2005: Лучшие игры года

Posted by Anuriel on февраля 28, 2006 - 00:00

ЛУЧШАЯ ИГРА 2005. ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Победитель: Civilization 4

Претенденты: Age of Empires 3, Battlefield 2, Black & White 2, Call of Duty 2, Civilization 4, F.E.A.R., Fable, Fahrenheit, GTA: San Andreas, NfS: Most Wanted, Prince of Persia: The Two Thrones, Psychonauts, Quake 4, Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory, Мор. Утопия

В ушедшем игровом году вышло множество хитовых проектов и отличных дополнений. Воистину богат был прошлый год. Но только самые лучшие из них останутся в памяти (и на жестких дисках разумеется) геймеров. В среде претендентов на звание "Игра года" почти сразу выделились Civilization 4, Fahrenheit, Grand Theft Auto: San Andreas и Мор. Утопия, а из них — два фаворита.

Они оставили далеко за бортом и гангстерский San Andreas, и веющий холодом Fahrenheit. Но так уж получилось, что эпохально-цивилизованное детище дядюшки Мейера и источающий токсичные флюиды хитовости Мор не только вырвались вперед, но и получили одинаковое количество голосов. Зловещая тень нелегкого выбора нависла над редакцией. И, тем не менее, мнения большей части авторского состава в итоге склонились к игре, запустив которую игрок подписывает смертный приговор. Смертный приговор своему Свободному Времени. Эта игра беспощадна. Она завладевает вашим вниманием, лишает воли и поглощает вас целиком. Из ее крепких силков почти невозможно выбраться. Имя этому монстру — Civilization 4.

Да, бесспорно, "Мор" хорош, если не сказать великолепен. У него есть сюжет, атмосфера, проработанный мир и прекрасное звуковое оформление. Но до столь высокого звания он не дотягивает. Многие будут возмущаться: "Что же такое есть у Цивилизации, чего не хватило этой игре?". Ответ прост — совершенства. Пройти Мор за каждого персонажа, попытаться понять все хитрости и извороты сюжетных линий можно один, два, ну в крайнем случае три раза. Но потом это наскучит, приестся. Цивилизация же дает шанс взрастить свою империю, для которой вы будете творцом и хозяином. И сколько ни играй, каждый раз перед вами станут десятки возможностей, сотни проблем и тысячи путей их разрешения.

Трубят фанфары, лепестки роз падают на красную дорожку, публика рукоплещет, фанаты размахивают флажками и стучат в барабаны. Сид Мейер, как и 15 лет назад, сумел сотворить маленькое чудо с гигантским потенциалом. Цивилизация за номером 4 объединила в себе проверенный опыт предшественниц, залила его в форму красочного трехмерного движка, облагородилась интуитивно понятным интерфейсом и украсила себя толикой свежих идей. Глубокий, умный, интереснейший проект, который даже как-то неприлично сравнивать с аркадным шутерам и гонками. Настоящая ИГРА.

ЛУЧШАЯ ИГРА 2005. ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ

Ушедший год был пусть не обилен, но все же богат на хорошие игры. Однако, хорошая игра хорошей игре рознь. Какова же лучшая игра прошлого года по версии наших читателей? В голосовании на сайте "ВР" участвовали более 317 человек, и они выбрали "самых-самых". По большинству голосов мы определили из списка одну единственную, способную нести это гордое звание в веках.

Игрой года, по версии читателей "ВР", стал неординарный "компьютерный фильм", игра Fahrenheit (Indigo Prophecy). Поздравляем победителя, а также всех, сделавших разумный выбор читателей. На втором месте — скандальный суперблокбастер, "негритянский" вариант GTA, GTA: San Andreas — закономерный результат. На третьем месте — Need for Speed: Most Wanted (кто бы удивлялся, судя по результатам ВР-парада), а вот в нескольких голосах от него — Мор. Утопия, необычный российский проект, заслуженно пришедшийся по душе многим игрокам. Буквально глоток свежего воздуха в череде самоклонирований, повторений и лицензий! К сожалению, "Мор" не попал в четверку, но и достигнутый результат вполне заслуживает уважения. Более того, в редакционном голосовании за игру года "Мор" достойно сражался с маститой Civilization, но чуточку ей уступил. Такова интрига первых мест; распределение остальных голосов смотрите в табличке.

 

Место Название
1 Fahrenheit
2 Grand Theft Auto: San Andreas
3 Need for Speed: Most Wanted
4 Мор. Утопия
5 Quake 4
6 Civilization 4
7 Fable: The Lost Chapters
8 Gothic 2: Night of the Raven
9 F.E.A.R.
10-11 Call of Duty 2 / Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords

Что ж — "прошлогодние" лучшие выбраны, играем и следим за новинками — возможно совсем скоро сможем поиграть в то, что справедливо можно будет назвать "Лучшей игрой 2006"!

Лучший TPS
Победитель: Psi-Ops:
The Mindgate Conspiracy
Претенденты: Grand Theft Auto: San Andreas, Peter Jackson's King Kong, Prince of Persia: The Two Thrones, Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy, Shadowgrounds, Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory

Под конец 2005 года собрались вместе три богатыря и начали выяснять, кто из них сильнее, умнее, красивее и продажнее. Здоровяк CJ, нарядившийся в легкомысленные боксерские трусы и ковбойские сапоги, гнул пальцы и щебетал на малопонятном жаргоне. Сэм Фишер флегматично качал головой и косил одним глазом на лампочку, прикидывая, как бы ловчее ее сбить. Оставшиеся два глаза с подозрением уставились на чумазого немытого дикаря, скромно представившегося принцем Персии. Тот хмуро смотрел на неверных собак и пробовал ногтем остроту клинка. Внезапно дверь распахнулась и в комнату влетел сейф. Беднягу CJ размазало под тоннами бесчувственного металла, неведомая сила подняла Сэма и шмякнула его об стенку, принц обезьянкой запрыгал по мебели, но та внезапно воспламенилась, обвалилась и погребла под собой светлое будущее Персидского государства.

