Чтобы получать самые свежие новости, обзоры и другие эксклюзивные материалы, подпишитесь на газету "Виртуальные радости":

Подписаться Виртуальные радости онлайн

Князья

Posted by Anuriel on февраля 28, 2006 - 00:00

Жанр: настольно-печатная игра
Разработчик: А. Калинин
Издатель: Astrelgames
Количество игроков: 3 — 8 человек
Длительность одной партии: от 15 мин.

Среди настольных игр попадаются самые разные экземпляры. В одних приходится долго учить правила, использовать горы таблиц и серьезно готовиться к победе, планируя не только каждый ход, но и каждое свое действие. Такие игры обычно занимают не меньше шести часов, но имеют полное право на жизнь — ведь игрокам хочется как можно ближе подойти к реальности, что и достигается путем усложнения ситуации на игровом поле. Есть и другие проекты, в которых партия скоротечна, долго думать над ходом не надо, а изменение ситуации на поле происходит с такой частотой, что и вообразить- то сложно. Они пользуются даже большей популярностью, чем "серьезные" стратегии, хотя бы потому, что игроков, склонных к долгим раздумьям и тщательному планированию, гораздо меньше тех, кто желает всего лишь приятно провести время, скоротать часок-другой в компании товарищей. Впрочем, процент гениальных проектов среди игр обоих классов достаточно низок, зато уж, когда они появляются, то моментально получают всеобще признание. Одной из таких игр, вне всякого сомнения, являются "Князья" от известного российского разработчика Алексея Калинина.

Купив "Князей" и распаковав небольшую коробку, вы наверняка окажетесь удивлены — ведь в ней не содержится ничего, кроме комплекта карт. Но не стоит отчаиваться и засовывать коробку в шкаф — перед нами отнюдь не коллекционная карточная игра. Покупать дополнительные наборы не придется — все, что нужно, входит в комплект. Так что отделяйте карты от листов (благо, сделать это несложно, не понадобятся даже ножницы), а я пока немножко расскажу вам о самой игре.

"Князья" — еще один проект, рассказывающий о древней истории Руси, вышедший из-под пера наших восточных соседей. Игроки становятся владетельными князьями во времена феодальной раздробленности. Времена тогда были неспокойные — никогда нельзя было знать, чего ждать от соседа. То ли он на тебя войной пойдет, то ли пакость какую сотворит (пожар учинит, или еще что нехорошее). Или же просто соберет под свою руку самые мощные города, отстроит страну и другим князьям (вам в том числе) уже и деваться некуда будет, придется идти на поклон к сильнейшему соседу. Все эти моменты в игре вам обязательно встретятся. А на их фоне вы познакомитесь с историей русского феодализма, так сказать, на собственном опыте.

Перед каждой партией колоду необходимо тщательно перемешать. Слово "тщательно" выделяю особо — карты почему-то имеют обыкновение после партии распределяться в колоде по видам, постарайтесь не дать им это сделать, иначе играть будет не слишком интересно. Затем раздайте всем игрокам по четыре карты, решите, кто первый ходит, и начинайте писать историю государства Российского с чистого листа.

Одна из интереснейших особенностей игровой механики "Князей" заключается в том, что каждый ход игрок может осуществить лишь одно действие из списка — взять карту из колоды, сыграть одну из карт с руки или сходить на войну. Поэтому, даже при максимальном количестве игроков, ждать своего хода никому долго не приходится — скука и зевота просто не имеют ни малейшего шанса прорваться за игровой стол. Вдобавок, это простое правило на самом деле имеет глубинный подтекст — вам придется научиться быстро принимать решения, выбирая между возможностью взять карты на руку, атаковать соседа или же сделать что-нибудь полезное себе (вредное врагу). Как показывает практика, уже после пары дней игры все могут легко освоиться с правилами и запомнить тексты карт, после чего моментально ориентироваться в происходящем на поле. Но довольно о базовых понятиях, переходим к действиям.

Допустим, вам захотелось взять карту из колоды. Здесь никаких ограничений нет — на руках может быть любое количество игровых карт, при желании можно попытаться собрать их хотя бы десятка три. Вот только зачем? Чем больше вы занимаетесь "собирательством", тем более вероятны два явления. Первое — другие игроки попытаются картами "набегов" проредить вашу руку, сбросив самое ценное в отбой или забрав себе. Второе — вы просто не успеете разыграть "вкусные" карточки до конца игры, ведь почти всегда (кроме войны и отдельных случаев) играется лишь по одной карте вход, а когда заканчивается колода, у игроков остается лишь один круг на исправление ситуации. Мораль сей басни такова: главное — не уподобиться герою анекдота о жадности, и все будет О'кей.

