Гексостратегии: три шага в прошлое

Posted by Anuriel on мая 30, 2003 - 00:00

Российское предприятие "Звезда", знакомое вам по игровым системам "Эпоха битв" и "Кольцо Власти", уже больше года назад начало выпуск еще одной серии игр, получившей название "Гексостратегии". Эти игры не имеют общей системы правил, для каждого проекта они свои, но объединены общей стержневой идеей. Идеей создать с использованием исторических миниатюр в масштабе 1:72 игры, в которых действие будет происходить на специальном игровом поле, а не на полу или столе.



В каждой игре используется игровое поле, состоящее из гексов (то есть, шестиугольников). Преимущества гексов очевидны — ведь расстояние от центра одного гекса до центра любого из соседних одинаково, посему проблема с неравным расстоянием между базовой клеткой и боковыми и угловыми (как на поле из квадратов) не возникает. А ведь проблемой с квадратными клетками страдают многие хорошие современные игры. Конечно, в каждой игре используются миниатюры, применяемые в "Эпохе битв". Это естественно и понятно, что "Звезда" стремится продвинуть свою продукцию максимальным числом доступных ей способов. Наша же с вами задача — оценить, насколько хорошо это получилось в данном случае. А точнее, в данных трех случаях, так как на данный момент в серии появилось только три игры: "Ледовое побоище", "300 спартанцев" и "Нашествие монголов".

Шаг первый. 
Гексостратегия ледовая.
Именно игра "Ледовое побоище" стала первым блином, который "испекла" "Звезда" в новой серии. И блин этот, к сожалению, вышел все-таки комом.
"Ледовое побоище" повествует нам о временах наступления крестоносцев на Новгородское и Псковское княжества. Для игры используются наборы "Русские дружинники" и "Крестоносцы" (существовал также вариант игры, в котором использовался набор "Рыцари Тевтонского ордена" вместо "Крестоносцев", но он был выпущен относительно небольшой партией, да и, кроме характеристик юнитов, различий в правилах с базовым у него не было). Также имеется игровое поле и набор карточек самого разнообразного характера.
Пришла пора сделать небольшое отступление и похвалить "Звезду". Дело в том, что какими бы плохими ни были правила в играх этой серии (а они не так уж и отвратительны даже в первой игре), игровое поле соответствует самым высоким стандартам. Так что использовать его в собственных играх труда не составит.

На игровом поле отображены особенности рельефа местности, на которой происходит действие (то есть, Новгородского и Псковского княжеств, а также орденских владений). Также вы можете увидеть три типа населенных пунктов: столицы (по одной для каждой играющей стороны — русских и немцев), города и поместья/селения. Рельеф влияет на перемещение войск по игровому полю. Так, по дороге войска передвигаются с наивысшей скоростью, при движении по полю скорость слегка уменьшается, а вот через лес пройти вообще нельзя. Считается, что боевые действия происходят в зимнее время, поэтому реки и озера покрыты льдом и приравниваются к полю. Однако, всегда можно изменить правила так, что реки станут проходимыми только там, где есть мосты (наступило, так сказать, лето:).
И русские, и немцы получают в начале каждого хода некоторое количество денег, зависящее от контролируемых на данный момент населенных пунктов. Чем больше таковых под властью одной из сторон, тем лучше ей (и хуже противнику, соответственно). Деньги можно тратить на самые разные нужды. Например, можно усилить оборонительные сооружения в одном из своих поселений (городов). Однако у каждого населенного пункта существует некий предел, выше которого его нельзя "проапгрейдить". Также на деньги нанимаются войска, за исключением тех, что появляются у игроков в самом начале игры. Боевые действия в игре бывают трех типов. Первый — стрелковый бой. Стреляют непосредственно на стратегической карте, в направлении противника (по прямой, в шесть сторон) на расстояние до пяти клеток. Прямо скажу, что такой подход не верен. Фактически, можно попасть на такое расстояние (если пересчитать его в километрах), что никакому средневековому оружию не под силу. Но авторов игры это не остановило.
Само сражение (в рукопашном бою) между полками происходит в случае, если полки остановились на соседних клетках. Первым наносит удар атакующий полк (в пределах своей боевой силы — то есть, если она равна трем, надо для победы выбросить на кубике число от одного до трех). Если он не сумел уничтожить противника, то обороняющийся полк наносит свой удар. Система не ахти, но вполне терпима. Особенно, учитывая усложненные правила.