Три кандидата не доползли до финиша по одной простой причине. Сиквелы и триквелы уже давно перестали радовать новыми фокусами. Зато Ник Скрайер, устроивший все вышеописанное безобразие, порадовал красочным представлением в лучших традициях Дэвида Копперфильда. Последний, правда, позеленел от зависти, любуясь на экстраординарные способности героя Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy. Конечно, Ник не может остановить коня на скаку или там в горящую избу войти. Не баба, поди. Зато всякие теле- и пирокинезы — сколько угодно. Высосать недоразвитые мозги у местной солдатни, управлять чужим телом со смертельным (для тела) исходом, отпустить свой мятежный дух на волю, а то и вовсе вперить взор в астральные миры и наблюдать за шевелением эфемерных монстров. Эта игра пролилась бальзамом не только на спинной мозг, но и щедро окропила головной, предоставив серым клеточкам десятки головоломок, которые еще и решаются несколькими способами. Midway неожиданно для самой себя сделала добрый поступок. Psi-Ops стал глотком свежей, бодрящей воды в серой пустыне, заваленной тоннами клонированных изваяний. И мы, как благодарные пилигримы, не можем не отметить это восхитительную и оригинальную игру высшей для жанра наградой. Несмотря на тягостное консольное прошлое, Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy становится лучшим TPS.

Лучший FPS
Победитель: Quake 4
Претенденты: Doom 3: Resurrec-tion of Evil, Quake 4, Serious Sam 2, Star Wars: Republic Commando

Он столкнул лбами две ватаги сообразительных клонов из Republic Commando и F.E.A.R. Он показал фигу отвыкшему от яркого света морпеху из Resurrection of Evil. Он дал подзатыльник шалопаю Сэму, обложившемуся детскими игрушками, развеял стайки фашистов из Brothers in Arms и Call of Duty 2, повесил на стену головы зверят из "Вивисектора", поставил подножку мистеру Карлу из "Восточного Фронта" и поспешил вперед, к светлому будущему, к пьедесталу почета. За спиной у него остались техногенные фабрики и лаборатории, растерзанные тушки биомеханических уродцев, застрявший в канаве танк и меланхолично перебирающий лапками, завалившийся на спину робот. Он потерял человеческую сущность и приобрел презрение со стороны своих сослуживцев. Он наблюдал за гибелью друзей и жестоко отомстил за каждого из них. Он — прямой наследник Робокопа и внучатый племянник Терминатора. Он — герой, взращенный в пробирках студии Raven Software на высококачественном сырье от id Software. Он — результат сплоченной работы двух старейших компаний, заложивших базис под популярнейший жанр FPS. Капрал Мэтью Кейн бронированными кулаками проложил себе путь на первое место в этой номинации.

Quake 4 не стал кладезем свежих идей, но отличился грамотной компиляцией уже пройденного. Он заставил склониться в благодарном поклоне производителей видеоускорителей и пел так сладко, что менеджеры Creative хлопали в ладоши, радуясь продажам своих саундбластеров последнего поколения. Можно посетовать над безобразно пустым финальным роликом, но будем надеяться, что эта дыра вскоре заполнится адд-оном. В полном пролете остался лишь многопользовательский режим, не предложивший ни одного повода вцепиться в него всеми конечностями. Отсюда и легкое разочарование.
Зато приключения одиночки удались на славу. Обещания разработчиков, что в результате получится футуристический вариант Call of Duty, полностью оправдались. Постоянное разнообразие действием, вождение техники, присутствие верных товарищей, яростные схватки с противниками. И с другой стороны — это продолжение нашумевшего и любимейшего Quake 2, поставившего в свое время компьютеры пользователей на четвереньки. Столкновение с хорошо знакомыми, но пересевшими на высокотехнологичный движок от DOOM3, строггами не могло не заставить сердца поклонников неистово барабанить о ребра. И мало кто не был впечатлен пробирающей до дрожи сценой строггофикации Кейна. Потрясающий по своей экспрессивности момент заставил ночью просыпаться в холодном поту и плакать "верните мне мои ноги!" Немудрено, что лучшим шутером 2005 года становится Quake 4.

Лучший Симулятор
Победитель:
Need for Speed Most Wanted
Претенденты: Falcon 4.0: Allied Force, FIFA 06, Juiced, Silent Hunter 3, Need for Speed: Most Wanted.

Все случилось в точности, как многие и предполагали. После выхода Most Wanted было ясно одно: стоит ему пробраться в номинанты на лучший симулятор, и золотую медаль с буковками NFS уже можно отливать загодя. При всех своих достоинствах, соперникам не остается ничего другого как глотать пыль безусловного фаворита. А в чем вся прелесть нового NFS: в роскошном и потрясающе красивом движке, сносящем крышу драйве геймплея, четко выверенном стиле и отменном саундтреке? Безусловно, но по всем этим критериям конкуренты отнюдь не выглядят "бедными родственниками". Реализм в Most Wanted, пожалуй, и вовсе поставлен на последнее место. На трон NFS легко взлетает с трамплина всенародной любви и признания. С того самого, что помог возродить серию и спасти ее от забвения.
Знаете, что такое признание? Это когда берешь не глядя, без страха получить плевок в душу, и потом всегда осознаешь, что поступил верно. Это огромная популярность, постоянная востребованность и горы восторженных отзывов. NFS: Most Wanted — это столько fun'а, сколько унесете. Формула "море возможностей при отменной реализации" доведена до совершенства — взять лучшее из предшественников, тщательно перемешать со свежими идеями, все, что ниже отметки "the best" — вон. Хотите натурально бешеных скоростей? Налетайте! Беспрецедентно драйвовых рандеву с копами желаете? Извольте присоединиться. Лучшие в мире погодные эффекты, солнце, играющее на капоте шикарного суперкара, огромный город, истинный рай для экстремала-беспредельщика — все, все здесь. Горы незамутненного аркадного счастья. В то время, как сторонние разработчики сопя и пыхтя "экспроприируют" удачные находки очередной "Жажды скорости", в святая святых EA вот уже который год творят эталонные вещи, эдакие учебники, в которых четко показано "как надо". Стоит отдать должное: справивший десятилетний юбилей (а по меркам игровой индустрии это довольно прилично), "дедушка" стоит на ногах по-молодецки крепко, светится здоровьем и ни на йоту не собирается уступать соперникам. За это и уважаем.

Лучшая Пошаговая стратегия
Победитель — Civilization IV
Претенденты: Civilization IV; "Звездные волки"; "Бригада Е5: Новый альянс"; "Ночной Дозор".

