Gran Turismo

Posted by Panko on января 31, 2008 - 00:00

Жанр: Real Driving Simulator
Разработчик: Polyphony Digital
Издатель: SCEA
Игры серии: PS: GT (1997), GT2 (1999). PS2: GT3 A-Spec (2001), GT Concept: 2001 Tokyo (2002), GT Concept: 2002 Tokyo-Geneva (2002), GT4 (2004).

Сегодня слегка уйдем в сторону от генеральной линии партии и поговорим об игрушке, чье название известно у нас многим. Речь пойдет о второй части GT, то есть последней из тех, что вышли на оригинальной PlayStation. Почему именно о ней? Дело в том, что все последующие части сериала разрабатывались для PS2. На сегодняшний день эмуляция ее, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а "живая" приставка в наших краях — это довольно редкое явление. По этим двум причинам, а также потому, что GT — чисто консольный проект, мы как-то слегка о нем подзабыли, и вот уже впору бить тревогу.

Ахтунг!!! По городам и весям страны как ни в чем не бывало разгуливают люди, понятия не имеющие о том, что такое Gran Turismo и искренне считающие, что свежайшая часть NFS — это однозначно вершина эволюции виртуальных гонок. Ха! Как бы не так!

Взявшись сравнивать GTII с новенькими нидфорспидами, я сразу же поставил ее в невыгодное положение. Чтобы это понять, достаточно беглого взгляда на творение Polyphony Digital. В свое время графика Gran Turismo считалась эталонной для PlayStation, но было это уже почти десять лет назад! С того времени утекло много воды, и сейчас, если мне поставят условие описать визуальный ряд игры парой слов — я скажу... хм ... — немножко лохматый;). В прямом и переносном смысле. Выглядит игра сегодня и впрямь слегка растрепанной. Но надо четко отдавать себе отчет в том, что это не вина разработчиков (их квалификация и добросовестность как раз вне подозрений), а ограничения оригинальной платформы.

Но не будем долго переливать из пустого в порожнее, а попытаемся перечислить плюсы GT по пунктам и разобраться, за что же каждый цивилизованный человек обязан ее ценить и уважать.

Gran Turismo — это первая гонка с ТАКОЙ графикой и ТАКИМИ повторами. Как бы игра не выглядела сейчас, у нее не отнять того, что когда-то она стала настоящим образцом для подражания. На PlayStation конкурентов у нее в этом смысле почти нет. На фоне подавляющего большинства игр с этой весьма уважаемой платформы GT смотрится как настоящая жемчужина. И лишь очень немногие сумели дотянуться до подвешенной столь высоко планки. О конкуренции же со стороны какой-либо другой платформы того времени речь не может идти в принципе.

Риплеи — вообще отдельная история. Авторы поработали над ними на славу, и результат бросается в глаза незамедлительно. Режиссура, работа с камерами, подбор ракурсов и вообще все, относящееся к представлению заезда в наиболее выгодном свете — вне всякой критики. Дальше — больше. Автомобиль действительно едет. Он кренится в поворотах, подпрыгивает на высоких "поребриках", а его подвеска честно отрабатывает все неровности трассы. Объективности ради стоит сказать, что в целом благоприятное впечатление здорово портят темные линии, то и дело "выстреливающие" на стыках плоскостей, составляющих дорожное полотно треков, а также кузова автомобилей. Но, во-первых, это заметно только во время повторов, во- вторых — случается не так уж часто, а в третьих — объективности нет, так что и говорить об этом не стоит;).

GT — первый проект, в котором авторам действительно удалось поймать за хвост скользкий баланс между "тупой аркадой" и "честным симулятором". Игрушка доступна всем и каждому, но ощущение того, что здесь все серьезно, не покидает ни на секунду.

Это первая игра с такой физикой. Игра, в которой реально чувствуется разница в управлении задне-, передне- и полноприводными автомобилями. Между прочим, в долгих заездах на машине изнашивается "резина" (на "ведущих" колесах — быстрее), и это, опять же, действительно сказывается на управляемости. В тех же гонках "на выносливость" легко заметить, что при замене покрышек на "свежие" должно пройти некоторое время, прежде чем они "прогреются" и обретут должные сцепные свойства.

