гражданин и помыслить даже не может. Именно поэтому десантники сражаются с Хаосом с невиданной яростью, пытаясь уничтожить всех его представителей до единого. Но и хаоситы отвечают тем же — ведь нет для них большего счастья, нежели поставить еще одну планету под власть своих Богов и демонов или же просто уничтожать непокорных. И такое положение дел будет продолжаться до того момента, пока кто-нибудь из соперников окончательно не уничтожит другого.
Империя борется с Хаосом во всех его проявлениях. Каково бы ни было положение дел, именно его представители всегда и везде остаются врагами №1. Соответственно, любое проявление враждебной человечеству силы должно быть немедленно уничтожено. Если вторгаются войска Хаоса, отпор им отправляются давать лучшие силы людей, и бьются до последней капли крови и последнего вздоха. Если же на какой-то из планет, подвластных Императору, поднимает голову культ Богов и демонов Хаоса, как только об этом станет известно властям, на планете появятся инквизиторы, жестоко уничтожающие все следы ереси. И если покажется, что уничтожить ересь простыми способами невозможно, будет применен Экстерминатус, после которого в зараженном мире не останется ни единого живого человека. Вывод прост и понятен — пока есть Глаз Ужаса и пока в нем царствует Хаос, человечество ждет беспощадная, жестокая и непрекращающаяся война.
Игры
Есть две разновидности игр по Warhammer 40k — настольные и компьютерные проекты. Начнем, пожалуй, с настольных — ведь именно из подобной системы вырос сам мир. Итак, наиболее известная игра по данной вселенной так и называется — Warhammer 40k. Это воргейм, в котором сражаются армии самых разнообразных существ. Причем, по желанию игроков могут разворачиваться огромные баталии (хватило бы времени) или столкновения небольших отрядов. Все характеристики юнитов точно просчитаны за годы использования, расы хорошо сбалансированы. Не следует забывать и "моделистской" стороне дела — каждая фигурка представляет собой миниатюрное произведение искусства, а уж раскрашенная истинным фанатом, она и вовсе бесподобна. Для воргейма выходит большое количество материалов — книги правил общие и отдельных армий, художественная литература, материалы по разнообразным расам. У Warhammer 40k в мире уйма поклонников, поддерживаемых компанией-издателем игры — Games Workshop. Периодически проводятся "слеты" фанатов, где они могут обмениваться опытом, восхищаться миниатюрами, раскрашенными их товарищами и, конечно же, играть, играть и еще раз играть. Кстати, существует и обратная связь с создателями проекта — частенько проводятся всемирные кампании, по результатам которых определяется ход тех или иных событий в мире. Так что некоторые деяния, о которых вы узнали из нашего цикла статей, были осуществлены именно в результате деятельности любителей настольных игр.
Пожалуй, ничуть не менее интересна и такая игра, как Battlefleet Gothic. В отличие от базового Warhammer 40k, она посвящена сражениям флотов. Причудливые корабли самых разных рас, вышедших в космос, столкнутся на вашем столе, если вы когда-нибудь решитесь поиграть в сей проект. Само собой, что и для него существуют проработанные правила, как нельзя лучше отображающие битвы флотов. Правда, Battlefleet Gothic несколько менее популярен, чем его собрат-воргейм, но это не умаляет его значимости. Кстати, об обеих перечисленных мною играх вы можете прочитать в англоязычном периодическом журнале White Dwarf, посвященным все той же Games Workshop и ее работам. Содержимое номеров журнала вы можете найти по ссылке сайт а в продаже последние выпуски обычно имеются в магазинах по продаже аксессуаров к играм Games Workshop.
Наконец, не стоит забывать и о карточной разновидности игры (главным словом в подзаголовке каждого из выпусков, как это ни удивительно, является тоже Warhammer 40k). Ее правила достаточно оригинальны и не являются прямым копированием уже известных идей, а приносят в мир коллекционных карточных игр что-то свое. Во-первых, практически каждая карта несет на себе не только текст, описывающий подразделение, укрепление, героя и прочее, но и позволяет играть себя как тактическую карту. Само собой, что подобный подход заставляет оценивать ее по двум параметрам. Но есть и третий параметр, о котором нельзя забывать. Ведь в этой игре большое значение придается случайности, соответственно, многое зависит от броска кубика. Но кубик используется не пластиковый (деревянный, металлический etc.), а нарисованный на картах. Соответственно, игрокам часто приходится помещать в колоду не только "крутые" карты, но и такие, на которых написаны высокие значения броска. Наконец, хотелось бы указать, что целью игры является захват контроля над секторами планет. Игроки высаживают в сектора своих воинов и стараются занять большее количество регионов, нежели соперник, что вносит дополнительные стратегические элементы. Действие весьма живое и увлекательное — так что все желающие могут попробовать (тем более что осенью в Беларуси планируется крупный турнир по игре). Обрадует многих еще и то, что часть выпусков игры была переведена на русский язык компанией "Саргона".