В последнее время границы жанра пошаговых стратегий активно размываются. Одни игры скрещиваются с глобальными стратегиями, другие начинают использовать оригинальные схемы, мало сопоставимые с традиционной кнопочкой End Turn, третьи на деле являются тактическими стратегиями или воргеймами. И все же — игры эти существуют, и привлекают игроков, в чем вы сами могли за прошедший год убедиться. В этом году на звание Короля жанра претендовал целый ряд замечательных проектов, достойных самой высокой награды. Но победить должен был кто-то один, увы. Итак, посмотрите на претендентов и оцените сами, насколько жесткой, я бы даже сказал жестокой, была конкуренция.

Если хорошенько подумать, то становится ясно — у "Ночного Дозора" не было никаких шансов в столь представительном окружении. Ведь похвастать ему, кроме "раскрученной" вселенной особо и не чем — базовая версия даже не давала возможности нормально устанавливать сложность игры. Разве что возможность применения магии да реализация перспективной идеи с Сумраком сыграли в пользу "Дозора". Но, думаю, в серии он не стал последним, и в будущем мы еще увидим новые игры высокого качества по вселенной Сергея Лукьяненко.

Гораздо более достойно смотрится космическая тактика "Звездные волки". Корабль-матка вместе со звеньями истребителей рассекает просторы Галактики, игрок уничтожает врагов и защищает справедливость, потихоньку набирая новых пилотов в команду, развивая навыки своих товарищей по крылу и приобретая новые корабли, виды оружия и приборов. Конечно, идеальной игру назвать было нельзя — у нее плоховато с реиграбельностью, ведь линейность сюжета дает о себе знать. Плюс к тому, отдавать "Звездным волкам" победу в номинации было как-то неправильно. Ведь игра эта идет в реальном времени с активной паузой. По сути, конечно, ее можно отнести к пошаговым стратегиям, но с некими "примесями" других жанров.

Аналогичный недостаток есть и у еще одного кандидата — проекта "Бригада Е5: Новый альянс". В остальном же игра заставила себя уважать. Отличный тактический движок, позволяющий нам выполнять самые разные действия — от банального перемещения бегом и стрельбы "с ходу" до перекатывания с последующим выстрелом в не ожидающего от нас такой подлости врага. Мелкие недочеты и недоработки ни в коей мере не умаляют достоинств этого отличного проекта.

Наверное, выйди все перечисленные игры в какое-нибудь другое время, они бы наверняка могли серьезно побороться за первое место в разделе "пошаговые стратегии". Но только не сейчас. Ведь на сцену поднялась она — великая и неповторимая Civilization IV. Команда Firaxis не зря ела свой хлеб — игра получилась на твердую пятерку по пятибалльной системе. Чтобы найти минусы в четвертой "Цивилизации" вам, наверняка, придется достать очень мощный электронный микроскоп и долго-долго разглядывать под ним компакт-диск. А к плюсам относится практически все — и новомодная 3D-графика, и переделанная система сражений, и религиозные нововведения, и технологическое древо, и т.д. и т.п. Поздравляем победителя, и желаем Сиду Мейеру не остановиться на достигнутом, пусть Civilization V станет еще краше прежнего!

В качестве постскриптума отметим, что три из четырех игр, вызвавших наибольший интерес у авторского коллектива, сделаны российскими разработчиками. Что наводит на мысль — в России игроделы уже научились делать прекрасные пошаговые и тактические стратегии. Очередь за другими жанрами?

Лучшая Глобальная стратегия
Победитель — "Стальные монстры"
Претенденты: Diplomacy; Hearts of Iron II; Imperial Glory; Rome: Total War — Barbarian Invasion; Supreme Ruler 2010; "Стальные монстры".

Молодой и стремительно прогрессирующий жанр глобальных стратегий в этом году отметился большим количеством релизов. Общее число игр, замеченных нашими обозревателями, приближалось к двум десяткам, и многие из них не одну неделю находились на видных местах в хит-парадах.

Шестеро кандидатов, один другого интереснее. Взять хотя бы Diplomacy. Она предлагает альтернативную реализацию истории начала XX века и основана на хорошо известной за рубежом настольной игре. Увы, но это, видимо, и погубило проект. Создать идеальный AI у разработчиков так и не получилось, порой он допускает "детские" ошибки, позволяя игроку выиграть в самых запутанных ситуациях. Зато уж в мультиплейере есть где развернуться людям со стратегическим складом ума.
Rome: Total War — Barbarian Invasion — дополнение к вышедшей ранее стратегии по Древнему миру. Времена падения Римской империи, варвары, толпами бродящие по просторам Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, большое количество юнитов в тактических битвах — достоинства игры многогранны, как сама история. Увы, но это всего лишь адд-он, и кардинальных изменений в сравнении с оригиналом не произошло. Хотя Barbarian Invasion и сражалась до конца, уступив первое место лишь победителю.

Интересно смотрелась Imperial Glory. Некоторые, правда, называют ее клоном серии Total War, и доля правды здесь есть. Но количество оригинальных идей, в том числе возможность командовать сражениями на море, а также интересный период — Наполеоновских войн и "окрестностей" — обеспечили проекту популярность в кругах геймеров. Но назвать его лучшим в прошедшем году никак нельзя — были вещи и поприятнее.

Hearts of Iron II приближает действие к нашим временам и расскажет о самой кровавой войне в истории человечества. Все удачные находки, присущие играм от Paradox Entertainment, ей присущи. Взять хотя бы выбор стран — игрок может управлять как Германией или Советским Союзом, так и каким-нибудь Люксембургом. То есть, занятие по душе найти будет несложно. А ведь есть и отлаженная экономическая система, и похорошевшая со времен первой части дипломатия, и настройки внутренней политики и прочая и прочая. И все же не хватило для победы ей самой малости.

Мир недалекого будущего, реализованный в Supreme Ruler 2010, отличается от привычного нам. Ведущие государства распались на осколки, стройная система миропорядка рухнула, и спокойствие на планете поддерживается лишь некоей организацией под названием Общий рынок. А нам предстоит это спокойствие нарушить, вначале укрепив экономику государства, а потом начав наступление на соседские завоевания. К сожалению, несмотря на длительное тестирование, от ошибок в игровой модели проект не был застрахован, так что стать лучшим ему было не суждено.