Игра — одна из немногих, в которых, так важна правильная траектория прохождения поворотов, а каждый удачно прочерченный вираж — это настоящая победа со слезами на глазах и с сединою на висках. Кроме того, здесь важна не только конфигурация трассы, но и ее рельеф. (Прекрасный пример — Laguna Seca. Это не описать словами, сколько проблем может доставить "удачно" расположенная на скоростном участке трека кочка.)

Здесь ты не летишь, будто укушенный, не разбирая дороги, как в NFS, а едешь, атакуя каждый поворот в надежде сбросить еще хотя бы долю секунды с лучшего времени на круге. Нужно сказать, что в Gran Turismo "гонщик" борется в первую очередь не с трассой, а с собственным автомобилем. Необходимо все время держать в голове постоянную опасность разворота, вылета с трассы ввиду слишком позднего торможения и вообще "дружить" с машиной, знать ее и предугадывать, как она поведет себя в той или иной ситуации. Кстати, о тормозах. Это одна из немногих игр, наглядно демонстрирующих, что хорошие тормоза на гоночном болиде могут значить очень много. Имея возможность затормозить позже соперника, игрок получает преимущество, которое при прочих равных условиях будет совсем не лишним. Надо только суметь им воспользоваться.

GT стала первой игрушкой, в которой гоночные поребрики — это не просто красно-белые полоски, окаймляющие виражи, а реальный объект, который оказывает непосредственное влияние на поведение вашей машины. Его вполне можно обратить как на пользу себе, так и во вред. Если удачно прицелиться в полосатую ленту на внутренней стороне поворота, то автомобиль чуть довернет внутрь виража и, следовательно, ты получишь возможность пройти его на более высокой скорости. Если же слишком агрессивно атаковать высокий поребрик (они, к слову, бывают разными), то машина просто подпрыгнет и потеряет на мгновение управляемость, что чревато понятно чем. Не стоит забывать и про опасность грубого обращения с педалью акселератора, когда под колесами болида разнородное покрытие. Скажем, асфальт и тот же бордюр. Избежать глубокого заноса и следующего за ним разворота в таком случае может быть очень не просто.

О соперниках. Это не бестелесные призраки, которые носятся где-то поблизости и, наверняка, легко улетят вперед, стоит тебе совершить ошибку в пилотировании (привет, Need for Speed). Ничего подобного. Здесь вполне можно, удачно прорвавшись вперед со старта, долгое время удерживать их позади, постоянно оставляя за собой оптимальную траекторию прохождения поворотов либо своевременно блокируя их поползновения. Тогда в попытках совершить обгон компьютерные гонщики будут вынуждены с нее съезжать, что неизбежно повлечет за собой снижение скорости, и даже лишняя сотня "лошадей" под капотом помочь им будет не в силах. Вообще, напряженность заезда от собственно скорости практически не зависит. Можно задремать, управляя почти тысячесильным монстром, если преимущество над соперниками достаточно велико. А можно и стереть зубы в порошок в гонках на каких- нибудь мотоколясках, когда точно знаешь, что удерживаешься впереди исключительно за счет своей "широкой спины" и стоит слегка оступиться — все, пиши пропало. Вот тогда, да. Финишировал, и можно смело идти в ванную, выжимать соленый пот из прилипшей к телу рубахи.

Наконец, GT стала первой игрой, в которой едва ли не каждый из более чем шестисот (!!!) представленных автомобилей на самом деле имеет свой уникальный характер. (Некоторые, к слову, очень напоминают необъезженных скакунов. Сделать круг на таком — почти подвиг. А другие — напротив. Летят вперед, как паровоз по рельсам. Надо серьезно постараться, чтобы выбить их из колеи.) Мне, к слову, не нравятся сильно "дубовые" аппараты, как, впрочем, и слишком "капризные". На первых ездить не интересно, а на последних — просто невозможно. Но есть здесь и машинки, которые вполне можно приручить. Притом, что их вождение представляет определенный вызов, игроку не приходится грызть угол стола в бессильной злобе каждый раз, когда болид отправляется в очередное путешествие по зеленому газону.

