Battletoads (Arcade)

Posted by Panko on марта 31, 2008 - 00:00

Жанр: Beat'em up
Разработчик: Rare
Издатель: EA
Игры серии: Battletoads (1991; NES, Genesis), Battletoads & Double Dragon: The Ultimate Team (1993; NES, SNES, Genesis), Battletoads in Battlemaniacs (1993; SNES, MS), Battletoads (1994, Arcade)

Всякий, у кого была NES, наверняка наслышан об этой игре. Более того, думаю, вовсе не будет преувеличением сказать, что каждый бывший, а может и нынешний обладатель восьмибитной консоли от Nintendo любит и уважает сериал о боевых жабах, ибо Battletoads, равно как и Battletoads and Double Dragon: The Ultimate Team, являются подлинным украшением библиотеки игрушек приставки, одними из самых крупных, прозрачных и искусно ограненных бриллиантов в ее короне. Всенародно любимая Dendy может похвастать целой горой интересных игр, но Battletoads'ы явно на вершине этой кучи, ну, или где-то совсем неподалеку.

Помимо достоинств, характерных для всех проектов серии и о которых (достоинствах) еще поговорим ниже, версии, выпущенные на NES, отличаются тем, что реально используют все возможности платформы и являются на ней одними из самых красивых, ярких, зрелищных и эффектных игр вообще.

С шестнадцатибитными консолями дело обстоит несколько хуже. Не то, чтобы совсем уж — край. Но все-таки на SNES и Mega Drive жабы выступили уже не так ярко, как на Денди. Игры по-прежнему очень хороши (BT&DD — вообще практически та же), но выделяются на фоне остальных игрушек для соответствующих платформ они уже меньше. Графика со времен NES сделала, быть может, не очень широкий, но твердый и уверенный шаг вперед, а в случае с Battletoads'ами этот шажок оказался вовсе уж лилипутским. Разницу между BT&DD для NES и Mega Drive SNES можно и не разглядеть вовсе. Чуть приятней глазу стали цвета, появилось несколько новых, едва заметных штрихов в графическом оформлении — но и только. Интерес к серии слегка остыл. Она перестала являться однозначно лучшей, и внимание игроков распылилось по другим, также весьма достойным проектам.

Все это "дела давно минувших дней", мы же посмотрим "свежую" версию Battletoads'ов, вышедшую в 1994 году на аркадных автоматах и долгое время остававшуюся нам незнакомой и неведомой.

Для начала внесем немного ясности и расставим всех по своим местам. Виновник торжества является четвертой полностью самостоятельной игрой серии (карманные платформы не в счет). Battletoads (NES, Genesis) — раз, Battletoads & Double Dragon: The Ultimate Team (NES, SNES, Genesis) — два, Battletoads in Battlemaniacs (SNES, MS) — три, Battletoads (Arcade) — четыре. Это значит, что здесь вас ждут старые добрые Zitz, Pimple и Rash, а также новые уровни, новые враги, новые боссы — новое все.

Уже сейчас большинство читателей, если они этого не сделали раньше, должны бросить дела и ломануться к компьютеру скачивать 7 MB рома и последнюю версию MAME. Остальных мы добьем сейчас. Достойна ли обозреваемая версия игры своего славного имени? Еще как достойна! Все то, за что мы так любим Battletoads, здесь присутствует в полной мере, и все это приправлено графикой, легко и непринужденно бьющей наголову любую из ранних частей сериала.

Но пойдем по порядку. Уважим прежде всего тех, кто свалился с Луны и для кого сладкие слова "боевые жабы" пока еще пустой звук.

Так вот, речь здесь об одном из лучших в истории beat'em up'ов. Так принято обзывать жанр игр, где герой легкой походкой шагает слева направо (или наоборот) по уровню и, не моргнув глазом, изничтожает врукопашную полчища недругов, врагов и просто монстров, попутно наматывая на руку их внутренности, разрывая пасти и высасывая глаза. Понятно, что жанр этот не может быть не любим народом, но вот хороших игр в его рамках просто-таки до обидного мало. BT и есть один из немногих лучей света в темном царстве.