И, наконец, нашим глазам предстает та игра, которая сумела обойти всех конкурентов и с достойной уважения меткостью отправила их всех торпедами на дно морское. Это "Стальные монстры" от наших восточных соседей. Присущего жанру разнообразия сторон здесь нет — их всего две: Япония или Америка (место действия — Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой). Казалось бы, глобальностью игра похвалиться не сможет. Но это только на первый взгляд.

Представьте, что в роли главнокомандующего вооруженными силами страны вам придется контролировать все и вся — от производства зениток для острова Мидуэй до постройки новейшей серии авианосцев. А ведь есть еще и исследование технологий, постройка военно-морских баз, отправка конвоев и многое другое. Пожалуй, игру можно было бы даже пожурить за излишнюю детализированность, если бы не возможность отдать большинство функций на откуп компьютеру, оставив себе лишь самое "вкусное". Реиграбельность у "Стальных монстров" тоже на уровне, а за проработку стратегического компонента ее можно смело отправлять в штабы как учебное пособие по тем временам. Остается только упомянуть, что мы можем также лично командовать сражениями или даже сесть в пилотское кресло, чтобы понять — "Стальные монстры" взошли на пьедестал по праву. С чем мы их и поздравляем!

Лучшая стратегия реального времени (RTS)
Победитель: Warhammer 40.000: Dawn of War — Winter Assault
Претенденты: Act of War: Direct Action, Age of Empires 3, Black & White 2, Empire Earth 2, SpellForce: The Shadow of the Phoenix, Warhammer 40.000: Dawn of War — Winter Assault, Блицкриг 2

Для этих игр время — не только деньги, здания, солдаты, танки, корабли, но и стремительные марш-броски с оборонительными боями. Время умножает и делит слагаемые победы. Время заживляет раны, накапливает ресурсы и готовит к новым схваткам. Но сегодня время не будет их судить — их рассудят голоса авторов. Только наши Претенденты не подъезжают на шикарных лимузинах — они стремятся на наш ежегодный парад в центре виртуального мира на привычных средствах передвижения.

Через красивейшие районы-кварталы, напоминающие своей архитектурой европейские города, подкатывает танковая колонна из Act of War: Direct Action. Моторы рычат, автоматчики улыбаются и заигрывают с девушками, за ближайшим холмом артиллеристы устраивают салют. Ребята явно рассчитывают на награду.

Но что за рекламные плакаты поднимают на противоположном конце города? Это разведотряд пиарщиков из Microsoft готовит улицы к торжественному въезду Age of Empires 3. Они же кричат волшебную мантру: "Славься-славься, о Великое Творение нашей Великой Корпорации". За ними вприпрыжку бегут бессмертные герои новой саги о завоевании Нового Света.

Оператор уберите руку из кадра! Что значит она сама по себе? Чья корова мычит?! Это участник парада из Black & White 2? Что за стройка началась в центре площади и почему рука перетаскивает зрителей на строительство? Кто швырнул камень в радиорубку? Ну, погоди, Питер Мулине, — мы с тобой поквитаемся. И за вторичность идей, и за безобразия в голосовании!

"Им-пе-ри-я! Им-пе-ри-я! Им-пе-ри-я!" — скандирует по слогам разношерстная команда юнитов Empire Earth 2. Каменные молотки взлетают в воздух и возвращаются к своим владельцам новенькими штурмовыми винтовками — прогресс в этой игре не стоит на месте, он несется по дереву технологий прямо в космос.

Пока мы представляли остальных участников, в праздничной и весьма разношерстной колонне Warham-mer 40.000: Dawn of War — Winter Assault возникает ссора между орком и космическим пехотинцем. Суть начавшейся драки мы уже не успеем выяснить, так как вся компания начала мутузить друг друга всеми доступными средствами — в ход идут гранатометы и бензопилы. Толпу отрезвляют — меткие предупредительные выстрелы имперских комиссаров в затылки зачинщиков. Оставшихся бузотеров загоняют в небольшой бункер.

Сила и натиск, умноженные на скорость и смекалку, захватили и очаровали многих игроков. "Блицкриг 2" не стремился попасть в широкомасштабные юбилейные торжества по случаю Великой Победы. Игра сама по себе является живой иллюстрацией тех лет, интерактивным музеем и мемориальным комплексом всем павшим. Перед нами проходят и проезжают ожившие подразделения Второй мировой войны, еще раз напоминая о горечи потерь и радости побед совсем не виртуального мира.

Через поля, горы, леса и реки добирался к нам Spellforce: Shadow of the Phoenix. Посмотрим, помогут ли одинокому магу слова доброго напутствия от старших братьев — Spellforce: The Order of Dawn и Spellforce: The Breath of Winter. Свиты мага не видно — это, неудивительно, на площади Виртуальной Радости пока не происходит ничего угрожающего лично ему, а, значит, мы останемся без его демонов.

Внимание всем участникам парада: объявляются результаты голосования.
Эй! Вы кто? Как вы попали в радиорубку? По туннелю? Что значит "Волей и Именем Императора!" Отдайте приз немедленно. Гвардия, хватайте космического пехотинца — он уносит ваш приз!

Вот, так-то. Среди сиквелов и дополнений самым новаторским и интересным оказался тот аддон, который больше других выглядел и игрался как полноценный проект. Он и стал лучшей стратегией реального времени 2005 года. Кто виноват? Разработчики, которые подарили нам не только новую расу и полноценный сингл, но и ряд визуальных изменений в графике. Естественно, такой результат голосования не устроит некоторых игроков, но пускай попробуют перекричать рев орков, космодесантников, имперских гвардейцев, и присоединившиеся к этому хору-ору голоса фанатов вселенной W40K и любителей хорошего мультиплейера.

Лучшая RPG
Победитель — Fable: The Lost Chapters
Претенденты: Bard's Tale; Dunge-on Siege 2; Fable: The Lost Chap-ters; Gothic 2: Night of the Raven; Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords; X-Men Legends 2: Rise of Apocalypse.

Последние годы ситуация в жанре ролевых игр начинает смахивать на кризис. В лидеры выбиваются action/RPG, RPG с примесью стратегии, отодвигая "чистые" ролевые игры на второй план. 2005 год не стал исключением, в чем вы сможете убедиться, посмотрев на список претендентов:

К примеру, X-Men Legends 2: Rise of Apocalypse ну никак не относится к настоящей ролевой игре в традиционном понимании. Основной упор делается на уничтожение врагов командой мутантов из популярного (но не у нас) мира "Людей X". Большое количество "мяса" и не слишком оригинальный сюжет помешали X-Men Legends 2 стать победителем в номинации.