Что же касается компьютерных игр, то здесь мы можем вспомнить неплохой воргейм Fina Liberation: Warhammer Epic 40,000, а также отличный проект Warhammer 40,000: Chaos Gate. Были среди стратегий на тему этого мира и провальные, к примеру — Warhammer 40,000: Rites of War. Но перечисленные игры отличало то, что все они достаточно старые, и с момента выхода их прошло не менее пяти лет. А недавний шутер Warhammer 40,000: Fire Warrior откровенно разочаровал. Глуповатый сюжет, слабая игровая модель, совершенно незатягивающий геймплей. Казалось бы, времена игр по столь великолепной вселенной уходят в прошлое. Но так было лишь до недавнего времени.
А потом вышел Warhammer 40,000: Dawn of War. Эта игра, несмотря на то, что не претендовала на полное переложение правил "настолки" и относилась к жанру RTS (в отличие от традиционного воплощения вселенной в воргеймах), как нельзя лучше передала дух мира. И пусть в ней нет четкого расчета ходов и приходится быстро двигать мышкой ради достижения победы, пусть фанаты настольной версии говорят, что она скучна и неинтересна, - главное, что Dawn of War не просто вышел на прилавки, но и затянул в свои сети сотни тысяч поклонников. О качестве этой игры говорит даже то, что ее отобрали в качестве одной из дисциплин для проведения World Cyber Games — мирового чемпионата по компьютерным играм. Надо ли говорить что- то еще? Впрочем, для тех, кто не в курсе, скажу пару слов.
В Dawn of War игрокам предлагается на выбор четыре расы — Космический десант, Эльдары, Орки и Хаос. Основной упор в игре делается на мультиплеер — одиночная кампания за Десант хотя и интересна, но достаточно коротка и существует в единственном экземпляре. Главный смысл игры — научиться верно распределять свои силы и контролировать на поле как можно больше ключевых точек, тем самым подавляя соперника и приближая себя к победе. Расы достаточно хорошо сбалансированы, путей к победе превеликое множество, а количество тактик просто поражает воображение. Разработчикам из Relic удалось внедрить в свое детище несколько удачных находок, возносящих его практически на невиданную высоту. В общем, однозначно рекомендовано для просмотра. А уже сейчас готовится дополнение к игре — Winter Assault, в котором к уже существующим расам добавят Имперскую гвардию.
Что ж, игр по миру хватает. Думается мне, каждый из вас сможет найти среди них что-нибудь по душе. И что-то мне подсказывает, что их меньше не станет — появятся новые проекты, получат дальнейшее развитие старые. Ведь вселенная Warhammer 40,000 — это так интересно и занимательно, что перед ней просто невозможно устоять.
Заключение
Все, что я мог сделать, чтобы познакомить вас с великолепным миром Warhammer 40k, я уже сделал. Вы узнали о расах мира, познакомились с их внутренним устройством, внешней политикой, прочими аспектами жизни. Теперь вы знаете, кто такие Эльдары или чем Орки этой вселенной отличаются от своих аналогов у Толкина и его последователей. Вам знаком Хаос и Тау, а Крутов вы никогда не спутаете с Некронами. Но на этом моя миссия не заканчивается, ведь остается самое главное и интересное — дать вам дальнейшую путевку в жизнь в Warhammer 40k.
Естественно, что рассказанное мной в цикле статей — лишь капля в море, в огромном море информации, которое находится на бескрайних прериях сети Интернет. Так что позвольте порекомендовать вам хотя бы пару-тройку сайтов, где вы сможете найти дальнейшую информацию.
Без сомнения, что первым в ряду ресурсов, посвященных столь замечательной вселенной, стоит поставить сайт ее создателей — компании Games Workshop. По адресу сайт вы получите такой заряд информации, связанный не только со вселенной, но и с играми по ней, что сразу ощутите себя знатоками. Но не стоит расслабляться. В свободное время можете посетить и русскоязычные сайты (ведь не все же знают английский настолько, чтобы быстро усвоить информацию с главного официального сайта), например, фанатский сайт сайт или форум сайт (где имеется информация еще и по фэнтезийному собрату 40k — Warhammer Fantasy Battles). А то и страничку карточной версии игры, организованный "Саргоной", сайт . Впрочем, заниматься перечислением всех ресурсов данной тематики просто бесполезно, так что ограничимся указанными. Да и их вам хватит на долгие и долгие недели. А мне пришла пора прощаться — и уходить в долгие раздумья на тему, о чем бы еще вам рассказать в рубрике "Другие миры" через пару-тройку номеров...
Morgul Angmarsky morgul@newmail.ru