Уже первые части сериала сделаны очень здорово. Причем боевая система не то, чтобы особо развернутая, но множество разнообразных врагов, интересные локации и оригинальные уровни вроде полетов в космос, спусков в шахты и гонок на футуристичных скутерах делают свое дело. Авторы постоянно подсовывают игроку что-нибудь новенькое, и потому это совсем не надоедает. Вообще, явных провалов нигде не видно, а вот приятных мелочей хватает. Мне, почему-то, больше всего запомнился эдакий хрустящий звук, с которым главные герои вцепляются в волосы девушкам с хлыстами в BTⅅ).

Аркадные Battletoads на первый взгляд — суть то же самое. Жабы по-прежнему отвешивают каждому встречному-поперечному свои фирменные приемчики, которые благодаря возможностям новой платформы стали выглядеть еще более зло и эффектно. Все так же за удары отвечает лишь одна кнопка, потому способ, которым герой игры отправит противника на тот свет, больше зависит не от игрока, а от вида врага, его положения в пространстве и того, что взбредет в голову самой жабе.

Боссы в игре очень неплохие. В лучших традициях Battletoads. Особенно хорош такой мордатый змей в конце второго уровня. Ну а то, как он "загибается", получив столько, что не сможет унести — это просто нечто. Надо видеть собственными глазами.

Игрушка довольно брутальна, но не сверх всякой меры. Ровно настолько, чтобы соблюсти традиции сериала и, ясное дело, настолько, чтобы в нее было забавно и интересно играть. А вообще, игра бесшабашная и довольно зрелищная. Думать здесь не надо совершенно. Отключаешь голову — и вперед.

Аркадные Battletoads заметно короче консольных. В этом факте, конечно же, нет ничего страшного, но настораживает другое. Даже при столь низкой продолжительности игры заметно, что ей немного недостает того разнообразия, что было у ее приставочных предков. Оригинальных уровней стало заметно меньше. Они по-прежнему есть (так, последний эпизод — это вообще чистый экшен), но их далеко не так много, как хотелось бы.

Чем аркадная BT принципиально отличается от консольных, так это отсутствием прыжков. Вернее, не то чтобы их не было как таковых – просто нет ям и пропастей, через которые надо прыгать. Из-за этого сложность игры снизилась на несколько порядков, а геймплей стал более ориентированным на боевую составляющую. Вместе с тем BT потеряла и часть своего обаяния. Стала менее забористой. До сих пор помню, как сбежали мы с дружбаном с уроков и засели дома за Battletoads (NES). За полдня еле-еле доползли до последнего уровня, но замучились так, будто разгрузили не то что вагон — эшелон с цементом. До конца игры оставалось совсем чуть-чуть, но приставка была безжалостно выключена.

Из всех Battletoads лично мне больше всего нравится BT&DD, так как она выглядит самой сбалансированной по сложности, продолжительности и вообще. Но нужно заметить, что остальные если и уступают ей, то очень немного.

Сравнивать "автоматные" BT со старыми представителями серии достаточно сложно. Кому-то может прийтись по душе яркая графика, не напрягающий геймплей, и эти аргументы "за" легко перевесят все остальные "против".

Ну а кое-кто вообще может закрыть глаза на всю эту шелупонь с плюсами и минусами. Ведь для него, возможно, "несовские" Battletoads навсегда останутся смешным и приятным воспоминанием о детстве. О тех временах, когда, случайно обнаружив, что их "ящик" принимает сигнал от соседа, режущегося в "танчики", люди шли на кухню, заваривали чай, сооружали бутерброды и с удовольствием садились смотреть на чьи-то потуги сохранить пиксельный герб в неприкосновенности. Временах, когда некоторые сутками не выключали приставку, чтобы "добить" любимую RPG, только потому, что в "кривом" картридже не работала функция сохранения. Временах, когда самые продуманные хитрованы смазывали маслом крестовину джойпада, чтобы пройти один-единственный уровень в тех самых BT (это там, где жаба летит на какой-то ерунде по заламывающейся под прямыми углами поверхности). Беззаботных временах, когда трава была зеленее и про которые с совершенно серьезным лицом как-то сказал восьмилетний Эрик Картман: "Надо бы сегодня лечь спать пораньше, а то ведь завтра — целый день телевизор смотреть";).

Borabora

экшен № 99

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".