К action/RPG относится и Dungeon Siege 2. В отличие от первой части, вторая обзавелась просчитанной и сбалансированной системой "прокачки" персонажа, но так и осталась линейной по сути. Шаг влево или вправо просто невозможен — нас ведут за ручку по сюжетным и побочным квестам, постепенно приближая к финалу. Увы, но проходить игру на сложностях, отличных от базовой, становится скучно — карта уже открыта и ничего нового для себя вы не найдете.

Зато великолепным сюжетом может похвастаться The Bards Tale. Истории о приключениях настоящего барда, который думает, как и всякий вольный путешественник, сначала о себе, и только потом о спасении мира (и то его приходится туда завлекать при помощи симпатичной девушки), захватывают неимоверно. Отличный юмор, желание посмеяться над штампами жанра и "прикольные" диалоги также составляют плюсы игры. Но та же самая линейность, бедность вариаций развития героя и консольный геймплей относятся к минусам.

Вне всякого сомнения, Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — The Sith Lords заслужили свою порцию аплодисментов и внимания уважаемой публики. Но назвать игру полноценным продолжением оригинала вряд ли можно — она больше похожа на адд-он, раскрывающий прятавшиеся в тени грани мира "Звездных войн". Увы, от линейности и недоделок пострадал и этот проект, будучи пораженным ими в самое сердце. Итог — KOTOR 2 привлекал игроков в основном самим миром "от Лукаса", нежели какими-то оригинальными и интересными идеями.

Зато уж Gothic 2: Night of the Raven может похвастаться всем тем, чего недоставало другим проектам. Тут вам и великолепный сюжет с множеством разветвлений и интересной историей, и отличная балансировка монстров и героя, и огромный продуманный мир, и хорошая графика, и много всего другого. Но и ей было не суждено стать "самой-самой". Почему? Наверное, не хватило оригинальности или какой-то внутренней струнки, способной отозваться даже в самом зачерствевшем сердце. Хотя есть, пожалуй, веская причина такого решения — перед нами дополнение, а не полноценная новая игра.

А вот Fable: The Lost Chapters показалась нам наилучшим выбором для "RPG года-2005". Да, консольных элементов в игре хватает (одна система записи чего стоит), но уж оригинальность просто хлещет через край. Сравниться в этом с ней могла бы разве что The Bards Tale, но ведь кроме массы новых идей разработчики внедрили в свое детище уйму интересных квестов, заковыристую схему учета достижений персонажа, множество мелких деталей, придающих бытию нашего alter ego реалистичность. И то, что игра близка к action/RPG, нисколько ее не портит. Тем, кто хочет прочувствовать себя настоящим Героем с большой буквы, стоит увидеть сие творение, и вы поймете, за что мы его выбрали в качестве лидера голосования. Успехов тебе, Fable, и второй части поскорее!

Лучший Менеджер
Победитель — The Movies
Претенденты: FIFA Manager 06; Football Manager 2006; Movies.

Не слишком богатой количественно выдалась номинация менеджеры, плюс к тому в среду традиционных для нее игр затесался неожиданный новичок.
Electronic Arts из года в год производит не только футбольные симуляторы, но и менеджеры. FIFA Manager 06 — очередная игра, развивающая линейку. На этот раз геймеров ждала полностью переделанная система характеристик футболистов, сработавшая "на усложнение". Нет больше возможности одним взглядом определить "крутость" спортсмена. В принципе, это хорошо, настоящий тренер должен думать, а не только использовать save/load. Жаль только, что матчевая модель подкачала. Счет 20:0 здесь вполне реален, а это не есть хорошо. Так что выиграть FIFA Manager просто не мог.

Football Manager 2006 — уже вторая игра новой серии, ставшей последовательницей старого Cham-pionship Manager. Казалось бы, лучше, чем предыдущая инкарнация, сделать уже нельзя. Но разработчикам удалось и это. И пусть количество изменений невелико, здесь этого не потребовалось. Игра все равно стала лучшей в своем роде и однозначно лидировала среди футбольных менеджеров ушедшего года. Но этого оказалось мало. Потому что на сцену вышли...

The Movies. Что тут можно сказать — Питер Мулинье сделал игру "в своем стиле". Мы занимаемся развитием небольшой голливудской киностудии, постепенно превращая ее в мегакорпорацию, чьи фильмы приносят огромные доходы и собирают полные залы зрителей. Управляем мы всеми аспектами жизни студии — от найма актеров и рассадки по полезной площади растений до написания сценария фильма и его отладки перед уходом в кинопрокат. Одним из ведущих козырей стала также возможность сохранения снятых картин и размещения их в Интернете, что резко повысило интерес к игре. Сейчас даже проводятся специальные конкурсы на лучший фильм с заданными условиями по той или иной тематике, а это само по себе о многом говорит. Что ж, симуляторов киностудий в истории игростроя было до смешного мало, посему радостно вдвойне, что один из них заслужил столь высокого признания со стороны наших экспертов!

Лучший Квест / Adventure
Победитель: Fahrenheit
Претенденты: Мор.Утопия, Fahren-heit, Myst V:End of Ages, Still Life.

C квестами в этот раз как-то не сложилось. Still Life на поверку оказался просто хорошей игрой, в большинстве своем стандартной и на гениальность уж никак не претендующей. Сюжет — перелопаченная история Дж. Потрошителя, завершившаяся к тому же приевшимся "ждите-продолжения"-обломом. Головоломки — интересны и логичны, в постановке роликов чувствуется рука профессионала, геймплей — и он на месте. Проблема в том, что такой подход — не новость, подобные проекты мы уже видели и, несомненно, повстречаем еще не раз. Myst все так же дьявольски красив и неподражаем, однако по-прежнему остается "игрой не для всех", и ничего нового в жанр, к сожалению, не привнесет.

Выбор между оставшимися претендентами было сделать и впрямь не просто. "Мор.Утопия" — без пяти минут шедевр, тот случай, когда идея, содержание куда важнее оболочки. За свой бесподобный, литературный, в чем-то философский сюжет и общую оригинальность и новизну он уже оценен по достоинству (см. соответствующую номинацию). Но оставить без заслуженного внимания детище Quantic Dream никак нельзя.

