Внимание! Подписка на газету "Виртуальные радости" на 2-е полугодие 2017 года осуществляется на сайте ulej.by по схеме краудфандинга. Подробности читайте в теме форума. Чтобы перейти к подписке, нажмите кнопку справа.

Подписаться Виртуальные радости онлайн

 

Каркассон

Posted by Anuriel on апреля 30, 2007 - 00:00

Если вы увлекаетесь настольными играми, то наверняка слышали об игрушке Каркассон. Новичкам будет полезно о ней узнать, а факт переиздания игры на российском рынке, а также издание локализованного продолжения "Каркассон - охотники и собиратели" заставляет меня написать об этом статью.

КаркассонНачнем с начала. А начало было положено Клаусом-Юргеном Реде в 2001 году, когда игрушка впервые увидела свет в Германии. Простые правила, увлекательный гейплей, приятное оформление (миловидный стиль игры создал художник Дорис Маттэуc) обусловили популярность Каркассона на родине и за рубежом. Основу игры составили впечатления Реде, посетившего небольшой городок на юге Франции, окруженный каменными стенами, многие столетия оберегавшими своих жителей от средневековых напастей.

Игрушка представляет из себя набор квадратных карточек (тайлов) с "рубашкой" с одной стороны и с изображением определенной местности с другой. Местностью может быть часть города со стеной, кусок дороги, идущей из края в край или упирающейся в городские стены, поля и пр. Разные виды карточек с различными комбинациями дорог, стен, полей позволяют собирать из них каждый раз новую игровую карту. К концу партии перед игроками лежит местность, опутанная странной сетью дорог, разбросанными среди зеленых лугов замками, маленькими или разросшимися до исполинских размеров.

Играющие (от двух до пяти, но можно и больше), получают перед игрой фишки (8 штук), перемешивают тайлы рубашками вверх и начинают играть. На поле выкладывается начальная карточка, на которой есть изображение и городской стены, и поля, и дороги. Каждый игрок вытягивает из общей стопки карточку наугад и смотрит, куда он может ее положить. Поле должно соединяться с полем, город - с городом, дорога - с дорогой. Выложив карточку, игрок в праве выставить на нее фишку.

КаркассонФишка в городе становится рыцарем — приносит очки за каждый тайл, составляющий данный город. Отдельные очки приносят щиты, если таковые имеются в данном городе. Рыцарь возвращается к игроку, когда город завершен.

Фишка в монастыре становится аббатом и приносит по одному очку за сам монастырь, а также за каждую карточку, окружающую его (итого 9 очков). Возвращается хозяину, когда монастырь полностью окружен другими карточками.

На дороге фишка становится шерифом. Чем она длиннее (отдельные очки за каждый тайл, изображающий дорогу), тем больше дохода принесет игроку. Шерифа можно вернуть обратно, завершив дорогу (замкнув ее в круг, пристыковав к другому замку или соединив с перекрестком).

На поля выставляются крестьяне. Они не возвращаются и остаются на игровом поле до конца игры. Подсчет "крестьянских" очков ведется также в конце. Доход приносят замки, с которыми граничит поле, на котором стоит крестьянин.

В игрушке есть очень важное правило: фишку можно выставлять только в свободный замок, поле или дорогу. Если, допустим, в замке уже кто-то есть, то вторую фишку туда не может поставить ни он, ни его соперники. Однако если два замка (поля, дороги) стоят по соседству, в каждом из них уже есть по хозяину и кто-то соединяет их подходящим тайлом в один замок (дорогу, поле), то происходит соперничество. Два соперника делят очки пополам. Если же вы умудрились к этому замку (полю, дороге) присоединить еще один свой замок с рыцарем внутри и у вас в общем там оказалось две фишки против одной соперника, то все очки переходят вам.

За простотой этих правил скрывается глубокий и многогранный геймплей и богатство стратегий. Отсутствие боевых действий здорово компенсируется соперничеством игроков, за лакомые куски полей, за постройку особо крупных замков. Сколько эмоций переполняет игрока, когда карточка, необходимая для завершения замка, разросшегося на полкарты, неожиданно приходит его сопернику и сразу две (а то и три) фишки феодалов навсегда остаются в никому уже не нужном замке.

Это не просто игра "на удачу". Опытный игрок всегда сумеет обыграть новичка, а сошедшиеся на поле титаны — порадуют по-настоящему зрелищной игрой, наполненной горячими, эмоциональными моментами.