Очень легко поверить и в то, что разработчики не тыкали пальцем в небо, а в самом деле пытались передать нюансы поведения на дороге настоящих машин, перенося в игру свой и чужой ездовой опыт. Когда-то, помнится, доводилось читать в одном из автомобильных изданий отчет о тест-драйве Dodge Viper, в котором авторы жаловались на крутой нрав "пациента", его резкость, а порой и опасную непредсказуемость. Попробуйте ради интереса прокатиться на этой "гадюке" в GT.

И все-таки, самое главное достоинство Gran Turismo — это "физика". Ну вот приятно здесь управлять автомобилем, и все тут. В подавляющем большинстве гонок, в том числе и современных, в том числе и являющихся серьезными симуляторами, — такого чувства не возникает. А здесь оно есть. В ИЛ-2 есть, еще кое-где. А вот в NFS — нету. Ну да ладно. "Жажда скорости" тоже по-своему хороша. Просто она немного не об этом.

А на закуску — еще один момент, помогающий пролить свет на причину притягательности игры. Речь о большом гараже, предоставленном в распоряжение игрока, и возможности со временем собрать там лучших представителей автопарка Gran Turismo. Здесь, наверное, есть что-то общее со "Всех их вместе соберем ПОКЕМООН!" или с коллекционированием доспехов и цветных камешков в очередном убийце Diablo. Как бы то ни было, у игрока имеется, пусть виртуальная, но возможность переплюнуть в этом деле самого султана Брунея, известного на весь свет своей страстью к коллекционированию уникальных изделий мирового автопрома.

Звуковое сопровождение вполне на уровне. В начальной заставке звучит всем известная My Favourite Game от The Cardigans (та самая, клип по которой где-то пытались запретить из-за того, что он, якобы, провоцирует на агрессивное вождение). Далее — тоже достаточно бодрые песенки. Правда, количество треков не велико, и если играть достаточно долго (а по-другому — никак), то вскоре от них захочется плеваться даже самым терпеливым товарищам. Впрочем, это не смертельно.
Gran Turismo
Между тем, когда выходишь на старт очередного заезда на новой машине, зачастую первое, что обращает на себя внимание — это характерный звук работы двигателя. Я, конечно, далек от мысли, что этим может щегольнуть каждый из более чем полутысячи представленных здесь автомобилей, но все равно приятно.

А еще в меню можно взглянуть на список лицензий, добытых издателями для своего детища. Несколько страниц мелкого, убористого текста. Очень впечатляет. Очень.

Минусы. С прискорбием вынужден сообщить, что игра не просто не идеальна, а напротив — полна косяков. Просто огромных, средних, ну и тех, что поменьше.

К сожалению, слишком многие из представленных в игре трасс можно пройти следующим нехитрым способом. Берешь красный Suzuki Escudo. Да-да, тот самый, с огромным антикрылом на крышке "багажника". Кладешь на кнопку газа чего-нибудь потяжелей и идешь заниматься разными гадостями в меру своей испорченности. Через некоторое время берешь в руки джойпад, сохраняешь результаты заезда, с интересом глядишь, какую же машину нам выдали за эту доблестную победу на грани человеческих возможностей, и повторяешь цикл заново. Я, конечно, утрирую, но такой момент явно присутствует, и игру, позиционируемую авторами как Real Driving Simulator, это, мягко говоря, не красит.

Раллийный режим явно уступает в проработке шоссейным гонкам. Только что ты с дымом из ушей и зелеными чертями в глазах с сотой попытки, но все- таки добыл бронзу в одном из "асфальтовых" тестов на водительскую лицензию какой-нибудь "крутой" категории, а через минуту — получаешь золото в раллийном заезде, сделав круг по трассе, даже не выезжая на дорогу из кустов.
Gran Turismo
Еще есть такие мелочи, как недостаточно проработанные настройки автомобиля, не самое удобное меню/интерфейс, в схватке с которым глубокий тюнинг машины превращается в настоящее испытание, а также невозможность пройти игру до конца, если вам "повезло" с ее версией. AI, как говорится, не блещет, но со своими задачами худо-бедно справляется. Машины соперников едут, как правило, стадом. Они знают, что такое оптимальная траектория и серьезно почти не ошибаются. Когда игрок отстает, они слегка замедляются (в разумных пределах), позволяя себя догнать. Когда человек лидирует, то оторваться от них ему крайне сложно — ведь разработчики понимают, что на трассе нужно создавать видимость бескомпромиссной борьбы до самого финиша.