"Фаренгейт" — один из тех немногих проектов, каждая деталь которых просто светится старанием разработчиков подарить зрителю что-то новое. Интерес к игре не пропадает ни на секунду. Стоит авторам слегка замедлить темп, как повествование закладывает очередной вираж. "Интерактивное кино" — термин, которым чаще всего характеризуют Fahrenheit рецензенты, однако он и единственно верный, ибо чистого геймплея в привычном его понимании здесь практически нет. Отличная режиссура каждого игрового момента, виртуозная камера, выдающая самые эффектные ракурсы, плюс фишка с разделением экрана, делающая сходство игры и фильма совсем уж полным. Мастерски поданный сюжет, на протяжении которого доведется отыграть, пожалуй, за всех главных героев. Тут вам и моменты из личной жизни персонажей, и легкие эпизоды для разрядки, и лихие "экшн"-сцены. Добавьте сюда простое и вместе с тем оригинальное управление, отличное музыкальное сопровождение за авторством маэстро Анджело Бадаламенти и на выходе получите стопроцентный хит, первую удачную попытку сделать по-настоящему кинематографичную игру. Уникальная, штучная работа, головокружительное и невероятно зрелищное приключение от мира игр. Лучшее в ушедшем году.

Лучшая Аркада
Победитель: Psychonauts
Претенденты: Jets'n'guns, Psy-chonauts, Rag Doll Kung Fu

Под барабанную дробь клавиш клавиатуры и джойстиков, появляются на наших экранах они — лучшие аркады года. Каждая из них достойна внимания игроков, каждая — уникальна в списке игр самого народного жанра. Итак, все внимание на сцену.

В разрывах снарядов и вспышках лазеров, под брутальный саундтрек, на огромной скорости пролетает Jets'n'guns. Его сопровождают аплодисменты и восхищенный свист публики. Он разносит в пух и прах турель возле левой кулис и, не справившись от волнения с управлением, врезается в балкон. Не беспокойтесь герою ничего не угрожает — это всего лишь красочная постановка.

Ки-я! Ки-ты! Ки-мы! Боевик и кун-фу для компьютерной мыши в одном флаконе. Удар, блок, удар, еще удар — го-о-ол, в смысле нокаут. Конферансье можно заменить. Юмор и пародия на десятки файтингов перелетает через экран и скрывается в ложе претендентов.

Вот в линейке легенд от Тима Шафера появился очередной уникум. Он идет спокойной размеренной походкой из центра зала, удивленно и смущенно оглядываясь на сидящих в первом ряду байкера, молодого пирата и скелета. Обаятельный Разпутин (для друзей можно просто Раз) только что помог все разложить по полочкам в очередной задуренной голове. Он устал и это неудивительно — на голом энтузиазме (продажи игры оказались невелики) — такую работу выполнять весьма сложно.
Кто же стал одним из победителей нашего редакционного хит-парада?

О да, Он заслужил это больше всех. Почетный психонавт редакции — Разпутин, а лучшая аркада 2005 года — Psychonauts. Вы спросите почему? Может, потому, что в нем нашлось место и ураганному драйву, как в Jets'n'guns, и юмору, и пародии, которые переплюнули Rag Doll Kung Fu. Не последними козырями оказались оригинальные и неожиданные дизайнерские решения для каждой игровой локации, симпатичный и узнаваемый набор врагов, великолепный сюжет, здоровая тяга игрока к собирательству, живые голоса актеров.

Самая оригинальная игра
Победитель: Мор. Утопия
Претенденты: Darwinia, Farenheit, Psychonauts, The Movies, Мор. Утопия

Я вижу, вы волнуетесь. Не стоит. Результат закономерен и все прогнозы давным-давно подтверждены. В последней битве схлестнулись потешные человечки из Darwinia, отважные полицейские из Fahrenheit, психи-шизовреники из Psychonauts и наша золотая троица из Мор.Утопия. У них не было ни единого шанса. Претенденты надувались гордыми петухами и тут же лопались, не выдерживая решительного взгляда Бакалавра, свирепого — Гаруспика и ехидного — Самозванки. В сухом остатке, Darwinia и Psychonauts отличились только неординарным концептом, а весь игровой процесс Fahrenheit сводится, прости господи, к простеньким мини-играм аркадного типа. Именно поэтому единственный в своем роде симулятор выживания человека в условиях эпидемии становится лауреатом и в этой номинации.

Мор.Утопия заново открыла жанр survival. Она отринула опыт Silent Hill'ов и Alone in the Dark, перевернула страницу и начала с чистого листа. В ней приходится есть, чтобы убить чувство голода, спать, чтобы прошла усталость, лечиться, чтобы болезнь за штанину не утащила к ближайшей могиле. В сумерках пробираешься к опустевшему дому, убиваешь мародеров, опустошаешь их карманы, обшариваешь полки и бежишь домой, через зараженную зону, уворачиваясь от больных безумцев, ядовитых облаков и чумных крыс. Ты экономишь каждый патрон и радуешься выменянному сухарику, знакомишься с обитателями этого города и помогаешь им разобраться с их бедами. Ты попадаешь в авантюрную круговерть и вдохновенно читаешь красивейшие диалоги, чтобы спасти жизнь не только себе, но многим.

В Мор.Утопия сплелись воедино два жанра: интерактивный роман и пособие по выживанию. И первое и второе реализовано на недостижимой для других высоте. Замечательный образчик компьютерной игры, которая является одновременно и произведением искусства. До Эрмитажа, конечно, еще далеко, но дома никто не мешает обложить диски рамочкой и повесить на стенку. А на недоуменные вопросы знакомых можете смело отвечать: "Это самая оригинальная игра 2005 года, прорыв в жанре, пример для подражания…". Можете также добавить, что это почти лучшая игра 2005 года. Именно она в конечном итоге сошлась с нашим победителем в самой главной номинации.

