Квест / адвенчура года

Posted by Panko on февраля 28, 2009 - 00:00

Выбор редакции: Тургор
Ближайшие преследователи: Sublustrum, Penumbra: Black Plague
Выбор читателей: Тургор

И снова у нас победителем вышел «Тургор». Но ведь и серьезных конкурентов у него не было. Разве что Sublustrum. Довольно интересно наблюдать за тем, какие положительные мутации сейчас переживает российская гейминдустрия. Складывается впечатление, что разработчикам из соседнего с нами государства какой-то благородный мудрец подсказал, куда следует направить весь свой творческий запал и талант. Ведь, чего греха таить, создавать полномасштабные проекты AAA-класса у россиян получается пока, за редким исключением, очень неубедительно. Не хватает ни денег, ни упорства, ни опыта. Но некоторые команды все же смогли справиться с амбициями и занять свою нишу. Это мы, если что, говорим о ребятах из Phantomery Interactive и Ice-Pick Lodge.

Первая студия отличилась в прошлом году выпуском очень необычной стимпанковской адвенчуры Sublustrum. На первый взгляд, игра представляет собой добротный Myst-образный квест, в котором многие головоломки завязаны на звуке, и не более того. Но, используя уже порядком опостылевшую point- and-click-механику, питерские самородки каким-то чудесным образом сумели расширить границы квеста. Они не пытаются его переизобрести, как делают создатели Penumbra: Black Plague, и не ставят эксперименты, как это принято у Ice-Pick Lodge. Они просто произвели очень нужные инъекции чахнувшему второе десятилетие жанру «квест». В итоге, Sublustrum получился очень хорошим, но… не гениальным проектом. И дело тут не в старании или прилежании. Представьте себе талантливого пианиста, играющего на расстроенном рояле. Потенциал у музыканта, безусловно, ощущается, только постоянно западающие клавиши мешают ему показать себя во всей красе. Похожая ситуация прослеживается сейчас и в случае с Phantomery Interactive. Этой команде просто нужно сбросить с себя тяжелые оковы классики жанра и придумать что-то свое. Мы более чем уверены, что если создатели «Сублюструма» сделают собственные наработки в этом направлении, то все у них получится — и в следующий раз звание «Квест / адвенчура года», вполне вероятно, достанется им.

Что же касается второй части Penumbra, то звания «Лучшей адвенчуры года» она тоже не заслуживает по целому ряду причин. Во-первых, у этой игры, крепко завязанной на необычном управлении, очень сильно сбоит квестовая часть: загадок в игре мало, а если сравнивать Black Plague с первой частью трилогии, то их преступно мало. Финны из Frictional Games считают своим долгом не подкидывать нам в очередной раз парочку зубодробительных головоломок, а напугать, потом снова напугать и, чтобы жизнь медом не казалась, дать послушать аудиозаписи на десерт. Для экшен- хоррора подобная формула сгодилась бы, но только не для квеста... Далее в списке претензий к Black Plague идет сюжет. С ним тоже есть проблемы. Повествование получилось несколько рваным, есть много несостыковок. Разработчикам «Пенумбры» просто немножко не хватило опыта. Конечно, если учитывать, что над трилогией трудились всего лишь несколько человек, усердию Frictional Games можно только позавидовать.

С «Тургором» же все сложилось наилучшим образом. По сути, эта игра не является чистокровным квестом. Сами девелоперы относят ее к жанру survival adventure, а в действительности «Тургор» может показаться эдакой RPG с плавающей вверх-вниз «экспой». Оспаривать превосходство без пяти секунд шедевра от Ice-Pick Lodge практически бессмысленно. Самый запутанный и захватывающий сюжет, полный загадок и тайн, тут есть. Да, условное окончание сюжетной истории мы знаем практически с самого начала: Избранному необходимо покинуть Промежуток. Но вот как обставлено все это — так, пожалуй, еще никто, кроме создателей «Тургора», не делал. Нестандартные головоломки в этой игре тоже есть. Те же манипуляции с цветом — это новое слово в жанре, не меньше. Уникальные персонажи, хороший эмбиент, дизайн локаций, общий визуальный стиль и эстетика — все выглядит уникально и свежо. За все достижения «Тургор» и получает от нашей редакции очередную почетную награду, на этот раз — «Адвенчура года». Так и хочется задать вопрос: «Если не «Тургор», то кто?».

№110