Ну и, наконец, штурм укреплений. Первым наносят удар защитники укрепления (то есть, оно само), затем бьют атакующие, а уж после них — полк, который может стоять в городе с укреплением. Если штурм прошел удачно, город (со всем доходом в будущем) передается победителю. Ну, а если нет, то — не повезло.
Есть в игре и усложненные правила. В них присутствуют отличия от основных, делающие игру интереснее. Так, разрешается тратить деньги перед началом хода на создание внезапности (естественно, что чем больше выделено для сей благой цели, тем лучше для вас). Но основная идея усложненных правил — полки отныне состоят не из одного отряда, а из нескольких. Это позволяет играть на более интересной основе (так просто убить полк врага не получится, придется мыслить стратегически). Но и игра при таких правилах затягивается.
В целом, игра получилась, с одной стороны, не совсем плохой, а с другой — с рядом недостатков. Так, она затянута, стрельба реализована плохо, бои иногда приобретают весьма сложный характер (слишком сложный для варгейма, рассчитанного на один вечер). А с другой стороны, играть интересно и занимательно. Но следующие игры были сделаны намного лучше.

Шаг второй. 
Гексостратегия героическая.
Следующим шагом "Звезды" в области создания гексостратегий стала игра "300 спартанцев". Вопреки названию, вам не предлагается разыграть эпизод в Фермопильском проходе. Создатели решили обратиться ко всей эпохе греко-персидских войн. Вы можете стать во главе либо греческой армии, либо армии вторжения Персидской державы, и доказать противоположной стороне, что она коренным образом не права.
Для игры была воссоздана на поле карта Греции, Эгейского моря, а также прилегающих областей Малой Азии. Уже в этой игре был применен подход, при котором обе враждующие стороны коренным образом различаются между собой по стилю и подходу к игре. Здесь же впервые появилась и идея армий, в которые входят отдельные юниты, каждый из которых представлен одной фигуркой воина (для игры используются по одному набору пехоты греков и персов).
Игра за греков представляет собой игру оборонительного плана. Греческие армии легко восполняются в городах, контролируемых греками, так как являются просто ополчением (правда, после разгрома такого ополчения должно пройти некоторое количество лет, чтобы его можно было воссоздать заново). Однако, существует одно маленькое "но": передвигаться за пределами областей, где эти ополчения были набраны, они могут только за деньги (исключения представляют собой отряды афинского морского союза, двигающиеся бесплатно по любой прибрежной клетке, и спартанцы, которые делают то же самое во всей материковой Греции). Деньги грекам положены лишь за удержание некоторых ключевых городов, поэтому много их никогда не бывает (но разрешено, как и персам, накапливать финансовые средства).

Финансовое положение персов получше (им полагаются дополнительные средства от царя, зависящие от броска кубика), но зато они не могут восстанавливать свои погибшие армии, что с лихвой компенсирует преимущества такого положения. Кроме того, передвигающиеся по карте персидские армии всегда требуют снабжения (как и у греков, по одной монете каждой в ход), так что одновременно выпустить все войска (которым для появления на игровом поле требуется некоторое время) не получится.
По равнине отряды двигаются в два раза быстрее, чем по дорогам, а переход через реку и горы еще больше замедляет передвижение, и игра разворачивается достаточно неспешно. А вот для передвижения по морю используется флот. Корабли могут как перевозить войска, так и проводить морские сражения (достаточно примитивные). Причем каждый корабль, находящийся в море (за исключением клеток портов), может с высокой вероятностью затонуть. Так что строительство флота и его плавание — дело дорогое, хотя, порой, окупающее себя с лихвой.
Битвы в игре (по сравнению с "Ледовым побоищем") изменены. Теперь сражаются не отдельные отряды, а все, входящие в состав встретившихся армий. Для битвы используется специальная таблица, по которой рассчитываются потери сторон (зависящие еще и от броска кубика). При этом есть и порядок атаки. Вначале идет стрельба, потом — рукопашная схватка. Считается также, что персы стреляют раньше греков, зато последние бьют в рукопашном бою быстрее. Так что все достаточно честно.

Для победы грекам необходимо полностью уничтожить всю армию вторжения персов (то есть, все отряды), а персам — захватить все греческие города, имеющие значение (то бишь, те, для которых есть карточки). В процессе игры могут возникать забавные и интересные ситуации. Например, у нас был случай, когда огромная греческая армия осталась на острове Лесбос, так как весь греческий флот был уничтожен. Или как вам такой момент — греческая армия возвращается в свои родные области, а в Фермопилах ее встречают персы, защищающие проход в Грецию. В общем, грустно вряд ли будет. 
Но не надо забывать и о недостатках. Так, в игре присутствует фигурка "Скорохода", которая позволяет грекам поднимать восстания в греческих городах под персидским владычеством. При этом сей Скороход неуязвим и передвигается с огромной скоростью. Мы обычно проводим игры без него, так как он нарушает баланс. Есть и другие, менее существенные недостатки. Но пришла пора уже сделать и следующий шаг.

