ИгроМир-2006: Первый блин "нашего ответа E3"
То, что игроиндустрия на просторах СНГ развивается в последние годы бешеными темпами, - факт общепризнанный. Теперь "нам" действительно есть, что показать. А если объект для демонстрации есть – возникает вопрос: где, кому и как показать. Ответ дали ребята с небезызвестного "гейм- индустриального" портала Daily Telefrag (или – коротко – DTF) в виде КРИ. Однако КРИ изначально была направлена на специалистов индустрии: разработчиков, аналитиков, пиарщиков и прессу. Основной же массе людей, связанных с игровой сферой – т.е. простым смертным геймерам – оставалось ждать и надеяться, когда же великие мира сего обратят свое драгоценное внимание и на них. Дождались: показали то, что есть, и им. Что, где и как показали – сейчас и разберемся.
"В очередь, сукины дети, в очередь!" М.Булгаков, "Собачье сердце"
ИгроМир изначально был полон амбиций. Потенциальным посетителям пообещали грандиозное шоу, вагон подарков и маленькую тележку сюрпризов. Да и место проведения – Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) – придавало игровой выставке солидности и всамделишной серьезности. Двери "нашего ответа E3" открылись утром четвертого ноября и пробыли в распахнутом состоянии два дня – до вечера пятого числа.
К 9.30 по московскому времени – за полчаса до начала ИгроМира - у 57-го павильона ВВЦ с гигантской манящей геймеров вывеской у входа уже собралась приличная толпа, растянувшаяся на пару сотен метров. Однако это были только "цветочки": очередь росла ежеминутно, вскоре превратившись в длинную целую реку дрожащих от нетерпения и холода (некоторым пришлось стоять и по два часа на улице в весьма прохладный ноябрьский день) почти визитеров ИгроМира. Представителям силовых структур пришлось проделать огромную работу, дабы хоть как-то усмирить и упорядочить улюлюкающих геймеров, но очередь сократилась до более-менее приличных размеров только часа за два до закрытия выставки.
Впрочем, было бы удивительно, если бы такое распиаренное – тем более, первое в своем роде в России – мероприятие не штурмовали толпы раззадоренных любителей виртуальных развлечений. По данным администрации выставки (а организовали действо все те же ребята из DTF), ИгроМир посетили более двадцати пяти тысяч (!) человек, и это не считая участников, специально приглашенных гостей и прессы. Самые хитрые и спокойные решили отложить визит в 57-ой павильон до второго дня мероприятия, однако очередь утром пятого ноября в размерах не особо уступала своей "вчерашней" предшественнице.
В самом помещении ИгроМира, понятное дело, было весьма и весьма тесно, даже два этажа, отведенные под сие событие, никоим образом не повлияли на невообразимую концентрацию игроков. Фотографы бросали гневные взгляды на мешающих работать подростков (которые, в общем-то, составили большинство посетителей), журналисты пытались всеми правдами и неправдами пробиться к представителям компаний, а стенды некоторых участников надрывно трещали под натиском жаждущих ухватить хоть что-нибудь "на халяву" и готовились к новой порции "свеженьких" визитеров. Как результат – пачки "халявных" листовок, брошюр, журналов и прочей "макулатуры" уже через пару часов после открытия выставки покрыли весь пол, перила и прочие плоскости. Ажиотаж – страшная штука...
"Show must go on" Queen
ИгроМир изначально позиционировался как шоу для потребителя. Никаких конференций (разве что Microsoft провела приуроченную к старту Xbox 360 в России "прессуху"), докладов или еще каких-то серьезных вещей. Участники выставки развлекали толпу, толпа искала наилучшие способы развлечься – вот и вся нехитрая концепция мероприятия. Правда, способы донести до зрителя-потребителя дозу fun'a не шибко отличались друг от друга. Очаровательные полураздетые booth babes на каждом углу, мрачные воины/рыцари и прочие терминаторы в неплохо сделанных костюмах, чересчур громкая музыка, демонстрация роликов, банальные конкурсы, компьютеры, на которых любой прорвавшийся через поток людей желающий мог опробовать тот или иной продукт...
Зачем придумывать что-то новое, если старые методы и по сию пору действуют на "ура"?! Правда, парочка относительно "свежих" вещей была: на главной сцене ИгроМира ролевики из дружины "Серебряный волк" устроили довольно зрелищный поединок, на стенде HoMM 5 одетые в плюшевые сумоистские костюмы геймеры с гиканьем пинали друг друга искусственными животами, а одно из российских игровых изданий (из соображений здоровой конкуренции название умолчу;)) предоставило посетителям возможность помахать StarWars'овским "типа световым" мечом. Побывали на выставке и знаменитости: Александр Зорич помогал промотировать игру по мотивам своей книги "Завтра война", Дмитрий Пучков aka Гоблин отвечал на вопросы по "Братве и кольцу" (еще один проект с участием товарища старшего оперуполномоченного – "Санитары подземелий" - присутствовал на стенде "1С"), группа "НАИВ" ограничилась всего лишь оперативной раздачей автографов: запланированный концерт на главной сцене ИгроМира с участием упомянутых музыкантов отменили организаторы. Прикатил в Москву и скандально известный Винс Дези (Vince Desi) из Running With Scissors, компании- девелопера серии Postal, однако непосвященная в ценность сей особы молодежь Винса вниманием явно обделила.