А еще очень не хватает модели повреждений машины. Хорошо бы, болид любителей ездить "по стеночке" заметно тормозился, вылетая с дороги и ударяясь об отбойник, а после нескольких таких жестких контактов превращался бы в неуправляемый и тормознутый гроб на колесах, вести который было бы сущей мукой. К сожалению (впрочем, для многих к счастью), этого нет. Но сериал продолжается, а потому — еще не вечер.

В игре есть т.н. рынок подержанных машин, где можно оторвать себе какой-нибудь раритет либо относительно новый рыдван, сэкономив немного виртуальных денег. Ассортимент, представленный здесь, постоянно меняется, и по ходу игры вам придется сюда время от времени заглядывать, ведь некоторые модели можно приобрести только тут. А на часть соревнований просто не пустят, если у вас нет определенной модели автомобиля. Слегка напрягают денежные вопросы. Машину можно продать лишь по строго фиксированной цене. Ровно в четыре раза дешевле, чем точно такой же "аппарат" стоит в "фирменном салоне". При этом сумма, вложенная игроком в автомобиль, не учитывается вообще никак. Купил "корча" за восемь тысяч, вложил в него еще четверть миллиона, выиграл гонку и решил продать? Всегда пожалуйста! Получай свои две "штуки" и не выпендривайся. Обдираловка в чистом виде.
Gran Turismo
Пожалуй, самая невосполнимая утрата — это отсутствие в игре Ferrari и Lamborghini. Специально для тех, кому отчаянно не хватает их хищных, приземистых силуэтов, разработчики включили в игру такую экзотику, как американский Vector, английский TVR и прочих, а также гоночные спорт- прототипы от некоторых именитых производителей (вроде Nissan и Toyota), которые (машины, а не производители) льнут к асфальту ничуть не хуже, чем красавицы из кузовных ателье маститых итальянцев.

В солидном возрасте игрушки неожиданно отыскался еще один явный плюс. Дело в том, что, как вы знаете, автопарк в GT крайне разнообразный. Здесь присутствует множество обычных машин, не претендующих на громкое звание суперкар. За почти декаду, прошедшую со времен выхода игры в свет, эти автомобили добрались и до наших с вами дорог. Соответственно, многие из нас получили симулятор собственного (папы-маминого), стоящего под окном, гольфа, астры, вектры, аккорда, сивика или трешки BMW и забавную возможность сравнить ощущения от вождения реального и виртуального воплощения своей "тачилы". А также повод для законной гордости. Еще бы! Видеть свой родной и ненаглядный Fiat Punto в одном ряду с такими монстрами, как Dodge Viper или Jaguar XJ 220 — это дорогого стоит.

В самом начале статьи мы договорились, что речь пойдет именно о GTII, поэтому все слова "первая / первый", встретившиеся вам выше, видимо, стоит заменить на "вторая / второй", имея однако ввиду, что первой была GT номер один. Впрочем, различия между двумя старейшими частями сериала не столь разительны. Немножко новых трасс и соревнований, чуть подкорректированная "физика", раллийный режим, немно.... Нет, все-таки много новых автомобилей, и, как следствие, тот факт, что Gran Turismo II в отличие от предшественника не умещается на одном CD. Вот, пожалуй, и все. Остальное — так, мелочи.

Если уж говорить о различиях, то стоит заметить, что разница между версиями GT для PS и PSII на поверку оказывается еще меньше. Всего-то графика следующего поколения;) Ну, и те же мелочи…

Вообще, несмотря на все многочисленные недоработки, заметно, что многие в команде разработчиков любят это дело и своей маниакальной дотошностью в некоторых аспектах игры вызывают уважение и неподдельное восхищение. На этом фоне проводимые некоторыми изданиями опросы на темы типа "Самый сексуальный автомобиль всех времен" не кажутся такой уж дикостью;). Если кому интересно, по одной из версий — это, вроде, Fiat 500. Мелкая и простая машинка, сумевшая пролезть наверх по головам далеко не самых дешевых спорткаров.

