Форма воды

Posted by Anuriel on марта 21, 2018 - 00:36

Режиссер: Гильермо дель Торо.

Жанр: фэнтезийная мелодрама.

В ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Стулбарг.

Продолжительность: 123 мин.

Предоскаровский месяц – самое время для того, чтобы узнать о множестве неплохих фильмов, прошедших мимо тебя за минувший год, пересмотреть их всех и с жаром вступить в спор: кто же из всех несомненно достойных номинантов получит заветную статуэтку? И даже если посмотреть все фильмы нет возможности, не беда: каждый из номинантов на звание «Лучший фильм года» сам по себе является поводом для дискуссии.

К примеру, «Форма воды» Гильермо дель Торо считается одним из главных фаворитов этого года. И реакцию вызывает достаточно неоднозначную: те, кому понравилось, в основном расхваливают «чудную сказку для взрослых» и говорят о «настоящих чувствах», так мастерски переданных. Хейтеры, в свою очередь, утверждают, что режиссер просто напихал в достаточно простой (чуть ли не банальный) сценарий как можно больше крючков-тем, актуальных и злободневных в современном обществе. Очевидно, говорят они, такой фильм получит Оскара, ведь там есть негры, геи, харассмент и общий посыл «инаковость – круто». Все же знают, что только такие фильмы и получают Оскар.

форма воды фильм 2017В общем, складывается смутное подозрение, что фильм не понимают в полной мере ни те, ни эти. А истина, как обычно, где-то в середине: да, это красивая необычная история о любви амфибии и немой уборщицы – но не только; да, фильм намеренно цепляет все злободневные крючки – но крючки не самоцель. Давайте попробуем разобраться.

На самом деле сюжетная фабула фильма сразу заставляет саркастично заулыбаться. Разгар «холодной войны», американским военным удалось поймать неведомую морскую тварь – и они пытаются понять, можно ли ее использовать как оружие против коммунистов. Ни о каком полноценном научном исследовании нового вида речи не идет, и только немой мечтательной уборщице Элизе удается подружиться с загадочным существом. У военных нет времени разбираться – они собираются убить и разобрать амфибию, и Элиза решается его спасти.

Так фильм получается во многом вторичным, к примеру, сам сюжет любви подводной твари и человеческой женщины воспринимается как оммаж к голливудскому хоррору пятидесятых годов «Тварь из Черной Лагуны», можно даже найти пересечение и с более знакомым советским фильмом «Человек-амфибия». Кроме того, фильм просто переполнен цитатами всех уровней: от прямого воспроизведения песен или даже сцен из старых фильмов, вербальных цитат голливудской классики до визуального повторения кадров из фильмов того времени, повлиявших на развитие кинематографа. «Форма воды» превращается в настоящую оду той эпохи.

Интересно, что таким образом фильм становится квинтэссенцией всех фильмов про холодную войну, как старых, так и появившихся в последнее время, а их было немало. Кажется, прошло достаточно времени, чтобы переосмыслить происходящие тогда события, кроме того, тема неявного противостояния России и Америки выглядит актуальной в связи с современными политическими событиями… Вот только это закономерно формирует перечень шаблонов и штампов, которые зритель ожидает увидеть в «фильме про холодную войну». И режиссер позволяет себе вволю сыграть на этом. Чувствуется, с каким искренним наслаждением воссозданы антураж и атмосфера, с каким удовольствием обыгрываются сюжетные клише. Хотите шпионских игр и военных тайн, хотите атмосферной музыки и стильных костюмов, хотите полностью отдаться некой ностальгии? Пожалуйста. Фильм балансирует на грани бережного уважения к классике (многоуровневые цитаты как искренние поклоны) и откровенной иронии над штампами и ностальгией по шестидесятым. Поэтому быт персонажей выглядит то ли как декорации мюзикла, то ли как рисованная реклама, поэтому «шпионская» линия – откровенная клюква.

форма воды фильм 2017Режиссер как бы говорит: раз события холодной войны могут позволить нам что-то переосмыслить и провести какие-то параллели, так давайте сделаем это. И все «современные» проблемы выглядят неожиданно уместно и в шестидесятые, потому что фильм показывает их суть: борьба за права – это человеческое желание быть признанным, быть понятым и не быть одиноким. Вечные же темы, как оказалось, гораздо более понятные, чем все новомодные слова.

Интересно также, что это своеобразный реверс классической истории «красавицы и чудовища». Не чудовище похищает красавицу – она решает его спасти, а в данном случае спасение и есть похищение. Не человек-герой спасает девицу из лап жуткого монстра – жутким монстром оказывается человек, от которого попробуй спасись. И русалочка в итоге не обретает ноги и не остается с прекрасным принцем – русалочка предпочитает уйти вслед за тритоном под воду.

И красивая история любви человека и амфибии в итоге – простая и наглядная идея того, что любви и принятия достойно любое существо.

Мария Свист

№214