God of War

Posted by KorsAK on марта 31, 2012 - 00:00
Жанр: слэшер
Платформа: PlayStation 2
Разработчик: SCE Santa Monica Studio
Издатель: Sony Computer Entertainment
Похожие игры: серия Devil May Cry, Darksiders: Wrath of War, Bayonetta
Мультиплеер: отсутствует
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Дата выхода: 22 марта 2005 года
Официальный сайт игры: www.godofwar.com

Каждая из народностей, населяющих нашу планету, имеет свой эпос, свои предания, легенды и сказки. Но по ряду самых разных причин именно греческая мифология волнует души и бередит умы не только греков, но и белорусов, и россиян, и англичан с американцами, и представителей многих других стран. Современный житель, к примеру, Минска или Ганцевичей может не знать ничего о Перуне, но спросите его о Зевсе, и пускай сбивчиво и не всегда по существу, но минчанин или ганцевичанин что-нибудь ответит.

Мифы о богах и героях всегда вдохновляли скульпторов, художников, писателей и режиссеров. Разработчики компьютерных и видеоигр просто не имели права оставаться в стороне.

«Я кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь...»

Н.  Гумилев

К 2005 году, когда неожиданно «выстрелил» PS2-эксклюзив God of War от малоизвестной тогда студии SCE Santa Monica, в жанре «слэшер» уже все было сказано. Любителей острой стали и карминовых брызг нельзя было удивить ни ролевыми элементами, ни Quick Time Events, ни монстрами размером со средний микрорайон. Создатели God of War не планировали революционного прорыва. Они успешно воссоздали антураж и атмосферу тех самых мифов, подняли повыше градус жестокости для очень неплохой боевой системы и написали сценарий несвойственной для жанра глубины. Причем, воссоздавая дух и густой колорит античных преданий, разработчики не ошиблись с дозировкой. Не углубляясь в дебри сложных отношений между обитателями Олимпа и смертными, они умело расставили впечатляющие, верно подобранные декорации, добавили в нужных местах отсылки к наиболее известным страницам греческой мифологии и выпустили из загонов аутентичный мифический бестиарий. Минотавры, гарпии и гидры — все как в лучших домах, в укор голливудским безобразникам, неизвестно зачем притащившим в «Битву титанов» скандинавского кракена. Как результат — громкиq успех игры, сиквелы, планов громадье.

God of War

Многие довольно качественные слэшеры решительно задвигают сюжет на задний план, что, впрочем, не мешает им в обретении популярности. Венценосная серия Devil May Cry, к примеру, довольно невнятно повествует о попытках самоутверждения разнокалиберных демонов и о сложных родственных связях чертей и бесов. Сюжет же God of War, хоть и по известным причинам уступает лучшим RPG-историям, уверенно лидирует в своей весовой категории. Сценаристам удалось блестяще показать мотивацию героя, его личную трагедию и масштаб кровавых игрищ, в которых небожители используют смертных вместо шахматных фигур.

Главный герой — спартанский военачальник Кратос, неизменный победитель и триумфатор. Подгоняемый жаждой славы и почестей, Кратос ведет своих воинов в бесконечный бой, забывая о семье и доме. Но, как говорят у нас, на Крите, не все коту масленица. Орда варваров однажды все-таки опрокинула и смяла войско Кратоса, а сам он оказался на грани гибели. В отчаянии полководец воззвал к Аресу, богу войны, и пообещал тому вечно служить в обмен на помощь. Арес, испытывавший, видимо, кадровый дефицит, с радостью уничтожил варваров, а спартанцу выдал табельное оружие — Клинки Хаоса, намертво приросшие к плоти нового слуги. С тех пор Кратос стал исполнять обычные аресовы поручения: тех зарезать, то разрушить, это поджечь... И в один не прекрасный день, уничтожая по приказу босса мирную деревню, Кратос в боевом безумии лично убивает свою жену и ребенка. После этого герой ставит перед собой единственную цель: ликвидировать бога войны.

God of War

История начинается, собственно, с конца — с попытки самоубийства спартанского воина. Все сценарные перипетии подаются как воспоминания и экскурсы в прошлое, и разработчики рассказали о судьбе Кратоса элегантно и увлекательно. В процессе отмщения спартанец в паре с геймером посетит осажденные Афины, займется поиском ящика Пандоры, погибнет, благополучно вернется из царства мертвых и совершит немало других достойных поступков различной степени общественной опасности. А чтобы игрок еще больше проникся повествованием о мести и отчаянии, создатели God of War щедро добавили в свой проект от личных видеозаставок, совместивших анимированный комикс и CGI-графику. Финал также способен удивить — честь и хвала сценаристам, избавившим нас от очередного приторного хэппи-энда.

Образ главного героя — еще одно достижение SCE Santa Monica. Кратос не стремится к защите добра и справедливости — преследуя свои личные цели, он действует жестко, порой жестоко. По совокупности своих качеств он герой скорее отрицательный, чем положительный. Изничтожая толпы врагов, Кратос не переживает, когда под раздачу попадают мирные жители и случайные встречные. В одном из эпизодов для дальнейшего прохождения необходимо задобрить богов жертвоприношением. Задача решается просто: спартанец хватает оказавшуюся рядом клетку с пленником внутри и под жалобные вопли несчастного заталкивает ее в жертвенный огонь. И таких «жизнеутверждающих» сцен в игре немало. Неоднозначность протагониста в God of War выгодно выделила его на фоне легиона картонных драконоборцев, благородных рыцарей и защитников убогих. Художники, создавшие облик Кратоса, также достойны похвалы и уважения. Полуголый атлет с двумя зловещего вида клинками за спиной, боевой раскраской на лице и теле и мимикой палача на пенсии стал одним из самых узнаваемых персонажей видеоигр. Абы кого, знаете ли, в Mortal Kombat не приглашают!

