«Хиган 2016»: Перемен

Posted by Anuriel on ноября 11, 2016 - 13:30

В начале «Хиган» был фестивалем японской культуры и аниме. Но из-за того, что с подобными гик-ивентами в стране было туго, к нему всё больше и больше стремились люди с периферии: поклонницы корейской музыки, фанаты супергеройских комиксов, разнообразные геймеры. Японская культура постепенно отошла на второй, а потом и на третий план. Отдельно поспособствовало закрытие секции традиционной культуры. На сцену пробрались K-POP танцы и песни, а среди косплееров появились бэтмены, спайдермены и ведьмаки. При этом «Хиган» не желал менять старый формат с выступлениями в концертном зале, считая это собственной фишкой.

В этом году никаких серьёзных изменений не было. «Хиган» выглядел и проходил примерно так же, как в предыдущие годы. Снова КЗ «Минск», море знакомых лиц, та же музыка во время выступлений, те же кресла, те же гримёрки, то же освещение. Фестиваль превратился в капсулу времени, в которую люди возвращаются раз в год, и там, внутри, могут почувствовать себя в 2010-ом или 2013-ом.

Разница, как и в прошлые годы, была в деталях. Прежде всего, было много магазинов. Они располагались не только по всему периметру первого этажа, но почти по всему периметру второго. Так что свободного пространства в холле было меньше, чем обычно. Продавали всякое: от комиксов и артбуков до косметики и безделушек. На диванчиках уместилась скромная игровая зона, где можно поиграть в файтинги вроде Street Fighter 5. На этом игры не заканчивались: этажом выше можно было за деньги попробовать виртуальный шлем HTC. С одной стороны, 10 минут в нём стоили относительно много, но с другой, это была хорошая возможность попробовать самый дорогой и одновременно лучший на данный момент VR-шлем.

«Хиган 2016»: ПеременСамо собой, были места для настолок, работали выставки фотокосплея, рисунков, шарнирных кукол — всё как раньше, на тех же местах. Хорошо и недорого поесть по-прежнему было негде: в барах концертного зала как всегда заламывали цены, а есть в невкусной столовой могли только отчаянные люди. Носить напитки снова было неудобно: по-прежнему работало параноидальное правило, запрещающее вносить в зал бутылки, пакеты из-под сока и всё в таком духе.

Концертная программа, на первый взгляд, была типичной. Организаторы постарались найти баланс между форматами выступлений, поэтому блоки строились по одной схеме: дефиле, танцы, снова дефиле, караоке, снова дефиле, сценка и снова дефиле. В перерывах шутили и заполняли неловкие паузы уже всем знакомые ведущие.

Но если вернуться назад в прошлое, вспомнить «Хиган» в годы ДК МТЗ или хотя бы первые годы в КЗ «Минск», то можно заметить много серьёзных перемен. Прежде всего, фестиваль всё-таки окончательно перестал понимать, что нужно отсеивать, а что нет. Он как будто решил вобрать в себя всё, что можно. Все желающие — к нам.

«Хиган 2016»: ПеременМожет быть, причина этого в банальном стремлении заполнить эфирное время. А может, дело в сложном наследии, постоянно сменяющихся вкусах и прочих вещах, связанных с регулярной сменой организаторов. Название «Хиган» явно потеряло смысл. Танцы и караоке в основном исполняют поклонницы корейской попсы. Поют иногда хорошо, а иногда — не очень. С танцами получше: много банд с неплохой хореографией. Но нужно понимать, что переодетые в мальчиков девочки или девочки в сексуальных костюмах и бондаже — это зрелище, как ни крути, специфическое и по-прежнему странное для такого мероприятия, как «Хиган». Ничего не имею против красивых девушек в бондаже, но с большим удовольствием посмотрел бы на них в другом месте — на какой-нибудь вечеринке, например.

Но что ещё хуже – засилье дефиле. Сценки почти исчезли — их очень мало, и они короткие. Сложные вещи — с шутками, диалогами и танцами, хорошими декорациями и крутыми костюмами — в этом году отсутствовали. Зато было полного банального позирования — группами и поодиночке. Было и многочисленное аниме (причём классики почти нет), и чиби, и видеоигры, просто неформат по картинке.

«Хиган 2016»: ПеременБезусловно, в стране есть старательные косплееры, способные делать классные костюмы и ярко их представлять. Но нужно знать меру. Дефиле — чересчур много. Факт. Вдобавок, часто под неподходящую или надоевшую за многие годы музыку. Затянуто и скучно. Ты платишь немаленькие деньги за билет — и половину дня смотришь на дефиле косплееров, многие из которых боятся близко к краю сцены подойти. Нужен какой-то отсев. Только лучшие из лучших. Возможно, сократится программа, но ничего страшного: «Юникон» в этом году шел до 18 часов, и всё было нормально.

«Хиган» упорно цепляется за свой старый формат с концертным залом, но сейчас не может предложить зрителю того, что не заставит пожалеть о потраченном времени. Караоке, танцы и особенно дефиле — всё это лучше выглядит на сцене с танцполом, на подиуме. Сидеть и смотреть на это часами — тоскливо и очень по-советски. Похоже на то, как в своё время в Москву с концертом приехал Дэвид Боуи, а все сидели. Так что это был его последний концерт в России. На первых «Хиганах» караоке и танцы были редкостью, дефиле показывали меньше, и как минимум половину программы составляли сценки и AMV. Был смысл просто сидеть в кресле в темноте и смотреть.

В своё время разные организаторы неоднократно оправдывались, что сценок и видео стало меньше, потому что заявок тоже стало меньше. А ещё Youtube виноват. Но в действительности любой автор хочет увидеть живую реакцию зрителей и посмотреть свою работу на большом экране, независимо от количества просмотр в интернете. Нужно просто заинтересовать таких людей. Но, видимо, никто не пытается этого делать.

«Хиган 2016»: Перемен

Ну, и заодно «Хигану» всё-таки пора определяться с форматом и аудиторией — для кого он. Для анимешников? Для поклонниц корейских мальчиков? Для тех, кому нравятся видеоигры? Ему важен в первую очередь косплей или выступления? Это нужно решать уже сейчас. Потому что фестиваль с каждым годом лучше не становится. Он давно перестал удивлять. Он просто пытается существовать. В итоге, само собой, он теряет старую аудиторию — она просто не видит смысла переживать старый опыт. Если там ничего не меняется, то зачем идти?

Более того, сегодня у нас полно гиков и косплееров. У них уже есть свой отличный «Юникон», и скоро наверняка появится что-нибудь ещё. Уже готовится «Вебкон», и на этом люди не остановятся. Станет сложнее объяснять, зачем столько супергеройского косплея на фестивале восточной культуры. Зачем в принципе мероприятию с японским названием столько корейского. Устраивайте отдельный фестиваль корейской культуры. А «Хигану» пора возвращаться к корням.

Гоша Берлинский

«Хиган 2016»: Перемен

№203

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".