The Legend of Zelda — Ocarina of Time

Posted by Panko on июля 31, 2008 - 00:00

Жанр: action RPG
Разработчик: Nintendo
Издатель: Nintendo
Игры серии: The Legend of Zelda (1986, NES; 2006, Wii), The Legend of Zelda — A Link to the Past (1991, SNES; 2006, Wii), The Legend of Zelda — Ocarina of Time (1998, N64; 2002, GameCube; 2007, Wii), The Legend of Zelda — Majora's Mask (2000, N64), The Legend of Zelda — The Wind Waker (2002, GameCube), The Legend of Zelda — Four Swords Adventures (2004, GameCube), The Legend of Zelda — Twilight Princess (2006; GameCube, Wii)

На Западе и Востоке ее любят и ценят. Там это самый настоящий культ. Согласно некоторым опросам, The Legend of Zelda — Ocarina of Time многие горячие головы всерьез считают лучшей игрой всех времен. Другие резонно замечают, что "лучшая игра всех времен" для Ocarina of Time — это жирновато, а на самом деле таковой, безусловно, является LoZ — A Link to the Past (1991, Super Nintendo). В любом случае, некто Сигеру Миямото ходит прямо-таки в героях. А уж когда анонсирует новую часть сериала, то на него чуть ли не молиться готовы. Армия фанатов наверняка тут же бежит домой, цепляет на видное место календарь и начинает зачеркивать дни, остающиеся до выхода The Legend of Zelda — Generation Next....

У нас о ней практически ничего неизвестно. А если кто-то и слышал чего-нибудь там краем уха, то это ж не значит, что он все бросит и полетит ее искать. И так делов невпроворот. Вон, не сегодня-завтра очередной Gears of War выходит. Какая уж там "Зельда"!

Между тем сложившуюся ситуацию легко объяснить. Игры серии появлялись только на приставках от Nintendo: NES, SNES, N64, GameCube, Wii. Первая из них была здесь фантастически популярна, но вот "Зельда" на ней не "зажигала". А остальные консоли особого распространения не получили. Поэтому когда LoZ все-таки "раскочегарилась", у нас никто этого не увидел...

Первое впечатление от игрушки, прямо скажем, не очень. Когда герой выходит из помещения на улицу и перед глазами предстает поселение лесного народца, запросто можно не совладать с собой и отпрянуть от монитора. Немного погодя возникает стойкое желание дотянуться чем-нибудь потяжелее до темечка того деятеля, что так цинично врал прямо в глаза о "лучшей игре из когда-либо созданных". О дизайне и архитектуре речь, кажется, не идет в принципе. Всё кубы. Уродливые буро-зеленые кубы и параллелепипеды. Ничего больше (речь, напомню, о лесе). Дальность прорисовки друзей- лесовиков просто никакая. Увидеть их можно только конкретно уткнувшись носом. Мутные текстуры. Очень скромная детализация... Поймите правильно, в свое время графика LoZ была весьма передовой. На N64 едва ли найдется что-то лучше и "эпичнее", но, давным-давно наигравшись в Crysis и насмотревшись роликов из грядущих блокбастеров, трудно сдержать гримасу отвращения при взгляде на местные "красоты". Короче, это совсем не тот случай, когда время лечит. Легенду о Зельде оно покалечило, причем очень неслабо. Забавно, что, скажем, весь насквозь двухмерный Chrono Trigger — другая старинная ролевая легенда с еще более слабой приставки SNES — почему-то не вызывает с первых минут такого отторжения. И это при том, что графика там вообще достаточно условна. Наверное, от последнего изначально не ожидаешь ничего выдающегося, поэтому и воспринимаешь то, что есть, как должное. К LoZ отношение все-таки другое... Однако вернемся к теме.

Начало достаточно тягомотное. Игроку приходится вслепую бродить по окрестностям и пытать каждого встречного-поперечного на предмет подсказок, а также ценных советов по управлению и пользованию интерфейсом. Разговоров вообще довольно много. А пропускать их очень нежелательно, так как именно там вам скажут, что творить, куда идти и вообще введут в курс дела. Но постепенно-постепенно втягиваешься. Начинаешь немного ориентироваться в обстановке. Добываешь щит и меч. Опробуешь их на очень кстати подвернувшихся монстриках. Выслушиваешь от мудрого старого дуба пару ободряющих слов за первую победу — над косматой королевой-паучихой. И когда из тесных лесных лабиринтов тебя, наконец, выпускают на оперативный простор, в чисто поле, красиво подсвеченное теплыми лучами заходящего солнца, игра уже вызывает только положительные эмоции. Впереди ждут хитроумные загадки и яростные битвы, беспринципные враги и прекрасные принцессы, роскошные дворцы и сырые подземелья, рыбная ловля и скачки на лошадях, путешествия во времени и разграбление могил, полеты на птицах, отлов привидений с помощью бутылки, прыжки с водопадов и многое- многое другое.

Чем же так подкупает Ocarina of Time?