Забавный – один из немногих оригинальных - конкурс устроили представители Nintendo: разработчики недавно вышедшей игровой консоли Wii предлагали померяться... мозгами! На стенде обнаружилось хитроумное устройство, которое с более-менее приличной точностью определяло массу содержимого черепов посетителей без хирургического вмешательства. Не отставали в продвижении next-gen консолей и конкуренты Nintendo: Sony со своей PlayStation 3 и Microsoft с Xbox 360, причем последние организовали целый полигон для испытания "чудо-ящика", состоявший из собственно консолей, поключенных к плазменным панелям с поддержкой HDTV. Правда, основной акцент Sony сделала на PlayStation Portable (особенно впечатлил ролик Killzone: Liberation), а Nintendo – на DS. Microsoft тоже не стала ограничиваться продвижением Xbox'a и кокетливо приглашала взглянуть на симпатичную Windows Vista.
Особое внимание обратил на себя огромный стенд EA Games. "Электроники" дразнили зрителя отменными роликами из Crysis (к слову, компания подтвердила, что данный FPS выйдет в конце весны следующего года), лоббировали уже вышедшие Need for Speed: Carbon, Battlefield 2142 и Sims 2: Pets и заявили, что Electronic Arts намерена в скором времени открыть свой филиал в России (локализаторы плачут). Другие крупные "забугорные" компании также всеми своими речами давали понять, что интерес к российскому рынку растет не по дням, а по часам. Приятно, не правда ли? Не сильно отставали от своих западных коллег и "наши" девелоперы/локализаторы/издатели, порадовав взор несколькими весьма перспективными проектами и колоритными стендами. Разнообразие процветало: "фашисты" соседствовали с "мечниками", "партизанки" кокетничали с "монгольскими лучниками", а "бойцы Красной армии" косились на "секретных агентш" с муляжами пистолетов. Например, небольшой, но уютный стенд on-line игры Shelter ("Мятеж") работал, как и многие другие, сразу на два фронта.
На сцене booth babes в боевой раскраске пластично позировали перед объективами и пытались не смущаться от нескромных взглядов мужской части визитеров, а с другой стороны особо пытливые геймеры пробовали на зуб сам Shelter. Впечатления от игры: очень достойная графика, неплохая для он-лайна физическая составляющая и местами самобытный дизайн (ну, а геймплей за десяток минут все-таки не прощупаешь). "1С", Nival, Katauri, Gaijin, "Новый диск", "Акелла", "Бука" и прочие "наши" фирмы тоже "зажигали" и иногда радовали хорошими – по крайней мере, на первый взгляд –проектами. Мысль "наконец-то и мы научились делать красивые игры" к финишу ИгроМира лишь прочнее укрепилась в раздувающейся от шума, света и красок голове. "Инстинкт", "Анабиоз: Сон разума", "Исход с Земли" и многие другие игры смотрелись действительно привлекательно и симпатично. Все как один пытались удивить, в первую очередь, конечного потребителя, для которого выставка и устраивалась.
Удалось также выловить тщательно, но тщетно скрывавшегося от прессы разработчика из GSC (пожалуй, самое известное их детище – "долгострой" S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl). Посетители стенда украинских девелоперов довольствовались мультиплейерной демкой, но корреспондент "ВР" на демке не остановился и "раскрутил" товарища разработчика на откровенный разговор. Первый - и самый главный – вопрос: "КОГДА?" -. "Март две тыщи седьмого… Уже точно" (видимо, запугали бедняг из GSC своим недоверием представители геймерского мира, оттуда и родилось "уже точно"). "А почему так долго?" - не унимался во мне скептик. – "Что помешало выпустить игру раньше?" На этот вопрос, увы, собеседник ответил немногословно, но зато слегка оправдывающимся тоном: "Уф, многое помешало". Но все же, если верить допрашиваемому представителю GSC, S.T.A.L.K.E.R. уже практически завершен и совсем скоро будет готов для отправки в печать. Если учитывать уже прошедшее время ожидания игры, то слова "март две тыщи седьмого" льются бальзамом на душу. Впечатления: чертовски красиво, мрачно и атмосферно. Аутентично, можно даже сказать. Правда, крамольные мысли после увиденного совпали со слегка разочарованными словами одного из зрителей: "Half-Life 2". Однако судить по обложке – дело неблагодарное, так что ждем марта, а там уже будем спрашивать с GSC по полной программе.
"Визгу много – шерсти мало" Поговорка
Вряд ли стоило ожидать от ИгроМира большего, чем оказалось. Компании вполне предсказуемо, но оправданно старались лишь раскрутить и продать (именно так – в booth'ах многих фирм бОльшая часть пространства была отведена под "мини-магазины") свой продукт. Некоторым это удалось сделать качественно, некоторым – не удалось, судя по безлюдным стендам, вообще. Местами было красочно, иногда - ярко, везде – громко, порой даже интересно, но вся выставочная суета не доставила чувства уюта и информационной удовлетворенности: почти все, что было показано/рассказано, далеко не ново. Хотя, судя по отзывам, большинство посетителей оказалось довольно царившей на мероприятии суматохой: "халява" раздавалась довольно щедро...
Что ж, главное, как говорится, - это начать. Начали. Теперь же есть, над чем работать до следующего ИгроМира. Организаторы заверили, что в 2007-ом под пока что единственную в России "массовую" игровую выставку будет отобрано большее, нежели в году нынешнем, помещение. Также, нет сомнений, что и в будущем "нам" будет, что, кому и где показать. А вот изменится ли в лучшую сторону "как" в плане организации и формата – вопрос большой...
Павел "barney" Брель
Минск-Москва-Минск