Вместо увеличения своего запаса карт можно разыграть одну из них. Вариантов масса — перечислять все не буду, но чуть-чуть все же расскажу. Цель игры — набрать к концу партии максимальное количество очков славы, поэтому ваши действия должны быть направлены именно на увеличение этого числа. За редким исключением слава добывается через контроль над городами (большинство известных поселений того периода удостоились своих карточек). Города можно как построить (выложить на поле) самому, так и отобрать у соседей. Чем больше в городе различных построек, тем лучше для вас — здания приносят дополнительные очки славы. Но такой город с легкостью может стать целью для жадного князя-соперника, не желающего монотонно и нудно заниматься возведением монастырей, соборов и прочих стен, а предпочитающего получить все "сразу и на халяву". Поэтому, прежде чем выкладывать на стол город, стоит подумать, а сможете ли вы его защитить. Ведь отобрать его могут не только войной, но и некоторыми специальными картами. Или же просто устроят пожар, лишив драгоценных строений, на постройку которых ушло столько времени. Впрочем, рисковать в "Князьях" приходится часто — слишком осторожный игрок может остаться без ничего к концу партии (зато с полной рукой уже бесполезных к тому времени карт). Порекомендовать можно лишь одно — не стоит торопиться выкладывать город на первом-втором ходу, лучше все же создать хоть какую- нибудь базу для дальнейших действий, поучаствовав в разборе колоды.

Помимо карт строений и поселений есть масса карточек действий. Тут и уже упоминавшиеся пожары и набеги, карты отмены войны или возврата принадлежавшего вам города, богатырские заставы (мешающие ходить в тот самый набег) и городская стража. Практически на каждое действие в "Князьях" существует противодействие, и при малой толике везения вы сможете отбить наглый выпад оппонента. Или же ответить ему так, что он заречется трогать вас в будущем. Но есть карты, которые стоят особняком — это так называемые "Летописи". Все они отражают одно из величайших событий в истории. Причем летописи обычно лежат на столе до самого конца игры (если их не сумеют уничтожить или присвоить себе хитроумные соперники). Летописи весьма полезны, к примеру, "Скитский старец" разрешает вам выбирать карту из двух, лежащих на верху колоды. А "Поход князя Игоря" серьезно уменьшит количество активных войск в руках у других князей. Есть даже "Татаро-монгольское нашествие", из-за которого игра теоретически может закончиться уже на втором (!) ходу (хотя такое и бывает редко). Правильно и вовремя разыгранная летопись может в корне изменить всю ситуацию на поле.

Наконец, упомянем третий способ использования своего хода — войну. Практически все виды карт войска (кроме "Ополчения") могут ходить в атаку. Атаковать вы можете любой город (если в нем нет стен, иначе придется поискать на руках армию посильнее, чтобы она могла их преодолеть), принадлежащий любому из соперников. Если он не сможет отменить войну, подкупить вашу армию или заманить ее в засаду, то придется сражаться. Сражение происходит по очень простым правилам: атакующий выкладывает одну карту войска. Защищающийся для отражения нападения обязан положить свою карту с силой, превышающей силу карты атакующего. То есть, если ваш враг положил карту с силой "9", отбиваться придется картой с числом "10" на ней. Правда, могут быть и исключения. Так, сила "Ополчения" всегда равна славе города, им обороняемого. И в вашем мегаполисе, с массой церквей, соборов и княжеским престолом толпа мужиков может уничтожить даже высокопрофессиональную дружину. Плюс есть еще карта летописи "мудрый воевода", разрешающая соединять несколько войск в одно, суммируя их силу.

Идя на войну, заучите еще одно простое правило — все карты войск, которые были разыграны, больше никогда не вернутся в строй (по крайней мере, до начала следующей партии). Поэтому даже самые заядлые милитаристы неспособны вести больше двух-трех серьезных войн — у них просто закончатся дружины и наемники, а ополчение атаковать не умеет. И именно по этой прозаической причине атаковать стоит лишь тогда, когда ваши шансы на успех высоки. Лучше всего перед атакой проверить руку оппонента картой "Разведка", чтобы уж точно знать — ничего вашей армии не грозит, а город-цель наверняка сменит своего владельца.

Вот так живенько и протекает игра. Города переходят из рук в руки, в них строятся и уничтожаются здания, по полям Руси бегают армии, а татаро- монголы готовятся принести русичам "новый порядок". Играть в "Князей" забавно, весело и интересно. И, что главное, нисколько не обидно, даже если ваш соперник решил совершить какое-нибудь коварное действие, и нарушил тем самым стратегический план по достижению превосходства. Ведь вы обычно имеете шанс отплатить ему той же монетой (не в этой партии, так в следующей).

Напоследок упомяну о неплохом оформлении игры. Сами карты легко отделяются от листов, на них вы увидите стилизованные картинки воинов, событий, строений, городов. А главное — на многих карточках есть цитаты из летописей, так что вполне вероятно, что именно "Князья" приохотят вас к истории Древней Руси или даже помогут сдать экзамен. Отрадно, что качеством российские игры практически не уступают западным образцам, и означает это одно — настольные игры прочно завоевали свое место в сердцах у игроков. А игроком в "Князей" может стать каждый — от ребенка до умудренного сединами старца, возрастных ограничений не предусмотрено.

Оценка: 8.

"Князья" хороши тем, что отнимают совсем мало времени для каждой партии и в то же время обладают потрясающей реиграбельностью. А благодаря их компактности вполне возможно взять игровой набор с собой в путешествие или даже в поход на природу. Согласитесь, немногие игры могут похвастаться тем же.

Morgul Angmarsky

№ 74

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".