Каркассон — Охотники и собиратели

КаркассонПосле выхода оригинального Каркассона Клаус-Юрген Реде успел выпустить несколько дополнений (речные карты, которые выкладывались в самом начале игры, дополнительные фишки строителя, маршала и короля, множество дополнительных тайлов). Они достаточно сильно влияли на игровой процесс, но не могли существенно изменить геймплей. Каркассон оставался все тем же Каркассоном. Долго такое продолжаться не могло. Игроки всего мира ждали от Реде чего-нибудь новенького, необычного. И вот в свет выходит игрушка Hunters and Gatherers ("Охотники и собиратели").

Первое, что бросается в глаза, это эпоха. Игрушка переносит нас в древние времена, когда на месте замка Каркассон зеленели девственные леса, по лугам мирно бродили мамонты, а в чистых реках и озерах плескалась многочисленная рыба. Игроки становятся вождями, каждый из которых должен заботиться о своем племени.
Основная игровая механика сохранилась. Мы по-прежнему раскладываем тайлы, из которых получается игровая карта, и фишки, которые помогают нам зарабатывать очки. Замки из Каркассона превратились в атмосферные осенние леса, дороги стали реками с озерами, поля остались полями. Фишка в лесу становится собирателем и приносит очки в зависимости от размера леса. Бывшие шерифы на дорогах, в связи с отсутствием последних в древности, были вынуждены податься в рыболовов, сумма заработанных очков зависит от длины реки, а также от количества рыб в соседствующих озерах. Поля приносят очки за животных, которые по ним бродят. Это могут быть мамонты, туры, олени, а также саблезубые тигры (тигры очков не приносят, а напротив их убавляют, охотясь на оленей), фишки на полях — охотники. Кроме этих фишек, игроки имеют еще две хижины. Хижина выставляется на свободную реку или озеро и приносит по очку за каждую рыбу в данной речной системе.

КаркассонПоявился в игре и еще один интересный момент: леса могут иметь в своих дебрях самородки. Человек, завершивший такой лес, получает призовую карту (ее получает именно тот, кто завершил лес, т.е. имеет смысл иногда помочь сопернику и себе одновременно). Призовые карты - это карты лесов с грибами (приносят дополнительные очки за леса), поле с стоунхенджем (охотник на таком поле стоит двух), карта поля с пожаром (выгоняет всех тигров с поля), особо рыбные озера и другие.

В общем, игрушка стала проще для восприятия новичками, не растеряв при этом стратегической глубины. Опытные игроки также останутся довольны. Древняя эпоха, новое красочное оформление, измененные правила — все это позволит взглянуть на любимую игрушку по-новому. Совершенно не зазорным будет иметь обе игрушки одновременно. Лично я с удовольствием играю попеременно в одно и другое со своими друзьями.

Компьютерный Каркассон

Благодаря компаниям "Meridian'93 Corporation", "KOCH MEDIA", а также российским локализаторам "Снежкам" (Snowball Studios) — можно поиграть и в компьютерную версию игрушки (хотя никто не поспорит с тем, что гораздо приятнее ощущать настолку своими собственными руками, играть в нее с друзьями за столом, чем пялиться в монитор).

На данный момент существует несколько вариантов игрушки.

"Рыцари и купцы" — Каркассон "без примесей", оригинальная игра в компьютерном варианте, главный плюс которой — наличие лицензионного ключа, с которым можно играть на немецком сервере в Интернете.

"Carcassonne — Новое королевство" — расширенная версия игры, включает дополнения "Трактиры и Церкви", "Торговцы и Строители", "Король и Маршал", а также имеет в наличии речные карты. Для игры с друзьями это лучшее, но наличие замечательных бонусов омрачает отсутствие возможности игры в Интернете.

"Carcassonne — эпоха мамонтов" — вторая часть игры "Охотники и собиратели" в электронном виде, возможность игры в сети Интернет отсутствует. Нужно сказать, что электронный вариант Каркассона демонстрирует то, как нужно переносить настольные игры на компьютер. Минусов нет. Играть так же увлекательно и интересно. А главное — удобно! Помимо не напрягающего оформления, подробного справочника, подсказчика, игрушка еще и сама подсчитывает очки игроков, что не такое уж и малое дело, особенно для начинающих игроков.

Годун Владимир

№ 88

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".