Едва ли не первое, что обращает на себя внимание, это реальные масштабы всего, что можно увидеть на экране. В RPG такое стали широко практиковать, в общем-то, совсем недавно. А уж тогда это, наверное, смотрелось вообще из ряда вон. Дома, замки, дворцы, деревья соотносятся с размерами здешних обитателей так, как это было бы в действительности. Ну а если уж поле — то можно и правда запариться через него пилить. Из-за всего этого в общем-то довольно "квадратный" замок не выглядит убогим уже хотя бы потому, что он БОЛЬШОЙ.

Очень приятно видеть далекий горизонт. Авторы многих проектов для N64 беззастенчиво пользовались предоставляемой приставкой возможностью "подпустить тумана". Здесь его — необходимый минимум. Он, конечно, используется, но больше как украшение, а не средство сокрытия огрехов и сокращения дальности прорисовки окружения. Наверняка в свое время, когда бал правили в лучшем случае "коридорные" шутеры и RPG, Ocarina of Time воспринималась как глоток свежего воздуха.

К первой волне "честных" 3D игр с видом от третьего лица у игроков и обозревателей возникло немало претензий к тому, как там была реализована "камера". Получив возможность баловаться кинематографичными видами и планами, некоторые дизайнеры начисто позабыли о том, что игрокам, помимо красивого пейзажа и застывшего в вычурной позе героя, хорошо бы еще видеть, откуда подкрадывается враг. Создатели LoZ на эти грабли не только не наступили — не приблизились к ним даже на расстояние пушечного выстрела. Как результат — отличная камера вкупе с очень удачной системой автоприцеливания. Отдельные сбои (вроде погружения в стену) порой возникают, но в целом — гуд. Управляется, кстати, одной кнопкой.

Ну а дальше начинается геймплей, который целиком и полностью строится на исследовании мира. Авторы всю дорогу рассказывают байки про древних богов, нехилых мудрецов, избранных героев, а также мощные древние артефакты, в поисках которых вы и будете много часов обшаривать вдоль и поперек совсем не маленькую карту. Игра эпичная. "Вошкаться" можно месяцы напролет. В некоторых местах разрешают посадить растение и спустя годы (не пугайтесь, в игре присутствуют путешествия во времени) забраться в недоступные ранее места.

Повоевать также придется. Врагов здесь хватает, и все со своими заморочками. Начиная с обычных серых волков и заканчивая гигантскими амебами, огненными змеями и вообще не пойми кем. Надо ли говорить о том, что к каждому из "главарей" нужен индивидуальный подход, а их появление всегда обставлено особенно тщательно?

Тот факт, что все бои строго в реальном времени, лично для меня несомненный плюс. Многие, конечно, не согласятся, и это их святое право. Похождения главного героя щедро разбавлены несложными загадками, которые в основном построены на использовании различных предметов из нашего инвентаря. Как правило, здесь особых трудностей не возникает, хотя и без "засад", естественно, не обходится.

Большая часть сражений происходит в подземельях, каждое из которых выполнено с упором на одну из стихий. Вода там, огонь и прочее. Об этом не стоило бы упоминать, если бы не то обстоятельство, что наличие титульной стихии реально оказывает влияние на геймплей, развитие событий, а также визуальный ряд. Пребывание в "огненном" храме, расположенном в кратере вулкана, например, сопровождается эффектом горячего воздуха. Храм воды — это блики на стенах и тому подобное. Игрокам помоложе читать такие глупости, наверное, просто смешно. Но в свое время это было действительно круто!

В этом месте нельзя не сказать еще несколько слов про Water Temple. Лабиринт, конечно, серьезный. Мало того, что в нем целых четыре этажа. Просто бегать, выискивая подходящую лазейку, там не выйдет. Приходится использовать весь имеющийся в наличии арсенал средств, чтобы хоть как-то продвигаться хоть куда-то. Необходимо все время регулировать уровень воды в подземелье, так как некоторые закутки становятся доступными только "посуху", а другие — наоборот. Я просидел там несколько дней. И это имея под рукой два FAQ'а от разных авторов, функцию быстрого сохранения и пару толковых советчиков под боком. Честное слово, взявшись играть, вы рискуете оставить там свою молодость.

В Ocarina of Time "зашита" просто уйма секретов и побочных квестов. Но, несмотря на это, легкой жизни не будет. Чтобы добыть что-либо действительно полезное, нужно очень постараться. Просто так на голову ничего хорошего не упадет. Ну а чтобы получить лучший в игре меч — Biggoron's Sword, вам придется намотать столько виртуальных километров, что вы еще проклянете день, когда решили взяться за это дело. Тем более что игра прекрасно проходится и без него.
The Legend of Zelda — Ocarina of Time
Игрушка очень хорошо продумана в мелочах. Тут сложно найти неуместные или поспешные решения. Так, меня слегка перекосило, когда я увидел здешние "автоматические" прыжки. Все-таки непривычно, когда, дойдя до края какой-нибудь ямы, наш герой самостоятельно сигает вперед, даже не посоветовавшись с игроком. На деле идея оказалась просто отличной. Теперь не надо долго мучиться, пытаясь заскочить на, казалось бы, достаточно близко расположенную платформу. Не вышло с первого раза — ищи другой путь. Все просто.