God of War

Боевую систему God of War можно назвать, без преувеличений, эталонной. Массакр осуществляется на высоких скоростях, не скатываясь при этом к бездумному нажиманию на случайные кнопки, чем иногда грешат аналогичные проекты. Обилие разнообразных ударов, комбинаций, захватов и уклонений может вогнать неподготовленного человека в оторопь. Появляется устойчивое ощущение, что разработчики использовали абсолютно все возможности геймпада PS2 и реализовать какое-нибудь колюще-режущее па сверх уже имеющихся просто невозможно. Кратос разит врага клинками в прыжке и с перекатом, подбрасывает в воздух на десяток метров, вырывает глаза и голыми руками сносит злодейские головы, рвет монстров на аккуратные половинки...

Брутальность игры неспроста стала притчей во языцех. Посчитав, что богатого арсенала боевых умений может не хватить, боги на Олимпе пошептались и, поддержав кровожадные намерения главного героя, подарили своему чемпиону способность учинять мощные магические фокусы —научили, к примеру, смущать недругов взглядом головы Медузы и швыряться молниями. Афина, вдобавок, презентовала огромный тесак — волшебный, не без этого. Элемент RPG, пришедшийся в God of War весьма ко двору, позволяет развивать рукопашные и магические приемы, стимулируя тщательное изучение обширных локаций в поисках тайников с опытом.

God of War

Справедливости ради стоит отметить, что в том или ином виде прокачка присутствует в каждом первом слэшере, но ее роль нередко чисто декоративна, а вот в God of War развитие протагониста приносит массу позитива и здорово влияет на тактико-технические характеристики воителя. К тому же имеет место быть выверенный баланс —развить все таланты, открыть все без исключения комбинации ударов не выйдет. Довольно высокую сложность можно смело записать в плюсы игры; дюжина не упокоенных гоплитов при поддержке авиации в виде гарпий способна бросить нешуточный вызов, заставляя раз за разом возвращаться на чекпойнт и, смахивая со лба пот, вырывать-таки победу.

Обладая немалой продолжительностью (скорбно вздыхаем по поводу пятичасовой Star Wars: The Force Unleashed 2 и других «скорострелов»), God of War не уставала удивлять разнообразием. Схватки с превосходящими силами противника сменялись акробатическими этюдами в экстремальных условиях, длительными подводными заплывами, на сцену время от времени выходили эпические чудища-боссы, путь герою нередко преграждали хитроумные ловушки и головоломки различной степени сложности. С головоломками, к сожалению, связан существенный недостаток игры — временами они неоправданно трудны и нелогичны.

God of War

Во избежание голословности приведем пример. Кратос дергает за рычаг (при слове «рычаг» матерые геймеры уже начинают испытывать беспокойство) — и из обширного глубокого бассейна поднимаются колонны, образуя мост к постаменту с молчаливой статуей. Через несколько секунд колонны скрываются под водой, и натренированная смекалка призывает играющего вновь дернуть за ненавистный рычаг и спешно мчаться к статуе. А выход из локации находится, меж тем, под водой, в основании одной из ненадолго появляющихся колонн. Грустно, господа, в такие моменты с тоской вспоминаются образцово-показательные изящные задачки из сериала Half-Life, последней инкарнации Alone in the Dark, «капкомовской» Onimusha, на худой конец...

Зато в God of War отлично поставлены Quick Time Events, непростые в исполнении, но от этого только выигрывающие. Многие миссии и отдельные сцены заслуживают многократных похвал и бурных аплодисментов, сценаристы и дизайнеры SCE Santa Monica уложили на борцовский ковер почти всех конкурентов. Чего стоит хотя бы охота на сирен с ориентированием по звукам пения или драка в зале с движущимся полом. Один из сюжетных фрагментов и вовсе достоин размещения в Музее геймплейной славы (жаль, пришлось этот музей выдумать). Злодей Арес переносит Кратоса в материализовавшийся мир кошмарных воспоминаний, и герою приходится защищать на маленьком сюрреалистическом островке свою вернувшуюся из небытия семью, а в качестве нападающих выступают обезумевшие двойники спартанца, эдакие «стивенокинговские» «темные половины» числом до роты. Бочку меда дополняет яркая и насыщенная картинка, сдобренная великолепной анимацией, и роскошный саундтрек, записанный с привлечениеммощного хорового вокала.

God of War

God of War, естественно, вызвал волну негодования у воинствующих поборников морали и агрессивно настроенных защитников нравственности. Жаль, что они, вероятнее всего, не читают нашу газету — уж очень хочется напомнить им о возрастном рейтинге, об обязанности родителей следить за сферой интересов детей, о свободе выбора взрослых и о том, куда приводит стремление запрещать для всех то, что не по нраву кому-то персонально. Ах да, в God of War ведь есть еще настоящая эротическая мини-игра! Она, к слову, весьма целомудренна, если сравнивать ее с некоторыми популярными в народных массах телепроектами. Мини-игру эту можно вовсе пропустить, если вы болезненно смущаетесь полуобнаженных (ужас!) нарисованных красоток, томных вздохов за кадром (Содом!) и вида кувшина, подпрыгивающего на ночном столике (Гоморра!). Что тут добавить? Не нравится жестокость в играх —не играйте в God of War. Не нравится жестокость в литературе — не читайте античные мифы. Не нравится жестокость в кино — не смотрите «300 спартанцев»,  «Молчание ягнят», да и «Звездные войны» тоже не смотрите. А с захватывающей и, что немаловажно, поучительной историей спартанца Кратоса стоит ознакомиться любому созревшему почитателю видеоигр.

Алексей Корсаков

God of War слешер №147