Белая королева
Название в оригинале: The White Queen
Режиссёры: Колин Тиг, Джеймс Кент, Джэми Пейн
В ролях: Ребекка Фергюсон, Аманда Хейл, Фэй Марсей, Макс Айронс, Анейрин Барнард
Продолжительность: 10 серий по 60 мин.
Только преданные любители достоверных исторических сериалов могут с уверенностью сказать, что они не боятся спойлеров. Ибо раскроет им интригу сама госпожа История. Сериал может лишь пофантазировать на тему внутренних интриг приближённых к власти, однако итог расстановки политических сил предопределён временем.
Историко-драматический мини-сериал «Белая королева» рассказывает нам о второй половине Войны Алой и Белой розы, которая развернулась в Англии в 15 веке. По мнению сценаристов, в то время страной управляли не мужчины, а их коварные жёны, стремившиеся к власти. Три совершенно разные, но одинаково амбициозные женщины боролись до смерти, чтобы посадить на трон своих любимых. Кровавое противостояние объявленной ведьмой королевы Англии Элизабет Вудвилль, матери Генриха Тюдора Маргариты Бофор и жены Ричарда III Энн Невилл, дочери «создателя королей».
Разгоняется сериал довольно быстро, но из-за малого хронометража и объёмной предыстории сокращает некоторые события до абсурдной краткости. В частности, реалистичность истории любви Элизабет и короля Эдуарда IV на высшем уровне. Он – король Йоркский, она – простолюдинка из Ланкастеров. Они случайно встречаются на дороге (при этом зрителю намекают, что случайности не случайны) и тут же влюбляются друг в друга. Из-за невозможности получить ту, что он возжелал, король идёт на крайние меры: зовёт девушку замуж. А после тайного венчания, имея репутацию гуляки и бабника, по непонятным причинам (читай, великой любви) объявляет Элизабет женой и королевой Англии. И это всё за одну серию. Золушка нервно курит в сторонке, ей такое не провернуть.
В угоду краткости сериал живёт от кризиса до кризиса. Из состояния «в королевстве спокойно» в «меня предал брат и лучший друг» шоу переходит при помощи одной надписи: «Прошло 3 года». Ведь мотивы, причины, задумки и планы для дураков. Вместо того чтобы показать народные волнения и попытки главной героини держать отчаяние в себе, лучше покажем как она одевалась, чтобы выйти к народу, а затем как раздевалась. Напряжение не нужно. Кадр – три человека едут по полю, в следующем же кадре один из них сообщает, что остальные мертвы. Ведь драматизм – пустая трата хронометража. И при всём этом, учитывая шаткое положение короля и вечные кризисы и восстания в Англии, первая сцена битвы показана только в середине сериала.
Прописывая мотивацию персонажей, сценаристы лажают нещадно. Герои меняют характеры как перчатки. Подстрекательница переворота может в один момент превратиться в тихую и верную жену, а трусливая девушка вдруг начинает плести заговоры, достойные самой Екатерины Медичи. Есть претензия и к актёрам – использование эликсира вечной молодости. Иначе нельзя объяснить, как Элизабет в 60 выглядит на 30 лет максимум. В касте стоит отметить Аманду Хейл, играющую Маргариту Бофор. Её героиня столь колоритна и интересна, что её можно или обожать, или ненавидеть. На её фоне сама Ребекка Фергюсон, номинированная за роль Элизабет на Золотой Глобус, выглядит посредственно.
И всё же сериал способен заинтересовать зрителя. Этому содействует сама фабула произведения. С точки зрения историзма (не рассматривая достоверность платьев и доспехов) сериал сложно в чём-то обвинить. Хроника второй половины Войны Роз соблюдается детально.
Сама история Англии преподнесла сценаристам прекрасный запутанный драматичный сюжет с заговорами и предательствами. Если б не столь малый хронометраж и авторы текста, которые считают, что персонажам не нужна мотивация, а повествованию – накал и драма, из «Белой королевы» мог бы получиться сериал не менее популярный, чем «Тюдоры».
Екатерина Светлостражева