Дюнкерк

Posted by Anuriel on августа 9, 2017 - 23:07

Название в оригинале: Dunkirk
Жанр: драма
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Анайрин Барнард.
Продолжительность: 106 мин.

Если подумать, что объединяет фильмы К. Нолана, то вообще-то ничего. Кристофером будто руководит желание попробовать себя во всех жанрах. Идя на очередной фильм, соглашаешься на эксперимент. Одно ясно: легкого зрелища не будет. Особенно с такой фабулой, как в «Дюнкерке».

«Дюнкерк» – фильм про исторические события 1940 года, когда в ходе блицкрига немцам удалось оттеснить к морю сотни тысяч английских, французских и голландских солдат. Эвакуация стала большой проблемой, пока Британия не мобилизовала легкие гражданские суда. Данный эпизод Второй мировой Нолан предлагает наблюдать глазами нескольких героев: перепуганных окруженных солдат, летчика-истребителя, гражданских спасателей-добровольцев.

Рецензия на фильм Дюнкерк (2017)Имя Нолана связано с интеллектуальным кино, но «Дюнкерк» весь построен на эмоциях, причем не таких, которые обычно привлекают зрителя. Есть фильмы, что играют страхом, другие – отчаянием и чувством беззащитности. Нолан добавляет контрапункт: в каждую минуту осознаешь, что есть силы, которые должны и могут защитить героев. Вот она, Британия, прямо за проливом. Вот ее сильнейший в мире флот, где-то должна быть и авиация. Немецкие редкие самолеты далеко не неуязвимы – так почему они хозяева в небе и на воде? Почему свои так облажались, и как их за это упрекать, если и сами герои – участники этого постыдного поражения? Паника и злость на собственное бессилие – это давит посерьезнее любого постапокалипсиса. Полтора часа на дне отчаяния – кто согласен испытать? Но вы же любите Нолана и добровольно согласились на эксперимент.

Что ж, режиссер попроще провалил бы задачу, сняв тоскливую драму про ужасы войны. Нолан сместил акцент на людей, расписал фабулу на несколько острых сюжетов, втянувшись в которые, уже не задаешься вопросом, каково их значение для общей истории. На каждое событие мы смотрим глазами совершенно разных характеров – наверное, в этом и есть главный смысл фильма: как из поступков отдельных людей складывается судьба целого народа. Героизм в «Дюнкерке» тоже особенный – безымянный. Подвиг – не момент экзистенции, а обыкновенное проявление человечности. В этом и находится опора, когда привычный социальный каркас бессильно развалился: в том, что большинство желает оставаться самими собой.

Разбирать «Дюнкерк» по винтикам нет смысла; здесь, скорее, все подчиняется принципу невыпячивания. Актеры хороши тем, что играют естественно, не блистая в кадре. Визуальный ряд – максимум правдивости и натуральности. Музыка – да, она прекрасна, но именно как часть целого. Без аморфных слов про атмосферность давайте обойдемся. На «Дюнкерке» вообще лучше не думать, а только улавливать настроение – это вроде как слушать симфонический оркестр.

Рецензия на фильм Дюнкерк (2017)

***

Всё же в рецензии позволю заметить, что как исторический фильм «Дюнкерк» не представляет никакого интереса. Поместите его события в какой-либо контекст, и история превратится в абсурд. Например, вспомним другой эпизод Второй мировой – бои за «Невский пятачок» возле Ленинграда. Целых два года 50 000 солдат удерживали оборону на насквозь простреливаемом участке в условиях тотального отступления Красной армии. Это же прецедент, значит можно организовать оборону, давать отпор превосходящим силам. С очень понятной целью – сохранить плацдарм для будущего реванша. Смотришь «Дюнкерк», где 400 000 понурых вояк мечтают о пледе и бутерброде – и вспоминаешь «Спасти рядового Райана», как тысячи гибли в Нормандии, возвращая тот самый утерянный плацдарм.

Речь, конечно, не о том, будто британцы неудачники, а красноармейцы молодцы. Вопрос к современникам. Вот вообразим себе, что какой-то известный русский режиссёр снял фильм про котёл под Вязьмой. Отчаяние и безысходность, падают бомбы и спасения нет. А в конце герой зачитывает Сталина – и снова все полны энтузиазма. Счастливый конец… Представляете себе реакцию русских критиков, обзоры блогеров, высказывания деятелей культуры? Ура без патриотизма – иначе такое не назовешь.

Так что, пожалуй, у нас преимущество по сравнению с западным зрителем: легче воспринимать исторический контекст как данность, а не как результат чьих-то решений и ошибок – всё равно фильм ничего нового про это не скажет.

Anuriel

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".