Ковбои и роботы (Westworld, Futureworld)

Posted by AlexS on июня 19, 2019 - 09:38

Выше мы уже писали о том, как часто Голливуд любит эксплуатировать удачные идеи прошлых лет. «Степфордские жены» получили ремейк в 2004 году, «Бегство Логана» наверняка получит ремейк в скором будущем, ну, а остросюжетный триллер «Мир Дикого Запада» свое второе дыхание получил в виде очень популярного телесериала, царствующего на маленьких экранах уже на протяжении нескольких сезонов. Успех шоу вызвал у современных зрителей большой интерес к оригинальному «Западному миру» (Westworld) 1973 года выпуска. Те, кто обращались к этой ленте в надежде получить зрелищное шоу, наверняка остались разочарованными – их ждал классический неспешный фильм 70-х годов, смешивающий вестерны с фантастикой.

Западный мир

«Западный мир» показывает нам цивилизацию, которая научилась выпускать роботов, внешне совершенно неотличимых от реальных людей. В общество к реальным людям эти умные машины пока не допущены, однако они используются для создания парков развлечений. Эдакий «Диснейленд», только для взрослых. Во вселенной фильма существует один такой большой парк, «Делос», поделенный на три тематические зоны – Дикий Запад, Средневековье и Древний Рим. Посетители, прибывающие сюда, могут переживать настоящие приключения – вступать в дуэли с роботами, грабить их, заниматься с ними сексом и вообще делать все, что душе угодно. Некоторые роботы выглядят очень грозно, однако они не способны причинить вред человеку, так что люди просто развлекаются, совершенно без опасности для жизни. Питер и Джон, главные герои фильма, приезжают сюда, чтобы пожить полной приключений жизнью ковбоев на Диком Западе. Однако неожиданно андроиды выходят из-под контроля, и Стрелок, самый опасный из них, устраивает охоту на Джона и Питера…

Режиссером «Западного мира» является Майкл Крайтон, который снимал его по собственному же сценарию (и теперь понятно, откуда растут ноги у «Парка Юрского периода»). Впоследствии Крайтон рассказывал, что бюджет в $1 250 000 не позволял ему как следует развернуться, и снимать приходилось в условиях жесткой экономии, что, наверное, объясняет отсутствие в фильме яркого экшена, который был в том же «Бегстве Логана», например. Однако в свое время картина стала хитом и заработала в прокате аж $10 млн., что обусловило создание продолжения.

Западный мир

Если вы захотите сегодня посмотреть «Западный мир», готовьтесь к тому, что первый час вам будут показывать обычный вестерн с вкраплениями исторических фильмов о Древнем Риме и Средневековье. В «Западном мире» есть дуэли, драка в салуне, скачки на лошадях, и сам по себе экшен поставлен довольно неплохо – но все равно, от фантастического кинематографа ждешь совершенно не этого. К счастью, в последней трети картины она полностью реабилитируется – андроид Стрелок выходит на охоту за своими жертвами, которые вынуждены убегать от не знающего усталости робота (и мы не удивимся, если выяснится, что эти сцены послужили одним из источников вдохновения для создателей первого «Терминатора»). В финальных сценах фильм просто крадет Юл Бриннер, который снова играет своего персонажа из «Великолепной семерки», только уже в злом варианте. При этом Юл добросовестно отыгрывает в этом же герое и не знающую усталости машину, в которую стреляют, поджигают, обливают кислотой, а она все продолжает охоту за своей жертвой. Будет даже возможность поглядеть на мир глазами самого Стрелка – и, кстати, это был первый случай в истории, когда в полнометражном кино использовалось изображение, обработанное на компьютере.

Сегодня нельзя назвать «Западный мир» ни чистым боевиком, ни чистой фантастикой, это скорее именно вестерн, использующий небольшие элементы других жанров. И все же картина о тематическом парке с андроидами совершенно по праву входит в ряды классики киберпанка 70-х годов.

Учитывая большой прокатный успех «Западного мира», можно было не сомневаться, что Metro-Goldwyn-Mayer даст зеленый свет его сиквелу. Так и произошло, и в 1976 году на экранах появилась картина «Мир будущего» (Futureworld).

Мир будущего

Фильм снова показывает нам парк развлечений «Делос». После прошлого инцидента в городе восстановлен порядок, андроиды снова исполняют приказы людей и совершенно безопасны, плюс открылась и новая большая тематическая зона – Мир будущего. Для того, чтобы убедить будущих клиентов в том, что в парке все в полном порядке, руководство «Делоса» организует «звездный тур», в который приглашены журналисты, влиятельные политики и бизнесмены. Они должны своими глазами убедиться, что в «Делосе» все спокойно, и затем рассказать об этом широкой общественности. Но, конечно же, все не совсем так, как рассказывает руководство парка.

По сравнению с первым фильмом у «Мира будущего» всего два плюса: возросший масштаб (все-таки 2.5-миллионный бюджет дает о себе знать) и сюжет, для которого на этот раз постарались придумать новую базу, не ограничиваясь повторением темы восстания роботов. Поэтому теперь у нас аллюзии уже на «Похитителей тел» и глобальные заговоры, в ходе которых андроиды подменяют собой известных личностей, дабы проводить ту политику, которую хотят проводить хозяева роботов. Новый парк «Мир будущего» позволил показать больше фантастических элементов – люди участвуют в имитации космического полета, раскатывают на лыжах по заснеженному Марсу, играют в прообразы компьютерных игр – в шахматы, где вместо фигур маленькие андроиды, и в симулятор бокса, где друг друга избивают роботы-боксеры, управляемые людьми. Также нам показывают «внутренности» роботов, микросхемы в ногах и в руках, и даже в голове – чтобы «покопаться в мозгах» у роботов, техники просто снимают специальный колпачок на лице. Вероятно, в 70-е годы это смотрелось интересно.

Мир будущего

Проблема фильма только в том, что, если «Западный мир» все-таки перенимал черты боевика, демонстрируя какое-никакое зрелище, то «Мир будущего» окончательно превратился в триллер. Мало того, что действие, как обычно, развивается очень медленно, так еще и сама триллерная составляющая сделана из рук вон плохо, и за положительных персонажей совершенно не хочется переживать. Питер Фонда с главной ролью справляется с грехом пополам, а колоритного антагониста, как в «Западном мире», в сиквеле нет (Юл Бриннер здесь появляется, но всего на пару минут).

В итоге «Мир будущего» совершенно справедливо провалился в прокате. Смотреть этот фильм сегодня можно, но только не ожидайте от него какого-то хорошего уровня, вы скорее получите рядовой технотриллер из тех, что сегодня относят к «категории «Б»». Отметим, что после провала «Мира будущего» была предпринята еще только одна попытка вернуть эту же вселенную на экраны – сериал Beyond the Westworld, который насчитывал пять часовых эпизодов. Шоу появилось на свет в 1980 году и было принято поклонниками столь плохо, что его сняли с показа после третьего эпизода. Неудивительно – наступала эпоха 80-х с совершенно другой фантастикой. И чтобы адаптироваться к этой эпохе, вселенную «Западного мира» нужно было кардинально менять, чего создатели Beyond the Westworld делать категорически не хотели. Сама же концепция парка развлечений с андроидами могла бы эксплуатироваться еще долго, это доказала современная версия, сериал «Мир Дикого Запада», который пользуется очень большим успехом.