Особо стоит сказать о лошадях. Наш верный друг и помощник нарисован, анимирован и вообще сделан так, что оставаться равнодушным невозможно в принципе. Мечты Лизы Симпсон о пони вовсе не кажутся такой уж ерундой;). Начинаешь понимать и Александра Македонского, который о пони не мечтал, а просто основывал города и называл их в честь своих умерших коней.

Японское происхождение игры порой дает о себе знать. Две главные феи — это что-то с чем-то! А уж про то, какие позы они принимают во время разговора с Линком, я вообще молчу! На вид нашему герою, кстати, примерно от восьми до десяти лет.

Есть игры фотогеничные, а есть не очень. Такие, как LoZ. Делать в ней скриншоты очень непросто. Игра хорошая, и хочется показать ее в выгодном свете. А из отдельно взятых кадров на тебя смотрит какое-то убожество. Игрушка и впрямь, несмотря на техническую отсталость (по сегодняшним меркам), получилась масштабной (в том числе и по нынешним стандартам), поэтому несколько отдельно взятых кадров сказать о ней что-либо внятное просто не в состоянии. Впрочем, при ближайшем рассмотрении графика оказывается вовсе не такой уж страшной. И даже вовсе наоборот. На "родной" приставке — одна из самых продвинутых точно.

Еще одна характерная черта ОоТ — приятный звук и очень красивая музыка. Это особенно ценно, учитывая, что носителем информации на оригинальной платформе N64 был малоемкий картридж. Диалоги в игре не озвучены. Вернее, монологи. Говорит только один собеседник. Наш герой четко знает, что молчание — золото. Ну и ладно. Зато звуки и музыка действительно хороши. Очень здорово они работают на атмосферу. Здорово настолько, что, спустившись в могильный склеп, полный ходячих мертвяков, невольно проникаешься и, сидя за монитором, втягиваешь голову в плечи. И это несмотря на совершенно "игрушечный" дизайн. А слышали бы вы, как звучит главный местный храм!..
The Legend of Zelda — Ocarina of Time
Эмулируется игра без малого идеально. PJ64 со стандартным видеоплагином с задачей вполне справляется. Иногда (достаточно редко) в меню проскакивают небольшие графические "глюки", но картину они особо не портят. Что же касается игровой графики, то тут никаких проблем не видно. Хотя, возможно, люди, заставшие "зельду" на консоли, что-нибудь эдакое и обнаружат.

Чтобы играть в LoZ, очень неплохо знать инглиш. Без него въехать будет сложновато. С другой стороны, язык в игре довольно простой. И уровня знаний на тройку вполне должно хватить. Мне хватило. Еще, если постараться, в сети можно найти русские переводы LoZ, выполненные фанатами (shedevr.org.ru\zelda64rus). Об их качестве ничего конкретного сказать не могу. Однако, думаю, оно может быть если не хорошим, то по крайней мере приемлемым. Все-таки делают их бесплатно, за идею, люди, любящие то, чем занимаются. Потому если недостаток квалификации иногда и имеет место, он вполне искупается скрупулезным подходом, старательностью и дотошностью. Приведенный сайт вообще достаточно интересный. Желающие могут заценить, что такое соленый труд переводчика приставочных игр. И, при желании, попробовать свои силы. А их, предупреждаю сразу, понадобится немерено.

Пора уже делать какие-то выводы. Откровенно говоря, трудно даже представить, кого сейчас может зацепить "Легенда о Зельде", если речь не идет о старых ее фанатах. Камнем на дно игру тянет возраст. Но даже если закрыть глаза на технические моменты... Все-таки Ocarina of Time была популярной, когда выбор у любителей RPG был ограничен. Сейчас же взрослую часть аудитории отсечет "детский" дизайн игрушки, а молодежь может испугаться необходимости много читать (остался еще кто-нибудь?). По-английски (до свиданья!). Впрочем, главного вывода это не изменит. Nintendo за свою работу в Legend of Zelda краснеть не приходится.

Напоследок пару слов тем, кто не воспринял со всей серьезностью слова о "лучшей игре всех времен". По ходу дела я видел где-то пяток русско- и англоязычных гайдов по LoZ, а также заглянул на пару соответствующих сайтов. Так вот авторы буквально КАЖДОГО из них посчитали своим долгом отдельно сказать, что, по их мнению, Legend of Zelda — Ocarina of Time действительно лучшая. Конечно, выборка не репрезентативна. Если человек сподобился написать прохождение игры, ясно, что он, скорее всего, ярый ее фанат. Но все равно, на определенные мысли наводит. Подозрительно это все. Что-то в ней есть такое...

Borabora

Legend of Zelda ролевая игра №103