Внимание! Подписка на газету "Виртуальные радости" на 2-е полугодие 2017 года осуществляется на сайте ulej.by по схеме краудфандинга. Подробности читайте в теме форума. Чтобы перейти к подписке, нажмите кнопку справа.

Подписаться Виртуальные радости онлайн

 

Берсерк

Posted by AlexS on апреля 30, 2005 - 00:00

Название игры в оригинале: "Берсерк"
Жанр: коллекционная карточная игра
Разработчик: ООО "Мир Фэнтези"
Количество игроков: 2
Время на одну партию: 25-40 минут

Время не стоит на месте, и настольные игры развиваются. Отрадно видеть, что в России выходят не только локализации популярных западных проектов, но появляются и свои разработки. И пусть пока этим проектам еще далеко до всемирной популярности Magic the Gathering или "Колонизаторов", но они завоевывают аудиторию. Одна из таких разработок — коллекционная карточная игра "Берсерк", созданная ООО "Мир Фэнтези". 

Это уже второй серьезный российский карточный проект, и, как и первый (ККИ "Война"), его можно признать состоявшимся.

ККИ "Берсерк" несколько отличается от "подобий" Magic the Gathering (к которым смело можно относить большую часть выходящих в мире карточных игр). В отличие от корифеев жанра, в "Берсерке" разработчики пошли по несколько иному пути, исключив понятие "руки" и сделав колоду местом, откуда игроки лишь получают карты в самом начале (конечно, из этого правила есть и исключения, но они пока редки). Чтобы создать адекватную замену "руке", в игру ввели ряд элементов стратегических игр-воргеймов, чем создали гремучую и взрывоопасную смесь, завоевавшую сердца тысяч игроков.

Как и в прочих карточных играх, нам придется собирать собственную колоду (для чего используются базовые стартовые наборы и наборы случайных карт — бустеры). Колода может составлять от 30 до 50 карт, но в ней не должно быть больше трех одинаковых карт (здесь есть исключения — существа со способностью "орда", но ведь исключения лишь подтверждают общее правило). Карты бывают нескольких типов: существа, артефакты и местности. Существа — основа любой колоды, именно они сражаются с врагом — колода без них просто немыслима. Артефакты — карты, которые обладают определенными способностями, применяемыми игроком. Ну и, наконец, местности дадут вашей храброй армии возможности, которыми она ранее не обладала (например, болота помогут отравить существ противника).

Ресурсная база в игре организована несколько по иному принципу, нежели это принято в аналогичных проектах. Карт ресурсов в колоде нет, вместо этого игрокам обычно выделяется 23 золотых и 22 серебряных кристалла, на которые армия и покупается. Каждая карта имеет свою стоимость, за которую игрок и приобретает ее перед началом боя. Причем разрешается менять золотые кристаллы на серебряные (но не наоборот). Зачем нужно разделение на два вида кристаллов? Суть в том, что за золотые кристаллы в игре приобретаются более мощные существа, нежели за серебряные. Соответственно (учитывая правила обмена кристаллов) вы можете собрать армию из одних "серебряных" существ, но не из одних золотых.

При выборе своей армии стоит ориентироваться еще на два момента. Первый — в игре существуют карты пяти стихий (Лес, Болота, Горы, Степь и Тьма), а также нейтральные карты. Если вы попытаетесь выложить на поле представителей больше чем двух стихий (нейтралы не в счет), то придется пожертвовать частью кристаллов. Это было сделано для лучшего баланса, чтобы игроки не пытались собрать колоду из лучших карт всех сторон. И второй момент — есть в игре так называемые "уникальные" существа, которых не может быть на поле больше одного. Кстати, выбирается ваш отряд на бой не из всех карт колоды, а из 15, которые вы себе сдадите после перемешивания (впрочем, при минимальном числе карт — 30 — вероятность получить нужные очень высока).

Я не зря сказал, что игра имеет определенное сходство с воргеймами. Смотрите сами. Первое, чем вы займетесь после выбора отряда, это расстановка на игровом поле. И поле это — вполне конкретный участок стола, разделенный на клетки. Размеры поля — шесть клеток по вертикали на пять по горизонтали. Большинство карт перемещаются именно по полю, и стоять на одной клетке две карты не могут (за исключением существ-симбиотов). Это определяет тактику и стратегию игры. Изначально каждый игрок расставляет свои карты на своей половине поля ("в закрытую"). После начала игры карты открываются, и начинается собственно само сражение.

Каждая карта обладает следующими характеристиками: Стоимость карты, Количество жизней, Дальность хода, Сила удара. Дальность хода показывает, на какое расстояние может пройти существо по игровому полю. Правда, обычно ходить можно только по пустым клеткам, и для прорыва в тыл противника (чтобы добраться до стрелков и магов, которых игроки стараются размещать в задних рядах) придется уничтожить тех, кто стоит на вашем пути. Игра разрешает вам действовать своими картами в произвольном порядке. Что это означает? Очень просто. Необязательно сразу ходить всеми картами, а потом уже сражаться с противниками. Можно сначала походить одной картой и вступить ей в бой, потом второй и т.д. Такое правило значительно расширяет возможности для тактического маневра — вы всегда можете рассчитать план атаки оптимальным образом.