Шаг третий. 
Гексостратегия монгольская.
Следующая (на данный момент, последняя) игра серии "Нашествие монголов" вышла еще в прошлом году. Она посвящена (как можно легко предположить) нашествию монголов на восточно славянские земли. Для игры, как обычно, используется великолепное поле, а также по одному набору "Русская дружина" и "Монголо-татары".
Пожалуй, данную игру можно назвать самой лучшей в серии (опять же, на данный момент). В ней нашла полное воплощение идея различного геймплея для двух противоборствующих сторон. Если восточные славяне представляют собой государства с приличной экономической системой, то монголы — обыкновенные кочевники, которых эта экономика не волнует ни в малейшей степени. Но обо всем по порядку.
Итак, игра за "наших". На карте присутствуют три типа городов восточных славян. В одних можно только нанимать войска. Другие дают деньги в общую казну. Ну, а третий тип, в котором четыре города (Киев, Галич, Новгород и Владимир) — это столицы крупнейших княжеств, которые и являются основной целью монголов. Помимо прочих возможностей городов, в них можно восстанавливать погибшие армии княжеств.

Каждый ход "русские" получают некоторое количество монет (максимально — девять), которые они могут потратить на найм войск (другого применения деньгам в игре нет). Причем деньги не накапливаются, поэтому тратить их желательно сразу. А к концу игры денег (из-за сожженных городов) станет уже не так много, как кажется поначалу.
У монголов — совсем другая ситуация. Единственное, что волнует их, — передвижения по карте и сражения (кстати, монгольские армии могут один раз за игру восстановить свои силы в Орде, при этом уничтоженные тумены не восстанавливаются). Двигаются монгольские тумены на пять гексов в ход, а "русские" отряды — на три, так что основное преимущество монголов в скорости, а противной стороне приходится думать над тем, как это преимущество убрать. Если монголы изначально объединены в отряды, то противная сторона обладает лишь князьями, и войска придется еще набирать и включать в состав армий. Так что основная задача славян — собрать достаточно большие армии до того, как все отряды будут перебиты поодиночке монголами. Причем как у той, так и у другой стороны есть возможность создавать большие армии. Но максимальная русская армия будет больше монгольской. Так что монголам не стоит допускать объединения разрозненных армий княжеств, иначе все может плохо для жителей востока закончиться.
Для победы монголам достаточно захватить три из четырех столиц противника. Это не так уж сложно, но и не просто. Но хватит о стратегии, пора перейти к тактике.

Сражения в игре разделены на фазы. При этом атакующая сторона во всех фазах имеет преимущество. Вначале стреляют лучники, затем атакует конница, ну а уже после этого — пехота. Монгольские конные лучники хороши еще и тем, что атакуют как в фазу стрельбы, так и в фазу рукопашного боя. А лучники восточных славян все пешие (во всем наборе "Русские дружинники" всего две конные фигурки). В общем, в бою могу посоветовать всем атаковать, повышая свои шансы.
Если монголам удастся захватить "русский" город, они могут сжечь его. Сожженные города можно восстанавливать, но денег они давать никогда не будут. Так что может получиться такая ситуация, когда славянским армиям станет некем пополняться по причине отсутствия средств.
В игре существует превеликое множество стратегий. Так, русские могут стараться задержать атакующих татар лучниками в лесах (иногда такие "смертники" даже кого-нибудь убивают), собирая в то же время все армии в единый кулак для решающего удара. Или же наоборот, собрать армию на юге, пытаясь максимально долго отбиваться на севере и востоке (то есть, в Новгороде и Владимире). В то же время монголы могут пытаться "разнести" своих противников единым фронтом из всех четырех туменов либо разделиться и атаковать одновременно юг и любое другое направление. При этом не стоит забывать и о том, что основное преимущество монголов — скорость. Пользуйтесь им (или мешайте использовать его) — и победа не заставит себя ждать... В общем и целом, играть в "Нашествие монголов" интересно и занятно. Советую попробовать.

Что же дальше?
"Звезда" не собирается останавливаться на достигнутом. У этого предприятия достаточно мощностей (и мозговых ресурсов) для создания новых игр серии. Уже скоро планируют выпустить в свет игры "по мотивам" походов Пирра в Италию, Александра Македонского в Персию, Крестовых походов и завоевания Галлии Цезарем. Нам же остается только ждать и надеяться, что будущие игры получатся как минимум не хуже прошлых. Что ж, пожелаем "Звезде" удачи, а себе — массы приятных часов, проведенных за "Гексостратегиями".

Morgul Angmarsky

№ 41

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".