Лучший мультиплейер
Победитель: Battlefield 2
Претенденты: Battlefield 2+add-on, Call of Duty 2, Quake 4, Worms 4: May-hem, Бригада Е5: Новый альянс

Предположим, у вас есть последний распоследний компьютер с ширококанальным выходом во всемирную паутину. Он открывает перед вами миллионы новых возможностей и тысячи способов развлечений. Но есть только один, оправдывающий его использование. Чаты? Форумы? Клубы знакомств? Опомнитесь! Я слышу из ваших уст робкое "WoW"? Оставьте этот галлюциноген от Blizzard миллионам подсевших на него наркоманов. Это потерянные для общества люди. У нас в запасе есть гораздо более интересный вариант. Поселите на своем жестком диске маленькое чудовище, с охотой пожирающее не только бесконечные ресурсы железного коня, но и Интернет-трафик вместе со свободным временем. Взамен оно подарит вам широкие просторы, фотореалистичную графику, отличную физику, десятки верных (живых!) товарищей, возможность самому творить свою судьбу. Вашей страстью станет коллекционирование медалей, и мечтой — занять первое место в мировом рейтинге. По ночам вам будет сниться ваша любимая, новенькая снайперская винтовка, а многотонный (вражеский) винтокрыл станет худшим из кошмаров.

Театру военных действий пришел на смену аттракцион. Пугающе-увлекательный, ужасно азартный, доступный и открытый для всех слоев общества. Тут нашли свое последнее пристанище прожженные плазмаганами квакеры, за танки уселись изъеденные кислотой анриллеры, привычно-реалистичное оружие легло в руки страйкеров. И началась битва, равной которой еще не видело человечество. Не умолкающая ни на секунду, яростная, страшная. Интернациональные команды кричат в микрофоны незнакомые слова, но понимают друг друга с полувздоха. Свинцовый дождь накрывает укрепления противника, а артиллерийский град сыпется им на каски. Диверсанты взрывают радары, снайперы отстреливают любопытные носы, медики разбрасывают допинг, а поддержка распихивает по карманным патроны. Эту игру нельзя не любить. Даже несмотря на равнинные баги и городские глюки. Даже несмотря на грядущую волну аддонов-вымогателей со скромной табличкой "Дайте денег". Самый успешный многопользовательский проект прошлого года заставляет забыть про эти мелочи, так же как и про сон, еду и необходимость посещать уборную. "Лучший мультиплейер" закономерно отхватывает Battlefied 2.

Лучший звук
Победитель: F.E.A.R.
Претенденты: Call of Duty 2, F.E.A.R., Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory, X3: Reunion

При покупке компьютера ему уделают наименьшее внимание. Стесненные средства отметают покупку сильного аудиоускорителя, зато способствуют появлению на полке дешевых китайских генераторов хрипов и скрежета. Право же, кощунство. А применительно к нашему лауреату — это просто смертных грех.

Барабанная перепонка мягко вибрирует, молоточек нежно стучит по наковаленке, и слуховой нерв является единственным проводником пулеметных трелей к головному мозгу. Звукорежиссер здесь выложился на полную катушку, чтобы тысячи пользователей оценили кристальную чистоту звуковых эффектов. Актеры поймали вдохновение и играли как никогда. Композитор мягкими рифами обеспечивал еще большее погружение. И в результате их усилий виртуальные, существующие только в воображении видеокарты уровни зазвучали так натурально, что порой казалось, будто это с наших стен слетает штукатурка, а злодей притаился не где-нибудь, а под диваном. Здесь выстрел в пустом коридоре вызывает появление легкого эхо. Гильзы со звоном падают на бетон, капли с тихим всплеском входят в воду, а непонятный, страшный, таинственный шепот призраков вызывает гусиную кожу и даже легкий тремор конечностей. Технология EAX HD выжимает все соки из аудиоускорителей и подпиливает нервы у дошедших до икоты пользователей. И пусть оставшаяся часть коллектива жутко схалтурила. Пусть дизайнеры не смогли изобрести ничего лучше, чем раз за разом повторять одни и те же приемы, а сценарист решил отделаться мятым листиком со своими каракулями. Пусть их. Они убили отличную идею, и опрокинули ванну с мыльной водой на репутацию своей компании. Но армия смышленых клонов с их бесподобным "shi-i-i-it" заставила нас закрыть глаза на подсознательное неприятие этого проекта. Звук, который можно ставить в пример. Звук, который обеспечивает слоновью долю по нагнетанию атмосферы. Звук, который позволил проекту от Moholith занять первое место хотя бы в одной номинации. Честь и хвала, F.E.A.R.

Лучшая графика
Победитель: Quake 4
Претенденты: Earth 2160, F.E.A.R., Need for Speed: Most Wanted, Quake 4

Эта игра заставила посмеяться над экстремально продвинутой консолью от дяди Билли. Средние по сегодняшним меркам ПК слопали ее, не поморщившись. Шагающий же по планете Xbox 360, бахвалившийся своей мощей и революционностью, засунул в привод диск, поперхнулся, подавился, прокашлялся, напрягся и выдавил через силу ту же самую картинку, только в виде слайдшоу. Честь и хвала компаниям id Software и Raven Software, показавших мерзкой железке ее место под солнцем.
Неужели мы сталкиваемся с началом доброй традиции? В прошлом году эта же самая премия досталась первой игре на движке DOOM3 (несложно догадаться, что это бы сам DOOM3). Теперь же мы рады приветствовать Quake 4, внутри которого горит все тот же пламенный мотор.

В Quake 4 нас все так же приветствует сногсшибательная игра света и тени. Каждая поверхность щедро усыпана превосходным bump-mapping, текстуры стали еще четче (представьте себе!), строгги без всякого стеснения искривляют пространство и развлекают фейерверками из припаянных к конечностям пушек. Не обошлось и без превосходной анимации. Вышагивающий гладиатор, закованный в стальную броню с Rail Gun на плече пробуждает чувство умиления. Его хочется обнять, расцеловать, выцарапать на хладном металле "тут был я" и попросить автограф. Но самое значимое достижение сделано в области моделирования homo sapiens. Впервые пред нами предстали не пластиковые пупсы, избороздившие просторы не одной уже игры со времени открытия континента пиксельных шейдеров. Почти что натуральная человеческая кожа ныне покрывает тела доблестных бойцов антистрогговского сопротивления. Никогда еще люди не смотрелись так естественно. Ни в одной другой игре кровь не выглядела так натурально. А по разбросанным там-сям внутренним органам можно с успехом сдавать зачет в медицинском университете. Поначалу неприглядные помещения со временем сменяются потрясающими уровнями, где мертвый металл соседствует с живой плотью. Добавьте к этому великолепно нарисованных монстров и оружие — и вы поймете, почему награду за лучшую графику в свою берлогу утащил именно Quake 4.