В "Берсерке", как и в других карточных играх, когда существо (артефакт, местность) совершает активное действие (атакует в ближнем бою, стреляет, применяет магию), оно "закрывается" (карта поворачивается на 90 градусов) и больше не принимает участие в сражениях до следующего хода. По такой карте существа противника могут бить совершенно безнаказанно, так что приходится трижды подумать, прежде чем атаковать: а вдруг это оставит вас беззащитным при ответном ударе? Правда, есть одно "но": в игру специально введена концепция "Защитника" — это открытое (не повернутое) существо, стоящее рядом с атакованным и атакующим, и игроки могут сами решать, кого из существ отправить в атаку, а кого приберечь до хода противника и сделать защитником (учтите только, что защитник тоже поворачивается).

Удары обычно наносятся двумя способами. Первый — когда сражаются два открытых существа, в таком случае каждый игрок кидает кубик, результаты сравниваются, и сила ударов вычисляется по специальным таблицам. Второй — когда открытое существо бьет по закрытому. Тогда атакующий игрок кидает кубик и определяет силу удара своего существа. Если выпало 1, 2 или 3, удар будет слабым. 4 или 5 — средним, 6 — сильным. Вот мы с вами и подошли к определению того, что есть Сила удара. Это цифровой показатель того, на какое количество жизней уменьшится общий показатель жизненной силы существа-противника при успешном ударе. Сила удара отображается на карте в виде "A-B-C", где A — количество жизней, снимаемых при слабом ударе, B — при среднем, C — при сильном.

Конечно, не все существа сражаются в контактном бою. Есть и стрелки (для них важна дальность стрельбы — не все способны стрелять в пределах целого поля), и маги, применяющие заклинания. Многие существа обладают воздействиями (особый вид действий), другие — модификаторами к показателям атаки и защиты. Действий и особенностей в игре немало, и каждая карта по-своему уникальна, что позволяет собрать колоду, сражающуюся именно тем способом, который нравится именно вам. Одни колоды сражаются в контактном бою, другие больше рассчитаны на магию или воздействия, третьи вообще предлагают нечто уникальное (вроде некромантии и тому подобного).

Вот так и разворачивается игровое действо. Игроки ходят по очереди, сражаются, закидывают существ противника заклинаниями, лечат и отравляют, поднимают мертвых и разжигают на поле костры. Заканчивается же партия, когда у одного из игроков все существа уничтожены (т.е. если у него остались лишь местности и артефакты, он проиграл). Есть еще в "Берсерке" возможность играть кампанию из нескольких партий, турниры и турниры- кампании на специальной карте мира.

Но хватит о правилах, пора поговорить о неприятном. В первую очередь следует отметить слабую материально-техническую базу игры. Нет, я не спорю, сами карты выполнены нормально и выдерживают длительное использование игроками. Но при этом разработчики совершенно не озаботились изданием качественных фишек или игрового поля. Последнее так и вовсе отсутствует, вынуждая игроков держать поле "в уме" или же создавать его самим. А фишки, сделанные из бумаги, быстро расслаиваются и перестают быть годными к употреблению.

"Берсерк" расстроил меня и тем, что в нем слишком велико влияние фактора случайности. Если в карточных играх "традиционной комплектации" случайность моделируется приходом карт из колоды (или же прописанными на картах кубиками, как в Warhammer 40k), то здесь все зависит только от вашей удачи. Итог: многие игроки, которым просто не везет с "шестигранным другом", "Берсерк" уже бросили.

Рисунки на картах на данный момент значительно улучшились по сравнению с первым сетом. Помнится, среди карт первого выпуска встречались такие картинки, смотреть на которые без содрогания было невозможно. Теперь же прорисовку персонажей доверили людям, видимо, действительно умеющим рисовать, и результат не замедлил проявиться — кое-где встречаются и настоящие шедевры. Радует и невысокая цена игры, а также ее русскоязычность (что немаловажно для наших условий — отнюдь не все игроки способны разобрать массу надписей на картах на английском языке).

ККИ "Берсерк" продолжает развиваться. На данный момент уже выпущен второй сет и готовятся дополнительные карты к нему, создана онлайновая версия "Берсерка" (к сожалению, платная). Во многих городах на просторах бывшего СССР созданы клубы, в которых "Берсерк" стал одной из главнейших игр. И разработчики с оптимизмом смотрят в будущее. Пожелаем им удачи и мы.

Оценка: 7.
Резюме: "Берсерк" — игра неоднозначная. Она не просто ломает традиционные стереотипы карточных игр, но делает это, привлекая к себе внимание игроков. Лишь слабое внимание к оформительским задачам, излишний вес случайного фактора и невнимательность при издании карт стали причиной, по которой "Берсерк" не заслуживает более высокой оценки.

Morgul Angmarsky

№ 64

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".