Лес призраков
Название в оригинале: The Forest
Жанр: ужасы
Режиссер: Джейсон Зада
В ролях: Натали Дормер, Оуэн Мэкен, Стефани Вогт, Осаму Танпопо, Ясуо Тобисима
«Лес призраков», «Лес самоубийц», «Море деревьев»… Аокигахара — все это названия огромного лесного массива у подножия горы Фудзи. Скалистые пещеры и сплошная стена непроходимых зарослей самшита и сосен — вот главные достопримечательности этого леса. Здесь не работают компасы. Из живых существ в Аокигахаре можно встретить лишь диких собак, лисиц да змей. А еще это место стало пристанищем заблудших душ, самоубийц, призраков и древних демонов.
Аокигахара окрестили «Лесом самоубийц»: ежегодно в нем находят более 70 тел — жертв суицида. Шлейф дурной славы тянется за этим лесом еще со времен феодальной Японии, когда суеверные жители Страны восходящего солнца действительно верили в потусторонние силы. Вполне естественно, что в какой-то момент и лес, и мифы, окружающие его, привлекли к себе внимание сначала писателей, а затем и кинорежиссеров.
Современная японская литература обратилась к Аокигахаре в середине прошлого столетия. Уже тогда писатель Сэйтё Мацумото решил, что лучшей формой для произведения об этом месте станет «страшилка». Голливуд же обратил свой взор на легенды Аокигахары лишь в XXI веке: в прошлом году Гас Ван Сент снял драму «Море деревьев», а в этом году на экраны вышел хоррор Джейсона Зада «Лес призраков». О последней ленте сейчас и пойдет речь.
Молодая американка Сара (Натали Дормер) отправляется в Японию на поиски своей сестры-близнеца, которая при загадочных обстоятельствах исчезла в печально известном лесу Аокигахара. Конечно же, несмотря на все предупреждения о том, что нельзя сходить с лесной тропы, девушка устремляется вглубь леса, надеясь узнать хоть что-нибудь о судьбе своей сестры. И конечно же, на своем пути Сара встретит злые души умерших, которые охотятся на всех, кто по неосторожности забрел в их владения.
Если бы «Лес призраков» снимали японцы, то на выходе зрители получили бы если не шедевр уровня «Звонка» или «Проклятия», то как минимум очень-очень крепкое кино в стиле лучших представителей школы японских хорроров (j-хоррор). И в своем режиссерском дебюте постановщик Джейсон Зада пытается сделать что-то похожее на всем известные и многими любимые классические японские фильмы ужасов, но получается это у него плохо.
Несмотря на все желание сделать j-хоррор, Джейсон Зада все-таки американец. Не хочется обижать западных создателей фильмов ужасов, но их жанровые работы всегда были немного о другом. Там, где японцы постепенно нагнетали атмосферу и старались вызвать животный ужас, американцы обычно обходились впечатляющей расчлененкой и парочкой хорошо работающих скримеров.
Далеко ходить за примерами не надо. Достаточно вспомнить Садако, вылезающую из телевизора, преодолевая единственную преграду на пути к своей жертве, или безумный взгляд мертвенно-бледного лица Каяко Саэки (серия «Проклятие»), чтобы дрожь пробежала по телу.
К сожалению, ничем подобным «Лес призраков» похвастаться не может. Наверное, понимая, что попытка сделать j-хоррор оказалась безуспешной, авторы решили нашпиговать вторую половину фильма стандартными бу-моментами, характерными для любого современного представителя увядающего жанра американского хоррора. Хотя, возможно, в какой-то момент создатели посчитали, что финальный результат может оказаться слишком далек от интересов рядовых зрителей, и сделали крен в сторону более массового, но одновременно и более пресного продукта.
Пожалуй, в этом и заключается главная проблема «Леса призраков». У создателей была действительно отличная задумка. Был интересный финальный твист. Был классный концепт, который в принципе давал им возможность развернуться и сделать нечто новое и свежее. Ведь фильмов об Аокигахаре и легендах, сложенных об этом лесе, не так и много, а историй, которые были знакомы массовому западному зрителю, так и вовсе нет. Но по какой-то причине этот потенциал так и не был реализован. И даже азиатские актеры, которые добавляют фильму аутентичности, не смогли исправить положение дел. Поэтому единственная причина, по которой вообще стоит смотреть это кино, — это полюбоваться на Натали Дормер, которой, к сожалению, и играть-то в этом «шедевре» почти нечего.
Максим Данилюк