Лучший сюжет
Победитель: Мор. Утопия
Претенденты: The Bard's Tale (2005), Fahrenheit, Myst 5: End of Ages, Prince of Persia: The Two Thrones, Psychonauts, Мор. Утопия

В этой номинации нет никакой интриги. Для нас. Западные коллеги пусть грызутся над своими драгоценными хитами, выжимая из каждого по крупицам неожиданные повороты и кульминации, взвешивая все это добро на канцелярских весах и определяя таким образом самую сюжетную игру года. Пусть их. "Маза Раша" с жалостью смотрит на это хмурое сообщество, неспособное оценить красоту русского языка и проникнуться самым неожиданным (неожиданно прекрасным) проектом 2005 года.
Эта серая лошадка долгое время топталась в наглухо заколоченном стойле. Что она из себя представляет, можно было догадаться только по доносящемуся ехидному ржанию и топоту копыт. Люди искали ассоциации и сравнения. Ставили знаки "равно" и "больше/меньше", проводили аналогии и с подозрением посматривали на блеклые скриншоты. Все предположения были ошибочными. Неопытные конюхи из тайного братства Ice-Pick Lodge, для которых наша героиня стала первым самостоятельно взращенным питомцем, наконец, распахнули ворота. Мы ахнули.

Наши очи, уже привыкшие, казалось бы, ко всему на свете, увидели странный городок, приютившийся на границе Империи. Его жители знают много тайн, его история заставляет волоски на коже подниматься дыбом, а настоящее — дико кричать от ужаса, вырывать волосы на голове и посыпать свежее приобретенную лысину пеплом. Нашим взорам предстало три героя, каждый из которых готов предоставить нам свое тело, чтобы дать возможность разобраться с тайнами этого места, растекающегося под давлением худшего из проклятий.

Три разных личности. Три разных, волшебных, интереснейших истории. Странное начало, суетливые попытки предотвратить несчастье, заражение и вымирание целых кварталов, приезд жестокосердной инквизиции, блокада города армейскими силами, погребные костры, мародеры, шастающие в опустевших зданиях, головорезы, преследующие беспомощных жителей на улицах, солдаты, заживо сжигающие оказавших сопротивление, смертельно больные люди, с жадной ненавистью преследующие еще здоровых. В этой номинации у нас однозначный победитель. Мор. Утопия становится лауреатом премии "Лучший сюжет 2005 года". Поздравляем вас, дорогие товарищи из Ice-Pick Lodge.

Лучшие Настольные игры

Третий год подряд авторитетная комиссия, состоящая из лучших специалистов по настольным играм в Беларуси, выбирает лучшую настольную игру за истекшие 365 дней. В этот раз в список претендентов вошли наиболее известные у нас в стране настольные игры российского производства, а также локализации зарубежных продуктов, вышедшие в период до второй половины декабря прошлого года. К голосованию допускались только самостоятельно существующие игры, а не дополнения к популярным игровым системам. Выиграть пытались следующие проекты:

1. "Диктатор-Контроль";
2. "Зельеваренье";
3. "Князья";
4. "Крестовые походы";
5. "Мумия";
6. "Небожители";
7. "Походы Александра";
8. "Сила Трех";
9. "Финикийцы";
10. "Экспедиция-Трофи".

Основное сражение развернулось между двумя кандидатами — "Зельевареньем" и "Князьями". Однако в итоге "Зельеваренье" победило со значительным отрывом. Итоговая раскладка тройки лидеров по очкам была такой:

1. "Зельеваренье" — 29 очков;
2. "Князья" — 19 очков;
3. "Небожители" — 12 очков.

Что ж, давайте я немножко расскажу о каждой игре, вошедшей в список победителей, чтобы вы знали, о чем идет речь. "Небожители", занявшие третье место, — это новая российская коллекционная карточная игра с интересной механикой от ООО "Студия Электронных Развлечений". Отличается она от большинства аналогичных проектов тем, что выведенные на поле существа изначально являются "голыми", не имея ни брони, ни оружия, и для большей эффективности их надо вооружать. Плюс к тому, вызываются существа на поле за ману, количество которой изначально ограничено. И как только ваш запас маны иссякнет, придет время признать свое поражение. Игра эта пока не сильно распространена в Беларуси, но последнее время начинает активно набирать обороты.

На втором месте — "Князья", настольно-печатная игра с сюжетом, описывающим историю феодальной раздробленности в русских землях, от Astrelgames. В игре используются специальные карты, делящиеся на категории (города, постройки, войска, летописи и т.д.). Игроки набирают карточки из общей колоды, после чего пытаются набрать наибольшее количество очков Славы к концу игры, для чего необходимо контролировать самые "вкусные" города, а также отличиться во внешнеполитической деятельности (например, сходить "в гости" к византийцам). Партия длится очень быстро (самая скоротечная может занять всего пару минут, ну а длинная — около 20), при этом игроки получают море удовольствия от игрового процесса. "Князья" в последние месяцы очень серьезно заинтересовали белорусских игроков, и в Минске по ним уже проходят регулярные турниры с хорошим призовым фондом.

Наконец, наш победитель, — "Зельеваренье" от Дизайнерской группы "Столица". Эта игра больше всего напоминает уроки алхимии в магической школе. Используя игровые карты, мы пытаемся сварить зелья. При этом чем сложнее зелье, тем больше очков за него получит игрок. В качестве компонентов подойдут не только базовые ингредиенты, но и уже созданные другими игроками (или вами) составы. Тот, кто наберет больше всех очков, и станет победителем. И учтите, что карты здесь, как и в "Князьях", берутся из общей колоды, так что от везения многое зависит. "Зельеваренье" хорошо еще и тем, что одинаково способно заинтересовать как взрослых людей, так и детей, благодаря продуманному дизайну карт и простоте правил. Кстати, турнир по нему также проходил в прошлом году в Минске.

В заключение хотелось бы отметить две интересные тенденции. Во-первых, в 2005 году было катастрофически мало нормальных переводных игр. Зато появилось большое количество интересных российских проектов. И, во-вторых, все три игры, вышедшие в лидеры, основой своей механики имеют действия с игровыми карточками. Такая схема наиболее проста, делает игру более компактной и позволяет играть даже в стесненных условиях маленького помещения. Хотя, может быть, в 2006 году на первый план выйдут другие тенденции...

№ 74

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в журнале "Виртуальные радости".