На сегодняшний день самым лучшим и самым совместимым эмулятором PlayStation является ePSXe v 1.6.0. В качестве видеоплагина я использовал Pete's OpenGL2 Driver 2.8 и не знал никаких бед. Стоит сказать, что плагины от Пита считаются лучшими, так что начинать имеет смысл именно с них. Не забываем, что для эмуляции понадобится также BIOS PS.
Gran Turismo
Трасса Laguna Seca

Была (а может и сейчас есть) на английском телевидении такая передача Top Gear. Рассказывала она об автомобилях. Проводила тесты. Сравнивала характеристики. Но сделано это было в своеобразной, шутливой манере. Мелькали там и совсем уж безбашенные сюжеты, чем-то напоминающие идущих сейчас на нашем TV "мозголомов". Развлекались авторы программы как могли. То утопят в бассейне классический Rolls Royce, то отдадут на растерзание инженерам Lotus добитую пятерку "Жигули", чтобы те за несколько недель и пару сотен тысяч долларов сварганили из нее автомобиль мечты, а то и вовсе — соорудят пушку, стреляющую машинами, и поставят ее на гору. А внизу, в поле, намалюют здоровенную мишень. В центр поставят старый прицеп (типа, для зрелищности) и давай, значит, из этой пушки стрелять и выяснять, кто там из них самый меткий.

Но речь не об этом. Есть в GT такая трасса — Laguna Seca. Трек настоящий. Расположен в США. Примечателен он одним поворотом. Называется — "штопор". Если вы хоть когда-нибудь играли в Gran Turismo, то не знать этот проклятый "вертикальный" поворот вы не можете. Наверняка не единожды поминали его "добрым" словом. Каждое его прохождение — это вызов. А если у вас еще и "капризный" автомобиль — то вызов вдвойне.

И вот, значит, решили топгировцы сравнить ощущения от прохождения этой самой трассы в реальности и в игре. Выбрали себе синюю Honda NSX, и давай играться. А потом отправились в "штаты", нашли себе там такую же Хонду (естественно, синюю), арендовали трек и прокатились пару-тройку раз. После чего последовал жесткий вывод о том, что жизнь и игра это, оказывается, две большие разницы, в реальности ехать на грани фола бывает просто страшно, и показать на настоящей машине время прохождения круга, сравнимое с тем, что было зафиксировано в Gran Turismo — невероятно сложно. Ну что тут скажешь? Молодцы. Игра определенно стоила свеч.

Штрихи к портрету

Рулит по настоящей трассе водитель-испытатель из описанного выше эксперимента и по ходу дела комментирует происходящее. Здесь, мол, разгоняюсь, а вот тут — торможу. Едет он, едет, и вдруг перед очередным виражом восклицает: "Агаа!!!". "Вот, - говорит, - чтобы вписаться в поворот я начинаю подтормаживать, в дело вмешивается АБС, и при ее включении на педали и другие органы управления автомобиля передаются толчки и характерный зуд. А в игре этого нееету!" Что ж. Так и запишем. Длинный перечень недостатков GT пополнился еще одним пунктом. Для Honda NSX недостаточно тщательно проработаны тонкости работы антиблокировочной системы тормозов. Караул!

Еще один момент. Компания Nissan ограниченной партией выпустила специальную версию одного из своих самых удачных спорткупе. Причем представители фирмы не стесняются заявлять, что в работе над доводкой ездовых свойств Nissan 350Z Gran Turismo 4 Edition принимал непосредственное участие Казунори Ямаучи, продюсер Gran Turismo.

Ирония судьбы. Никому не надо рассказывать, как сейчас популярен стритрейсинг и все его атрибуты, как-то: тюнинг, соответствующая музыка, толпы сексапильных красоток и "реально крутых" пацанов, облепляющих яркие автомобили, будто только что сошедшие со страниц глянцевых журналов. Ноги у этой популярности, в том виде, в каком мы ее наблюдаем сейчас, растут из фильма "Форсаж" (The Fast and Furious), после него последовала первая часть Need for Speed Underground, которая заметно углубила и расширила тему и аккурат попала, что называется, в струю. Так вот, возвращаясь к фильму — герои его играли именно в Gran Turismo;).

Borabora

Gran Turismo Гонки № 97

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в журнале "Виртуальные радости".